Библиографическое описание:

Шустов А. А. Оценка эффективности инновационного проекта и ее необходимость. Инновационный потенциал региона // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 282-289.

В данной статье подробно раскрывается сущность и необходимость инновационных процессов, а также методы их становления. Также акцент делается на рассмотрении такого понятия как «инновационный и инвестиционный потенциал», потребность в нем и методы его оценки. Данная работа способна принести много полезной информации для представителей организаций, активно занимающихся созданием и проведением инновационных процессов. Нельзя не отметить, что в данной работе, также, уделяется внимание вопросу «помощи со стороны государства при проведении и становлении инновационной деятельности на предприятии».

Evaluating the effectiveness of the innovative project and the need for it. Theinnovativepotentialoftheregion

A. A. Shustov, graduate student

International Institute of Management LINK, Zhukovsky, Russia

This article details the essence and the need for innovative processes and methods for their formation. Also, the focus is on dealing with such concepts as «innovation and investment potential», the need for it and its methods of assessment. This work can bring a lot of useful information for representatives of organizations actively engaged in the creation and conduct of innovation processes. It should be noted that in this paper, too, focuses on the issue of «state assistance during the formation and innovation in the enterprise».

Введение

Затяжной экономический кризис в России, который в значительной степени снизил заинтересованность реального производственного сектора в инновациях, также обострил проблему эффективного использования финансовых ресурсов, выделяемых государством и отдельными предприятиями при формировании и отборе инновационных проектов.

Инновационный менеджмент является новым понятием для научной предпринимательских кругов России и общественности. Обычно считают, что понятие «нововведение» — русский вариант английского слова innovatoin. Дословно это звучит как “введение новаций” или, даже лучше сказать, “введение новшеств”. Под новшеством понимается новый обычай, новый порядок, новый метод, новое явление, изобретение. Русское словосочетание «нововведение» в буквальном смысле «введение нового» означает процесс использования новшества. Новые явления, изобретения или методы только тогда получают общественное признание, когда их принимают к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают как нововведения (инновации). [3, c. 24–26]

Инновационная деятельность в экономической сфере — совокупность процессом создания и распространения новшеств в материальном производстве. Она представляет собой звено между производственной и научной сферой, в результате взаимосвязи которых, реализуются технико-экономические потребности общества.

Инновационную сферу от производственной и научной отличает наличие специфических методов, финансирования специфической маркетинговой функции, методов правового регулирования и кредитования, а также особой системы мотивации инновационной деятельности. Наконец, эти методы предопределяются спецификой кругооборота средств и инновационного труда, получения инновационного продукта и экономического дохода. [4, c. 42–44]

1. Инновационная деятельность: характеристика и сущность

1.1 Инновации и инновационная деятельность: общие понятия.

Под инновациями обычно понимается рентабельное использование нововведений, реализуемый в виде новых видов продукции, технологий и услуг, социально-экономических и организационно-технических решений производственного, коммерческого, финансового, административного или иного характера. [6, c. 17–18]

В соответствии с международной практикой жизненный цикл продукта разделен на более мелкие этапы:

1.                  маркетинг, поиск и изучение рынка: проектирование и (или) разработка технологических требований: разработка продукции: материально-техническое снабжение; подготовка и разработка производственных процессов; производство;

2.                  контроль, проведение испытаний и обследований: упаковка и хранение; реализация и распределение продукции: монтаж и эксплуатация; техническая помощь и обслуживание: утилизация продукции после использования. Многообразие форм инноваций не позволяет сформулировать единый подход к составу и содержанию этапов жизненного цикла инновации, определить же главные этапы инновационного процесса представляется возможным, рассмотрев его основные составляющие. [13, c. 37–40]

Существуют устойчивые характеристики финансовых потоков как отрицательных (расходы), так и положительных (доходов) в рамках ПЖЦ проекта, а также соотношения между ними, которые определяют потенциальную экономическую эффективность отдельных этапов и всего проекта в целом. Это позволяет, например, определить экономически эффективные отрезки и цену входа — выхода для участника проекта. В процессе управления инвестиционным проектом очень важно определить начало периода утраты конкурентных преимуществ продукта, которая предшествует уходу с рынка, т. е. точку снижения чистых финансовых потоков от реализации продукта (доходы минус расходы). [2, c. 49–52]

В мировой практике принято различать научно-техническую, научно-исследовательскую деятельность, а также экспериментальные (опытно-конструкторские) разработки. Научно-исследовательская деятельность направлена на получение, применение и распространение новых знаний. [1, c. 61]

В экономической литературе помимо классической модели предпринимательства, также изучают и инновационную модель.

Инновационная модель включает инновационное предпринимательство (продуктивное), предполагающее поиск новых путей развития предприятия, что позволяет говорить о концепции управления ростом, или инновациями. Практика предпринимательской деятельности в любой ее форме обычно включает в себя инновационный процесс. Значит, если производство полностью основывается на инновациях, то результатом должен выступает новый товар или же товар с принципиально новыми характеристиками и свойствами. Однако поставка на рынок или производство традиционных товаров может быть осуществлена с использованием каких-то новых элементов или приемов, которые связанны с техническими элементами производства, самой организацией производства или же изменениями качественных характеристик производимого товара. В этом случае можно говорить о производстве традиционных товаров через привлечение частичных новшеств. [7, c. 53–55]

1.2 Повышение качества подготовки инновационных проектов

В целях повышения качества подготовки инновационных проектов, снижения затрат и сроков обоснования технико-экономических требований и их сопоставимости, к проектам предполагается информационная технология анализа технико-экономических показателей и прогнозирования. Информационная технология сопоставления экономических оценок эффективности проектов и технических требований к проектам представлена в виде определенного порядка действий, условно называемый методикой. [8, c. 68–69]

Основной идеей методики служит механизм поэтапной структуризации, анализа, оценки, ориентации и согласования интересов участников процесса разработки, изготовления и тиражирования новшеств на конечные экономические результаты их освоения и использования. Базовой последовательностью действий является следующая.

1.                  На основе анализа сферы деятельности рассматриваемой производственной системы, как составной части технологической структуры экономики, устанавливаются “узкие места”, формируются проблемные ситуации, конкретизируется проблема развития, возможные пути ее решения и соответствующие им новые перспективные объекты. Для решения этой задачи разработан компьютерный вариант информационной технологии.

2.                  Для каждого перспективного объекта формируется перечень потребительских свойств, а также состав известных отечественных и зарубежных аналогов. Невозможность либо низкая неэффективность использования выявленных аналогов (по цене, производительности, надежности, исходному сырью и комплектующим и т. д.) определяет необходимость заказа на разработку и изготовление нового варианта объекта.

3.                  После системного рассмотрения и анализа иерархической структуры прогнозных решений выделяется множество базовых перспективных объектов, для которых формируются требования и граничные экономические условия прибыльности процессов их разработки и тиражирования.

4.                  На основе анализа научно-технического задела определяется потенциальный разработчик, которому предъявляется перечень анализов, характеристики их потребительских свойств, а также приоритет потребительских свойств с точки зрения получения наибольшей прибыли у потребителя.

5.                  Полученные заказчиком варианты и их оценки используются для формирования оценок сравнительной прибыльности при тиражировании нововведений, затем выбирается предпочтительный вариант с учетом наибольшей прибыли и фактора риска.

6.                  Потенциальный разработчик формирует перечень показателей, характеризующих технический уровень перспективного объекта и генерирует множество возможных вариантов его разработки и изготовления. Для каждого возможного варианта определяется ожидаемый набор (вектор) потребительских свойств, стоимость разработки и изготовления новшества, уровень риска (вероятности успешного завершения).

7.                  Для выбранного предпочтительного варианта формируются нижняя граница цены и прибыльности при тиражировании новшества, а также формируются согласованные условия перераспределения прибыли между разработчиком, изготовителем и потребителем.

8.                  Полученные оценки желаемых потребительных свойств прогнозируемого новшества, требования к его техническому уровню, а также оценки распределяемой прибыли и оценки допустимых затрат с учетом фактора риска служат основой для заключения договора между разработчиком и заказчиком.

9.                  На основании полученных оценок нижней границы цены и ожидаемой прибыли формируются допустимые оценки затрат на разработку новшеств. [8, c. 74–78]

2. Общее понятие инвестиционного потенциала региона

2.1 Инвестиционный потенциал: сущность и характеристика

Теория рыночной экономики опирается на исходный постулат: все субъекты предпринимательства функционируют в условиях ограниченных ресурсов. Отсюда можно сделать основополагающий методологический вывод: каждый элемент хозяйственной системы обладает определёнными видами преимуществ. При этих допущениях под «потенциалом» понимается возможность и готовность субъектов рынка специализироваться в тех видах деятельности и производства, по которым в каждый момент времени имеются абсолютные или сравнительные преимущества.

Абсолютные преимущества складываются из географических, геостратегических, демографических, природно-климатических условий. Сравнительные преимущества обусловлены инвестиционным потенциалом, который позволяет дифференцировать выпуск или реализовывать стратегии снижения издержки. Снижение издержек имеет экономический смысл только тогда, когда предельный спрос на “внешнем” рынке намного ниже, чем “наши” текущие предельные издержки. Стратегия дифференциации возможно при развитом производственном и научно-исследовательском потенциале. [5, c. 57–60]

Под категорией «инвестиционный потенциал» принято понимать совокупную возможность отраслевых непостоянных ресурсов, которые позволяют увеличивать способность хозяйствующих субъектов и капиталовооружённость труда, которые оперируют запасами этих ресурсов, обеспечивать во времени устойчивый экономический доход. В данном определении непостоянный запас ресурсов, которые имеются в наличии на данный момент времени, позволяющий увеличивать производительность труда, образует производственный фактор “капитал”; под “экономическим доходом” принято понимать стоимостное выражение потока предпринимательских услуг, которые были созданы этими запасами в течение определённого времени.

Исходя из данных методологических предпосылок, можно утверждать, что «инвестиционный потенциал региона» — это потенциал сбалансированного развития, при котором всем собственникам капитальных ресурсов обеспечивается нормальный гарантированный уровень экономического дохода. «Гарантированный доход» — фактор, влияющий на мобильность инвестиционных ресурсов, который способен выполнять функции системного рейтингового критерия. [5, c. 65–68]

Исходные постулаты вышеуказанной теории базируются на следующих предпосылках:

-           различия между страной и регионом носят не качественный, а количественный характер. И там, и там задействованы одни и те же экономические силы, но в разных пропорциях. Все регионы имеют одинаково экономическое, но разное географическое пространство;

-           главным ресурсом, который обеспечивает экономический доход, является производственных фактор “земля”;

-           все факторы, обуславливающие географические различия можно разделить на общие, имеющиеся во всех отраслях и регионах, и специфические, действующие в ряде отдельных отраслей и регионов. Каждая группа факторов подразделяется на региональные, обуславливающие размещение производительных сил с нулевой или низкой мобильностью только в определённых местах и агломерационные, способствующие концентрации мобильных факторов производства в некоторых из этих мест; природные, доставшиеся как бы “по наследству” и социально-культурные, постоянно воспроизводимые;

-           любая отрасль имеет потенциальные безграничные возможности для географической концентрации. [5, c. 70–71]

3. Оценка инновационного проекта

3.1 Анализ инновационных проектов и его необходимость

В целях снижения риска инновационного деятельности, фирме в первую очередь требуется провести тщательную оценку предлагаемого к осуществлению инновационного проекта. Инновационный проект, который эффективен для одной организации, вполне способен оказаться убыточным для другой в силу субъективных и объективных причин, например, как уровень компетентности персонала не основным направлениям инновационного проекта, территориальная расположенность предприятия, состояние основных фондов и т. п. Поскольку факторы, которые оказывают влияние на эффективность инновационных проектов на каждом конкретном предприятии, существуют свои, то универсальной системы оценки проектов нет, но ряд факторов имеет отношение к большинству инновационных предприятий. [1, c. 70–72]

На основе данных факторов принято выделять определенные критерии для оценки инновационных проектов, включающие в себя:

-           научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; финансы; производство;

-           цели, стратегия, политика и ценности предприятия: маркетинг.

Маркетинг. Для реализации инновационного проекта необходимо, чтобы маркетинговые исследования рынка подтвердили его потребность, выявили конкретных будущих потребителей. В том случае, если конечный результат инновационного проекта — продуктовая инновация, то цель маркетингового исследования — спрогнозировать спрос на новый продукт, который в начальный период предложения его на рынке в силу патентной или иной временной монополии данного предприятия на новый продукт будет одновременно спросом на продукцию предприятия. Сюда же можно отнести и технологические инновации, улучшающие качество продукта, создающие новую его модификацию. Однако провести маркетинговое исследование по инновационному проекту, предлагающему принципиально новый продукт или услугу, очень сложно, так как в некоторых случаях они могут быть настолько новы, что их потенциальными потребителями еще не осознана потребность в них. Маркетинговое исследование такой ситуации с большой долей вероятности может дать ошибочный, и даже отрицательный результат. [14, c. 54–57]

Цели, стратегия, политика предприятия. Оценивая инновационный проект в этом направлении, необходимо выявить, насколько цели и задачи инновационного проекта совпадают с целями и стратегией развития предприятия, так как если направление проекта противоречит общей политике предприятия, то возникает большая вероятность того, что проект не принесет ожидаемого результата.

При проведении анализа инновационного проекта необходимо выявить действительных и, не менее важно, потенциально возможных конкурентов. Однако сравнивать необходимо не только продукт, который является результатом инновационного проекта с известными аналогами конкурентов, но также и ожидаемые последствия от действий, которые происходят на рынке конкурентов.

При оценке инновационного проекта крайне важно убедиться, не нарушает ли реализация данного проекта права на интеллектуальную собственность какого-либо патентодержателя, а также выяснить, не ведутся ли конкурентами параллельные разработки и не поданы ли заявки в Патентное ведомство, в этом случае эффективность анализируемого проекта может быть оценена неверно. [9, c. 84–86]

Финансы. При выборе инновационного проекта крайне необходимо правильно провести оценку эффективности проекта, иначе говоря, прибыльности. В целом проект необходимо рассматривать в совокупности с уже разрабатываемыми инновационными проектами, которые, в свою очередь, также требуют финансирования. В некоторых случаях одни проекты могут быть отвергнуты в пользу других, не требующих значительных капитальных ресурсов, из-за того, что финансовые ресурсы необходимы для других инновационных проектов предприятия. Концентрирование всех финансовых ресурсов организации на разработке одного проекта не всегда целесообразно. Фирма может позволить такое лишь в одном случае, если инновационному проекту гарантирован 100 %-ныи коммерческий и технический успех. В большей вероятности выгоднее направлять ресурсы на разработку нескольких инновационных проектов, так как именно тогда появление неудач при разработке одного из проектов будет компенсировано успехом от реализации других. [10, c. 89–92]

Производство. Стадия производства — заключительная стадия реализации инновационного проекта, которая требует тщательного анализа, направленного на исследования всех вопросов, связанных с обеспечением оборудованием, его расположением в производственными помещениями и персоналом. Обстоятельно анализируется производственный процесс: как должна быть организована система выпуска продукции и каким образом должен осуществляться контроль за соблюдением технологических процессов, обеспечивает ли оборудование достижение требуемого качества нового продукта и т. д. Если какие-то работы по инновационному проекту предприятие не может выполнить самостоятельно, необходимо выявить потенциальных субподрядчиков оценить примерную стоимость этих работ.

Сопровождающие внедрение в производство скорость и издержки, различны у отдельных проектов. Обычно, чем больше разрыв между требованиями, необходимыми для организации производства нового продукта, и существующими производственными возможностями, тем больше соответствующие затраты по реализации инновационного проекта. Оценивая проект, организации необходимо выявить те характеристики нового продукта или услуги, достижения которых, скорее всего, повлекут за собой дополнительные производственные затраты. [12, c. 80–82]

На этой стадии реализации инновационного проекта необходимо оценить окончательные издержки производства нового продукта, которые зависят от многих факторов: цены на материалы, которые требуются для производства, сырье, энергия и комплектующие, применяемая технология, уровень оплаты труда работников, капитальные вложения и объем выпуск. Принято считать, что основное значение для успеха инновационного проекта имеет взаимозависимость между технологией производства, объемом продаж, издержками и ценой на реализуемый новый товар или услугу. [12, c. 84]

3.2 Оценка инновационных проектов: основные методы

Срок окупаемости инвестиций.

Один из самых широко распространенных и простых методов оценки — метод определения срока окупаемости инвестиций. Срок окупаемости определяется подсчетом числа лет, в течение которых инвестиции будут погашены за счет чистого денежного поступления (полученного дохода).

Если прибыль поступает по годам неравномерно, то срок окупаемости равен числу лет (периоду времени), в течение которых суммарные чистые денежные поступления превысят величину инвестиций.

Метод расчета срока окупаемости наиболее прост с точки зрения применяемых расчетов и приемлем для ранжирования инвестиционных проектов с разными сроками окупаемости. Хотя существует целый ряд значительных недостатков.

Во-первых, он не делает различия между проектами с одинаковой суммой общих денежных доходов, но с разным распределением доходов по годам.

Этот метод, во-вторых, не учитывает доходов последних периодов, т. е. периодов времени после погашения суммы инвестиций.

Но все же, необходимо отметить, что в большинстве случаев применение данного метода является целесообразным. К примеру, при высокой степени риска инвестиций, в случае, когда предприятие заинтересовано вернуть вложенные средства в кратчайшие сроки, при быстрых технологических переменах в отрасли или при наличии у предприятия проблем с ликвидностью основным параметром, который принимается во внимание при оценке и выборе инвестиционных проектов, является именно срок окупаемости инвестиций. [1, c. 101–103]

Рентабельность инвестиций.

Использование метода чистой текущей стоимости, учитывая действительные трудности при его расчете, является наиболее предпочтительным, чем применение метода оценки эффективности инвестиций и срока окупаемости, так как учитывает временные составляющие денежных потоков. Использование данного метода позволяет сравнивать и рассчитывать не только чистую текущую стоимость, но и относительные показатели, такие как рентабельность инвестиций.

Рентабельность инвестиций, рассматривая ее как относительный показатель, чрезвычайно удобна при выборе одного проекта из ряда альтернативных, которые имеют схожие значения чистой текущей стоимости инвестиций, либо при комплектовании портфеля инвестиций, т. е. при выборе нескольких различных вариантов одновременного инвестирования денежных средств, которые способны дать максимальную чистую текущую стоимость. [1, c. 109–111]

Метод перечня критериев.

Главный смысл метода отбора инвестиционных проектов, при помощи перечня критериев, заключается в следующем: происходит рассмотрение соответствия проекта с каждым из установленных критериев, а также дается оценка проекта по каждому критерию. Метод позволяет увидеть все плюсы и минусы проекта и предоставляет гарантии, что ни один из критериев, принятый во внимание, не будет забыт, даже в случае возникновения трудности с первоначальной оценкой.

Критерии, которые необходимы для оценки инвестиционных проектов, могут различаться в зависимости от отраслевой принадлежности организации, ее конкретных особенностей и стратегической направленности. В процессе составления перечня критериев, необходимо использовать лишь вытекающие непосредственно из целей, задач и стратегии организации, ее ориентации долгосрочных планов. Если проекты получили высокую оценку с позиции одних целей, стратегий и задач, то не значит, что они получат ее с точки зрения других. [14, c. 77–78]

Основными критериями для оценки инвестиционных проектов являются:

А. Цели организации, стратегия, политика и ценности.

1.         Оправданность изменений в стратегии организации (в случае, если этого требует принятие проекта).

2.         Совместимость проекта с текущей стратегией организации и долгосрочным планом.

3.         Оправданность изменений в стратегии организации (в случае, если этого требует принятие проекта).

4.         Соответствие проекта требованиям организации с учетом временного аспекта (долгосрочный или кратко срочный проект).

5.         Соответствие проекта отношению организации к риску.

6.         Соответствие проекта отношению организации к нововведениям.

7.         Соответствие проекта потенциалу роста организации.

8.         Устойчивость положения организации.

9.         Влияние больших финансовых затрат и отсрочки получения прибыли на современное состояние дел в организации.

10.     Степень диверсификации организации (т. е. количество отраслей, не имеющих производственной связи с основной отраслью, в которой осуществляет свою деятельность организация, и их доля в общем объеме ее производства), влияющая на устойчивость ее положения.

11.     Влияние возможного отклонения времени, затрат и исполнения задач от запланированных, а также влияние неудачи проекта на состояние дел в организации. [14, c. 80–81]

Б. Финансовые критерии

1.         Потенциальный годовой размер прибыли.

2.         Размер инвестиций (вложения в производство, вложения в маркетинг; для проектов НИОКР затраты на проведение исследования и стоимость развития, если исследование успешно).

3.         Соответствие проекта критериям экономической эффективности капиталовложений, принятым в организации.

4.         Ожидаемая норма чистой прибыли.

5.         Стартовые затраты на осуществление проекта.

6.         Наличие финансов в нужные моменты времени.

7.         Предполагаемое время, по истечении которого данный проект начнет приносить расходов и доходов.

8.         Влияние принятия данного проекта на другие проекты, требующие финансовых средств.

9.         Финансовый риск, связанный с осуществлением проекта.

10.     Необходимость привлечения заемного капитала (кредитов) для финансирования проекта, и его доля в инвестициях.

11.     Стабильность поступления доходов от проекта (обеспечивает ли проект устойчивое повышение темпов роста доходов фирмы, или доход от года к году будет колебаться).

12.     Возможности использования налогового законодательства (налоговых льгот).

13.     Период времени, через который начнется выпуск продукции (услуг), а, следовательно, возмещение капитальных затрат.

14.     Оптимальность структуры затрат на продукт, заложенный в проекте (использование наиболее дешевых и легко доступных производственных ресурсов).

15.     Фондоотдача, т. е. отношение среднего годового валового дохода, полученного от проекта, к капитальным затратам (чем выше уровень фондоотдачи и, тем ниже в общих расходах организации доля постоянных издержек, не зависящих от изменения загрузки производственных мощностей, а, следовательно, тем меньше будут убытки в случае ухудшения экономической конъюнктуры; если уровень фондоотдачи в данной организации ниже среднеотраслевого, то в случае кризиса у нее больше шансов разориться одной из первых). [14, c. 82–83]

В. Производственные критерии

1.                  Необходимость технологических нововведений для осуществления проекта.

2.                  Наличие производственного персонала (по численности и квалификации).

3.                  Соответствие проекта имеющимся производственным мощностям (будет ли поддерживаться высокий уровень использования имеющихся в наличии производственных мощностей или с принятием проекта резко возрастут накладные расходы).

4.                  Потребность в дополнительных производственных мощностях (дополнительном оборудовании).

5.                  Величина издержек производства. Сравнение ее с величиной издержек у конкурентов.

Г. Внешние и экологические критерии.

1.                  Возможное вредное воздействие продуктов и производственных процессов.

2.                  Возможное влияние перспективного законодательства на проект.

3.                  Возможная реакция общественного мнения на осуществление проекта.

4.                  Правовое обеспечение проекта, его непротиворечивость законодательству. [14, c. 85–86]

4. Риски в инновационной деятельности

4.1 Неопределенность и риск: общее понятие

Инновационная деятельность обладает высокой степенью неопределенности. Довольно сложно предвидеть, какое новшество будет успешно на рынке, а какое — нет. Отсюда следует, что для инновационных предприятий первоочередным является тщательно анализировать инновационные проекты с целью избежать возможные ошибки в самом начале, на стадии отбора проектов. [11, c. 91]

Общими словами, под риском принято понимать возможность того, что может произойти некое нежелательное событие. В предпринимательской деятельности риск — возможность потери предприятием части своих ресурсов, появление дополнительных расходов в результате осуществления определенной производственной и финансовой деятельности или снижение планируемых доходов.

Разумеется, все участвующие в инвестиционном проекте заинтересованы в том, чтобы избежать полного провала проекта или, как минимум, избежать убытка для себя. [11, c. 93]

Особенная сторона методов анализа риска — использование статистического анализа и вероятностных понятий. Это является весьма трудоемким процессом, который соответствует всем международным стандартам, требующим поиска и привлечения многочисленной количественной информации. Данная черта анализа риска часто отпугивает многих предпринимателей, т. к. требует особенных навыков и знаний. В данном случае, выход из положения — привлечение высококвалифицированных специалистов, для которых ставятся определенные задачи и предоставляется набор всей необходимой информации. В основном, данная практика распространена в страна Запада. [11, c. 100–101]

Также необходимо отметить, что иногда можно ограничиться более простыми подходами, которые не предполагают под собой использование вероятностных категорий. Данные методы достаточно эффективны как для совершенствования менеджмента предприятия в ходе реализации инвестиционного проекта, так и для обоснования целесообразности инвестиционного проекта в целом. Эти подходы связаны с использованием:

-         анализа чувствительности,

-         анализа сценариев инвестиционных проектов.

Подводя итог всей приведенной выше информации, будем различать две группы подходов к анализу неопределенности:

-         анализ неопределенности с помощью оценки рисков, который может быть проведен с использованием разнообразных вероятностно-статистических методов;

-         анализ неопределенности путем анализа чувствительности и сценариев.

В основном, в инвестиционном проектировании принято использовать последовательно оба подхода: вначале первый, потом второй. Причем первый является обязательным в исполнении, а второй — желательным, особенно, если на рассмотрении крупный инвестиционный проект с общим объемом финансирования свыше одного миллиона долларов. [11, c. 104]

4.2 Анализ чувствительности

Цель данного анализа заключается в проведении сравнительного анализа влияния различных факторов инвестиционного проекта на ключевые показатели эффективности проекта, такие как внутренняя норма прибыльности.

Приведем наиболее рациональную последовательность проведение анализа чувствительности.

1.                  Выбор ключевого показателя эффективности инвестиций, в качестве которого может служить внутренняя норма прибыльности (IRR) или чистое современное значение (NPV).

2.                  Выбор факторов, относительно которых разработчик инвестиционного проекта не имеет однозначного суждения (т. е. находится в состоянии неопределенности). Типичными являются следующие факторы:

-         капитальные затраты и вложения в оборотные средства,

-         рыночные факторы — цена товара и объем продажи,

-         компоненты себестоимости продукции,

-         время строительства и ввода в действие основных средств.

3.                  Установление номинальных и предельных (нижних и верхних) значений неопределенных факторов, выбранных на втором шаге процедуры. Предельных факторов может быть несколько, например 5 % и 10 % от номинального значения (всего четыре в данном случае)

4.                  Расчет ключевого показателя для всех выбранных предельных значений неопределенных факторов.

В западном инвестиционном менеджменте, построение графика чувствительности для всех неопределенных факторов носит название Spider Graph. [7, c. 81–83]

Заключение

Как уже известно, внедрение новшеств нужно начинать с малого, а если точнее, то так, чтобы уже на начальных этапах не требовалось бы большого вложения финансовых и людских ресурсов, а ориентироваться при этом лучше на ограниченный или небольшой рынок. В противном случае может возникнуть сложность, связанная с нехваткой времени, которое необходимо для внесения оперативных изменений.

В основном, вся сложность в развитии инновационной сферы на территории России заключается в простой неприспособленности старой системы управления нововведения к новым условиям хозяйствования. [12, c. 100]

Следует отметить, что поддержка инновационного предпринимательства — одно из самых приоритетных направлений государственной экономической и научно-технической политики во всех странах с развитой рыночной экономикой.

Одни из причин, связанные со снижением эффективности инноваций на территории России — недостаточный уровень государственной поддержки инновационных предприятий и слабость правовой базы в области инновационного предпринимательства. Любой вид инновационной деятельности требует стимулирования и поддержки со стороны государства. В развитых западных странах уже давно разработаны и функционируют формы и пути, по средствам которых осуществляется поддержка инновационного предпринимательства. [11, c. 112–113]

Залогом успешной деятельности является правильный инновационный настрой менеджмента всех уровней управления, стимулирование различных инициатив, нейтрализация сопротивления изменениям. Каждый специалист инновационной фирмы должен нести ответственность и иметь возможность для проявления инициативы. Основной задачей руководителя инновационной предпринимательской фирмы является расширение участия непосредственных исполнителей в принятии инновационных решений. [11, c. 115]

Литература:

1.                  Бирман Г., Шмидт С. «Экономический анализ инвестиционных проектов». – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004, стр. 61, 101–103, 109–111.

2.                  Виленский П. Л., Лившиц В. Н., Орлова Е. Р., Смоляк С. А. «Оценка эффективности инвестиционных проектов». — М: 2005, стр. 49–52.

3.                  Ильенкова С. Д. «Инновационный менеджмент». — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005, стр. 24–26.

4.                  Кокурин Д. И. Инновационная деятельность. — М.: 2006, стр. 42–44.

5.                  Лимитовский М. А. «Основы оценки инвестиционных и финансовых решений». -М.: ДеКА, 2005, стр. 57–60, 65–68, 70–71.

6.                  «Менеджмент организации». под ред. д.э.н., проф. Румянцевой З. П., д.э.н., проф. Соломатина Н. А., М. ИКФА-М, 2005, стр. 17–18.

7.                  «Оценка и согласованный выбор вариантов инновационного проекта». Комков Н. И., Грохотов А. В., Маркова Я. В., Тумгоев Х. А., 2006, стр. 53–55, 81–83

8.                  «Экономика предприятия». под ред. В. Я. Горфинкеля, Е. М. Купрякова. —М.; Бизнес и Банки, ЮНИТИ, 2004, стр. 68–69, 74–78.

9.                  «Инновационный менеджмент» под ред. С. Д. Ильенковой. — М.:ЮНИТИ, 2007, стр. 84–86.

10.              Ермасов С. В. Финансовое стимулирование инновационной деятельности – СПЭА, 2006, стр. 70–72, 89–92.

11.              Ратанин П. И. Инновационное предпринимательство в переходный период России к рынку. — М., 2006, стр. 91, 93, 100–101, 104, 112–113, 115.

12.              Чайковская Н. В. Дисциплина инновационного рынка: формирование и эффективность. — М:, 2004, стр. 80–82, 84, 100.

13.              Баранчеев В. П. и др. Инновационный менеджмент. — М.: «Финстатинформ», 2007, стр. 37–40.

14.              Беляевский И. К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз. Москва, 2007, стр. 54–57, 77–78, 80–81, 82–83, 85–86.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle