Библиографическое описание:

Новикова И. Ю. Необходимость стимулирования инновационной активности в экономике России // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 223-225.

Современные условия развития характеризуются масштабной конкуренцией, быстрыми потоками информации и коммуникаций, возрастающей сложностью бизнеса, информатизацией и всепроникающей глобализацией.

На смену индустриальной экономике пришла экономика знаний, в которой интеллектуальный труд занимает главенствующее место.

Развитие экономики знаний заключается в повышении качества интеллектуального капитала, уровня жизни, в производстве знаний, высоких технологий, инноваций и высококачественных товаров и услуг. При этом меняются взгляды на процессы и механизмы функционирования рынка, характер ведения бизнеса и роль трудовых ресурсов.

В подобных условиях развития теория институционализма, провозглашающая многообразие явлений социально-экономической жизни, становится наиболее целесообразной. Ценность институционализма в том, что он не только рассматривает рыночные отношения, но и учитывает многообразие экономических, политических, социальных и нравственных институтов.

Российская экономика переживает этап, на котором основные усилия должны быть направлены на восстановление эффективного функционирования науки и производства, их сближение и непосредственное взаимодействие.

Возрождение в нашей стране лучшей системы образования, модернизация научно-исследовательской сферы, обеспечение перехода к инновационной экономике — меры, способствующие созданию в России экономики знаний и общества, основанного на знаниях. Экономике необходимы исследователи, изобретатели, предприниматели — люди, являющиеся основой и движущей силой инновационного развития любой страны, способные и готовые реализовать данные меры.

Инновационное развитие страны, инновационная активность предприятий во многом зависит от накопленного интеллектуального капитала, который необходим для осуществления преобразований, позволяющих сделать экономику инновационной.

Образование и наука — сферы, непосредственно определяющие облик экономики. В нашей стране стали уделять более пристальное внимание проблемам развития и финансирования науки, уровня и качества образования.

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013–2015 годах отмечено, что «Расходы на образование, науку, инфраструктуру должны быть приоритетными, и их доля в общих расходах бюджетной системы Российской Федерации должна увеличиваться» [1].

Идеей о жизненной необходимости для России модернизационного рывка была пронизана статья Д. А. Медведева «Россия, вперед!», в которой отмечено, что «В течение ближайших десятилетий Россия должна стать страной, благополучие которой обеспечивается не столько сырьевыми, сколько интеллектуальными ресурсами: «умной» экономикой, создающей уникальные знания, экспортом новейших технологий и продуктов инновационной деятельности» [5].

Эффективность современного общественного производства в значительной мере определяется плотностью потока новых продуктов, новых технологий, новых знаний. В таких условиях начинают по-новому действовать коммерческие и некоммерческие предприятия, государственные и общественные учреждения.

Исследования, проведенные в странах ЕС, показали, что предприятия, которые частично используют интеллектуальный капитал, получают в среднем 14 % прибыли, те, что используют его более активно — 39 %, а те предприятия, которые интеллектуальный капитал считают базой стратегического развития — 61 % [3].

Интенсивное и широкое использование инноваций преобразует практически все сферы общества, вызывая в них глубокие сдвиги, совершенствует старые и формирует новые институты общественной жизни.

Инновационно-активные предприятия используют нововведения в качестве фактора собственного развития. Ведь чем выше инновационная активность предпринимательских структур, тем более успешно предприятие в своей деятельности. Работники таких предприятий выполняют не только свои непосредственные обязанности, но и участвуют в поиске и разработке новых методов работы, новых видов услуг, новых социальных технологий.

В России намечены крупные национальные проекты и программы развития в ракетно-космической, авиационной, кораблестроительной, информационной видах деятельности, в области нанотехнологий; создаются технопарки и технико-внедренческие зоны, бизнес-инкубаторы и инновационные центры [2, с. 9].

Основу экономики знаний составляют энергичные, активные, инновационным образом мыслящие люди — инноваторы, представляющие определенный тип личности.

В условиях постоянного обновления знаний и жесткой конкуренции непрерывное обучение инноваторов становится объективной необходимостью.

Основное внимание при подготовке инноваторов необходимо уделять послевузовскому профессиональному образованию, целью которого является подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. Основные формы воспроизводства квалифицированных научных кадров — магистратура, аспирантура и докторантура.

На рисунках 1 и 2 представлены статистические данные об организациях, ведущих подготовку аспирантов и докторантов в России [4].

Рис. 1. Структура и количественный состав организаций, ведущих подготовку аспирантов в динамике за 2000 г., 2005 г., 2007 г., 2009 г., 2010 г., 2011 г.

Рис. 2. Структура и количественный состав организаций, ведущих подготовку докторантов в динамике за 2000 г., 2005 г., 2007 г., 2009 г., 2010 г., 2011 г.

Следует отметить устойчивый рост организаций, ведущих подготовку аспирантов и докторантов, однако в структуре таких организаций происходят изменения. В подготовку аспирантов больший вклад вносят научно-исследовательские институты, в подготовке докторантов значительную роль играют высшие учебные заведения.

Изучение мирового опыта и институциональных особенностей национального научно-образовательного комплекса свидетельствуют о целесообразности реформирования научно-образовательного комплекса России.

Необходима действенная государственно-общественная система формирования, накопления и воспроизводства интеллектуального капитала инноваторов России, способная к эффективному функционированию в период подготовки, переподготовки и повышения квалификации инновационных кадров.

В качестве зарекомендовавшего себя в общемировой практике механизма согласования интересов властей всех уровней, бизнеса и граждан является институт социального партнёрства.

В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия — 2020» идет речь о технологических платформах как о важном инструменте формирования национальных приоритетов технологического развития и объединения усилий бизнеса, науки, государства по их реализации [6].

Переход к синергетической системе управления и изменение бизнес-приоритетов значительно повысили роль интеллектуального капитала. В условиях развитых рынков капитала конечным ресурсом развития и конкурентоспособности становится достигнутая компетентность работника.

Социальное партнерство при подготовке инноваторов необходимо рассматривать как партнерство внутри системы образования, ориентированное на контактную аудиторию представителей различных сфер общества и вносящее вклад в развитие экономической системы в целом.

Социальное партнерство строится на четко определенных правилах, основными из которых, на наш взгляд, являются:

-               заинтересованность и конструктивное сотрудничество каждой из взаимодействующих сторон;

-               объединение усилий, возможностей и ресурсов;

-               взаимоприемлемый контроль и учет интересов.

Основной задачей государства является обеспечение достаточных вложений в общий человеческий капитал и интеллектуальный капитал.

Бизнес должен быть социально ответственным перед персоналом, государством, местными сообществами и будущими поколениями. Социальная ответственность бизнеса — это обязательное условие его развития. Необходимо институциональное закрепление критериев оценки цивилизованности бизнеса и мер его социальной ответственности.

Для стимулирования инновационной активности предприятий очевидной становится необходимость повышения роли и значения институтов интеллектуальной собственности и творческой деятельности в становлении и ускоренном развитии инновационной экономики России.

В настоящее время в России отсутствует четко проработанная и сформированная модель партнерства в инновационном бизнесе, в том числе его финансировании. Уровень инновационной активности России значительно уступает уровню инновационного развития ведущих мировых держав, что уже поставило нашу страну в зависимость от импорта наукоемких товаров и технологий. При возрастающей активности иностранных инвесторов промедление в этой области означает нарастание отставания российской инновационной системы и в области коммерциализации технологий.

Необходимо повышать заинтересованность предприятий в производственном использовании инновационных технологий посредством гарантированного и достаточного финансирования, технической и иной поддержки.

Участие региональных и государственных органов власти достаточно разнообразно и может проявляться как в форме прямого участия (помощь в решении критических проблем инновационных фирм, содействие коммерциализации результатов НИОКР), так и в форме косвенного участия (развитие национальных и региональных сетей инвесторов, запуск и управление бизнес-инкубаторов; содействие технологическому трансферу).

Значительная роль в стимулировании инновационной активности предприятий принадлежит конкурентной рыночной среде. С одной стороны, конкуренция отражает эффективность функционирования всей экономики, с другой стороны, помогает экономическим субъектам реагировать на рыночные сигналы при выборе стратегии инновационного развития.

Инновационная деятельность является одним из основных механизмов, который меняет качество профессиональной деятельности, напрямую влияя на развитие человеческого потенциала. Именно инновационная активность нередко рассматривается в качестве причины процветания стран, занимающих лидирующие позиции в мировой экономике. Однако следует учитывать, что инновации возникают в определенной институциональной среде, в связи с чем необходимо уделять внимание поиску новых механизмов и методов взаимодействия всех участников инновационного процесса, взаимоувязке их интересов, а также финансированию инновационной деятельности.

Активизация инновационной деятельности предприятий должна восприниматься как основа их выживания и развития вне зависимости от их предпринимательской специализации и организационно-правовой формы.

Литература:

1.         Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013–2015 годах [Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/15786].

2.         Интеллектуальный капитал — основа опережающих инноваций: [Монография]/под общ. ред. А. В. Безгодов; под общ. Ред. В. В. Смирнов. — СПб.: Планетарный проект: Орел: Изд-во ОрелГТУ, 2007. -334 с.

3.         Пархоменко О. В. Роль интеллектуального капитала в инновационной деятельности / О. В. Пархоменко // Материалы І международной научно-практической конференция «Роль и значение интеллектуальной собственности в инновационном развитии экономики» [Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.icsti.su/uploaded/201003/intel_prop/20.pdf].

4.         Подготовка научных кадров высшей квалификации в России. Стат. Сб. — М.: ЦИСН, 2012 [Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.csrs.ru/statis/sk/sk2012.htm].

5.         Россия, вперёд! Статья Д.Медведева [Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/transcripts/5413].

6.         Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия — 2020» [Электронный ресурс. — Режим доступа: http://italecon24.ru/d/64597/d/strategiya_innovacionnogo_razvitiya_rossiyskoy_federacii_do_2010_goda.pdf].

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle