Библиографическое описание:

Семенишин А. В. Хозяйственно-правовые механизмы обеспечения конкурентоспособности продукции предприятий ОПК на международных рынках // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 307-310.

Статья посвящена рассмотрению правовых механизмов, применение которых влияет на конкурентоспособность вооружений и военной техники на внешних рынках. Выявлены положительные и отрицательные моменты практического применения этих механизмов, а также влияние в современных условиях стандартизации и сертификации на конкурентоспособность продукции предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, конкурентоспособность, хозяйственно-правовые механизмы, государственная поддержка ВЭД.

Производственный и научно-исследовательский потенциал оборонно-промышленного комплекса (дальше — ОПК) бывшего советского государства, который унаследовали страны СНГ, претерпел серьезные метаморфозы за последние два десятилетия. Изменились не только организационно-правовые формы предприятий: некоторые из них вошли в состав хозяйственных объединений, некоторые были корпоратизированы или перешли из государственного управления под контроль частных собственников. Но самый главный вызов, которому подверглись предприятия впоследствии демилитаризации экономики — это умение выстроить работу в достаточно жестких рыночных условиях глобального уровня. Вследствие сокращения государственного заказа в 8–10 раз, предприятия были вынуждены искать рынки сбыта своей продукции за пределами страны, сталкиваясь на международных рынках с жесткой конкуренцией западных производителей. Таким образом, место оборонного предприятия в оборонно-промышленном комплексе сегодня определяется конкурентоспособностью его продукции в глобальном масштабе и умением её продвигать на внешние рынки.

В соответствии с классическим экономическим толкованием, конкурентоспособность — это способность товара или услуги выдержать сравнение с аналогичными товарами и услугами других производителей при сохранении среднерыночной цены [1].

Резюмируя, можно утверждать, что конкурентоспособность продукции определяется её преимуществом перед аналогичными товарами по характеристикам при установленной среднерыночной цене. Тем не менее, всё больше и больше потенциальные покупатели военной техники и вооружений (далее — ВВТ) при выборе учитывают не связанные с ценой и характеристиками факторы, такие как издержки при последующей эксплуатации (стоимость полного жизненного цикла), а также стоимость услуг по ремонту и модернизации в дальнейшем. В современном мире конкурентоспособность ВВТ на международных рынках зависит и от возможности задействовать сопряженные финансово-экономические механизмы для приобретения техники на более выгодных условиях, а также и от реализации государством внешнеэкономической политики, применения офсетов и т. д.

Исследованием проблемы хозяйственно-правовых механизмов обеспечения конкурентоспособности ОПК как отрасли промышленности занималось ряд ученых, среди которых следует отметить А. И. Васильева, В. В. Кудашкина, а изучением вопросов конкурентоспособности экономических систем — Дж. Кейнса, Р. А. Фатхутдинова. Вместе с тем, исследование правовых средств повышения конкурентоспособности продукции отечественного ОПК на внешних рынках не проводилось.

Актуальность вопроса изучения хозяйственно-правовых механизмов повышения конкурентоспособности продукции ОПК на международных рынках вооружений определяется тем, что до настоящего времени эта тема исследована недостаточно.

Конкурентоспособность продукции ОПК также зависит от соответствия её определённым стандартам, которые признанны в мировой практике. Такие системы стандартизации внедряются не только в пределах отдельных государств, но и в системах коллективной безопасности. Таким образом, соответствие продукции ОПК этим унифицированным стандартам позволяет получать доступ на финансово благополучные рынки западных стран и, в следствии, повышать конкурентоспособность ВВТ перед аналогичной продукцией конкурентов, которая этим стандартам не соответствует.

Как показывает статистика, экспортные поставки продукции ОПК из года в год продолжают оказывать существенное влияние на торговое сальдо стран СНГ. При этом рост заказов на высокотехнологичную продукцию ОПК имеет комплексный характер для экономики станы и влечет за собой создание новых рабочих мест, развитие научного потенциала.

Так, согласно данным официальной статистики, в 2012 году объем экспорта вооружений из РФ вырос на 12 % по сравнению с 2011 годом и составил около 15,7 миллиарда долларов. Государственная политика РФ направлена на постоянное повышение конкурентоспособности экспортных предложений [2]. Объем внешних поставок вооружения и военной техники из Украины по итогам 2012 года составил 1,34 миллиарда долларов, также продемонстрировав рост [3].

В таком контексте государство становится максимально заинтересованным реализовывать экономическую политику, которая направлена на предоставление определённых стимулов и льгот оборонным предприятиям, повышая и свою собственную конкурентоспособность. Согласно исследованиям Центра конкурентоспособности IMD, который составляет ежегодный мировой рейтинг конкурентоспособности, в 2013 году по конкурентоспособности в мире Россия занимает 42 позицию, а Украина 49, значительно увеличив свои позиции по категориям производство и экспорт [4].

Для стимулирования экспорта продукции оборонных предприятий в мире приобрели распространение определённые организационно-финансовые инструменты. Они, хотя и основываются на общих принципах внешнеэкономической деятельности, но имеют ряд своих отличительных особенностей. Рассмотрим эти особенности в правовом контексте.

Предоставление низкопроцентных кредитов на покупку вооружений ивоенной техники для страны-покупателя имеет большое значение, поскольку, как правило, сумы оборонных контрактов очень значительные и без использования дополнительных финансовых механизмов не позволяют государствам самостоятельно одновременно закупать несколько позиций вооружений. В то же время, отечественные коммерческие банки не заинтересованы в таком виде кредитования в силу того, что они не располагают достаточным количеством ресурсов и не приемлют систему обеспечения по кредитам такого рода. И только лишь государственные банки способны поддержать производителей вооружений как на стадии строительства вооружений и военной техники, так и при её экспорте в третьи страны. Правовая регламентация экспортного кредитования осуществляется в соответствии с Договоренностью об экспортном кредитовании с официальной поддержкой Организации экономического сотрудничества и развития [5]

Связанным финансовым инструментом является предоставление государственных гарантий — это письменное обязательство Правительства экспортеру или банку отвечать полностью или частично за неисполнение перед ним обязательств другой стороной соглашения по контракту/финансовому обеспечению. Правила предоставления государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг) утверждены Постановлением Правительства РФ № 803 от 1 ноября 2008 года [6].

Ещё одним важным механизмом поддержки производителей вооружений и техники двойного назначения является лизинг вооружений и военной техники. В оборонной сфере может применяться как финансовый, так и операционный лизинг. С учётом того, что срок договора лизинга вооружений существенно меньше срока полезного использования объекта лизинга, то наибольшее распространение приобрёл именно операционный лизинг. Особенность операционного лизинга заключается в том, что по окончании лизингового договора объект лизинга выкупается лизингополучателем по остаточной стоимости. При этом, лизинг ВВТ, как правило, сопровождается обязательствами по техническому обслуживанию поставляемой техники и оказании других услуг, которые, в конечном счете, существенно увеличивают стоимость основного контракта. Таким образом, в отличие от кредитных обязательств, при лизинговых отношениях возможно продвижение дополнительных услуг.

Ещё одним финансовым инструментом при экспортных поставках вооружений и военной техники является международный факторинг. В случае проведения международных факторинговых операций, товары и услуги экспортируются с отсрочкой платежа, что определяется в договоре факторинга. Использование механизмов факторинга оправдано в случае регулярных внешнеэкономических поставок, например, запасных частей и комплектующих для вооружений.

Кроме организационно-финансовых инструментов для поддержки конкурентоспособности и продвижения продукции на внешние рынки также используются организационно-хозяйственные механизмы.

Одним из наиболее эффективных механизмов, который позволяет технологически закрепиться на рынке вооружений страны партнера и его союзников, является создание совместных производств или передача лицензий на производство. С целью создания совместного производства на территории страны-реципиента, происходит передача технологий и лицензий на производство конкретных вооружений или военной техники. Это своего рода дальновидные контракты, которые, как правило, предполагают технологическую экспансию и более тесную экономическую отраслевую интеграцию.

Содействующим фактором конкурентоспособности при внешних поставках вооружений и военной техники выступает и применение офсетных механизмов, которые относятся к разновидностям внешней торговли. Суть офсетной торговли заключается в предоставлении определенных встречных компенсаций поставщиком вооружений заказчику в виде субподрядов, встречных торговых или инвестиционных обязательств. Офсеты могут быть прямыми, непрямыми и не связанными с предметом поставки.

Прямой офсет предполагает в дополнение к поставкам готовых вооружений и/или военной техники оказание услуг по созданию производственно-ремонтных мощностей, строительство необходимой инфраструктуры, поставку оборудования, а также комплектующих, что благоприятно сказывается и на других отраслях экономики страны-экспортёра. Непрямые офсеты, хотя и не имеют непосредственного отношения к выполнению экспортного контракта, но касаются других аспектов оборонного производства. Не связанные офсеты предполагают организацию экономического взаимодействия также и в секторе гражданской продукции, что выражается в других формах внешней торговли — встречных закупках, бартерных расчётах, проведение клиринговых операций. Любое государство, заинтересовано в том, чтобы использовать именно офсетные механизмы при экспорте вооружений и военной техники, таким образом, повышая экономическую эффективность взаимоотношений с партнёрами.

Рассмотренный хозяйственно-правовой инструментарий в сегодняшних условиях оказывает существенное влияние на конкурентоспособность вооружения и военной техники в целом на международных рынках. В то же время, воплощение рассмотренных организационно-финансовых и организационно-хозяйственных механизмов оказывается невозможным в полной мере без государственного посредничества, скорее, без государственной экономической политики в этом направлении. Одним из эффективных шагов стало создание в октябре 2011 года в РФ ОАО «Агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций» с целью покрытия финансовых рисков, которые возникают во время экспорта вооружений и военной техники в виде 100 % дочерней компании Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». На деятельность Агентства распространяется государственная гарантийная поддержка и финансовая поддержка Внешэкономбанка. Основной целью деятельности Агентства является осуществление поддержки экспорта российской продукции и российских инвестиций за рубежом по следующим основным направлениям: страхование экспортных кредитов от предпринимательских (коммерческих) и политических рисков; страхование российских инвестиций за рубежом от политических рисков [7].

Проведенное исследование позволяют сделать вывод о важной роли описанных выше хозяйственно-правовых механизмов в продвижении ВВТ на международные рынки. Рассмотренные механизмы в определённой степени влияют и на рыночную конкурентоспособность продукции.Вместе с тем, как мы уже отмечали, конкурентоспособность продукции ОПК прежде всего зависит от её технических характеристик. Соответствие этих технических характеристик определённым международным стандартам открывает перед вооружением и военной техникой новые рынки, а также существенные возможности по межгосударственной кооперации. В современном мире стандартизация и сертификация продукции используются как маркетинговый инструмент для продвижения товаров на рынки.

С научной точки зрения понятие стандартизации рассматривается во многоуровневом аспекте. В разрезе нашего исследования стандартизация предусматривает качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии. Стандартизация ВВТ направлена на обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, взаимозаменяемости тех средств, технической совместимости, исполнения государственных заказов и содействие соблюдению требований технических регламентов [8]. Практически всё ВВТ должны соответствовать государственным стандартам, в том числе признанным в определённом порядке межгосударственным и международным стандартам.

Очень важной функцией стандартизации является создание возможности участия оборонно-промышленных комплексов нескольких стран в кооперационных программах. Она применяется для того, что б предприятия могли привести свои технологические наработки к общему знаменателю.

Сертификация это — подтверждение соответствия качественных характеристик продукции, работ или услуг стандартам качества [9]. После успешного завершения процесса сертификации происходит получения сертификата, который является юридическим фактом.

Как для стандартизации, так и для сертификации применяется национальное законодательство. Вместе с тем, по собственной инициативе предприятий, они и их продукция могут проходить добровольную сертификацию на соответствие нормативным требованиям, принятым в других странах.

В качестве документов по стандартизации, устанавливающих требования к оборонной продукции, применяются межгосударственные и государственные военные стандарты; национальные стандарты; стандарты ограниченного распространения; отраслевые военные стандарты, отраслевые стандарты с едиными требованиями для оборонной и народно-хозяйственной продукции; стандарты организаций, применяемые при выполнении оборонного заказа; правила, нормы и рекомендации по стандартизации и каталогизации оборонной продукции; классификаторы и кодификаторы, а также нормативно-технические документы системы общих технических требований к видам вооружения и военной техники [10].

В заключение отметим, чтоиностранные заказчики стремятся покупать те образцы вооружений, которые используются в вооруженных силах стран-экспортеров. Это объясняется необходимостью опережающей постановки вновь создаваемых ВВТ на вооружение отечественных вооруженных сил, поскольку для импортера часто нужна относительно старая военная техника [11].

Таким образом, для формирования успешной стратегии продвижения ВВТ на международные рынки нужна синергия государственной экономической политики в сфере содействия ВЭД и деятельности предприятий ОПК, которая направлена на постоянное совершенствование продукции в соответствии с мировыми стандартами, повышение её конкурентоспособности за счёт инновационной составляющей. А хозяйственно-правовые инструменты, необходимые для повышения конкурентоспособности на сегодня существуют в достаточном количестве.

Литература:

1.         Экономическая энциклопедия. URL:  http://www.moneytimes.ru/encyclopedia/13282.html

2.         Россия с начала года нарастила экспорт оружия на 15 %.URL: http://ria.ru/defense_safety/20130624/945454771.html

3.         Экспорт украинского оружия: итоги 2012 года.URL: http://vpk.name/news/94103_eksport_ukrainskogo_oruzhiya_itogi_2012_goda.html

4.         Рейтинг 2013 Центра конкурентоспособности IMD.URL: http://www.imd.org/news/World-Competitiveness-2013.cfm

5.         The Export Credits Arrangement text. URL: www.oecd.org/tad/xcred/theexportcreditsarrangementtext.htm

6.         Постановление Правительства РФ № 803 от 1 ноября 2008 года. Об утверждении «Правил предоставления государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг)» // URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi≤req=doc;base=LAW;n=142367

7.         Презентация Экспортно-страхового агентства России. URL: http://www.exiar.ru/file_plagin/filedownloadLink.php≤file=/download_file/presentazia_agentstva_2012.pdf

8.         Юридический словарь.URL: http://yurist-online.com/uslugi/yuristam/slovar/s/5624.php

9.         Юридический словарь.URL: http://yurist-online.com/uslugi/yuristam/slovar/s/5363.php

10.     Зажигалкин А. В. О стандартизации в оборонной промышленности URL: http://federalbook.ru/files/OPK/Soderjanie/OPK-7/III/Zajigalkin.pdf

11.     Васильев А. И. Российский оборонно-промышленный комплекс на рынке вооружений: управление конкурентоспособностью. Автореферат.URL: http://www.dissercat.com/content/rossiiskii-oboronno-promyshlennyi-kompleks-na-rynke-vooruzhenii-upravlenie-konkurentosposobn#ixzz2dFTMiww4

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle