Библиографическое описание:

Офлаз Б. Позиция России и Турции в решении нагорно-карабахского вопроса // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 330-332.

В настоящее время российско-турецкие отношения основываются на добрососедских двусторонних связях, региональном и международном сотрудничестве [2]. Важные реалии международной политической арены, начиная с развала СССР, сблизили Турцию и Россию. Это сближение продолжает нарастать быстрыми темпами каждый день приобретая все более крепкие формы. В последние годы, Турция как на мировой арене, так и в региональном пространстве все активнее проявляет себя. Нынешняя Турция обладает ресурсами для развития отношений на региональном уровне и улучшает свои связи со странами-соседями, в том числе региональными державами.

Как Россия, так и Турция занимают важное место в кавказском регионе. Оба государства обращают внимание на все региональные ситуации, происходящие рядом с ними. Стороной посредником может быть государство, коалиция государств, международные или региональные организации, «ad-hoc» комиссии, созданные для решения определенных конфликтов, а также другие структуры способные правильно разобраться в конфликтной ситуации [5]. Напряженные отношения Турции с Европейским союзом и нежелание некоторых влиятельных государств видеть Турцию в нем периодически заставляют Турцию принимать активное участие в других интеграционных структурах. По мнению американского политолога Дж. Фридмана в ближайшие десять лет Турция нарастит достаточно сила, чтобы стать доминирующей державой на региональной уровне. С другой стороны, исследователь считает, что Турция не будет ни с кем вступать в какой-либо конфликт и, более того, именно доброжелательная позиция даст Турции возможность играть важную роль в регионе. Позиция Турции не будет определена точно в краткосрочной перспективе, но тем неменее уже очень скоро страна проявит все свои возможности и силу [4]. Таким образом Турция превратится в важного регионального игрока со своими собственными амбициями и представлениями регионального устройства.

Нагорно-карабахский вопрос является самым длительным неразрешенным конфликтом между двумя государствами южно-кавказского региона на постсоветском пространстве. У России и Турции налажены разнообразные связи со сторонами конфликта. Этническое, культурное и языковое сближение между Турцией и Азербайджаном занимает центральное значение для Турции на Южном Кавказе. Для Турции Азербайджан важный партнер, который с одной стороны обладает значительными энергетическими ресурсами, а с другой является мостом между Турцией и Средней Азией. Отсюда стабильная обстановка в Азербайджане в значительной степени интересует Турцию [3, c. 37], которая все время высказывается за мирный способ урегулирования нагорно-карабахского вопроса.

Несмотря на активную роль Турции в решении вопроса, Армения обвиняет Турцию в несправедливых действиях и не принимает Турцию в качестве посредника. С ее точки зрения достаточной причиной является закрытие границ между Турцией и Арменией. Вместе с тем, некоторые западные страны во главе с США заявили, что для прекращения воздействия России на Армению необходимо улучшить турецко-армянские отношения, а значит необходимо обязательно открыть границы [3, c. 39].

Армянские и турецкие стороны объявили о создании «дорожной карты», а в ноябре 2009 года в Цюрихе были подписаны протоколы, в соответсвии скоторыми границы должны быть открыты в течении 60 дней. В ответ на это Азербайджан потребовал с Турции объяснений за данную «дорожную карту». Во время своего визита в Баку премьер-министр Турции Эрдоган заявил, что пока существует нагорно-карабахский вопрос границы между Турцией и Арменией будут закрыты [3, c. 37]. Данное заявление Эрдогана и последующие заявления турецкой стороны дали ясно понять международному сообществу, что пока существует нагорно-карабахский вопрос никакого продвижения в деле открытия границ между Турцией и Арменией не произойдет.

Для Турции с экономической точки зрения Армения по сравнению с Азербайджаном занимает маловажное место, а политически Азербайджан самый важный партнер Турции, которая не намеревается портить свои отношения с Азербайджаном для улучшения отношения с Арменией [3, c. 40]. В связи с этим любые попытки нормализации отношений между Турцией и Арменией в обозримом будущем не приведут ни к каким подвижкам.

Что касается российско-армянских отношений, то Россия единственная региональная держава, которая может заставить Армению сделать необходимые шаги в сторону разрешения нагорно-карабахского вопроса. С одной стороны Ереван на Южном Кавказе самый надежный партнер России, с другой же стороны Россия стремится воссоздать свою прежнюю силу на постсоветском пространстве. Начиная с 2000 года при президенте Путине и Медведеве Южный Кавказ занимает приоритетное место. нагорно-карабахский вопрос стал одним из важных конфликтов среди других схожим конфликтов на Кавказе, ведь Россия среди всех южно-кавказских стран имеет именно с Арменией особые отношения.

После прекращения дипломатических связи с Азербайджаном и Турцией Армения загнала себя в угол и стала зависеть от России. Одновременно Азербайджан занимает важное место во внешней политике России из-за наличия богатых запасов каспийской нефти. Более того Азербайджан не только обладает значительным нефтяными ресурсами, но и занимает стратегически важное положение на пути транспортировки нефти и газа в западном направлении.

В этой связи решение нагорно-карабахского вопроса для России имеет первостепенное значение. 20 января и 21 июля 2000 года Путин, Алиев и Кочарян провели переговоры по поводу статуса Нагорного Карабаза. [3, c. 37]. В этих переговорах Россия предложила создать «красную линию» между военными властями двух стран. Россия поддерживает идеи обеих стран, но во время конфликта военные силы России поддерживали Армению и с 1991 года четкая поддержка Армении Россией заставляет Азербайджан действовать осторожно в своей внешней политике [3, c. 40].

Вопрос с Нагорным Карабахом до сих пор не решен, хотя переговоры не прекращаются. Активная роль России в решении вопроса и развивающиеся российско-турецкие отношения в сфере урегулирования конфликтов Южного Кавказа влекут за собой новые возможности. Стабильность и безопасность Кавказа все время занимали важно место во внешней политике обеих стран. Однако после российско-грузинского конфликта стало очевидно, что следует говорить о новых геополитических реальностях и новом балансе сил. Связанный с этим визит премьер-министра Турции Эрдогана в разгар российско-грузинского конфликта в Москву можно оценить как раз в духе этих новых возможностей. Эрдоган высказался о необходимости создания союза «Кавказского альянса» [1, c. 332], а в августе 2008 года Эрдоган официально презентовал свою идею под названием «Платформа стабильности и сотрудничества на Кавказе [1]. Этими действиями Турция показала соседним странам свою самостоятельность и независимость от других внешних игроков. С самого начала предполагалось, что платформа будет создана с участием России, Турции, Грузии, Армении и Азербайджана [1], участие других стран и международных сообществ, как например США и ЕС, не предполагалось. Создание такой платформы, во-первых, позволит наладить быструю внутри региональную координацию между странами, во-вторых, союз упростит отношения стран региона и создаст пространство доверия, в-третьих, союз поспособствует развитию отношений между Россией и Турцией.

Заключение

На сегодняшний день разрыв между двумя южнокавказскими государствами увеличивается. Недоверие обеих сторон, как армянской, так и азербайджанской, не позволяет наладить диалог друг другом, мешает им вести переговоры на разумных условиях. Каждая сторона настаивает на своей позиции, никто до сих пор не может уступить первым, поскольку и Азербайджан, и Армения считают, что уступка в этом направлении показывает лишь слабость. Вероятно лишь поддержка извне, например, со стороны Турция или России заставит Армению и Азербайджана пойти на уступки. Официальные лица Азербайджана ранее заявили, что роль Турции в решении нагорно-карабахского вопроса для них очень важна. Заместитель председателя правящей партии «Ени Азербайджан» Али Ахмедов заявил, что «если мы обратим внимание на состав посредников, то мы увидим, что нет никого, кто смог бы защитить интересы Азербайджана, т. к. посредники не являются нейтральными. С одной стороны, они не нейтральны, с другой, никто не поддерживает справедливую позицию Азербайджана. В этой связи, роль Турции в урегулировании нагорно-карабахского вопроса будет гарантией нашей позиции» [6].

Таким образом, можно сказать, что посредничество России в урегулировании нагорно-карабахского вопроса не беспокоит Армению, но в тоже время Азербайджан не видит среди посредников своего сторонника. В этой связи совместное действие России и Турции в урегулировании вопроса превратит регион в стабильное и безопасное место.

Литература:

1.                  Гаджиев К. С. «Большая игра» на Кавказе. Вчера, сегодня, завтра. М.:Междунар. Отношения, 2010. — 334 с. — (Институт мировой экономики и международных отношений РАН).

2.                  Aras B., Turkish-Russian Relations and Eurasia's Geopolitics, http://www.globalpolitician.com/2344-russia

3.                  DAGLIK KARABAG SORUNU: Dar Alanda Büyük Oyun, USAK Avrasya Arast?rmalar? Merkezi, Usak Raporlar? No: 11 -07, Ankara, Eylül-2011, syf.37

4.                  K?sac?k, S., GEORGE FRIEDMAN VE ZBIGNIEW BRZEZINSKI’YE GÖRE 21. YÜZYILDA TÜRKIYE’NIN KONUMU VE ÖNEMI, http://politikaakademisi.org/≤p=4412

5.                  Tranca,O., What Causes Ethnic Conflict Diffusion≤ A Study of Conflicts in Azerbaijan and Macedonia, Journal of Peace, Conflict&Development Issue 12, Laval University, May 2008, Canada

6.                  ?li ?hm?dov: Vasit?çil?rin t?rkibind? Az?rbaycan?n maraqlar?n? müdafi? ed?c?k h?r hans? bir t?r?f yoxdur, http://az.trend.az/news/karabakh/2142244.html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle