Библиографическое описание:

Шустов А. А. Инновационная политика предприятия и её влияние на конкурентоспособность продукции // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 275-282.

В данной статье подробно рассматривается тема инновационной политики предприятия и ее важность для эффективного и продуктивного развития организации на пути освоения рынка и его дальнейшего завоевания. Более подробно в данной работе раскрывается сущность, классификация и цель создания инноваций, их влияния на конкурентоспособность предприятия и выпускаемой продукции. Данная работа обязательно будет полезна начинающим предпринимателям и тем, кто только собирается посвятить свою жизнь развитию своего дела. В данной работе наглядно рассмотрен процесс формирования инновационной политики конкретного предприятия, что придает ей неоспоримую актуальность.

Innovation policy of the company and its impact on the competitiveness of products

A. A. Shustov, graduate student

International Institute of Management LINK, Zhukovsky, Russia

This article details the topic of innovation policy of the enterprise and its importance for the effective and efficient development of the organization on the path of development of the market and its future conquests. In more detail in this paper reveals the essence of the classification and the purpose of innovation, their impact on the competitiveness of the company and product information. This work is sure to wake useful to budding entrepreneurs and those who are going to devote his life to the development of the business. In this paper clearly through the process of formation of a particular enterprise innovation policy, which gives it an undeniable urgency.

Введение

Период конца XX — начала XXI столетия часто характеризуют бурными событиями в жизни человеческого общества. Сдвиги в политических, экономических, социальных структурах, которые кардинально изменили устоявшийся порядок вещей, вызвали непредсказуемый и, даже, в некоторых моментах бурный ход событий. Появились новые разновидности предметов и средств труда, средств связи и транспортных средств, новые формы управления и организации труда на предприятии.

В основе данных движений заложен научно-технический прогресс, темпы которого непрерывно ускоряются. Масштабы преобразований, с ним связанных, крайне важны для национальной экономики и ее места в мировом хозяйстве, а также для изучения и восприятия международного опыта компании в пределах научно-технического развития. Это очень важно для нашей страны, которая уже давно определила основной задачей социально-экономического развития переход на инновационное развитие национальной экономики. Основой успеха для достижения поставленной цели является наличие инновационного механизма, который способен развить научную идею и внедрить в массовое производство прикладную разработку, основанную на ней. [11, c. 27–28]

1. Понятие и сущность инновационной политики предприятия

1.1 Инновационный процесс: сущность и классификация.

Инновационный процесс — понятие комплексное и многоуровневое. В него включаются не только оригинальные идеи, разработка новой технологии и получение нового продукта. Также крайне важно распространение инноваций в другие отрасли, формирование новых секторов рынков адаптация новых продуктов и технологий для других сфер. [5, c. 21–22]

Процесс внедрения нововведений способен открыть большие возможности для национальной экономики в целом. Но необходимо заметить, что, одновременно с этим, он может таить в себе угрозы, связанные с отставанием от других хозяйственных систем, в случае несвоевременной реакции на происходящие глобальные изменения, ведь появление новых изобретений способствует моральному износу техники и технологий, которые были созданы ранее, обесценению постоянного капитала, значительному росту издержек, и, неминуемому снижению уровня конкурентоспособности национальной продукции.

Организация является базовым звеном экономики. Процесс внедрения новшеств в структуру организации охватывает все стороны ее деятельности. Сам поиск эффективных организационных форм управления инновациями основывается на умелом сочетании научно-инновационных и рыночных факторов. Внедрение этих поисков в производство и есть инновационная деятельность.

Можно сделать вывод, что инновационная деятельность — это деятельность, которая направлена на получение новых продуктов и знаний, результатом которой является коммерческая реализация новой технологии, продукции, новых методов управления производством, дающая экономический, экологический, социальный эффект. [5, c. 27–29]

В наше время, эффективность инновационной деятельности организации определяется наличием отлаженной системы кредитования, инвестирования, налогообложения и, функционирующих применительно к инновационной сфере, научных разработок. Необходимо уметь различать такие понятия, как «инновация» и «новшество». Новшества оформляются в виде: изобретений, открытий, патентов, рационализаторских предложений, товарных знаков и документации на новый или усовершенствованный продукт. Инновации — это новшества, доведённые до стадии коммерческого использования и предложения на рынке с целью получения определённого положительного эффекта. Всё многообразие инноваций можно классифицировать по ряду признаков.

С одной стороны, инновацию можно выразить как средство реализации стратегических альтернатив, направленных на развитие предприятия, с другой — как средство повышения экономических показателей предприятия и конкурентоспособности продукции.

Создание, освоение и коммерциализация новшеств включает в себя ряд стадий и этапов, которые составляют инновационный цикл. Структуру инновационного цикла можно представить в виде:

ФИ — ПИ — М — Рт — Пр — ОС — ПП — Р (1);

где ФИ — фундаментальные исследования; ПИ — прикладные исследования; М — маркетинговые исследования; Рт — разработки (технические, технологические); Пр — проектирование; ОС — освоение; ПП — промышленное производство; Р — реализация.

В организациях, с целью сократить фазы разработки и внедрения в производство, а также предотвратить фазу спада и продлить стадию эксплуатации, разрабатывают и реализуют инновационную стратегию и инновационную политику. [12, c. 37–39]

1.2 Инновационная стратегия и инновационная политика предприятия.

Инновационная стратегия представляет собой систему целей долговременного развития предприятия и мер, предназначенных для их достижения на основе выработанных новшеств. Сама стратегия может быть оборонительной и агрессивной. Под оборонительной стратегией понимается внедрение инноваций по необходимости, в порядке следования за лидером. Наибольшее повышение конкурентоспособности продукции и предприятия обеспечивает агрессивная стратегия. Под агрессивностью понимается степень перемен, которые обеспечиваются нововведениями, скорость их внедрения и частота сменяемости.

Инновационная стратегия предприятия реализуется инновационной политикой. Инновационная политика предприятия представляет собой определение целей инновационной стратегии и создание механизма поддержки приоритетных программ и проектов предприятия. [13, c. 30–31]

При разработке инновационной политики принято использовать два подхода:

1.                  Цель внедрения — завоевание, или закрепление, небольшого сегмента рынка с минимальной прибылью с последующим увеличением доли на рынке и прибыли.

2.                  Цель инноваций — получение значительной прибыли на определённом отрезке времени за счет «пионерства» в какой-либо области. В этом случае, внедрение инновации и её последующее распространение связывается с возможностью значительного снижения себестоимости и роста спроса на продукцию.

При разработке инновационной политики затрагиваются следующие области деятельности:

-          исследования и разработки (фундаментальные, поисковые, ОКР, опытное производство, прикладные исследования и распространение инноваций);

-          сертификация продукции и повышение ее качества;

-          техническое перевооружение (обновление производственной базы);

-          создание, поддержание и развитие научно-технологического потенциала предприятия;

-          разработка мероприятий, связанных с маркетинговой политикой, с целью освоения рынка инноваций.

При формировании инновационной политики инновация рассматривается с двух позиций:

1.                  Наличие специфических потребительских свойств (внешний вид, форма и т. д.), которые способны обеспечить успех при отсутствии значимых технологических решений;

2.                  Наличие новых значимых технических решений, которые способны обеспечить рыночный успех.

Цель инновационной политики — создать условия для обеспечения эффективной деятельности предприятия, с помощью повышения его конкурентоспособности и конкурентоспособности продукции, которую она выпускает. [13, c. 35–37]

При проведении инновационной политики должны соблюдаться следующие принципы:

-          приоритетность — выбор важнейших направлений деятельности в настоящее время с учётом возможностей предприятия;

-          целенаправленность, т. е. ориентация на достижение стратегических и тактических целей предприятия;

-          комплексность — охват инновациями смежных сфер деятельности;

-          альтернативность проектных решений — разработка различных вариантов и выбор наилучшего из них;

-          адаптивность — корректировка плана проведения инновационной политики и отдельных проектов в связи с изменением факторов внешней среды;

-          обоснованность — обоснование научно-технического, социального, экологического, экономического эффектов с учётом факторов внешней среды.

Инновационная политика формируется и корректируется под влиянием различных факторов внешней и внутренней среды предприятия.

Внешняя среда — это совокупность хозяйствующих субъектов и движущих сил, оказывающих влияние посредством факторов макросреды, подразделяемых на факторы прямого и косвенного влияния.

Факторы прямого влияния включают законы, поставщиков ресурсов, учреждения государственного регулирования, конкурентов, потребителей, торговых и транспортных посредников. К факторам косвенного влияния относятся состояние национальной экономики страны, НТП, политические, демографические, социальные факторы. [14, c. 34–36]

Внутренняя среда — это совокупность субъектов и движущих сил предприятия, позволяющих установить успешные взаимоотношения с поставщиками ресурсов и потребителями продукции. К факторам внутренней среды, которые оказывают влияние на проведение инновационной политики, относятся:

-          технический уровень, наукоёмкость производства, состояние научно-технического потенциала;

-          материало-, энерго- и фондоёмкость производства;

-          степень износа основных фондов и т. д.

Основными факторами, которые способствуют реализации инновационной политики предприятия, являются:

-          высокий уровень научно-технологического потенциала предприятия;

-          наличие на предприятии системы управления качеством на основе международных стандартов ISO;

-          наличие резервов финансовых и материально-технических ресурсов на предприятии;

-          наличие оптимальной законодательно базы и государственная поддержка проведения инновационной политики;

-          наличие системы материального и морального стимулирования инновационной деятельности. [14, c. 39–40]

Повышение конкурентоспособности продукции, после проведения мероприятий инновационной политики, можно охарактеризовать с помощью следующих показателей:

1.                  Уровень экспортной ориентации (отношение объёма продукции, реализованной на отдельных сегментах рынка (на мировом, внутреннем) к общему объёму реализованной продукции);

2.                  Уровень технологического развития (отношение объёма продукции, произведенной по отдельным видам технологий (по высоким, новым, традиционным) к общему объёму реализованной продукции);

3.                  Уровень обновления (отношение объёма новой продукции, освоенной в производстве, к общему объёму произведенной продукции);

4.                  Уровень сертификации (отношение объёма продукции, произведенной по технологиям, сертифицированным по международным стандартам ISO, к общему объёму произведенной продукции). [14, c. 45–46]

1.3 Формы реализации инновационной политики предприятия.

Инновационные проекты могут быть научно-техническими, исследовательскими, по освоению и разработке абсолютно новой продукции или технологии, по модернизации производственного аппарата, направленными на перепроектирование производственных процессов и т. п.

Общая концепция формирования проекта включает следующие стадии:

1.                  Формулирование проблемы и целей проекта;

2.                  Анализ имеющихся альтернативных решений данной проблемы и тенденций развития основных технико-экономических показателей;

3.                  Оценка имеющихся ресурсов: финансовых, кадровых, материально-технических;

4.                  Оценка вероятности технического и коммерческого рисков;

5.                  Выбор наилучшего варианта решения проблемы;

6.                  Оформление проекта и его реализация. [10, c. 24–26]

В нашей стране принята и, в данное время, успешно реализуется система организации финансирования, планирования и выполнения научных и научно-технических программ. Так, в программе, направленной на социально-экономическое развитие на 2006–2010 годы, среди основных ее целей формулировалась необходимость обеспечения инновационной направленности развития экономики, а также на создание более действенного механизма стимулирования разработки и реализации эффективных инвестиционных проектов.

В соответствии с данной программой планировалось довести уровень инновационно активных предприятий реального сектора экономики практически до 100 % (в 2006 г. этот показатель составил 14,1 %), увеличить удельный вес сертифицированной по международным стандартам промышленной продукции до 70 % (в 2006 г. — 53 %), повысить уровень наукоёмкости производства продукции до 1,7–2 % (в 2006 г. — 0,66 %), внедрить в производство около 900 новых и высоких технологий. Основная цель программы заключена в создании конкурентоспособной на мировом рынке, инновационной, наукоемкой, энерго- и ресурсосберегающей, социально ориентированной экономики, которая бы обеспечивала устойчивое социально-экономическое развитие нашей страны, а также повышение качества жизни нашего народа. [1]

Эффективность инновационной политики непосредственно зависит от инвестиций, которые осуществляют в различных направлениях деятельности организации. Реализации любого инвестиционного проекта в условиях рыночной экономики должно предшествовать решение двух взаимосвязанных методических задач:

1)      оценка выгодности каждого из возможных вариантов осуществления проекта;

2)      сравнение вариантов и выбор наилучшего из них. [3, c. 40–41]

Эффективность проекта характеризуется системой показателей, которые отражают соотношение результатов и затрат на их достижение. Различают экономическую, бюджетную и коммерческую эффективность инвестиционных проектов.

Показатели бюджетной эффективности отражают влияние реализации проекта на доходы и расходы республиканского и местного бюджетов. Бюджетный эффект используется для обоснования заложенных в проекте мер государственной поддержки.

Коммерческая эффективность определяется соотношением затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности. Коммерческая эффективность может оцениваться как для проекта в целом, так и для отдельных его участников.

Инновационная политика предприятия находится в тесном взаимодействии с торговой, производственной, инвестиционной и маркетинговой политикой. Успешное осуществление инновационной деятельности возможно только в случае создания оптимальной организационной структуры, которая обеспечивает инновационный процесс, и комплексного подхода к поставленным задачам. [6, c. 45–46]

1.4 Конкурентоспособность продукции. Механизм влияния инновационной политики на конкурентоспособность.

Инновационная политика предприятия, в первую очередь, направлена на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Конкурентоспособность товара — это степень потенциального (в случае стратегического планирования или прогнозирования) или реального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными товарами, которые представлены на данном рынке. [2, c. 22]

Конкурентоспособность товара определяет его способность выдерживать конкуренцию с аналогичными товарами-конкурентами, что выражает его конкурентные преимущества на данном рынке. Конкурентные преимущества товара достигаются за счёт производства прежде всего нового, востребованного рынком товара или на основе сочетания эффективного использования всех ресурсов предприятия и снижения издержек производства с обеспечением относительно низких цен и высокого качества товара, имеющего спрос на рынке, выгодно отличающегося от аналогичных товаров-конкурентов по уровню обслуживания, удовлетворяющего конкретные потребности покупателя и обеспечивающего товаропроизводителю стабильность в получении прибыли.

Взяв во внимание все вышесказанное, формулу конкурентоспособности можно представить следующим образом:

Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание.

Среди показателей конкурентоспособности товара наиболее важным является соотношение цены товара и его качества. Для определения тесноты этого соотношения применяется показатель эластичности качества товара при изменении его цены. [2, c. 25–27]

2. Инновационная политика «ЧТЗ-УРАЛТРАК»

2.1 Общие сведения о предприятии.

Рассмотрим реализацию инновационной политики на примере «ЧТЗ-УРАЛТРАК».

В настоящее время в мире насчитывается великое множество производителей тракторной техники, но только 8 из них обеспечивают почти весь объем мирового рынка сбыта данного вида техники, и Челябинский тракторный завод находится в их числе.

«ЧТЗ=УРАЛТРАК» занимается разработкой, изготовлением и последующим экспортированием колесных тракторов, запасных частей, организацией их производства, на лицензированной основе, а также сервисом. Деятельность организации направлена на выпуск высококонкурентной продукции, освоение новых рынков сбыта и создание сборочных производств в различных регионах СНГ и дальнего зарубежья. В настоящий момент «ЧТЗ-УРАЛТРАК» ведет активную деятельность на рынках более чем 50 стран в разных частях мира и сохраняет за собой долю в 8–10 % от мирового рынка колесных тракторов и 83 % от рынка СНГ.

«ЧТЗ-УРАЛТРАК» является лидером среди аналогичных заводов стран СНГ. Это единственное предприятие отрасли на постсоветском пространстве, которое сумело сохранить свой производственный, научный и экспортный потенциал. На предприятии активно проводится маркетинговая, инновационная, внешнеэкономическая и инвестиционная политика, которая нацелена на рост эффективности деятельности всего комплекса предприятия, а также на повышение конкурентоспособности производимой продукции. [9]

2.2 Инновационный план «ЧТЗ-УРАЛТРАК»

Стратегические цели инновационной политики предприятия предусмотрены бизнес-планом «Развитие «ЧТЗ-УРАТРАК» на 2005–2011 годы». В него входит: увеличение объёмов её реализации (в том числе на экспорт), обеспечение сельскохозяйственных организаций конкурентоспособной техникой и освоение новых рынков сбыта.

Объём производства тракторной техники на предприятии идёт быстрыми темпами. Например, сравнивая результаты 2006 г. с 2003 г., видно, что объём производства вырос почти вдвое и составил 49322 трактора.

Одна из важнейших стратегических целей инновационной политики, которая стоит перед организацией — это разработка и последующее внедрение высокопроизводительных, экономичных и надежных в работе машин, которые бы были способны агрегатироваться с широким комплексом оборудования, конкурентоспособным на рынке. Само собой, для реализации поставленных целей, требуются значительные инвестиции.

Бизнес-планом предприятия предусмотрено повышение конкурентных преимуществ новых моделей не за счёт ценовых факторов, а за счёт производства дорогостоящих, но эффективных и быстроокупаемых в сельском хозяйстве энергонасыщенных тракторов. Доля старых моделей снижается, однако они не снимаются с производства, так как пользуются спросом среди некоторых импортёров.

Стоит отметить, что в 2006 г. на предприятие были направлены инвестиции в размере 53 млн. долларов США. Уровень рентабельности продукции составил 16,1 % при годовом заданном 12,4 %, Показатель уровня энергосбережения составил 19,6 %, при заданном — 9 %. Все достигнутые результаты стали возможными только благодаря активному внедрению в производства новой техники, способов более активного выполнения поставленных задач. Несомненно, это свидетельствует о правильно выбранной инновационной политике предприятия. [7, c. 19–21]

2.3 Инновационная составляющая производственной программы предприятия.

В настоящее время производственная программа предприятия, как и ранее, нацелена на активное повышение объемов производства. Предприятие за предыдущие годы значительно увеличило объёмы производства, причём темпы его роста со временем ускоряются. Так, ещё 12 лет назад, среднегодовой прирост объёма производства предприятия составлял 4–6 %, а после введения инноваций и разработки новой инновационной политики, в последующие 6 лет он составлял уже 17–18 %. Динамика уровня производства тракторов «ЧТЗ-УРАЛТРАК» представлена в таблице:

Таблица 1

Динамика уровня производства на «ЧТЗ-УРАЛТРАК»

Годы

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Производство тракторов, шт.

22999

24300

25700

26700

31506

42158

49322

Вполне ясно, что выполнение намеченных целей возможно в основном за счёт удовлетворения требований заказчиков в части комплектации и качества изделий, а также при постоянном расширении круга новых клиентов. Это в свою очередь ведёт к дальнейшему росту объёмов новой продукции, количества её модификаций без увеличения затрат на выпуск изделий. [7, c. 15–17]

Значительное внимание в организации уделяют развитию информационных технологий как необходимого элемента обеспечения производственной деятельности. На «ЧТЗ-УРАЛТРАК» реализуется стратегия развития информационных технологий, облегчающая решение поставленных бизнес-целей на ближайшую перспективу за счёт:

1.                  Разработки новых модификаций и проверки заказных комплектаций тракторов на базе трёхмерных сборок базовых моделей;

2.                  Возможности обработки заказных комплектаций тракторов различной конфигурации (до тысячи вариантов);

3.                  Уменьшение сроков разработки и подготовки производства изделия за счёт повышения точности конструирования, исключения ошибок, распараллеливания этапов разработки;

4.                  Повышения качества проектирования изделий и подготовки их производства при высоком уровне автоматизации и регламетации процессов, создания единой информационной среды, сокращения времени поиска необходимой информации;

5.                  Осуществления на новом уровне контроля за разработкой и подготовкой производства со стороны руководства;

6.                  Сокращения времени реагирования на запросы заказчиков: срок от момента поступления заявки до расчёта контрактной цены уменьшается в 10 раз;

7.                  Обеспечения служб завода электронной информации об изделии;

8.                  Использования интернет-технологий для информационной поддержки дилеров и пользователей. Это позволит обеспечить существенную экономию времени и средств при заключении сделок за счёт переноса подготовительных и согласующих процедур в Интернет, а также привлечь новых заказчиков продукции и тем самым повысить уровень продаж тракторной техники на 3–5 %;

9.                  Снижения необходимых материальных запасов за счёт обеспечения служб снабжения данными о наличии изделий и комплектующих. [7, c. 5–7]

«ЧТЗ-УРАЛТРАК» пользуется активной поддержкой со стороны государства. Так, Советом Министров Российской Федерации, было принято включить предприятие в перечень высокотехнологичных производств, что позволило организации до 2009 г. уплачивать налог на прибыль по ставке, сниженный на 50 % от общеустановленной. Предоставление налоговых льгот позволило «ЧТЗ-УРАЛТРАК» развивать производство машин и оборудования для лесного хозяйства, а также освоить выпуск новых моделей тракторов с двигателем мощностью от 30 до 300 лошадиных сил. В 2007–2008 г. было принято решение приступить к выпуску тракторов с двигателем мощностью 350 лошадиных сил. Что стало одним из крупнейших инвестиционных проектов предприятия. [8, c. 27–30]

3. Пути повышения эффективности инновационной политики и конкурентоспособности продукции «ЧТЗ-УРАЛТРАК»

Одним из основных критериев эффективности инновационной политики «ЧТЗ-УРАЛТРАК» выступает создание конкурентоспособной продукции, которая была бы способна отвечать всем требованиям международных стандартов, при этом быть максимально ожидаемой и удовлетворяющей всем потребностям потребителей.

Продукция «ЧТЗ-УРАЛТРАК» подлежит обязательной сертификации в национальной системе сертификации, проверке на соответствие международным требованиям стран ЕС и национальным требованиям. [9]

Главными задачами инновационной политики, которые стояли перед организацией в перспективе до 2010 г. являлись:

-          наращивание объёмов выпуска энергонасыщенных тракторов и тракторов новых моделей;

-          повышение конкурентоспособности производимой продукции;

-          сохранение устойчивых позиций на имеющихся рынках, учёт пожеланий и запросов покупателей на различных рынках;

-          расширение модельного ряда выпускаемых ведущих тракторов со специфическими чертами, которые отличали их от тракторов фирм-конкурентов.

К 2011 г. уровень обновления продукции планировалось довести до 0,4. Для сравнения в 2006 г. уровень был 0,21. Не маловажно, что в это же время экспортная стратегия «ЧТЗ-УРАЛТРАК» была нацелена на доведение удельного показателя экспорта в общем объёме реализации продукции до 89 %.

Долгое время организация успешно выпускала технику, которая соответствовала стандартам «Евро-2». Но уже с 2009 г. на рынки развитых стран была начата поставка исключительно инновационной техники, которая подходила по качеству к стандарту «Евро-3». Количество тракторов с двигателями «Евро-2» для поставки потребителям в 2010 г. уже составляло 4500 шт., а производство и отгрузка энергонасыщенных тракторов к 2011г. — 28000 шт. Также требовалось улучшить технические параметры производимых тракторов. Таким образом, к 2011 г. было запланировано наладить массовое производство тракторов с мощностью в 450 лошадиных сил). [7, c. 27–29]

Высокий уровень развития информационной системы на «ЧТЗ-УРАЛТРАК» позволяет проводить на компьютере виртуальные испытания, с помощью которых возможно провести имитацию работы трактора при реальных нагрузках. Для проведения хотя бы одного натурального испытания требуется изготовить 10 опытных образцов. Следует отметить, что стоимость одного такого образца в 5–15 раз превышает стоимость серийного изделия. С помощью проведения компьютерных испытаний получается сократить число необходимых опытных образцов с 10 до 3 шт. Примерная финансовая экономия при этом составляет около 3 млн. долларов США.

Поэтому актуальным направлением инновационной политики предприятия является внедрение и развитие CALS-технологий. CALS-технология — это стратегия организации производства новых изделий на базе инженерной технологии, базирующейся на электронной модели изделия. Применение CALS-технологий позволяет решить множество важнейших задач, такие как: сокращение времени создания новой продукции; повышения качества процессов проектирования и производства; оптимизации процессов организации производства продукции и реализации ее на рынке улучшения эксплуатационного обслуживания; снижения затрат по прямым капитальным вложениям, оплате труда, накладным расходам, освоению производства изделия и маркетингу. [7, c. 29–31]

«ЧТЗ-УРАЛТРАК» — один из исполнителей проекта Государственной научно-технической программы «Разработка и внедрение в промышленности технологии информационной поддержки жизненного цикла продукции». По средством внедрения данных технологий должны наладиться сквозные процессы проектирования, управления производством тракторов, их сбыта и эксплуатации путем коренного изменения бизнес-процессов на базе научно обоснованного компьютерного моделирования изделий с применением различных вычислительных методов инженерного анализа и обеспечением параллельной работы специалистов различных профилей, созданием базы знаний предприятия, а также новой нормативной базы, поддерживающей компьютерную технологию проектирования. [9]

В ходе реализации 1-ой очереди задания «CALS-MT3» в период 2005–2006 гг. были достигнуты следующие результаты:

1)                 спроектированы 53 детали и агрегата тракторной техники с привлечением средств компьютерного инженерного анализа;

2)                 разработано 6 комплексов методических, информационных и программных средств. В результате их опытной эксплуатации созданы пространственные компьютерные модели (35419 шт.), которые могут быть представлены в форматах CALS-стандартов;

3)                 разработано 5 проектов стандартов предприятия в системе международного менеджмента качества;

Для реализации 2-ой очереди задания требовалось решить следующие задачи:

1)                 в области проектирования:

-          разработка электронных эксплуатационных документов в соответствии с международными стандартами;

-          наполнение электронного архива трех-мерными моделями деталей и агрегатов выпускаемых моделей тракторов;

-          освоение информационно-программных средств для использования технологии электронной цифровой подписи документов внутри «ЧТЗ-УРАЛТРАК» (безбумажный документооборот способствует повышению эффективности управленческих процедур на предприятии, снижению вероятности возникновения ошибок, основанных на человеческом факторе, существенному повышению уровня производительности труда);

-          ведение бизнес-процессов проектирования и технологической подготовки производства на основе трехмерных моделей деталей и агрегатов тракторов;

2)                 в области управления производством и качеством продукции:

-          автоматизация разработки электронных каталогов запасных частей на основе электронной конструкторской документации;

-          автоматизация проектирования технологических процессов механообработки;

-          автоматизация планирования сборочного производства, учета брака в производстве;

3)                 в области производства, сбыта и послеэксплуатационного обслуживания:

-          автоматизированная поддержка управления логистикой и производственно-сбытовой инфраструктурой товаропроводящей сети;

-          разработка средств сбора и анализа статистических данных с целью повышения эффективности управления товаропроводящей сетью предприятия за счет возможности одновременного быстрого сбора актуальных данных по всей сети, их анализа и использования результатов в управлении логистическими процессами. [7, c. 32–33]

Следовательно, CALS-технологии способны существенно снизить затраты на проектирование тракторов и ускорить процесс создания новых моделей, производство, испытания, сбыт и эксплуатацию, что, в свою очередь, повысит конкурентоспособность выпускаемой «ЧТЗ-УРАЛТРАК» продукции.

Заключение

По результатам изучения научно-теоретических подходов, особенностей и принципов инновационной политики предприятия; изучения целей и способов проведения инновационной политики «ЧТЗ-УРАЛТРАК»; исследования механизма влияния инновационной политики на конкурентоспособность продукции; оценки эффективности инновационной политики и конкурентоспособности продукции данного предприятия — можно сделать следующие обобщения и выводы:

1)                 Поддержание конкурентоспособности национальной экономики в настоящее время возможно лишь при наличии эффективного инновационного механизма, соединяющего научную идею, прикладную разработку на ее основе и внедрение результата в массовое производство;

2)                 Предприятие является базовым звеном национальной экономики, поэтому создание механизма внедрения, поддержки и управления инновациями, т. е. проведение инновационной политики, является решающим фактором повышения эффективности всего народнохозяйственного комплекса;

3)                 Инновационная политика предприятия представляет собой комплексное сочетание производственной, инвестиционной, маркетинговой, внешнеэкономической и кадровой политик; её эффективность зависит от взаимоувязки и координации данных составляющих, также от наличия отлаженной системы финансирования, кредитования, налогообложения, функционирующих применительно к инновационной сфере научных разработок;

4)                 Целью инновационной политики является создание условий для обеспечения эффективной деятельности предприятия на основе повышения его конкурентоспособности и конкурентоспособности продукции;

5)                 Конкурентные преимущества продукции предприятия достигается за счёт производства, прежде всего нового, востребованного рынком товара или на основе сочетания эффективного использования всех ресурсов предприятия и снижения издержек производства с обеспечением относительно низких цен и высокого качества товара, что в обоих случаях в значительной степени зависит от инновационной политики, проводимой предприятием;

6)                 Инновационная политика ПО «МТЗ» реализует стратегию комплексного развития предприятия: увеличения объёмов производства и реализации (в том числе на экспорт), расширения модельного ряда и номенклатуры производимой продукции, повышения качества работы организационной структуры, освоения новых рынков сбыта;

7)                 ПО «МТЗ» является хорошим примером эффективной организации инновационной политики и подчинения её целям устойчивого роста конкурентоспособности предприятия и производимой им продукции;

8)                 Инновационная политика ПО «МТЗ» направлена на повышение устойчивости предприятия: увеличение разновидностей изделий способствует поддержанию спроса на продукцию на различных сегментах рынка; диверсификация экспортных поставок обеспечивает независимость производственной и коммерческой деятельности от сезонных колебаний на отдельных рынках;

9)                 Основными направлениями совершенствования инновационной политики ПО «МТЗ» являются вопросы сертификации продукции, оптимизации работы с поставщиками, обновления продукции, развития товаропроводящей сети, внедрения и развития информационных технологий; реализация данных задач является залогом повышения эффективности деятельности всего комплекса предприятия и повышения конкурентоспособности продукции. [7, c. 34–35]

Литература:

1.                  Программа социально-экономического развития Российской Федерации на 2006–2010 гг.

2.                  Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика. М. 2006, стр. 22, 25–27

3.                  Марков А. В., Асанович В. Я. «Индикативный анализ инновационного развития экономики», 2005, стр. 40–41

4.                  Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Под ред. Т. Г. Морозовой, А. В. Пикулькина, — М. 2005, стр. 33–34

5.                  «Инновационный менеджмент», Ильенкова С. Д., Гохберг Л. М., Ягудин С. Ю., 2-е изд., переработанное и дополненное. — М: ЮНИТИ, 2003, стр. 21–22, 27–29

6.                  Виногоров Г. Г. «Методика анализа и оценки инноваций на промышленном предприятии», Бухгалтерский учёт и анализ, 2006, стр. 45–46

7.                  Крупец Л., Губич Л., Заблоцкий А., Кукареко Е., Радченко П. «Челябинский тракторный в цифровом формате», Наука и инновации. — 2007, № 10, стр. 5–7, 15–17, 19–21, 27–29, 29–31, 32–33, 34–35.

8.                  Мясникович М. «О государственной поддержке и конкурентоспособности предприятий», Наука и инновации. — 2010, № 8, стр. 27–30.

9.                  «Официальный веб-сайт «ЧТЗ-УРАЛТРАК».

10.              «Экономика и управление внешнеэкономической деятельностью», Турбан Г. В. — М: 2007, стр. 24–26.

11.              «Экономика предприятия» / Кандауров Н. Н., Кандаурова Г. А., Капорцева О. Н. — М: Современные знания, 2006, стр. 27–28.

12.              «Экономика предприятия», Горфинкель В. Я., 4-е изд., переработанное и дополненное. — Москва: ЮНИТИ, 2007, стр. 37–39.

13.              «Экономика предприятия», частное учреждение образования «Московский институт управления». — М:, 2007, стр. 30–31, 35–37.

14.              «Экономика предприятия», Русак Е. С., Сапёлкина Е. И. — М: Академия управления при Президенте Российской Федерации, 2007, стр. 34–36, 39–40, 45–46.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle