Библиографическое описание:

Герасимчук З. В., Дащук Ю. Е. Особенности выделения и согласования интересов стейкхолдеров в рамках развития рекреационного потенциала региона // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 163-168.

Деятельность ключевых участников, обеспечивающих функционирование и развитие рекреационной сферы не всегда осуществляется эффективно и взаимосогласованно. Механизм достижения субъектами рекреационной отрасли конкретных результатов в данной сфере довольно часто носит разноплановый характер, а во многих случаях даже является конфликтным или взаимоисключающим. Причина этого, на наш взгляд — дисбаланс интересов между основными заинтересованными сторонами: органами власти, бизнес-структурами, населением и т. д., которые из-за невозможности объединиться для реализации общих целей тормозят развитие рекреационной сферы и ее потенциала. Поэтому выделение интересов ключевых групп заинтересованных сторон, а также поиск методов оптимизации и сбалансирование этих интересов в рамках использования рекреационного потенциала региона (РПР) позволит сформировать новый подход к обеспечению его развития.

Для идентификации и дальнейшего сбалансирования интересов заинтересованных сторон на пути к обеспечению развития РПР нами предлагается использовать положения теории стейкхолдеров. Основные положения теории стейкхолдеров были сформулированы в середине 80-х годов ХХ века, после того, как в свет выходит работа Роберта Эдварда Фримена «Стратегический менеджмент: концепция заинтересованных сторон». Среди наиболее известных ученых, которые занимались исследованием данной теории и пытались приминить ее к конкретным экономическим проблемам были: А. Т. Зуб, Д. Ледерер, Р. Нортон, Д. Каплан, А. Ю. Андрианов, Л. Н. Никитина, К. А. Мамонов и другие. Авторы в научных трудах применяли данную теорию к различным объектам исследования, для решения широкого круга экономических, социальных, экологических проблем. Мы же предлагаем особенности данной теории исследовать в контексте регионального уровня управления, в частности использовать основные ее постулаты для решения проблем эффективного использования и развития РПР в отраслевом и территориальном аспектах.

Для идентификации основных моментов теории заинтересованных сторон в рамках развития рекреационного потенциала, необходимо осуществить следующие блоки исследований: осуществить группировки стейкхолдеров с позиции территориального и отраслевого подходов, определить основные заинтересованные стороны и их особенности в контексте каждой из групп; выделить основные интересы стейкхолдеров в контексте развития рекреационного потенциала; раскрыть алгоритм согласования интересов стейкхолдеров в рамках территориального и отраслевого подходов.

Начнем наше исследование с идентификации основных заинтересованных сторон. В связи с тем, что развитие РПР сложный и многоаспектный процесс, охватывающий широкий круг стейкхолдеров, которые имеют разные интересы, силу воздействия целесообразным, на наш взгляд, является их группировка. Это позволит во — первых: объединить разных стейкхолдеров по определенным общим признакам, что в будущем облегчит их сотрудничество между собой, во — вторых позволит более эффективно согласовывать интересы стейкхолдеров для реализации общих целей развития РПР. Учитывая научные достижения ученых, по формированию групп стейкхолдеров, а также собственное видение данного вопроса предлагаем объединить всех стейкхолдеров в две большие группы: стейкхолдеры развития РПР с позиции территориального подхода; стейкхолдеры развития РПР с позиции отраслевого подхода. Такой метод группировки был выбран в связи с тем, что развитие РПР обеспечивается в первую очередь через деятельность органов местного самоуправления и субъектов рекреационной отрасли, и в связи с тем, что данные «игроки» преследуют несколько разные цели, целесообразно, на наш взгляд, будет их разграничение и дальнейшее изучение особенностей каждого из них. Наряду с этим в рамках каждой из групп интересы стейкхолдеров будут несколько общими, ведь преследуют одну цель: развитие территории и развитие отрасли облегчает взаимоувязки интересов в рамках каждой из групп.

Наряду с этим отметим, что в контексте каждой из групп следует выделить заинтересованные стороны которые играют ключевую и второстепенную роль.

Нами предлагается выделять в рамках территориального и отраслевого подходов три уровня соотношения стейкхолдеров: непосредственно заинтересованные стороны, бенефициары и целевые аудитории (рис.1)

Рис. 1 Уровни соотношение заинтересованных сторон

* сформирована автором

Так, заинтересованные стороны — это люди / учреждения / организации, состояние (интересы) которых могут измениться вследствие принятия определенного решения или реализации проекта. Бенефициары — группы, для которых эффекты определенной деятельности есть выгодными и ценными, они являются получателями определенных выгод, возникающих в результате реализации проекта. Целевые аудитории — группы, непосредственно на которых ориентирована определенная конкретная деятельность.

Отметим, что на первый взгляд вышеуказанные понятия являются достаточно близкими по значению, а иногда и аналогичными. Для обеспечения ясности представленных понятий укажем на их ключевые отличия:

-          все бенефициары является стейкхолдерами, но не все стейкхолдеры является бенефициариями;

-          все целевые аудитории является бенефициариями, но не все бенефициары является цильвомы аудиториями;

-          все целевые аудитории является стейкхолдерами, но не все стейкхолдеры являются целевыми адиториямы.

Идентификацию интересов стейкхолдеров будем осуществлять в рамках основных их групп выделенных выше. При этом рассматриваем интересы через призму ключевой цели: развития рекреационного потенциала региона. В процессе выделения основных интересов необходимо дать четкий ответ на вопрос, что получает определенная группа стейкхолдеров, если способствовать (обеспечивать) развитие рекреационного потенциала≤ Основные интересы групп стейкхолдеров представлены в таблице 1.

Таблица 1

Интересы ключевых групп стейкхолдеров в рамках развития РПР

Интересытерриториальнойгруппыстейкхолдеров

Органы местного самоуправления

Население

Общественные организации

— сохранение и поддержание финансовой состоятельности региона;

— усиление инвестиционной привлекательности региона;

— реализация инновационных проектов в рекреационном природопользовании региона;

— увеличение инвестиционных вложений в регион;

— увеличение налоговых поступлений в государственные и местные бюджеты;

— поддержка позитивного имиджа региона;

— обеспечение информационных потоков по услугам, которые предоставляются на рынке рекреации;

— сохранения и реставрации объектов культурного наследия региона;

— рационализация и сбалансирование использования природных рекреационных ресурсов, их воспроизводства.

— формирование и модернизация инфраструктуры региона в первую очередь для нужд местного населения;

— обеспечение комфортных условий проживания населения;

— создание новых рабочих мест;

— качественное удовлетворение потребностей населения в отдыхе, оздоровлении, лечении;

— защита прав потребителей рекреационных услуг.

— доступ граждан к качественным рекреационным продуктам;

— реализация грантовых проектов рекреационного направления;

— контроль и поддержка деятельности органов власти и бизнеса.

Интересыотраслевойгруппыстейкхолдеров

Бизнес-структуры

Рекреанти

— максимизация использования существующих природных рекреационных ресурсов;

— использование историко-культурного наследия с позиции интенсификации потоков рекреантов;

— максимальная выгодность (эффективность) финансовых вложений;

— получение прибыли;

— формирование инфраструктуры, которая будет способствовать наиболее полной реализации рекреационного продукта;

— укрепление своей позиции на рынке по сравнению с конкурентами;

— совершенствование, а также использование инновационных технологий в предоставлении рекреационных услуг;

— возможность максимизировать удовлетворение потребностей рекреантов, через обеспечение ощущение комфортности рекреантов на данной территории;

— формирование новых рекреационных продуктов;

— изучение информации об интересах и потребностях потенциальных потребителей.

— получение максимального удовольствия от рекреационной аттракции;

— потребление новых, креативных рекреационных продуктов;

— минимизация расходов;

— комфортность пребывания в регионе;

— транспортная доступность, высокий уровень сервисного обслуживания.

       

* сформирована автором

Как отмечалось нами выше, интересы стейкхолдеров определяют цели развития РПР. Вместе с тем формирование последних должно осуществляться в рамках группировки и систематизации интересов, то есть необходимо на основании изучения всех интересов сформировать ключевую, стратегическую цель, согласно которой выделить ряд тактических целей, и уже интересы заинтересованных сторон системно сопоставлять с конкретными тактическими целями.

При этом, отметим, что разнонаправленность интересов основных заинтересованных сторон влечет разнообразие целей, которых следует достичь для обеспечения развития РПР, что в свою очередь затрудняет процесс их формирования и согласования, в результате чего эффективность развития РПР с точки зрения различных заинтересованных групп будет разной. Поэтому необходимым, как отмечалось нами выше, является системный подход к формированию целей, ведь реализация одной цели может удовлетворить интересы нескольких стейкхолдеров. Например строительство гостиницы формирует несколько выгод: новые рабочие места, удобство рекреантов с точки зрения расположения, налоговые поступления в местные бюджеты, развитие сопутствующих отраслей.

Отметим, что в связи с тем, что направления развития РПР определяются интересами стейкхолдеров различных групп, и их взгляды относительно использования РП могут иногда отличаться, необходимым, на наш взгляд, является формирование алгоритма сопоставления интересов заинтересованных сторон, который поможет определить основные проблемы относительно взаимосвязи интересов стейкхолдеров и пути их решения, что будет способствовать верному формированию целей в процессе обеспечения развития РПР (рис. 2).

Рис. 2 Концептуальный алгоритм обеспечения развития РПР через интересы стейкхолдеров

В общем, в рамках сопоставления интересов стейкхолдеров с позиции территориального и отраслевого подходов возникает два типа взаимосвязей.

Первый — общность, при котором интересы обеих групп стейкхолдеров имеют общие точки соприкосновения, которые и служат фундаментом для дальнейшего обеспечения развития РПР. Второй формируется, если интересы стекхолдеров в процессе обеспечения развития РПР противопоставляются друг другу, возникает конфликт интересов. Например, строительство современных горнолыжных курортов является бесспорно положительным моментом в рамках функционирования рекреационной сферы, но при этом такого рода деятельность сопровождается вырубкой лесных насаждений, разрушением естественно сложившихся ландшафтов и вообще мощным антропогенным воздействием на природный комплекс территории, влияет на экологическую ситуацию в данном регионе и формирует угрозы для жизнедеятельности населения. Такие противоречия негативно влияют на развитие РПР, а иногда и вообще тормозят его на длительный срок. Примером служат «замораживание» строительства объектов инфраструктуры, незаконное присвоение рекреационных объектов частными структурами, строительные работы в природных заповедниках, на месте исторических памятников и т. п.

Поэтому интересным с научно-теоретической и практической точек зрения является моделирование и исследование процессов сбалансирования интересов ключевых стейкхолдеров развития РПР, с целью определения условий налаживания их эффективной и результативной деятельности. В научной литературе известны графические интерпретации процессов взаимоувязки между партнерами-контрагентами рыночных отношений. Попробуем применить основные их положения к проблемам рекреационного потенциала, в частности относительно различных вариантов взаимодействия заинтересованных сторон и формирования взаимоприемлемых (гармонизированных) отношений между ними. Наиболее наглядно эта процедура была описана и графически представлена Вильфредо Парето, интерпретируем ее постулаты к проблемам нашего исследования (рис.3).

Рис. 3 Поиск взаимоприемлемых условий обмена двух сторон Парето-оптимальной точки рыночных отношений

Основное содержание Парето-оптимального процесса сбалансирования интересов ключевых стейкхолдеров заключается в том, что их взаимодействие происходит по так называемой «кривой возможных полезностей». При этом, получение дополнительной выгоды стейкхолдерам с позиции территориального подхода (увеличение вознаграждения ΔВт) возможно только из-за неизбежного возникновения адекватных потерь для стейкхолдеров с позиции отраслевого подхода (уменьшение вознаграждения-ΔВг). Поэтому, достигнув в процессе взаимных договоренностей, компромиссов и т. п. точки ПОТ (Парето-оптимальная точка), в которой процесс и результаты обмена являются приемлемым для обеих сторон, контрагенты могут длительное время, сотрудничая, получают превосходные и эффективные для обеих сторон результаты. Таким образом, интересы обеих групп заинтересованных сторон развития РПР будут определенным образом согласованы и гармонизированы.

Итак, через четкое выделение ключевых интересов групп заинтересованных сторон в развитии РПР, дальнейшее их конструктивное согласование и сбалансирование обеспечивается эффективное функционирование РПР, определяются приоритетные направления его развития, что в свою очередь позволяет удовлетворять потребности общества в качественных рекреационных услугах и обеспечить реализацию рекреационного потенциала на региональном уровне

Литература:

1. Freeman R. Edward Strategic Management: A stakeholder approach. — Boston: Pitman, 1984. — ISBN 0273019139

2. Donaldson T., Preston L. The stakeholders theory of the corporation: concepts, evidence and implications // Academy of management review. 1997. Vol. 22 № 1. Р. 61–74

3. Мамонов К. А. Стейкхолдерно-орієнтований підхід в управлінні капіталом бренду будівельних корпоративних підприємств: Монографія / К. А. Мамонов; Харк. нац. акад.. міськ. госп-ва. — Х.: ХНАМГ, 2012. — 249 с.

4. Селандер Й. Стейкхолдер-менеджмент: управление заинтересованными группами. [Электронный ресурс]. / Селандер Йоран. — Режим доступа: http://hrm.ru/ stejjkkholder-menedzhment-upravlenie-zainteresovannymi-gruppami

5. Новиченкова Л. Деловая репутация — от системы к результату: [Электронный ресурс]. / Л. Новиченкова. Режим доступа:http://www.ippnou.ru/article.phpidarticle =003132

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle