Библиографическое описание:

Баркова О. А. Русская литература — источник духовности и нравственности // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 353-354.

Литература, созданная русским народом, — это не только его богатство, но и нравственная сила, которая помогает народу во всех тяжелых обстоятельствах, в которых русский народ оказывался. К этому нравственному началу мы всегда можем обращаться за духовной помощью.

Д. С. Лихачев [3, с. 62]

I. ВСТУПЛЕНИЕ

Воспитательная роль литературы — вопрос достаточно сложный. То, что литература формирует систему нравственных ценностей читателя, ни у кого не вызывает сомнений. Однако мера, с которой нужно подчеркивать воспитательные особенности литературы при изучении того или иного произведения, — по-прежнему остается актуальной.

Русская литература по своей внутренней устремленности всегда была нравственной. В произведениях одних авторов мы встречаем православные образы; тексты других писателей вроде бы не касаются церковных тем, «но их произведения пронизаны духом нравственности, их мировоззрение, их понимание добра и зла совпадают с христианской картиной мира. Это объединяло и воспитывало юношество, удерживало жизнь в традиции православной культуры» [5, 192]. Д. С. Лихачев говорит об огромном влиянии литературы на духовность и нравственность русского человека. Безусловно, в настоящее время литература помогает пополнять и расширять духовный мир человека. Она обращается к читателям с нравственно-общественными проблемами, но не дает на них конкретные ответы, а ищет их вместе с читателем. Как писал Д. С. Лихачев: «Русская классическая литература — это грандиозный диалог с народом, с его интеллигенцией в первую очередь. Это обращение к совести читателей» [3, 377]. Люди всегда могли обратиться к литературе. Иногда она была «единственным голосом совести, единственной силой, определявшей национальное самосознание русского народа…» [3, 377].

II. ИДЕИ ДУХОВНОСТИ И НРАВСТВЕННОСТИ В РАССКАЗЕ А. П. ЧЕХОВА «НА СТРАСТНОЙ НЕДЕЛЕ» (1887)

Духовно-нравственное развитие и воспитание предполагают мировоззренческое развитие личности, обязательно включающее освоение духовных ценностей и выработку соответствующих нравственных качеств. В контексте нашей темы мы предлагаем рассмотреть идеи нравственности на примере рассказа А. П. Чехова «На страстной неделе» (1887). Он не может не поразить глубоким чувством духовного. Об Антоне Павловиче Чехове написано немало: воспитан в церковной семье, мальчиком пел на клиросе, далее утратил религиозность и посвятил свое творчество изображению вечных вопросов бытия. И все-таки не покидает ощущение, что писатель вряд ли был безразличен к вопросам православной веры, нравственности, т. к. достаточно часто обсуждал их с современниками.

Интерес к детской душе, чистой и наивной, анализ психологических особенностей ребенка является отличительной чертой творчества А. П. Чехова. Мир взрослых погряз в ссорах, баталиях, лукавстве, нечистоплотности по отношению к себе и окружающим. Как далеки мы от наивности, беззаботности, чистоты и кротости! Поэтому нужно быть очень внимательным к душе ребенка, чтобы разглядеть в ней истинное исповедание православной религии.

Чеховский ребенок доверчив, дети усердно молятся и с благоговейной радостью ходят в церковь, где живет Бог. Если в храме их все-таки не покидают шаловливые и грешные мысли, то они искупают свою вину самым искренним раскаянием.

В рассказе «На страстной неделе» А. П. Чехов обращается к Таинству исповеди. Именно в этом и заключена попытка писателя разглядеть религиозное действие глазами ребенка, восьмилетнего мальчика Феди.

С первых строк произведения мы узнаем, что Федя отправляется в Храм на исповедь: «Иди, уже звонят. Да смотри не шали в церкви, а то Бог накажет…» [7]. Исповедь — это одно из Таинств Святой Православной Церкви. Как правило, Покаяние предшествует Таинству Причащения. Каждый православный христианин твердо знает, что к Причастию нельзя приступать без предварительного очищения себя покаянием в исповеди священнику. Апостол Павел сказал: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней… Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11, 27, 29–30) [1, с. 1254]. Это значит, что после того как человек очистит душу от грехов, он не должен осквернять себя пищей до совершения Таинства Причащения.

Федя как истинный христианин знает об этом: «Я отлично знаю, что после исповеди мне не дадут ни есть, ни пить, а потому, прежде чем выйти из дому, насильно съедаю краюху белого хлеба, выпиваю два стакана воды» [7].

В данном контексте ощутимо чеховское положительное отношение к православию, к нравственности. По мнению писателя, православное воспитание ведет, в первую очередь, к подавлению вспыхнувших желание и страстей. Мы можем проследить по тексту, как мальчик Федя желает присоединиться к мальчишкам, которые уцепились сзади за извозчичью пролетку, но вспоминает о грехе и доброделании, рае и аде и решает, что «лучше слушаться родителей и подавать нищим по копейке или по бублику»: «На Страшном суде их спросят: зачем вы шалили и обманывали бедного извозчика≤ — думаю я. — Они начнут оправдываться, но нечистые духи схватят их и потащат в огонь вечный…» [7].

Думается, что главная мысль первой части рассказа сводится к осознанию главным героем именно собственной греховности, тому чувству отчаяния, когда невозможно изменить себя и других.

Таким образом, первая часть рассказа — это описание тревоги, которая будоражит чувства мальчика, и греховности окружающих. Автор передает читателям смутные, мрачные ощущения ребенка от начала произведения до Таинства Покаяния. А это значит, что исповедь предстает перед нами как свобода, очищение от греховной сущности человека.

Вторая часть рассказа — непосредственно сама исповедь и душевное спокойствие после нее — окрашена в теплые и светлые тона. Эта часть как раз соответствует тому взгляду ребенка на мир, к которому он стремится. Непосредственно текст исповеди в произведении отсутствует. Однако читатель видит, что после исповеди у мальчика возникает чувство легкости, душевной теплоты и чистоты, и мир уже становится противоположен тому, чем он был прежде: «В церкви все дышит радостью, счастьем и весной; лица Богородицы и Иоанна Богослова не так печальны, как вчера, лица причастников озарены надеждой, и, кажется, все прошлое предано забвению, все прощено» [7].

Знаком свершившегося покаяния является чувство освобождения, чистоты и неизъяснимой легкости, когда грех кажется так же труден и невозможен, как только что далека была радость.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, мы постарались доказать, что русская литература играет важную роль в духовно-нравственном развитии ученика. Но должна ли литература воспитывать≤ Данный вопрос можно принять за риторический. Будучи школьным предметом, литература неизбежно включается в осуществление воспитательного воздействия общества на подрастающее поколение.

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание на уроках литературы всегда волновало учителей-словесников. Восприятие школьником литературного произведения — достаточно сложный творческий процесс, который опосредован эстетическим, жизненным, читательским и эмоциональным опытом ребенка.

Такие категории, как патриотизм, гражданственность, семья, уважение к окружающим, трудолюбие, стремление к познанию и др., необходимы подрастающему поколению. Мы убеждены, что многие нравственные и духовные ценности, которые были важны в прошлом, востребованы и в наши дни.

Одним из важнейших источников духовности и нравственности русских людей является литература. Во все времена русский народ черпает силы в великих произведениях русских писателей.

Духовно-нравственное и патриотическое значение литературы не определяется непосредственной проповедью в ней нравственных и патриотических идей, подобно тому как ее этическое значение не определяется какими-либо заключающимися в литературных произведениях моральными истинами. Многие смотрят на духовно-нравственное и патриотическое значение литературы именно с такой точки зрения, что в ее содержании есть и духовно-нравственная и патриотическая идеи.

С точки зрения развития в школе народных ценностей важно, чтобы представления ученика об идейной жизни родины не ограничивались современностью или недавним прошлым, но простирались и в глубь прошедшего, потому что знание последнего возводит представления об отечестве на ступень большей конкретности, образности, определенности, присоединяя к представлениям об отечестве яркие черты прошлого.

Литература обращается к читателям с нравственно-общественными проблемами, но не дает на них конкретные ответы, а ищет их вместе с читателями. Какая бы из этих проблем нас не волновала, мы всегда сможем открыть произведение и найти опору, поддержку, совет. Только надо нам, учителям, постараться помочь читателям-ученикам в этом разобраться.

Литература:

1.         Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. — М.: Библейское общество, 1993.

2.         Богданова О. Ю. Теория и методика обучения литературе. — М.: Издательский центр «Академия», 2007.

3.         Лихачев Д. С. Раздумья о России. — СПб.,1999.

4.         Методика преподавания литературы: Хрестоматия-практикум / Автор-составитель Б. А. Ланин. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.

5.         Сурова Л. В. Оглядываясь на Заповеди. Педагогическая подготовка к исповеди. — М., «Троица», 2011, с. 192.

6.         Толстых О. А. Воспитательное воздействие Таинства покаяния в Святой Православной Церкви и в рассказе А. П. Чехова «На страстной неделе» (1887) на душу ребенка // Молодой ученый, № 9, 2011, с. 224

7.         http://az.lib.ru/А.П.Чехов. На страстной неделе.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle