Библиографическое описание:

Изотов И. В. Изучения исторических персоналий на уроках отечественной истории // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 315-317.

Русский энтомолог и философ Александр Александрович Любищев писал: «Великая историческая личность — это такая личность, которая двигает историю вперёд и назад». В истории личностями называют людей, обладающих ярко выраженной индивидуальностью. Изучение исторических персоналий, их влияния на процесс исторического развития, запоминается и усваивается учащимися с большим желанием, чем «сухое» оперирование событиями, фактами, датами. Создание яркого образа личности ее «человечности», влияния на процессы развития всемирной истории помогает учащимся более продуктивно изучать и усваивать учебный материал.

Каковы же на наш взгляд причины изучения исторической личности на уроке:

-          каждая личность — это не просто человек сам по себе и только для себя. Большинство из людей, вошедших в историю, выражали интересы каких-то групп людей, сословий, партий;

-          многие личности не всегда на всю жизнь остаются приверженцами какой-либо идеи. Одни меняли их через сознание и интерпретацию реалий, другие — потому, что их вынуждали это сделать, третьи — чтобы «идти в ногу со временем»;

-          исторические личности, попадая на страницы разных изданий, приобретают противоположные черты характера, идет искажение характеристик. По возможности на уроке нужно провести анализ и выявление реальных черт характера конкретного человека;

-          многие учащиеся приобретают себе кумиров, порой не всегда положительных зная их биографию лишь поверхностно. Поэтому важно оптимально и методически верно продумывать ход работы на уроке.

На наш взгляд изучение исторических персоналий будет более эффективно при соблюдении следующих условий:

-          использование различных приемов, подходов, методик позволяющих «осветить» личность со всех сторон;

-          тщательный отбор содержания информации позволяющий раскрыть особенности биографических данных личности, ее вклада в историю и влияния на дальнейший ход развития исторических процессов;

-          разработка таких типов уроков, которые способствовали бы увеличению и расширению объема усваиваемой учащимися информации, усиливали бы роль самостоятельной работы обучаемых при приобретении, усвоении и применении новых знаний, умений и навыков.

Работа с личностями станет так же более плодотворной, если будет носить оптимально организованные и методически разнообразные варианты деятельности обучаемых.

Изучение личности является одним из приоритетных направлений деятельности учащихся. Важно оптимально организовать и методически разнообразить варианты этой работы. Варианты изучения исторических личностей на уроках истории могут быть следующими:

Вариант 1. Изучение исторических «персоналий» по следующему алгоритму. Следование ему позволяет учащимся оценить их самые разноплановые стороны жизни и деятельности:

1)      Запоминание фамилии, имени личности;

2)      Ознакомление с этапами, периодами и содержанием деятельности личности;

3)      Усвоение идейно-теоретических платформ изучаемой личности;

4)      Уяснение, чьи интересы на том или ином этапе данная личность выражала;

5)      Ознакомление с особенностями исторических процессов, в которых действует личность;

6)      Изучение оценок личности её современниками и современными историками.

Отдельные блоки данного алгоритма могут исключаться из исследовательской цепи, в зависимости от наличия (отсутствия) того или иного аспекта в жизни и деятельности личности [3].

Вариант 2. Педагог, не называя имени личности, пробуждает к ней интерес. Затем тут же на уроке либо от занятия к занятию напоминает о ней всё новыми и новыми оценками и данными. Наступает время, когда информации накапливается столько, что учащиеся узнают, о ком идёт речь.

Вариант 3. Сравнительный анализ характеристик, качеств деятельности личностей, например руководителей государств, реформаторов, полководцев и т. д.

Вариант 4. Оценка личностей по поведению в сложных для Отечества или для себя самого обстоятельствах.

Вариант 5. Оценка личностей по отдельным, но ярким штрихам к их портретам, будь, то примеры из службы, повседневной жизни, увлечений и т. д.

Вариант 6. Определение качества личностей по умению предвидеть возможное развитие последующих событий.

Вариант 7. Изучение личностей посредством постепенного накопления знаний. Суть данного варианта заключается в следующем. Учитель называет представленную к изучению личность. Учащиеся сами, изучая материал, постепенно накапливают соответствующую информацию до уровня необходимых знаний о ней.

Большую роль в изучении личности играют вопросы учителя:

Репродуктивный — требует воспроизведения готовых знаний (на память) без активной мыслительной деятельности эти вопросы начинаются со слов когда, где, в каком году, сколько, куда, с кем и т. п. Вопросы такого типа чаще используются для выявления элементарных знаний в тестах, контрольных.

Продуктивно-познавательный — требует, наряду с воспроизведением готовых знаний, поиска обобщений, выводов, выяснения причин, последствий. Начинается словами почему, в чем, докажите, сформулируйте.

Проблемный — содержит кажущееся или реальное противоречие. При нахождении ответа требует размышления, рассуждения, отличается отличительной краткостью формулировки. Это вопросы большой творческой направленности.

Проблемная задача — дидактическое средство в виде текста или схемы, содержащее в себе противоречие, вызывающее не воспроизведение готовых знаний, а размышление, рассуждение, содержащее дополнительную вводную информацию. Существуют проблемные задачи по интересующей нас проблеме.

Проблемная ситуация — создание обстановки в которой у учащихся возникает интеллектуально-психологические затруднения, преодоление которых требует поиска новых знаний, новых подходов, направленных на выявление личной оценки, противоречия заложенного в проблемной задаче.

Семинар-исследование — заключается в приобретении, распространении и частичной реализации знаний с компонентами научного исследования. Семинар состоит из подготовительной части самого обсуждения темы и подведения итогов.

Семинар — круглый стол — в основу заложено несколько точек зрения, обсуждение которых приводит к приемлемой для всех участников точки зрения.

Семинар — дискуссия — в основе лежит, какое-то противоречие, разнообразие путей его решения, компетентность участников. Это способствует развитию устной речи у учащихся, активизирует мыслительную деятельность, прививает интерес к предмету. Формирует культуру полемики, умение выслушивать оппонента, терпимость к иной точке зрения, и в этом проявляется их огромная роль в учебном процессе.

Семинар — мозговой штурм — эта форма занятия направлена на ориентировке учащихся на восприятие и коллективное решение сложного вопроса на основе максимального умственного напряжения участников; целеустремленное, активное обдумывание и обсуждение какого-либо вопроса.

Познавательный — учащимся может быть предложен алгоритм, по которому ученик работает над сообщением, докладом, рефератом. Описываются годы жизни, краткая биография, исторические условия деятельности личности, основные действия, взгляды, проблемы, методы их решения, какие интересы представляла личность, предшественники, последователи, положения, которые показывают сходство и различия взглядов нескольких исторических лиц, историческое значение данной деятельности, личностная оценка данной личности.

При изучении исторической личности посредством применения перечисленных методик решается ряд важных задач, на которые направлена деятельность учителя и учащегося в ходе учебного процесса:

1.                  Информационная: сообщаются сведения, которые позволяют более глубже изучить процесс развития историю. Ученики знакомятся с дополнительной справочной и научно-популярной литературой;

2.                  Аналитическая: изложение фактов сопровождается комментариями к ним, их анализом и оценкой;

3.                  Познавательно-просветительскую: передаваемое многообразие информации способствует пополнению фонда знаний учащихся, закрепляются такие навыки запоминания, закрепления и повторения материала, умение делать выводы, развитие зрительной памяти и воображения строить свои действия по заданному алгоритму.

4.                  Нравственно-воспитательную: в образах личностей отображаются примеры и образцы общественного поведения, принципы нравственности и эстетического вкуса, представление о добре и зле;

5.                  Воздействующую: создаваемый образ исторической личности влияет на взгляды, поступки и поведение людей;

6.                  Гедонистическую (эстетическую): удовлетворение эстетических потребностей личности учащихся [2].

История — процесс субъективный, он вершится по воле людей, а не объективных законов природы. Исторические личности совершали поступки, от которых зависела судьба страны. Они принимали решение и за себя, и за весь народ. Ученики должны видеть, как твориться история, как она зависит от взглядов, ценностей, идеалов отдельных людей, выбора поступков, влияния обстоятельств. Вот поэтому, сначала необходимо изучить личность, а затем — события, которые вершились с участием этого человека.

Литература:

1.                  Изотов И. В. Мультимедийные средства обучения и их возможности в подготовке учащихся общеобразовательных школ. // Интеграция образования. — 2008. -№ 3. -112С.

2.                  Лукина М. М. Средства массовой информации в пространстве Интернета. — М.: 2005. — 17С.

3.                  Степанищев А. Т. Методический справочник учителя истории. — М.: Владос, 1998. — 85С.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle