Предпосылки формирования и развития оптимизма личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №9 (56) сентябрь 2013 г.

Дата публикации: 01.09.2013

Статья просмотрена: 2426 раз

Библиографическое описание:

Афанасьева, А. Н. Предпосылки формирования и развития оптимизма личности / А. Н. Афанасьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 9 (56). — С. 341-344. — URL: https://moluch.ru/archive/56/7737/ (дата обращения: 19.04.2024).



Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек заиграл всеми цветами радуги.

В. А. Сухомлинский

C:\Users\admin\Desktop\6гр\6 группа\IMG_20220403_154018.jpg

Ребенок рождается исследователем. Неугомонная жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок расширяет свои представления об окружающем мире.

Для детей раннего и младшего дошкольного возраста экспериментирование наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Восприятие мира ребенком в этот период жизни идет через чувства и ощущения.

При организации опытно-экспериментальной деятельности детей раннего возраста учитываются возрастные особенности детей.

Наше пособие по экспериментированию с водой красочное, мобильное, прочное, практичное. Игры с водой эмоционально окрашены, вызывают у детей положительные эмоции и желание действовать.

Пособие «Вода-водичка» изготовлена из подручных средств, использовались бросовый материал, заламинированные картинки. Наше пособие включает в себя несколько практических экспериментальных игр.

Почему мы выбрали именно экспериментирование с водой? Вода, как особый естественный, пластичный, гибкий и безопасный материал, обладает колоссальными возможностями для развития ребенка, а игры с водой, бесспорно, могут стать таким условием.

Любые игры детей с водой, даже такие простые манипуляции, как переливание, выливание, заполнение емкостей водой, обладают психопрофилактической ценностью. А для малышей ясельных и младших групп такие игры являются, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии.

Все игры с водой так или иначе способствуют развитию тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, координации движений в системе «глаз-рука». Это также является показателем общего физического и двигательного развития. Наряду с этим, дети учатся осознавать и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, памяти, произвольного внимания.

А самое главное, игры с водой делают процесс обучения детей естественным, ненавязчивым, приносящим радость открытий и удовольствие.

Цель использования:

— Создание предметно-пространственной среды для развития познавательной активности в процессе экспериментирования.

Задачи:

— Формирование у детей представления о свойствах воды (прозрачная; вода — жидкость, может течь; одни предметы тонут, другие плавают; изменяет цвет и т. д.)

— Развитие мыслительных способностей (сравнение, обобщение, сопоставление, анализ)

— Развитие моторики рук и координации движений

— Развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия

— Развитие внимания, памяти, речевых способностей

— Создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию

Игры

Игра «Колодец»

Цель:

— Формировать умение анализировать, определять пространственное положение предмета (вверху, внизу)

— Развивать моторику рук.

Ход игры: Воспитатель показывает картинки животных, спрашивает название их. Предлагает напоить их водой. Дети упражняются в выполнении последовательных действий: зачерпывают воду ведром, поднимают вверх при помощи барабана, вращая ручку по кругу. Переливают воду из ведра в воронку.

C:\Users\admin\Desktop\6гр\6 группа\IMG-1a88dcf6448515a262423c01b037d93b-V.jpg

Игра «Напои животных»

Цель:

— Формировать у детей желание заботиться о животных, о необходимости воды для живого мира

— Развитие внимания, умение определять от какой воронки по трубке потечет вода к определенному животному

Ход игры: Воспитатель предлагает налить воду для котенка. Дети размышляют, экспериментируют и определяют цвет воронки, от которой вода потечет к котенку (собаке, лисичке).

C:\Users\admin\Desktop\6гр\6 группа\IMG-7547c37c0bdaee3dfb2f23b26a5e9e76-V.jpg

Игра «Разноцветная водичка»

Цель:

— Формирование представлений о воде, изменении цвета, смешивании цветов

— Формировать умение узнавать, называть цвета

Ход игры: Воспитатель предлагает поиграть с цветной водичкой. В воронки дети наливают цветную воду и наблюдают, какого цвета она станет.

C:\Users\admin\Desktop\6гр\6 группа\IMG-d6b3cc6d213335cd84bf18870b52b1ae-V.jpg

Игра «Мельница»

Цель:

— Формировать представление о воде (текучая, может разбрызгиваться, литься, приводить в движение другие предметы.

Ход игры: Воспитатель показывает пустую емкость «пруд». Предлагает заполнить ее водой из колодца. Переливая воду в воронку из ведра, наблюдают, как вода стремиться вниз, приводя в движение мельницу.

C:\Users\admin\Desktop\6гр\6 группа\IMG-7e3bdd17c6f6b27283207d44a0001c86-V.jpg

Игра «Рыбалка»

Цель:

— Упражнять детей в вылавливании предметов из воды с помощью удочки

Ход игры: В заполненный «пруд» дети запускают рыбок с магнитом. Воспитатель предлагает поймать рыбки при помощи удочки. Дети экспериментируют, проверяют предметы «тонут- не тонут».

C:\Users\admin\Desktop\6гр\6 группа\IMG-8bb2000cda6ab2ea1532cd0f5d2a18b3-V.jpg

Игра «Весы»

Цель:

— Упражнять детей в переливании воды из емкости в емкость.

— Развивать координацию движений

— Формировать умение наливать воду до определенной метки.

— Знакомить с понятием «много-мало»

Ход игры: Воспитатель просит искупать слона и мышку.

— Для слона сколько нужно воды?

— А для мышки сколько надо воды?

Дети наливают воду в стаканчики с метками, определяют, где много воды, где мало.

C:\Users\admin\Desktop\6гр\6 группа\IMG-9482ff7a255e494d6fab0c4455144357-V.jpg

Вывод: В младшем дошкольном возрасте «территория познания» ребенка ограничена ближайшим непосредственным окружением. Это связано с его познавательными возможностями, то есть «вижу — действую». Поэтому лучше всего ребёнок постигает и осознает реальные предметы и объекты, к которым можно приблизиться, которые можно рассмотреть, можно подержать в руках. А так же события и явления окружающей действительности, в которых они сами являются активными участниками. Благодаря этому дети накапливают довольно много представлений и знаний о ближайшем непосредственном окружении.

Во время проведения экспериментирования дети всесторонне исследовали воду: в группе, в экспериментальной зоне. Все дети с большим интересом проявляли активность при проведении опытов, старались повторить предложенные действия. В ходе проекта у детей возник интерес к творческой, познавательной деятельности; дети приобрели элементарные знания о воде. Во время проекта малыши заметно сблизились друг с другом. Появились в словарном запасе детей новые слова «полный», «пустой», «много», «мало». Дети научились элементарному сравнению «тонет — не тонет». Дети с удовольствием смешивали краски в воде, вылавливали рыбок из «пруда».

Литература:

  1. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / сост. Н. В. Нищева. — СПб: Детство-Пресс, 2015. — 240 с.
  2. Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование / Е. В. Марудова. — СПб: Детство-Пресс, 2015, 128 с.
  3. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / сост. Н. В. Нищева. — СПб: Детство-Пресс, 2015. — 240с.
  4. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2 / сост. Н. В. Нищева. — СПб: Детство-Пресс, 2015. — 240с.
  5. Рыжова, Л. В. Методика детского экспериментирования /Рыжова Л. В. — СПб: Детство-Пресс, 2015. — 208 с.
  6. Шевченко Р. Г. Методическая разработка «Ознакомления детей младшего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование» // Совушка. 2019.
  7. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Сфера, 2019г.
Основные термины (генерируются автоматически): оптимизм, атрибутивный стиль, жизнь ребенка, пессимизм, ребенок, развитие оптимизма, развитие оптимизма личности, событие, формирование оптимизма, диспозиционный оптимизм.


Ключевые слова

оптимизм, пессимизм, стиль объяснения успехов и неудач, модели атрибутивного стиля, ожидания относительно будущего, неблагоприятные события и кризисы жизни., неблагоприятные события и кризисы жизни

Похожие статьи

Воспитание оптимизма у ребенка-дошкольника

Успешное личностное развитие ребёнка в дошкольном возрасте способствует развитию у него уверенности в себе в своих силах, возможностях и способностях, высоком уровне оптимизма и положительных психологических установок.

Пессимистические и оптимистические воззрения на историю

Развитие истории и оценка прошедших исторических событий оценивается по-разному специалистами в области исторической науки.

Историей считаются и важные события в жизни народов и поколений.

Рупова Р. М. Антиглобалистический оптимизм А.Щюца и К...

Философский подход в воспитании оптимистического отношения...

оптимистическое отношение, жизнь, счастье, оптимизм, мнение, возможность, совершенный человек, самый человек, духовное развитие, успех.

Воспитание оптимистического отношения к жизни...

Природа оптимистического отношения к жизни стала предметом заинтересованности Же.-Ж. Руссо [7] в „Размышлениях о происхождении и фундаментах неравенства среди людей“, „Об общественном договоре“. Мыслитель считал оптимизм имманентным качеством, то есть...

Современные исследования беспомощности | Статья в сборнике...

Кроме атрибутивного стиля с формированием депрессивных состояний взаимосвязаны такие факторы, как отсутствие устойчивых ценностей, потеря уверенности и другие факторы. В своём исследовании учёные рассматривали понятие ангедонии как потери чувства радости жизни.

Стратегии консультирования в аспекте жизнестойкости...

Автор выделил оптимистический и пессимистический стили. Пессимист объясняет неудачу внутренними причинами, а успех — внешними, оптимист — наоборот. М. Селигман доказал, что оптимизм положительно взаимосвязан с другими личностными...

Особенности профессиональной ориентации на уроках технологии...

Оценка оптимизма и активности личности старшеклассника позволила выявить ценностную сторону мировосприятия, в которой Мир осмысливается с точки зрения соотношения в нем добра и зла, справедливости и несправедливости и т. д. Оптимизм рассматривался как система...

Личностные ресурсы и паттерны поведения этнических армян...

Ключевые слова. Юность, молодость, зрелость, студенты, этнические армяне, Ереван, Армения, армянский народ, самореализация, смысложизненные ориентации личности, оптимизм, активность, жизнестойкость, вовлечённость, контроль, принятие риска...

Похожие статьи

Воспитание оптимизма у ребенка-дошкольника

Успешное личностное развитие ребёнка в дошкольном возрасте способствует развитию у него уверенности в себе в своих силах, возможностях и способностях, высоком уровне оптимизма и положительных психологических установок.

Пессимистические и оптимистические воззрения на историю

Развитие истории и оценка прошедших исторических событий оценивается по-разному специалистами в области исторической науки.

Историей считаются и важные события в жизни народов и поколений.

Рупова Р. М. Антиглобалистический оптимизм А.Щюца и К...

Философский подход в воспитании оптимистического отношения...

оптимистическое отношение, жизнь, счастье, оптимизм, мнение, возможность, совершенный человек, самый человек, духовное развитие, успех.

Воспитание оптимистического отношения к жизни...

Природа оптимистического отношения к жизни стала предметом заинтересованности Же.-Ж. Руссо [7] в „Размышлениях о происхождении и фундаментах неравенства среди людей“, „Об общественном договоре“. Мыслитель считал оптимизм имманентным качеством, то есть...

Современные исследования беспомощности | Статья в сборнике...

Кроме атрибутивного стиля с формированием депрессивных состояний взаимосвязаны такие факторы, как отсутствие устойчивых ценностей, потеря уверенности и другие факторы. В своём исследовании учёные рассматривали понятие ангедонии как потери чувства радости жизни.

Стратегии консультирования в аспекте жизнестойкости...

Автор выделил оптимистический и пессимистический стили. Пессимист объясняет неудачу внутренними причинами, а успех — внешними, оптимист — наоборот. М. Селигман доказал, что оптимизм положительно взаимосвязан с другими личностными...

Особенности профессиональной ориентации на уроках технологии...

Оценка оптимизма и активности личности старшеклассника позволила выявить ценностную сторону мировосприятия, в которой Мир осмысливается с точки зрения соотношения в нем добра и зла, справедливости и несправедливости и т. д. Оптимизм рассматривался как система...

Личностные ресурсы и паттерны поведения этнических армян...

Ключевые слова. Юность, молодость, зрелость, студенты, этнические армяне, Ереван, Армения, армянский народ, самореализация, смысложизненные ориентации личности, оптимизм, активность, жизнестойкость, вовлечённость, контроль, принятие риска...

Задать вопрос