Библиографическое описание:

Фролова С. В. Индивидуальный образовательный маршрут как способ индивидуализации воспитательного процесса в вузе // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 418-420.

Статья направлена на поиск решения задач индивидуализации процесса воспитания в вузе. В статье раскрывается сущность понятия индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности, дается характеристика этапов его проектирования и реализации, перечисляются принципы, на основе которых строится индивидуальный образовательный маршрут внеучебной деятельности.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, воспитание студентов, индивидуальный образовательный маршрут внеуечбной деятельности.

В современном обществе сегодня возрастает острая необходимость перемен в сфере образования. К числу таких перемен относится проблема индивидуализации процесса внеучебной деятельности, как пути индивидуального формирования уникальной личности студента. Потребность в индивидуализации воспитательного процесса в вузе связана с необходимостью реализации личностно-ориентированного подхода в воспитании, направленного на индивидуальный путь развития и становления личности студента.

Основой личностного склада, мировосприятия, суждений и поведения студента является система духовно-нравственных ценностей. Степень нравственности человека зависит от степени осмысленности и принятия духовно-нравственных ценностей. Это и есть ключевая задача воспитательной концепции вуза. Процесс осмысления, формирования, принятия духовно-нравственных ценностей – это процесс сугубо индивидуальный, поэтому и возрастает потребность в поиске способов индивидуализации воспитательного процесса. В педагогической науке существует несколько способов индивидуализации образовательного процесса: «индивидуальный образовательный маршрут», «индивидуальная образовательная траектория» («индивидуальная траектория развития»), «индивидуальный образовательный план», «индивидуальная образовательная программа». Данные понятия сходны, но не тождественны.

Опираясь на исследования таких ученых как, Л.Н. Агаева, А.В. Аглушевич, Н.Н. Суртаева, А.В. Хуторской, Ю.Г. Юдина, следует вывод, что индивидуальная образовательная траектория – это реализация индивидуального проекта образования, т.е. реализованный индивидуальный маршрут.

Индивидуальный образовательный план и индивидуальная образовательная программа сходны по своей семантике, однако имеют специфические лексические оттенки. План рассматривается в толковых словарях как заранее определенная система деятельности, обладающая признаками упорядоченности и последовательности. Программа – это план деятельности, работы. Однако понятие «программа» шире чем понятие «план». Маршрут в лексическом значении обозначает движение, устремленность, целенаправленный путь. На наш взгляд, именно маршрут обладает условиями для индивидуального развития личности студента.

Одним из эффективных способов индивидуализации является реализация индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) студентов во внеучебной деятельности.

Понятие ИОМ возникло сравнительно недавно в педагогической науке, однако, проблема организации ИОМ в образовательном пространстве получила освещение в работах таких ученых, как С.В. Воробьева, Н.Г. Зверевой, Н.А. Лабунской, В.В. Лоренц, В.В. Николиной, М.Л. Соколовой, А.П. Тряпицыной. Опираясь на определения перечисленных ученых, мы определяем индивидуальный образовательный маршрут как персональный путь реализации личностного интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, творческого, духовно-нравственного потенциала студента в образовательном процессе в соответствии с его личностными предпочтениями и потребностями и социальным заказом общества.

Н.А. Лабунской впервые были охарактеризованы типы индивидуально-образовательных маршрутов  студентов, обусловленные психо-физическими  особенностями студентов, их потребностями, интересами [1].

В соответствие с разнообразными подходами классификаций ИОМ определяются:

1)                 ИОМ учебной деятельности, направленный на выполнение учебного плана;

2)                 Комплексный ИОМ, включающий и учебную деятельность и внеучебную деятельность;

3)                 ИОМ внеучебной деятельности, направленный на развитие способностей студента, отдельных личностных элементов [2].

Индивидуальный образовательный маршрут внеучебной деятельности определяется как персонально-событийный путь реализации личностного потенциала студента в процессе внеучебной деятельности в вузе в соответствии с личными предпочтениями и интересами обучающегося [3].

В нашем исследовании мы выделяем ИОМ внеучебной деятельности,  ориентированный на духовно-нравственное сотворение своего «Я». Такой маршрут характеризуется устремлением человека к формированию, осмыслению и принятию таких базовых, смыслообразующих духовно-нравственных ценностей для личности человека как любовь, жизнь, вера, истина, Человек, свобода, соборность и др.

ИОМ как способ индивидуализации воспитательного процесса обладает следующими чертами:

1)      Индивидуальность. ИОМ создается исходя из личностных, индивидуальных предпочтений самого студента.

2)      Уникальность. Для каждого студента выстраивается собственный уникальный маршрут.

3)      Неповторимость. Если события ИОМ возможно воссоздать, то процесс проживания студентом событий ИОМ неповторим.

4)      Интерактивность. Студент создает ИОМ в совместной деятельности с педагогом – организатором ИОМ (куратор, тьютор и др).

5)      Открытость. ИОМ открыт к влияниям из вне.

6)      Полиспектральность. ИОМ включает разнообразные направления и вида воспитательной деятельности.

 Индивидуальный образовательный маршрут внеучебной деятельности занимает весь период обучения студента в вузе.

В результате проведенного исследования нами выявлены этапы проектирования и реализации ИОМ, в основе которых лежит совместная деятельность студента и педагога (организатора воспитательной работы, куратора, тьютора и др.):

1.                  Проективно-ориентационный этап. Важную роль на данном этапе играет педагог. Его функция заключается в проведении психолого-педагогической диагностики, направленной на формирование потребностно-мотивационной сферы у субъекта ИОМ. В задачи  данного этапа входит внедрение научно-методической поддержки воспитательной деятельности и разработка педагогического сопровождения ИОМ, концептуализации и стратегического планирования индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности. Данный этап осуществляет целеполагание, диагностирует риски и возможности образовательного пространства. Студент-первокурсник определяет вектор своего маршрута, направление своей деятельности, наполняет аксиологическим содержанием события ИОМ.   Первокурсники постепенно раскрывают свой потенциал, выявляют свои интересы, узнают свое «Я», осмысливают свои потребности

2.Собыйтийно-деятельностный этап. Студент реализует  спроектированный ИОМ. Студентам предоставляется возможность расширения рамок ИОМ, его выхода за пределы вуза (участие в региональных и всероссийских конкурсах, слетах, семинарах и т.д.). Второй этап  протекает во время обучения студента на втором и третьем курсе. В этот период студент участвует в деятельности студенческого самоуправления, приобретает новее знания, формирует новее способности и умения, а также реализует уже сформированные таланты.

1.    Ценностно-рефлексийный этап.  Данный этап характеризуется рефлексией и диагностикой, направленной на выявление результатов маршрута. Студент совместно с педагогом анализирует результаты реализации индивидуального образовательного маршрута, соотносит первоначальные цели маршрута и его конечные результаты, осуществляется  рефлексийно-диагностическая деятельность. Период прохождения данного этапа приходится на время обучения на выпускном курсе. Студент-выпускник проявляет организаторские способности и активно реализует их во внеучебной деятельности. Все его устремления направлены на профессиональное самоопределение, поиск своего профессионального пути. ИОМ предоставляет возможность определиться со своими потребностями в сфере профессиональной деятельности Педагог (куратор, тьютор и др.) оказывает психолого-педагогическую и консультативную поддержку субъекту, обозначая выходы из кризисных ситуаций его индивидуального образовательного маршрута. Выпускники выходят из маршрута с результатом сформированной системы духовно-нравственных ценностей, профессиональных компетенций, отраженным в ФГОС.

Ценность индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности состоит в том, что он позволяет каждому студенту на основе оперативно регулируемой  оценки своих возможностей и способностей, активного стремления к совершенствованию обеспечить выявление и формирование творческой индивидуальности, формирование и развитие ценностных ориентаций, собственных взглядов и убеждений, неповторимой технологии деятельности. ИОМ обладает лично-ориентированным подходом, что «гармонически соединяет функциональное и личностное развитие воспитанников» [4, c. 24].

Реализация ИОМ строятся на определенных принципах: принцип индивидуальности, принцип совместной деятельности преподавателя и студента, принцип аксиологического насыщения духовно-нравственными ценностями событий, принцип реализации субъект-субъектных отношений, принцип выбора средств достижения поставленной цели, принцип стимулирования самовоспитания, принцип творчества и успеха, принцип опоры на ведущую деятельность, принцип доверия и поддержки.

Из приведенного анализа становится очевидным, что система ИОМ – эффективный способ индивидуализации воспитательного процесса, направленное на формирование неповторимой личности студента.

Литература:

1.       Лабунская Н.А., Индивидуальный образовательный маршрут студента: подходы к раскрытию//Известия Российского гос.пед.ун-та им.А.И. Герцена. СПб.,2002. №2(3), C. 79-90

2.       Николина В.В. Проектирование индивидуальных маршрутов учащихся. Уч. пособие, Н.Новгород, 2010.

3.       Фролова С.В. Проектирование индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности по формированию духовно-нравственных ценностей студентов/ под ред. В.В. Николиной. Уч. пособие, Н.Новгород, 2012

4.       Сериков В.В. Образование и личность: теория и практика проектирования педагогических систем. М., 1999.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle