Библиографическое описание:

Дюпина Ю. В. Цвет как объект междисциплинарных исследований // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 441-443.

Как предмет исследовательского интереса цвет берет свое начало в далеком прошлом. Уже в доисторическую эпоху вырабатываются основные понятия человека о цвете, возникают традиции его применения в различных видах деятельности. Цвет становится своеобразной знаковой системой, служащей средством коммуникации.

Первая попытка научного подхода к пониманию цвета была осуществлена в XVII веке. Анализируя исследования света Аристотеля, Декарта, Гука, Исаак Ньютон формулирует естественнонаучную теорию цвета. Он утверждает органическое единство цвета и света, их физическое тождество. Опытным путем Ньютон доказывает, что спектр — это «естественная» шкала цветов, а спектральные цвета являются основными цветами. В его работах дано физико-математическое объяснение многих цветовых явлений окружающего мира, например радуги. Ньютона можно с полным правом считать основоположником физической науки о цвете. Труды Ньютона способствовали возникновению двух ветвей науки о цвете — «физиологической» оптики и учения о психологическом воздействии цвета.

Физиологический принцип классификации цвета был положен в основу «Учения о цвете» Гете. В конце XVIII века в результате полемики с теорией Ньютона Гете построил свою цветовую систему. В систематике цвета он исходит отчасти из естественнонаучных наблюдений, отчасти из обобщений практических операций живописцев (смешения красок). В понимании Гете цвет — полноправный элемент бытия и космоса, источник знания, вдохновитель творчества. Симпатизируя взглядам Аристотеля, Платона и неоплатоников, ученый отстаивает идею единства и неделимости света, его божественного происхождения. Философия Гете вобрала в себя древнее и современное, западное и восточное, материальное и духовное знание. В своей книге Гете описывает световую и цветовую адаптацию, иррадиацию, процессы затухания последовательных образов, изучает аномалии цветового зрения, формулирует учение о контрастных явлениях [1].

После появления теории света Ньютона и «Учения о цвете» Гете открылось множество путей для познания сущности и роли цвета. Цвет– сложное, многоаспектное явление, изучение которого представляет интерес для различных естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. В настоящее время цвет является объектом изучения естественных наук (физики, химии, биологии), психологии, психофизиологии, этнографии, богословия, эстетики, искусствоведения, филологии, семиотики.

В физическом, материально-вещественном плане свет — это доступное человеческому глазу электромагнитное излучение: «свет, в узком смысле — электромагнитные волны в интервале частот, воспринимаемых человеческим глазом… В широком смысле — то же, что и оптическое излучение. Оптическое излучение, электромагнитные волны с длиной в диапазоне от 1 нм до 1 мм. К оптическому излучению, помимо воспринимаемого человеческим глазом видимого света, относятся инфракрасное и ультрафиолетовое излучения» [2]. Различие световых волн по длине и частоте обусловливает существование феномена цвета. Согласно энциклопедическому толкованию, «цвет — свойство света вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого излучения. Свет разных длин волн возбуждает разные цветовые ощущения <…> Однако цвет сложного излучения не определяется однозначно его спектральным составом» [2]. В повседневной жизни человек сталкивается с огромным количеством самых разных цветов и оттенков, которых нет в цветовом спектре. Их появление — результат различных естественных явлений.

Помимо изучения физической природы света, вопросы восприятия цвета рассматриваются в биологии, нейрофизиологии, медицине, психологии. В психологии считается, что цвет активно воздействует на наше физическое состояние. Исследования показали, что это влияние происходит помимо сознания и воли человека. В настоящее время разработано множество психодиагностических методик изучения цвета. Наиболее распространенной методикой является психодиагностическая методика Макса Люшера [3]. Тест Люшера не только дал возможность исследовать взаимосвязь эмоционального состояния человека и его цветовых предпочтений, но позволил по-новому взглянуть на проблему цветового символизма. Данная методика успешно применяется в отечественной психологии и психосемиотике. Ассоциативные цветовые значения как символы настроения и «индикаторы эмоциональных компонентов отношений» человека к себе, миру, окружающим исследуются в работах А. Н. Лутошкина, А. М. Эткинда, Е. Ф. Бажина, Л. М. Иванова, П. В. Яньшина.

П. В. Яньшин в работе «Эмоциональный цвет: эмоциональный компонент в психологической структуре цвета» делает попытку «объяснить цвет как психологический феномен». Автор уверен, что цвет сам по себе является важным атрибутом человеческого сознания и достойным предметом психологического исследования. Цвет как компонент эмоциональный становится в один ряд с мотивами, мышлением, эмоциями. Большой интерес в данной работе представляет составленный исследователем компендиум значений цветов. Ученый собрал воедино все разрозненные данные о каждом из цветов: характеристики ауры цветов, цветосимволику, умственные ассоциации, объективные и субъективные ассоциации [4].

Иные исследователи обращают внимание на изучение цвета с позиций синестезии. Синестезия (от греч. synaisthesis — соощущение) — явление восприятия, когда при раздражении данного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств (например, «цветной слух» — звуковые переживания при восприятии цвета и т. п.) [2]. О синестезии речь идет в тех случаях, когда один стимул вызывает два ощущения: одно — адекватное, второе — неадекватное, вторичное. Качество одного ощущения переносится на другое. Синестезия ограничивается сенсорной сферой. Отметим, что тесную связь между цветом и звуком отмечал еще Ньютон в своей эстетической теории. Согласно его учению, семи цветам спектра соответствуют семь нот музыкальной октавы. Подобные цвето-музыкальные аналогии проводились и ранее древнегреческими философами. Попытки синтеза цвета и звука были сделаны Мусоргским в его сюите «Картинки с выставки». Самый яркий вклад в соединение цвета и музыки внес А.Скрябин. Он пытался раскрашивать ноты, стремясь таким образом воплотить в жизнь идею глобального синтеза всех информационных потоков в рецепторном поле человека (цвет, музыка, форма, вибрационные и тепловые ощущения). В отечественной психологии проблема синестезии рассматривается в работах С. В. Кравкова, Е. Ю. Артемьевой, С. В. Воронина и др.

Перенос идей психологии цвета в социологию позволил выделить прикладную научную дисциплину — колористику. Эта наука в широком смысле изучает свет и цвет, в узком — восприятие цвета. Главенствующее положение здесь занимает психофизиология, поскольку каждый цвет исследуется с позиций его психофизических свойств, способности вызывать определенные ассоциации у конкретных людей.

Работы, посвященные изучению психологии цвета, отличаются ярко выраженным экстралингвистическим характером. Вместе с тем некоторые исследования акцентируют внимание на психолингвистическом аспекте данного вопроса. Рассматриваются проблемы цветового зрения, цветовых впечатлений, индивидуальных особенностей восприятия цвета в искусстве. В. Ф. Петренко полагает, что язык образов, цвето-пространственных метафор «для своего сциентистического воплощения нуждается в точных колориметрических оценках и описаниях в единстве с предметными характеристиками изображения» [5, с.222]. Он высказывает мнение, что «… цветовой язык вносит дополнительные коннотации в движение человеческих эмоций при восприятии произведений искусства» [5, с.222].

Проблеме информатики цвета посвящены работы Г. Г. Воробьева. Обращаясь к достижениям прикладной физико-химической науки колориметрии, исследователь обобщает опыт, накопленный в области философии, искусства, религии, и излагает свою концепцию связи цветов с определенными психологическими процессами. Исследователь полагает, что цветовая среда формирует характер человека, настроение. Характер, в свою очередь, реагирует на цвет и предъявляет определенные требования к среде. Таким образом вырабатывается общий цветовой язык. Этот язык понятен всем народам, во все времена, при условии знания социального контекста, поэтому он имеет большое культурологическое значение [6], [7].

Цвет как вид информации рассматривается в книге Н. В. Серова «Хроматизм мифа» [8]. Это исследование обращено к цветовой символике в мифах разных народов. Автор анализирует цветовые символы, рассуждает о проблеме цветовой концептуализации, изучает эмоционально-информационные свойства цвета.

Значительное количество работ посвящено цвету в живописи, дизайне. Всестороннее внимание к цвету послужило почвой для появления науки, носящей название цветоведение. Однако подавляющее большинство первых исследований в рамках данной научной дисциплины было адресовано художникам-профессиналам. Такова книга Н. Нюберга «Курс цветоведения» [9]. Автор исследует вопросы физической природы света, анатомии и физиологии зрительного аппарата, цветового освещения, светотени, цветовой гармонии и др.

Большого внимания заслуживает монография Л. К. Мироновой «Цветоведение» [10]. Книга представляет собой фундаментальное исследование науки о цвете от эпохи первобытных общин до наших дней. В ней содержится анализ техники живописи различных направлений, особенности стилей отдельных живописцев. Автор рассматривает основные категории и проблемы учения о цвете: классификация цветов, проблема цветовой гармонии и цветовых предпочтений. Л. К. Миронова останавливается на проблеме психологического воздействия цвета на человека в разные эпохи, анализируя роль цветовой символики.

Интерес к изучению цвета не иссякает на протяжении десятилетий. Человек живет в цветовом мире. Цвет — неотъемлемая часть жизни, бытия, это мощное средство манипуляции сознанием. Цвет может влиять на человека психически и физически. Цвета, безусловно, связаны с национальной и индивидуальной картинами мира, поэтому исследуются с позиции многих наук.

Литература:

1.                Гете И. В. Об искусстве. — М., 1975. — 623 с.

2.                БЭКМ 2011

3.                Люшер М. Цвет вашего характера. — М., 1996. — 396 с.

4.                Яньшин Р. О. Эмоциональный цвет: эмоциональный компонент в психологической структуре цвета. — Самара, 1996. — 218 с.

5.                Петренко В. Ф. Основы психосемантики. — М., 1997. — 340 с.

6.                Воробьев Г. Г. Информатика цвета // НТИ: Серия 2. Информационные процессы и системы. — 1998. — № 12. — С. 1–14.

7.                Воробьев Г. Г. Цвет и характер // Цвет в нашей жизни: Хрестоматия по психологии (из серии «Познать человека»). — Курск, 1993. — С. 120–126.

8.                Серов Н. В. Хроматизм мифа. — Л., 1990. — 350 с.

9.                Нюберг Н. Д. Курс цветоведения. — М.; Л., 1932. — 191 с.

10.           Миронова А. И. Цветоведение. — Минск, 1984. — 286 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle