Библиографическое описание:

Рыбалкина Ю. А. Лексика философских категорий в индийской традиционной медицине // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 463-466.

В статье сосредоточено внимание на вопросе философских категорий в лексике индийской традиционной медицины. Раскрыты такие проблемы: понимание древней индийской медицины (Аюрведы) как медико-философской науки, основные категории индийской философии, их толкование, значение с точки зрения медицины и актуальность таких в современном научном мире. В целом, статья является одним из аспектов комплексного исследования лексики индийской традиционной медицины.

Ключевые слова:медицинская лексика, категории индийской философии, традиционная индийская медицинская система, Аюрведа, аюрведическая лексика.

Аюрведа — древнейшая система оздоровления, испытанная и проверенная миллионами людей на протяжении тысячелетий. Она закладывает основополагающие принципы индийской традиционной медицины и служит родоначальницей китайской и тибетской национальных медицинских систем, а также, в некотором роде является праматерью современной западной научной медицины. Сегодня, несмотря на значительные достижения современной медицины, Аюрведа не утратила своей ценности и переживает пик популярности среди западных специалистов и населения.

Во всем мире создаются индийские медицинские центры, растет число специалистов современной медицины, которые в своей практике ежедневно применяют аюрведические методы и лекарственные средства. Публикуется множество литературы посвященной индийской традиционной медицине рассчитанной на массового читателя. Но, несмотря на прекрасное изложение материала в большинстве из них, незнание языка санскрит и хинди является камнем преткновения, как для специалистов, так и для широкой общественности. Кроме того, на сегодня достаточно много неспециалистов разного профиля, которые хотели бы самостоятельно познакомиться с текстами индийской традиционной медицины [1, c. 10]. Все вышесказанное и обуславливает актуальность предлагаемого нами исследования.

Лексика для обозначения философских категорий входит в широкое лексико-семантическое поле лексики индийской традиционной медицины (ЛИТМ). Под ЛИТМ мы понимаем слова, названия, обозначающие медицинские термины, лексику медицинского социолекта, а также не терминологическую (повседневную) медицинскую лексику, которая функционирует не только в научной, но и в других подсистемах языка.

Философские категории в ЛИТМ, которые являющегося объектом предлагаемого исследования, — это категории, раскрывающие суть индийской философии. А индийская философия в свою очередь является неотъемлемой частью медицинского знания индийцев, она объясняет и воплощает в себе специфику философского знания индийского народа.

В работах индийских ученых лингвистов, антропологов, медиков находим исследования древних медицинских трактатов индийской медицины «Чарака Самхита» (150 г. н. э.), «Сушрута Самхита» (350 г. н. э.), «Бхела Самхита» (500 г. н. э.) и «Кашьяпа Самхита» (200 г. н. э.). Одним из таких исследований является «Charakopaskara commentary» — комментарий к трактату «Чарака Самхита» и ортодоксальной классической философии, который принадлежит Пандиту Йогиндранатх Сену. Полезным справочником для анализа аюрведических текстов остается «Индийская медицина» Дж. Джолли. А наиболее полный и подробный обзор аюрведической литературы предлагает Дж. Г. Меулендбелд в «Истории индийской медицинской литературы», которая является неоценимым источником для исследований индийской медицины и остается основательным трудом в своем роде на сегодняшний день.

За последние десятилетия возрос интерес и признание аюрведических текстов в клинической практике, в частности в области психиатрии примчательными являются труды индийских ученых: Верма 1965, Венкоба Рао 1975, Раму и Венкатараман 1979, Рамачандра Рао 1983. Исследователи пытаются интерпретировать фундаментальные философские принципы Аюрведы, найти соответствие ее философских законов с современными научными взглядами. При этом, нерешенной остается проблема интерпретации санскритских текстов, что прежде всего обусловлено отсутствием фундаментальных исследований философии Аюрведы [4, c. 127–131].

Базой для исследования лексики индийской традиционной медицины нами были избраны переводные труды по индийской традиционной медицине, а также тексты комментарии на языке хинди, научно-популярные статьи по медицине 20–21 века, общеязыковые и медицинские словари. Материал исследования составляют медико-философские термины, термины для обозначения категорий индийской философии, так или иначе связанные с медициной. В исследуемый материал не входят производные, а только основные лексемы для обозначения терминов, связанных с философией индийских медицинских систем Аюрведы, Унани, Сидха и других.

Индийская традиционная медицина имеет духовно-философскую основу. Аюрведа считается упаведой Атхарваведы и имеет две стороны, а именно, философскую в чистом виде и медицинскую в прикладном. В ее основе лежит «шад-даршана», шесть ортодоксальных индийских философий, которые признают авторитет Вед, а именно: Санкхья, Вайшешика, Йога, Ньяя, Миманса, Веданта [2 [.

Аюрведа ориентирована на достижение каждым человеком гармонии, «непрерывного счастья» и рассматривает человека как часть Вселенной, которая имеет определенную мистическую взаимосвязь с ним. В медицинском трактате «Чарака Самхита» затрагиваются различные аспекты философий Санкхья, Вайшешика, Йога, Ньяя, Миманса, Веданта, Настик или Локаята, и их комментариев. Такие категории как, purusha философий Санкхья и Вайшешика, satkaryavada философии Санкхья, pramana — Ньяя и Вайшешика, vada и asatkaryavada — Ньяя, shad-padartha — Вайшешика, karma — Веданта, moksha — йога, рассматриваются с точки зрения клинического применения.

Согласно «Чарака Самхита», ayu(s) «жизнь» определяется как «сочетание тела, органов восприятия, ума и души, фактора, отвечающего за предотвращение распада и смерти, который сохраняет тело в течение долгого времени». Согласно этим представлениям древнеиндийская медицина предлагает средства и методики для защиты жизни человека, включая ведение здорового образа жизни и, в случае болезни, применение терапевтических мер, касающихся физической, умственной, социальной и духовной гармонии [6].

Все вышесказанное позволяет утверждать, что значительную часть ЛИТМ составляют лексемы, обозначающие основополагающие принципы индийской философии. Делая попытку классификации лексики для обозначения философских категорий в ЛИТМ, мы выделяем две тематические группы лексем.

Лексемы для обозначения психосоматических концепций. Аюрведа имеет психосоматическую основу, а также психофизиологический взгляд на эволюцию мира [1, c. 75]. Согласно этой концепции, мир проходит через следующие стадии: avyakt (mul) prakriti «непроявленная природа», mahat «великий принцип творения», характеризирующийся тремя gun «качествами»: ahankar «самосознание», gyanendriyani «органы восприятия», manas, satv «ум», karmendriyani «органы действий», tanmatra «пять танматр», mahabhutani «первоэлемент».

Согласно философии индуизма, материя состоит из пяти основных mahabhut «грубых элементов». Эти элементы: prithvi «земля», твердое вещество, энергия, содержащаяся в веществе; jal «вода», принцип взаимодействия или жидкого состояния вещества; agni «огонь», принцип выделения энергии из вещества или плазменного состояния; vayu «воздух», принцип движения материи или газообразного состояния вещества; akash «эфир», субстанция пространства, аналог физического вакуума [2]. В индийской традиционной медицине философский аспект реализован в концепте «грубых элементов», которые являются единственной физической составляющей индивидуума, в противовес которым существуют четыре «тонких» («умственных») первоэлемента. В различных комбинациях эти элементы образуют различные dhatu «ткани человеческого тела». Элементы группируются в три основные фундаментальные dosh «жизненные силы», которые регулируют все функции организма и является залогом здоровья человека.

Согласно Аюрведы, первопричиной заболеваний является нарушение равновесия элементов в организме. Если организм находится в состоянии равновесия, он является защищенным от любых пагубных воздействий и болезней. Например, при лечении инфекционных заболеваний врач стремится восстановить нарушенное равновесие, повышение сопротивляемости организма достигается путем уничтожения микробов.

Другое фундаментальное понятие философской системы Санкхья — prakriti, которое означает первоначальную природу, беспричинную первопричину Вселенной, также приобрело особое значение в индийской медицине. Prakriti «начальная природа», которая дается человеку при рождении и зависит от соотношения dosh «жизненных сил». Она независима и активна, состоит из трех гун: sattva — основа разума, характеризуется тонкостью, легкостью, светом и радостью; rajas — основа энергии, характеризуется активностью, возбуждением и страданием; tamas — основа инерции, характеризуется грубостью, апатией, аморфностью и тьмой.

Согласно Аюрведы, prakriti не изменяется в течение всей жизни, и может быть диагностирована с помощью осмотра и опроса пациента. Prakriti дает знания о склонности к определенным заболеваниям. Человек, знающий свою prakriti, имеет ключ к здоровью, знает свои слабые и сильные места и может предупредить болезнь, с помощью профилактических средств (Панчакарма, пост, режим питания) [3].

Понятию prakriti в Аюрведе противопоставляется понятие vikriti — соотношение элементов человеческого тела в данный момент. Насчитывается семь основных типов prakriti и vikriti: vata, pitta, kapha, vata-pitta, vata-kapha, pitta-kapha, vata-pitta-kahpa. От типа «природы человека» в Аюрведе зависит выбор методов лечения и восстановления баланса жизненных сил [3].

Аюрведические трактаты «Чарака Самхита» и «Сушрута Самхита» широко пользовались философской мыслью не только для объяснения телесных нарушений, но и для рассмотрения психосоматических состояний во время болезни и в здоровом состоянии [9].

С философскими системами Санкхья и Вайшешика Аюрведу главным образом объединяет рассмотрение различных аспектов мыслительной деятельности человека. Основой философии является опыт, а главным ее инструментом — ум. Для сосредоточения умственных усилий на исследовании истины и для их эффективного использования, необходим самоконтроль. Простое знание того, что является правильным, не всегда ведет к правильным поступкам, так как нашими поступками одинаково управляют разум и слепые животные импульсы. Если эти импульсы не контролируются, поступки не могут согласовываться с велениями разума. Согласно классиков Аюрведы, manas и sattva «ум» контролирует indriya «органы чувств» и с их помощью «получает информацию» indritarth, такую как: ras «вкус», ganddh «запах», sparsh «ощупь», shabd «слова / звуки», rupam «форму» и другие.

Объяснение космической эволюции философией Санкхья, в основе которой лежит дуализм purush «дух» и prakriti «материя», также нашло отражение и медицинской традиции.

Prakriti «материя» является матрицей всей психофизиологической вселенной, которая существует за счет поддержания равновесия трех мировых качеств, trigun («тригун»): sattva «добродетель», rajas «энергия», tamas «бездействие».

Согласно Санкхья, «я» отличается от тела и чувств, ума и интеллекта, оно не принадлежит миру объектов. «Я» — это не разум, не нервная система, не совокупность состояний сознания, «Я» является сознательным духом, который всегда является субъектом и никогда не становится объектом какого-либо познания [2].

Согласно Аюрведе ум и тело тесно связаны, поэтому расстройства вызваны дисбалансом rajas и tamas могут привести к умственным и телесным заболеваниям. Эти эмоциональные факторы называются ragadi: rag «страсть», dvesh «ненависть», mad «высокомерие», irshya «зависть», ревность», kam «похоть», kroddh «гнев», moh «ослепление», vishad «депрессия», shok «печаль, горе» и другие.

К данной группе лексем также относим:

-                объект Аюрведы, purush «человек, наделенный духом»;

-                manas «ум» и основные функции ума: chetan «способность думать», vichar «размышление», uuh «созерцание», dhyan «концентрация / медитация», indriyagrah «контроль над чувствами», sankalp «воображение», svanigrah «самоконтроль», vividha khyati «разнообразное постижения», indriya внешние и внутренние «органы чувств», ahankar «его, самосознание», buddhi «интеллект», sangya «сознание», jivatman «индивидуальное сознание»;

-                pashcham mahabhutani «пять первоэлементов»: atma «душа», man «ум», kal «время», disha «стороны света», chetan dravya/achetan dravya «сознательная и бессознательная материя»;

-                suksham sharir «тонкое тело» — вместилище духовного, памяти и прошлого опыта;

-                sthul sharir «грубое или физическое тело» — единство духа и материи, которое подвержено различным физическим изменениям и психических эмоций;

-                prana «жизнь»;

-                shareera «тело»;

-                ritus «времени года»;

-                ahara «еда»;

-                aushadha «медицина»;

-                vihara «образ жизни»;

-                swasthya «здоровье»;

-                malas «отходы»;

-                saamya «гармония, баланс, как здоровье»;

-                vishamatva «дисгармония, дисбаланс, как болезнь»;

-                hita-ahita «полезный / вредный»;

-                chitta «психический аппарат человека»;

-                dravya «материальная сущность»;

-                karndravya «субъективная материя»;

-                karyadravya «объективная материя», и другие.

Лексемы для обозначения основных физиологических концепций. Создание живых существ согласно Аюрведы базируется на теории пяти mahadhut «первоэлементов», состоящих из parmanu «атомов»; трех dosh «биоэнергетических сил» и семи dhatu «основных видов тканей» [1, c. 65].

Каждая из dosh, патогенных факторов тела, состоит из комбинации двух первоэлементов, с преобладанием одного из них. Vata «эфир и воздух» — принцип импульса, необходимый, чтобы мобилизовать функцию нервной системы, pitta «огонь и вода» — принцип энергии, который использует желчь, чтобы контролировать пищеварение, метаболизм, kapha «вода и земля» — принцип жидкости тела, слизистые субстанции, и одновременно источник питательных веществ для артериальной системы.

При общем подходе к природе трех dosh можно понять, что за общий физический объем тела, создание, рост, восстановление (анаболизм) соответствует kapha, за движение, деятельность, разрушение (катаболизм) отвечает vata, а все химические процессы, обмен веществ (метаболизм) в организме проходят благодаря pitta. Когда dosha выходят из равновесия, метаболизм нарушается, что приводит к избытку катаболизма, который является процессом распада или разрушения. Если анаболизм преобладает над катаболизмом, растет уровень восстановления органов и тканей. Избыток pitta нарушает метаболизм, при избытке kapha растет уровень анаболизма, а излишек vata создает истощение (катаболизм).

К данной группе лексем мы также относим:

-                     Названия трех первоэлементов: vayu «ветер», pittam «слизь», kaphashchokta «желчь», из которых образуются пять dosh: vata, pitta, kapha.

-                     Лексемы, обозначающие характерные черты трех dosh: функции vata — praspandan «сообщение телу двигаться», udvahan «импульсы к различным органам чувств», vivek «отделение экскретов от переваренной пищи», dharan «выделение мочи, стула и спермы». Характеристики pitta, пять субдош: pachakpitta «пищеварительная желчь»; ranjakpitta «красящая желчь»; sabbhakpitta «связующая желчь»; alochakpitta «очная желчь»; bhrajakpitta «жгучая желчь». Характеристики kapha, пять субдош kapha: kledkakaph «увлажняющая слизь»; avlambkakaph «поддерживающая слизь»; bodhakakaph «слизь, дающая знания»; tarpakakaph «питательная слизь»; shleshkakaph «соединительная слизь».

-                     Другие лексемы для обозначения основных концептов аюрведического знания: dhatu / dushya «питающие и структурные факторы тела», поддерживающие ум и тело. В нормальном состоянии dhatu поддерживает здоровое состояние организма, в то время как в патологическом состоянии они называются mal «шлак». К dhatu относятся: rasdhatu «плазма», raktdhatu «кровяные клетки», mansdhatu «мышечная ткань», meddhatu «жировые ткани», asthidhatu «костные ткани», majjadhatu «костный мозг», snayu «нервные ткани, связки», sira«кровеносные сосуды», stan «грудное молоко», и другие. Ojas «адреналин» — суть всех dhatu, которая дает энергию телу и психике и предотвращает распад тела. Чакрапани, автор аюрведического трактата Чакрадатта, описывающий методы очистки и использования ртути, называет главной функцией оджаса vyadhikshamitv «иммунитет».

В трактате «Чарака Самхита» говорится о том, что сила, здоровье, долголетие и все жизненные процессы зависят главным образом от agni «пищеварительного огня и обмена веществ». Если ухудшается agni, то человек болеет, а при его ослаблении может наступить смерть. «Чарака Самхита» называет тринадцать типов agni.

Делая вывод, можно сказать, что учение Аюрведы строится на прочном философском фундаменте, что позволяет объяснять практические возможности и действие конкретных лечебных методик.

Знание и понимание лексики, обозначающей основополагающие философские категории, дают возможность более глубоко понять принципы индийской традиционной медицины.

С точки зрения этимологии большинство лексем для обозначения философских категорий в ЛИТМ — это санскритские татсамы, вошедшие в язык хинди без фонетических изменений.

Другой особенностью философских лексем языка хинди является то, что в современном языке хинди многие из них потеряли философский подтекст и приобрели новый смысл, близкий к исходному. Например, purush «дух, человек» в СЛМГ имеет значение «человек, человек», akash «эфир, пространство» — «небо», prakriti «материя» — «природа», tamas «инерция, бездействие» — «незнание, темнота» и другие.

Литература:

1.    Авхадиев З. Пособие для чтения аюрведических текстов (АЮРВЕДИЧЕСКИЙ САНСКРИТ), 1998.

2.    Древняя индийская философия (Перевод с английского под редакцией В. И. Кальянова) Издательство иностранной литературы, Москва, — 1954.

3.    Ayurvedic Medicine: An Introduction (Archived on 26 May 2013). U. S. Department of Health & Human Services, National Institutes of Health National Center for Complementary and Alternative Medicine (NCCAM).

4.    Balodhi J. P. Constituting the outlines of a philosophy of ayurveda: mainly on mental health import // Indian Journal of Psychiatry, 1987, № 29(2).

5.    Panja Asit K AK, Upadhyaya Om Prakash OP, Chattopadhyaya Abichala A. A critical review of the philosophical concepts of Carakopaskara commentary // An International Quarterly Journal of Research in Ayurved, 2011 Jul-Sep. Volume: 32 (3).

6.    Ramachandran DR. C. K.. Man And Nature In Indian Thought // Aryavaidyan, 1989, № 2 (3);

7.    Pratap G.. Narayana Prakash B.. Suhas Kumar Shetty. Critical analysis of Mantra Chikitsa // An International Quarterly Journal of Research in Ayurved, 2008, Volume: 29 (2).

8.    Sharma S., Philosophical basis of biofeedback // Ancient science of Life, 1997, Volume: XVI 3;

9.    Vaidya Bhagwan Dash. Fundamentals of Ayurvedic Medicine, 1978.

10.                       John Grimes. A concise dictionary of Indian philosophy: Sanskrit terms defined in English, SUNY Press, 1996.

11.                       Monier-Williams. A Sanskrit-English Dictionary: Etymologically and Philologically Arranged With Special Reference to Cognate Indo-European Languages, Oxford: Clarendon Press, 1960;

12.                       http://ayurved.rajasthan.gov.in/index.asp.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle