Библиографическое описание:

Небогина Э. Ф. Система для голосования на уроках русского языка — одно из средств реализации здоровьесберегающих технологий в процессе обучения // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 392-393.

Одним из существенных условий реализации федерального стандарта второго поколения по русскому языку и литературе является использование в школьной практике информационно — коммуникационных технологий.

В «Методических рекомендациях учителям русского языка и литературы» (Авторы: Васильева Е. В., Жаглина О. А., Корниенко Н. Г., Мерненко А.П) сказано: «Информационно — коммуникационные технологии должны войти в систему контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся».

Следует принять во внимание также Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, где говорится: «Соблюдение здоровьесберегающего режима обучения и воспитания, в том числе при использовании технических средств обучения, информационно-коммуникационных технологий, в соответствии с требованиями санитарных правил — одно из условий рациональной организации образовательного процесса».

Для меня стало очевидным, прежде всего, то, что ИКТ — технологии, которыми в условиях реализации ФГОС основного общего образования обеспечена наша школа, должны стать эффективным средством достижения планируемых результатов в моей образовательной практике без нанесения какого бы то ни было вреда здоровью школьников.

На уроках русского языка в 5 классах систематически использую систему для голосования. (Система для голосования Smart Response LE). Программное обеспечение закачивается на ноутбук, поэтому система является мобильной. Учитель может составлять тесты на любую тему курса в документе формата Wоrd и после определённых действий с программой (загрузка занимает 5–7 минут) предлагать детям для решения. Тесты составляются небольшие по количеству заданий, по времени контроль данного типа занимает 7–10 минут.

Преимущества системы для голосования:

1.                 Мотивация учащихся в достижении лучших результатов (самооценка, желание повысить качество знаний по сравнению с предыдущим тестированием);

2.                 Самоконтроль учащихся; самоанализ допущенных неточностей при ответе на вопросы теста;

3.                 Умение контролировать, планировать, прогнозировать индивидуальные учебные достижения;

4.                 Мгновенная оценка знаний (уровень усвоения темы на уровне класса и отдельных учащихся: учителя, прежде всего, интересует успеваемость всего класса и задания, с которыми учащиеся не справились, то есть, уровень усвоения темы, каждого ученика в отдельности интересует его индивидуальный результат по тесту)

5.                 Возможность определять границы своего знания и незнания.

6.                 Корректировка знаний осуществляется только самими учащимися (взаимопомощь, выбор учащимися роли советчика, помощника по отношению к своему однокласснику).

7.                 Стопроцентное участие детей в тестировании.

Критерии оценивания оговариваются с детьми заранее. Система не предназначена для выставления отметок в привычном для нас виде. Программа выдаёт результаты в виде процентной соотнесённости с правильно выбранными ответами. Если даётся тест по тем предметным результатам, которые ещё не усвоены, то соответственно и критерии оценивания будут менее жёсткими (при получении учащимися результата в 90 % будет выставлена отметка «5»). Если планируемые предметные результаты по определённой теме уже достигнуты, то критерии оценивания следующие: только при 100 % выдаче правильных ответов выставляется отметка «отлично». Стоит отметить, что неудовлетворительная отметка, т.е при результате тестирования ниже 50 %, не выставляется. Критерий оценивания такой — «тебе надо повторить данную тему». Ученик может выбрать в качестве консультанта-помощника своего одноклассника, старшего брата или сестру, а также учителя-тьютора. Таким образом, осуществляется индивидуализация и дифференцированный подход в обучении.

Ученик не боится получить плохую отметку, он воспринимает только результат своей деятельности.

Довольно частое применение именно такого тестирования с помощью системы для голосования делает для учащихся привычным «бескорыстное» получение помощи со стороны одноклассников. Те же ребята, которые предлагают помощь, повышают свою самооценку и понимают, что свои знания они могут использовать не только для получения собственного положительного результата, но и для оказания действенной помощи нуждающемуся в ней. Причём вопросы типа: чего не знает Саша — исключаются. Вместо них звучат такие: что Саша забыл; что Саше необходимо повторить; на что необходимо обратить Саше особое внимание.

Для учителя же неудовлетворительный результат — это объект педагогической оценки, это повод к принятию решений по организации корректировки образовательной траектории учащегося.

При тестировании главная задача учителя — не мешать ребёнку сосредоточиться на решении теста. Именно поэтому учитель уходит на задний план — его функция заключается в том, чтобы корректировать темп выполнения теста, создавая для каждого ученика комфортные условия для самостоятельной работы. Для этой цели используется беспроводной планшет, который позволяет учителю находиться в зоне, отдалённой от интерактивной доски, на которой проецируются задания теста.

Как правило, учащиеся очень быстро осваивают всю технологию работы в данном режиме и вовлечение их в деятельность такого рода не требует больших усилий.

Значимость здоровьесберегающих технологий в процессе обучения при использовании системы для голосования в образовательной практике не вызывает никаких сомнений. По моему глубокому убеждению, использование системы для голосования предоставляет замечательную возможность заботиться о создании комфортных условий для контроля, коррекции и оценивании знаний учащихся, которые обучаются по новым стандартам второго поколения основного общего образования. Система позволяет также исключить тревожность, беспокойство, боязнь получить «плохую» с его точки зрения отметку. Причём самоанализ, который осуществляется каждым учащимся при заполнении оценочного листа в конце тестирования (Приложение), даёт возможность ставить перед собой конкретные цели и рождает желание достигать их. Стоит отметить, что при получении результатов голосования при тестировании автоматически исключается влияние личных субъективных факторов на результат.

Среди положительных характеристик системы для голосования, которая указана в «Методических рекомендациях для учителей русского языка и литературы» Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования, отмечено, что «интерактивность (т. е. быстрое получение результатов) способствует созданию атмосферы доверия, открытости на уроках». С этим трудно не согласиться. Кроме этого, систематическая работа по контролю, коррекции и оцениванию учебных достижений учащихся с помощью системы для голосования способствует ещё и созданию ситуации успеха учащегося на уроке. Система работы с данным оборудованием, прежде всего, обеспечивает благоприятные психологические условия образовательной среды, создаёт благоприятный эмоционально-психологический климат, содействует формированию у обучающихся адекватной самооценки, познавательной мотивации.

Таким образом, преимущества системы для голосования очевидны. Являясь эффективным средством контроля и мониторинга учебных достижений учащихся, система для голосования позволяет реализовать на уроках здоровьесберегающие технологии, обеспечивающие психологически комфортную атмосферу для обучения и воспитания здоровых детей.

Приложение

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ УЧЕНИКА 5 ___ КЛАССА ДАТА _____________

ФИ_______________________________________________________________

Тема теста «Повторение изученного о глаголе».

ПРЕДМЕТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

ВЫПОЛНЕНИЕ (+ или -)

1

Определение глагола как части речи

2

Глагол как член предложения

3

Инфинитив

4

Изменение глагола по временам

5

Изменение глагола по лицам и числам

6

Знание глаголов-исключений

7

Безударная гласная в личном окончании глагола

8

Правописание Ь после шипящих в окончаниях глагола

Процент выполнения __________________ Отметка _________________

Литература:

1.                 Васильева Е. В., Жаглина О. А., Корниенко Н. Г., Мерненко А. П. «Методические рекомендации учителям русского языка и литературы»

2.                 Макотрова Г. В. Слагаемые урока, сберегающего здоровье школьников. Журнал «Директор школы» сентябрь 2006, № 7

3.                 Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (Утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «28» декабря 2010 г. № 2106)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle