Библиографическое описание:

Цыцюра В. И. Функции государственного и самоуправляющегося регулирования использования и охраны земель обороны // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 311-314.

В статье рассматривается функции государственного и самоуправляющегося регулирования использования и охраны земель обороны; проводится их классификация и анализ.

Ключевые слова:государственное регулирование, самоуправляющееся регулирования, функции, планирование, координация, организация, регулирование, контроль, земли обороны.

Features national and local regulation of use and protection of land defense.

Tsytsyura V. I.

The paper considers the functions of state regulation and self-governing land use and protection of defense, is their classification and analysis.

Keywords:government regulation, self regulation functions, planning, coordination, organization, management, control, ground defense.

Содержанием государственного и самоуправляющегося регулирования является комплекс функций, через реализацию которых субъекты государственного и самоуправляющегося регулирования осуществляют управленческий процесс, достигают определенной цели.

Термин «функция» (лат. function — исполнение, осуществление) в общем смысле означает деятельность, обязанность, работа; внешнее проявление свойств данного объекта, роль, которую осуществляет определенный социальный институт [1, с. 1430].

Функция означает деятельность, обязательность, работу, внешнее проявление свойств объекта в данной системе отношений [2, с. 1431]. Существует мнение о функциях как действий, видов, направлений деятельности субъекта регулирования в отношении объекта [3, с. 40–49], что функции регулирования составляют основы управленческих связей между субъектом и объектом. Такая точка зрения углубленная определением функций как относительно самостоятельных элементов исполнительной государственной деятельности, осуществляемой на основе закона или иного правового акта органами исполнительной власти присущими им методами. Целью функций регулирования является выполнение задач государства и общества путем властно организующей деятельности в разных процессуальных формах [4, с. 130].

Функцию можно рассматривать как категорию, которая не связана с конкретными субъектами управленческой деятельности. Именно функции регулирования составляют основы управленческих связей между субъектом и объектом. Так, функции государственной власти определяют как предусмотренные Конституцией и законами Украины направления или виды ее осуществления [5, с. 21].

Функции государственного регулирования определяют как основные направления деятельности государственных органов для обеспечения выполнения задач государственного управления [6, с. 166].

Существует точка зрения о том, что основные функции регулирования определяют последовательность управленческого цикла, по которой осуществляется любая из конкретных (специальных) функций государственного регулирования [7, с. 16].

На основании вышеупомянутого функции государственного и самоуправляющегося регулирования использования и охраны земель обороны можно определить как основные направления деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления для обеспечения выполнения задач государственного и самоуправляющегося регулирования использования и охраны земель обороны.

В. Б. Аверьянов отмечает, что функции регулирования подразделяются на следующие виды: а) общие (или основные) б) специальные (или специализированные), отражающие специфику или конкретного субъекта управления, или управляемого объекта в) вспомогательные (или обслуживающие), обслуживающих выполнение общих и специальных функций [8, с. 259].

Что касается классификации общих функций регулирования, то в научной литературе отсутствует единый подход к этому вопросу. Например: P. M. Фалмер пишет о функции планирования, организации, выполнения, контроль [9], Г. Кунц и С. О'Доннел — функции планирования, организации, комплектования штатов, руководство и лидерство [10].

Функции регулирования делятся на основные (планирование; координация, организация; регулирования, контроль) и специальные (предоставление и изъятие земель, мониторинг состояния земельных ресурсов и динамики его изменений, ведение государственного земельного кадастра; землеустройство; взимания платы за землю, государственный контроль за рациональным использованием и охраной земель; разрешение земельных споров; привлечения к юридической ответственности, изучение и картографирование земельных ресурсов и др.) [11].

К основным функциям государственного регулирования земельным фондом относятся: ведение государственного земельного кадастра и учета земель, планирование использования и охраны земель, их предоставления и изъятия, организация и осуществление землеустройства, установление контроля за использованием и охраной земель; разрешения споров [12, с. 202].

Вспомогательные функции государственного регулирования такие как финансирование, материально-техническое снабжение, транспортное обслуживание; кадровое обеспечение непосредственно на государственное регулирование в области использования и охраны земель обороны не влияет, однако необходимы для реализации общих и специальных функций государственного регулирования этой сферы [13 c. 130–131].

По содержанию и глубине решаемых задач, функции играют специфическую роль в регулировании земельными ресурсами. Одни, например, касаются не большого круга вопросов: осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель или их мониторинга. Другие, в частности проведение землеустройства — это многоаспектная функция, охватывает комплекс вопросов технологического, экономического и экологического характера.

Не равнозначны функции регулирования и по глубине решаемых задач. В общей системе управления земельными ресурсами, одни из них, такие как изучение и картографирование земельных ресурсов и частично ведения государственного земельного кадастра, имеют характер подготовительных функций для осуществления всех других функций, которые касаются функций непосредственного, специализированного управления земельными ресурсами.

На основании вышеупомянутого функции государственного и самоуправляющегося регулирования использования и охраны земель обороны следует разделить на: 1) общие (основные) функции (планирование использования и охраны земель обороны, ведения государственного земельного кадастра, прогнозирование, координация, организация, государственный, самоуправляемый и общественный контроль за использованием и охраной земель обороны); 2) специальные (специализированные) функции (стандартизация и нормирование земель обороны, мониторинг земель обороны, решение земельных споров, землеустройство, изучение и картографирование земель обороны и т. д.); 3) вспомогательные (обслуживающие) функции (финансирование, материально-техническое снабжение, транспортное обслуживание; кадровое обеспечение и др.).

Формами планирования использования земель являются: 1) разработка и утверждение программ использования земель (государственных, региональных), 2) планирование территорий, 3) природно-сельскохозяйственное районирование земель.

Зонирование является разновидностью территориального планирования, осуществляется в пределах населенных пунктов, устанавливает требования относительно допустимых видов застройки и другого использования земельных участков в границах отдельных зон (ст. 180 Земельного кодекса Украины [14]).

Согласно требованиям ст. 187 Земельного кодекса Украины [14] предусмотрено, что контроль за использованием и охраной земель состоит в обеспечении соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами земельного законодательства Украины.

Проанализировав данное определение по субъекту осуществления, можно выделить следующие формы контроля: государственный, самоуправляемый и общественный контроль.

Действующим земельным законодательством предусмотрено осуществление общественного контроля за использованием и охраной земель. В частности, согласно ст. 190 Земельного кодекса Украины [14] контроль осуществляется общественными инспекторами, назначаемыми соответствующими органами местного самоуправления и действуют на основании положения, утвержденного центральным органом исполнительной власти по земельным ресурсам.

Государственные стандарты в области использования и охраны земель обороны обязательны для выполнения и определяют понятия и термины, режим использования и охраны земель обороны, методы контроля за состоянием земель, требования по предотвращению вредного воздействия на земли обороны, устанавливают другие требования. Стандарты в области использования и охраны земель обороны разрабатываются и вводятся в действие Министерством экологии и природных ресурсов Украины (ч. 2 ст. 167 Земельного кодекса Украины [14]). В области использования и охраны земель, в том числе земель обороны, устанавливаются следующие нормативы: нормативы безопасности почв (ч. 2 ст. 165 Земельного кодекса Украины [14]); нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ и вредного воздействия физических и биологических факторов стационарными источниками; нормативы содержания загрязняющих веществ в отработанных газах передвижных источников (ст. 1 и 6 Закона Украины «Об охране атмосферного воздуха» [15]) и другие.

Одним из направлений государственного регулирования использования и охраны земель обороны является мониторинг, представляющий собой систему наблюдения за состоянием данных земель, в том числе земель, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения (ч. 1 ст. 191 Земельного кодекса Украины [14]). Основной задачей мониторинга земель, в соответствии с требованиями ст. 192 Земельного кодекса Украины [14], является прогнозирование эколого-экономических последствий деградации земельных участков в целях предупреждения или устранения действия негативных процессов. Объектом мониторинга является весь земельный фонд независимо от форм собственности на землю.

Функции самоуправляющегося регулирования использования и охраны земель обороны можно классифицировать по формам и сферам деятельности.

По формам деятельности выделяют: нормотворческую, учредительную, контрольную функции, а по сферам деятельности выделяют следующие функции: природоохранную, обеспечение комплексного социально-экономического и культурного развития соответствующей территории; регулирования вопросам бюджета, финансов и цен, обеспечение удовлетворения потребностей населения в жилых, транспортных, торговых, коммунально-бытовых услуг и услуг связи, обеспечение удовлетворения потребностей населения в области образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта; регулирования земельных отношений; социальной защиты населения; внешнеэкономической деятельности, содействие обороне государства, обеспечение законности, правопорядка, охраны прав, свобод и законных интересов граждан, обеспечение предоставления бесплатной первичной правовой помощи.

Реализуя нормотворческую функцию, органы самоуправляющегося регулирования в указанной области принимают нормативные акты локального характера (ст. 59 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» [16]), разрабатывают и принимают устав территориальной общины, регламент совета (п. 1 и 48 ч. 1 ст. 26 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» [16]) и другие.

Учредительную функцию органы самоуправляющегося регулирования в указанной области, реализуют на пленарных заседаниях, где решается вопрос о количественном составе совета, внутренней структуре и персональный состав комиссий совета, его исполнительных органов, аппарата совета и его исполнительных органов, обеспечивая при этом принцип организационной самостоятельности местного самоуправления (п. 2–6 и 17 ч. 1 ст. 26 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» [16]) и другие.

Контрольная функция органов самоуправляющегося регулирования в области использования и охраны земель обороны предусматривает осуществление представительными органами местного самоуправления контрольных мероприятий по проверке деятельности должностных лиц, исполнительных органов местного самоуправления и депутатов соответствующих советов. Эти мероприятия осуществляются в виде заслушивания отчетов, сообщений, рассмотрения депутатских запросов, принятие решений о досрочном прекращении полномочий должностных лиц местного самоуправления, деятельности временных комиссий местных советов (п. 10–14, 30, 40 и 47 ч. 1 ст. 26 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» [16]).

Функции органов самоуправляющегося регулирования в области использования и охраны земель обороны по сферам деятельности детализируются и конкретизируются в виде определенных полномочий, которые закреплены в ст. 27–38 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» [16] и отраслевом законодательстве. В общем самоуправляющееся регулирование должно стать средством децентрализации власти, способным обеспечить эффективное управление на местах, и действенным механизмом создания достойного среды существования человека, общества.

При этом органы самоуправляющегося регулирования и их должностные лица обязаны действовать в соответствии со ст. 19 Конституции Украины [17] лишь на основании, в пределах полномочий и способы, предусмотренные Конституцией и законами Украины.

Литература:

1.         Советский энциклопедический словарь / [гл. ред. А. М. Прохорова]. — [2-е изд.]. — М.: Сов. энциклопедия, 1983. — 1600 с.

2.         Советский энциклопедический словарь / [гл. ред. А. М. Прохорова]. — М.: Советская энциклопедия, 1984. — 1600 с.

3.         Опрышко В. Ф. Народнохозяйственный комплекс: управление и право / Опрышко В. Ф. — М.: Политиздат Украины, 1983. — 167 с.

4.         Битяк Ю. П. Административное право Украины: учебник для студ. высш. учеб. заведений юрид. спец. / Битяк Ю. П., Богуцкий В. В., Гаращук В. Н. — [2-е изд., Перераб. и доп.]. — М.: Право, 2003. — 576 с.

5.         Органы государственной власти Украины: монография / [под ред. В. Ф. Погорилка]. — М.: Ин-т государства и права им. В. М. Корецкого НАН Украины, 2002. — 592 с.

6.         Административное право Украины: учебник / [под общ. ред. С. В. Кивалова]. — М.: Юрид. лет., 2003. — 896 с.

7.         Одинцова Г. С. Теория и история государственного управления: [опорный конспект лекций и методические указания к проведению практических занятий] / Г. С. Одинцова, Н. М. Мельтюхова. — М.: УАДУ (ХФ), 2001. — 136 с.

8.         Административное право Украины. Академический курс: в 2 т. / [под общ. ред. В. Б. Аверьянова]. — М.: Ин-т государства и права им. В. М. Корецкого НАН Украины, 2007–592 с. - Т. 1: Общая часть. — 2007. — 592 с.

9.         Фалмер Р. М. Энциклопедия современного управления: в 5 т. / Фалмер Г. М. — М.: Випк Энерго, 1992–786. - Т. 1. — Основы управления. Планирование как функция управлениия — 1992. — 168 с.

10.     Кунц Г. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций: в 2 т. / Г. Кунц, С. О'Доннел, [пер. с англ.]. — М.: Политиздат, 1981 — Т. 1. — 495 с.; Т. 2. -512 С.

11.     Корнеев Ю. В. Земельное право: [учеб. пособие] / Корнеев Ю. В. — [2-е изд., перераб. и доп.]. — К.: Центр учебной литературы, 2011. — 248 с.

12.     Административное право Украины: учебник / [Битяк Ю. П., Гаращук В. Н., Дьяченко А. В. и др..]; Под ред. Ю. П. Битяк. — М.: Юридическая литература, 2006. — 544 с.

13.     Земельное право Украины: Учебн. пособие / [под ред. А. А. Погребного, И. И. Каракаша]. — К.: Истина, 2002. — 496 с.

14.     Земельный кодекс Украины: Закон Украины от 25 октября 2001 г. (с последующими изменениями и дополнениями) / / Ведомости Верховной Рады Украины. — 2002. — № 3–4. — Ст. 27.

15.     Об охране атмосферного воздуха: Закон Украины от 16 октября 1992 № 2707-XII / / Ведомости Верховной Рады Украины. — 1992. — № 50. — Ст. 678.

16.     О местном самоуправлении в Украине: Закон Украины от 21 мая 1997 № 280/97-ВР / / Ведомости Верховной Рады Украины. — 1997. — № 24. — Ст. 170.

17.     Конституция Украины от 28 июня 1996 г. / / Ведомости Верховной Рады Украины. — 1996. — № 30. — Ст. 141.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle