Библиографическое описание:

Камалов О. А. Правовой анализ экономических выгод поставок товаров на основе международных договоров // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 302-305.

Договор поставки товаров (продукции) на международном поприще в экономических отношениях между странами широко используется как один из видов гражданско-правового договора. Следовательно, составленный и исполненный на профессиональном уровне вид такого договора, оказывает положительное влияние на результат ведущих хозяйственную деятельность субъектов и на экономику страны в целом.

Необходимо также отметить, что принят ряд международных документов по упорядочению договорных отношений доставки продуктов на международном уровне. К числу таких документов относятся — Конвенция ООН «О договорах купли-продажи международных товаров» [4], «Принципы международных коммерческих договоров» в новой редакции, принятой в 2004 году 83-й сессией Совета УНИДРУА — Международный институт унификации частного права [7], Соглашения «Об общих условиях поставок товаров между организациями государств-участников СНГ» и «О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, заключенное правительствами государств-участников СНГ» [3].

Естественно, данные документы и правила указанные в них, являются важным источником в определении особых условий в договорах поставки продукции между хозяйствующими субъектами, а также в усовершенствовании национального законодательства стран участников.

Современные технологии и финансовая деятельность требуют нового подхода и решения, в том случае, когда договорные соглашения являются межгосударственными по своей сути, что предусматривает развитию сеть экономики. Выбор предмета для составления договора большей частью зависит от желания государства принять что-то извне, тем самым изменив свои подходы к экономическому развитию, к экономическому решению в пользу международного регулирования финансового вопроса. Юридические и другие обстоятельства должны всегда быть рационально взвешены. Также должна быть четко определена сфера применения новых экономических правил, то есть будут ли они применяться лишь к ситуациям с международным элементом, либо они также будут регулировать внутренние национальные правовые отношения в сфере заключения экономических договоров, скажем по поставке товаров. И для этого необходимо, чтобы конкурентно способная часть экономической системы государства была развита на самом требуемом и платежеспособном уровне. Это прежде всего на сформированной мощной законодательной и правовой базе, постоянном ее совершенствовании, системной государственной помощи в вопросах предоставления бизнесу льгот и преференций, техническом и технологическом переоснащении и модернизации производства.

Еще в начале 90-х годов в Узбекистане были приняты законы «О разгосударствлении и приватизации», «О собственности», которые позволили за короткий срок реализовать в частную собственность десятки и сотни тысяч объектов государственной собственности в отраслях промышленности, торговли, общественного питания и услуг, внедрить принципы арендной собственности, в первую очередь, в сельском хозяйстве.

Основополагающую роль в развитии частного предпринимательства сыграл принятый также в 2000 году Закон «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности», в котором закреплены все основные гарантии и условия для свободного участия граждан в предпринимательской деятельности, защищены права и законные интересы субъектов предпринимательства и бизнеса [1].

Важнейшим приоритетом экономического развития является создание максимума благоприятных условий, льгот и преференций, оказание всесторонней поддержки для ускоренного развития малого бизнеса и частного предпринимательства, без которого невозможно обеспечить будущее всей экономики. Нельзя забывать, что развитие ускоренными темпами именно этой сферы является одним из важнейших факторов наполнения внутреннего рынка конкурентоспособной и качественной продукцией, создания новых рабочих мест, и обеспечения на этой основе увеличения доходов и повышения благосостояния населения. Говоря об исключительной важности развития малого бизнеса и предпринимательства, необходимо отдавать себе отчет в том, что, решая эту проблему, непосредственно можно реализовать фундаментальную задачу, во многом определяющую суть и содержание экономических реформ — устойчивого формирования частного сектора, как основу экономически развитого общества.

Торговый обычай (custom in trade) — общепризнанное правило, сложившееся в сфере торгового обмена на основании длительного, систематического и единообразного регулирования конкретных фактических отношений. Обычаи являются источниками права, хотя нигде не зафиксированы. Этим обычаи отличаются от норм закона. Они, как правило, публикуются в справочной и иной специальной литературе.

Торговые обычаи как разновидность международно-правовых обычаев широко применяются во внешнеторговом обороте.

В коммерческой практике также используются торговые обыкновения (commercial usages), которые означают заведенный порядок или фактически установившееся в торговых отношениях правило, которое служит для определения воли сторон, прямо не выраженной в договоре. Торговые обыкновения учитываются постольку, поскольку стороны знали об их существовании и имели в виду, заключая договор. Чаще всего обыкновения применяются в области морских перевозок. Например, обыкновения могут регулировать отношения сторон в случае, когда они в той или иной форме признали необходимым применение обыкновений какого-либо порта.

Исходя из общих положений разграничение понятий — возможно провести по следующим признакам: обычаи — правила поведения, являющиеся источником права, обыкновения — не являются источником права, их применение в фактических отношениях зависит от воли сторон, прямо не выраженной в договоре.

При заключении и исполнении внешнеторговых договоров купли-продажи значительную роль играют такие обычаи, сложившиеся в международной торговле, как базисные условия поставки [2].

Учитывая важнейшую роль торговых договоров в истории международных отношений, признавая их возрастающее значение как источника мирного сотрудничества между нациями, споры, касающиеся договоров, должны разрешаться только мирными средствами и в соответствии с принципами международного права.

Унифицированные правила, которые издаются УНИДРУА, в связи с межправительственной структурой организации, обычно издаются в форме Международных Конвенций, которые превалируют национальным правом государств, подписавших конвенцию, …обусловило все более частое использование альтернативных форм нормативно-правового регулирования. К таким альтернативным формам можно отнести типовые (модельные) законы, которые страны могут принимать во внимание при принятии национального законодательства относительно предмета регулирования, а также общие принципы, которые прямо адресованы судьям, арбитрам и договорным сторонам, которые могут сами для себя определять, использовать их или нет. Также можно назвать юридические справочники, посвященные, как правило, новым бизнес-технологиям, определенным формам договоров или организации как национального, так и международного рынков. В общем, принятие так называемых правил «hard law» (то есть Конвенций) необходимо только для регулирования двусторонних отношений, лежащих в основе контрактного права, либо в случаях, когда затрагиваются государственные интересы или интересы третьих лиц (как, например, в случае права собственности) [5].

Договор поставки — является одним из самых распространенных видов договора заключаемый в коммерческих целях, и поэтому он оказался самым обсуждаемой темой в судебной практике. В настоящее время на правовое регулирование отношений договора поставки направлены десятки разных многоуровневых нормативных актов (как гражданско-правовых, так и смежных отраслей права, как частного, так и публичного права). В действующем многих гражданском законодательстве правовому регулированию договора поставки посвящёны многие разделы. Также рассматриваются вопросы по регулированию разногласий при подписании образца договора поставки, порядок поставки товара по договору, ассортимент поставляемого товара и другие аспекты взаимоотношений сторон по заключенной сделке.

Источники правового регулирования договоров международной купли-продажи товаров имеют определенную специфику. К основным источникам относят международные договоры, отечественное законодательство, обычаи.

Практически во всех странах приняты законодательные акты, содержащие нормы, регулирующие отношения по международной купле-продаже. Например, во Франции, Германии, США, Швейцарии такие нормы содержатся в торговых кодексах. В Великобритании приняты специальные законодательные акты по международной купле-продаже (Закон Великобритании 1979 г. о купле-продаже товаров, Единообразный закон о международной купле-продаже). В России принят Федеральный закон от 13 октября 1995 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Закон определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами, права, обязанности и ответственность органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности [2].

Договором поставки называется соглашение, по которому одна сторона — поставщик обязуется передать в обусловленный срок другой стороне — покупателю товары для использования по его личному усмотрению. Договор поставки является возмездным и взаимным. Главная особенность договора поставки, как следует из определения, это особый характер использования товара, являющегося его предметом. Возможно, что такой товар будет приобретается «для хозяйственных целей» или иных целях, не связанных с семейным, домашним и другим использованием. Таким образом, товар приобретается по договору поставки для дальнейшего производственного использования.

Договор поставки считается заключенным, когда между сторонами достигнуто соглашение о предмете договора и сроках поставки. Предмет договора — это условия о товаре, о его наименовании, количестве и качестве. Устанавливая предмет договора, стороны должны точно указать название товара, не допускающее подмены, а также номера реквизитов и технических условий и других необходимых документов.

Еще одно условие, которое входит в предмет договора — это условие о качестве. Под качеством поставляемого товара понимается соответствие его свойств уровню требований договора или закона, а также совокупность признаков, которые определяют его пригодность для использования по назначению.

Венская Конвенция о праве международных договоров (со «Статусом Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров (заключена в Вене, 11 апреля 1980 года)) принимая во внимание принципы международного права, воплощенные в Уставе ООН, такие, как равноправие, суверенитет и независимость государств, указывает, что кодификация и прогрессивное развитие права договоров, будет способствовать достижению дружественных отношений между народами и осуществлению их сотрудничества друг с другом [6].

Настоящая Конвенция регулирует только заключение договора купли-продажи и те права и обязательства продавца и покупателя, которые возникают из такого договора. В частности, поскольку иное прямо не предусмотрено в Конвенции, она не касается:

a) действительности договора, каких-либо из его положений или обычая;

b) последствий, которые может иметь договор в отношении права собственности на проданный товар.

Или как указывается в статье 3.: a) Договоры на поставку товаров, подлежащих изготовлению или производству, считаются договорами купли-продажи, если только сторона, заказывающая товары, не берет на себя обязательства поставить существенную часть материалов, необходимых для изготовления или производства таких товаров.

b) Настоящая Конвенция не применяется к договорам, в которых обязательства стороны, поставляющей товары, заключаются в основном в выполнении работы или в предоставлении иных услуг.

Конечно, сторона не вправе ссылаться на то обстоятельство, что его согласие на обязательность для него договора было выражено в нарушении того или иного положения его внутреннего права, касающегося компетенции заключать договоры поставок, как на основание недействительности его согласия, если только данное нарушение не было явным и не касалось нормы его внутреннего права особо важного значения по поставкам товаров.

Если правомочие представителя на выражение согласия стороны на обязательность для него конкретного договора обусловлено специальным ограничением, то на несоблюдение представителем такого ограничения нельзя ссылаться как на основание недействительности выраженного им согласия, если только другие участвовавшие в переговорах сторон не были уведомлены об ограничении поставок до выражения представителем такого согласия. Статья 25.: «нарушение договора, допущенное одной из сторон, является существенным, если оно влечет за собой такой вред для другой стороны, что последняя в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать на основании договора, за исключением случаев, когда нарушившая договор сторона не предвидела такого результата и разумное лицо, действующее в том же качестве при аналогичных обстоятельствах, не предвидело бы его». Что конечно, может, привести к разностороннему толкованию с экономической точки зрения данной статьи, скажем, экономистами или юристами пострадавшей стороны≤!

Учитывая, что финансовая ориентировка в практике разрешения споров по контрактам международных поставок товаров может сыграть существенную роль в улучшении договорной работы, и повышении уровня ответственности за неисполнение обязательств, и принятии необходимых мер при их нарушении, прежде чем обращаться в арбитражные суды, специалистами высказываются соображения о том, что нужно принимать во внимание новые или возникшие (особые) условия поставок.

Важным состоянием международных и некоторых других документов, имеющих важное значение при заключении и исполнении внешнеэкономических контрактов, определении ответственности сторон при их ненадлежащем исполнении, а также при разрешении споров, необходимо учитывать следующие этапы: 1) международная купля-продажа товаров; 2) функционирование международного коммерческого арбитража. И что, немаловажно, принимать во внимание процедуру поддержки со стороны законодательства и международных конвенций (соглашений), которые являются необходимыми элементами в составление международных сделок.

Литература:

1. Из доклада Президента Республики Узбекистан И.Каримова на открытии международной конференции «О роли и значении малого бизнеса и частного предпринимательства в реализации социально-экономической политики в Узбекистане». Ташкент, 14 сентября 2012 года.

2. Источники правового регулирования договора международной купли-продажи товаров: http://www.leasingworld.ru/vnesh_econom_deyat_pp/994-istochniki-pravovogo-regulirovanija-dogovora.html

3. Соглашение об общих условиях поставок товаров между организациями государств-участников СНГ (Киев, 20 марта 1992 г., вступило в силу с 1 июля 1992 г.) и Соглашение стран СНГ о порядке разрешения хозяйственных споров — Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, заключенное правительствами государств — участников СНГ (Киев, 20 марта 1992 г., вступило в силу с 8 апреля 1993 г.). Опубликовано в: Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. Вып. № 4. Минск, 1992.

4. Ўзбекистон Республикаси Олий Мажлисининг 1996 йил 30 августдаги 294-I-?арори билан Ўзбекистон Республикаси ?ўшилган “Бирлашган Миллатлар Ташкилотининг Хал?аро товарлар олди-сотдиси шартномалари тў?рисида”ги Конвенцияси / Ўзбекистон Республикаси Олий Мажлисининг Ахборотномаси, 1996 й., № 9, 157-м.

5. Факторы, которые определяют выбор выпускаемого документа: http://ru.wikipedia.org/wiki/

6. Электронный источник: http://base.garant.ru/2540820/

7. Юридическая Россия — образовательный правовой портал: http://law.edu.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle