Библиографическое описание:

Каримов К. А. Дистанционное обучение как организационно-дидактическая форма повышения квалификации педагогических кадров // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 373-375.

На основе анализа отечественной и зарубежной теории и практики организации повышения квалификации педагогических кадров выше показано, что этим требованиям может удовлетворять организационно-дидактическая система, выстроенная как новая форма, в которой должны быть воплощены особенные принципы непрерывного образования и андрагогическая модель обучения.

По нашему мнению, синтез андрагогического, личностно-деятельностного подходов к организации образовательного процесса в сочетании с концептуальными идеями дистанционного образования обеспечивает новое качество непрерывного педагогического образования.

Особенность работ по теоретическому осмыслению феномена дистанционного образования заключается в том, что многие работы, посвященные теории дистанционного образования, являются синтезом педагогических, организационных, экономических и иных подходов. При этом часто авторы приходят к выводу об ограниченности существующего научного понятийного аппарата и стремятся предложить свое развитие теоретического аппарата с целью адекватного описания дистанционного образования.

В течение последних трёх десятилетий дистанционное образование стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, изменив облик систем образования. Возникла и бурно развивается целая индустрия образовательных услуг, объединяемых общим названием «дистанционное образование» и которая охватывает огромное количество обучающихся и поражает своими размерами и сложностью инфраструктуры.

Так, база данных Международного Центра Дистанционного обучения (International Centre for Distance Learning, ICDL) содержит описание более 850 центров дистанционного образования, расположенных на всех континентах, в которых по различным программам профессионального образования обучается примерно двенадцать миллионов обучающихся — порядка 13–14 % от общего числа обучающихся в мире.

Однако, по причине многогранности и масштабности дистанционного образования как педагогического явления, широкого разнообразия форм организации дистанционного образования в национальных и международных центрах — общепринятого определения дистанционного обучения не существует.

Так, одни авторы считают, что дистанционное образование — это не форма образования, а только особые «образовательные технологии», или «информационно-образовательная среда».

Другими словами, «заочная форма образования[1], третьи, — предлагают для этой формы образования более общий термин — открытое образование.

По образному выражению президент Европейской ассоциации корреспондентных школ (AECS): «Дистанционное образование — это нечто

большее, чем чтение, большее, чем прослушивание или просмотр, большее, чем заранее приготовленные учебные материалы, большее, чем технология, большее, чем самостоятельное изучение, большее, чем тренинг, большее, чем открытое обучение.

дистанционное образование содержит в себе примечательный парадокс: оно уверенно утвердило своё существование, но не в состоянии определить, что оно такое».

В рамках нашего исследования важно определить отличительные признаки, способствующие более ясному и отчетливому пониманию того, что такое дистанционное образование, что представляет собой насущную практическую потребность развития дистанционного образования в системе повышения квалификации педагогических кадров.

С этой целью воспользуемся аналитическим методом определения понятия «дистанционное образование», который предлагает А. В. Густырь. Если основной признак дистанционного образования — обучение на расстоянии, то есть образовательный процесс, в котором обучающийся и обучающий находятся не в одной аудитории, то взаимодействие между ними носит опосредованный характер и нуждается в информационно- коммуникационных средствах Другими словами, дистанционное образование предполагает обратную связь обучающегося с обучающим (в общем случае — источником предметных или методических знаний), или интерактивность.

Выделенные признаки понятия «дистанционное образование», по нашему мнению, следует дополнить существенным признаком дистанционного образования, который содержится в Международной стандартной классификации образования (МСКО 1997): дистанционное образование — это организационная форма, при которой коммуникация между обучающимся и обучающим осуществляется по преимуществу опосредованно на расстоянии на основе использования самых разнообразных средств.

Следует обратить внимание, однако, что родовым признаком понятия «дистанционное образование» является образование, а «форма предоставления» — это один из классификационных признаков, согласно которым в МСКО осуществляется классификация, или внутренняя дифференциация понятия образования.

Таким образом, видовым отличием дистанционного образования от других форм образования, прежде всего, от очного образования, является способ получения образования через опосредованную интерактивную коммуникацию, при этом конкретные средства и технологии такой коммуникации не носят характера определяющего признака дистанционного образования.

В плане нашего исследования не менее значимым представляется определение понятия «дистанционное образование» через самообразовательную деятельность обучающегося.

В целях расширения понятия «дистанционное образование», можно воспользоваться методом сравнения существующих видов дистанционного обучения, что позволяет, во-первых, определить тенденции в развитии теории и практики дистанционного образования, во-вторых, установить связи между типами дистанционного образования, в-третьих, определить методологию дистанционного образования, дидактические принципы, на которых основываются различные его виды.

При анализе развития теории и практики дистанционного образования достаточно отчетливо выделяются два вида образовательных систем, различение которых в значительной мере способствует пониманию смысла противоречий, возникающих при попытках дать определение понятия «дистанционное образование» и придти к пониманию его сущности.

Образовательная система, получившая название: «корреспондентное образование», исторически возникла раньше других типов дистанционного обучения. В основе этого вида обучения лежит образовательная коммуникация на расстоянии посредством почтовой корреспонденции.

Образовательная система второго типа возникла из развития информационно-коммуникационных средств, что позволяло транслировать аудиторные занятия в удалённые аудитории и обеспечить образовательную коммуникацию на расстоянии посредством аудио- видео- трансляции

Образовательная система корреспондентного образования реализует идею дистанционного образования как формы образования, принципиально отличающейся от традиционных организационных форм образовательного процесса (классно-урочной и лекционно-семинарской).

Образовательная система «трансляционного» типа реализует идею дистанционного образования как новой образовательной технологии воспроизведение на расстоянии традиционного образовательного процесса.

Параллельное развитие этих двух видов образовательных систем и привело к принципиально разным (на уровне дидактического смысла) трактовкам понятия дистанционного образования. Имеющие различную внутреннюю организацию, эти два вида дистанционного образования, требуют и различного методологического обеспечения.

Из-за принципиально различного дидактического смысла, необходимо раздельное рассмотрение соответствующих образовательных систем дистанционного образования. Так,если «корреспондентный» тип дистанционного образования, как формы образования, требует разработки собственной дидактики, то «трансляционный» — методологического обеспечения организации и технологии трансляции (воспроизведения на расстоянии урока, лекции и т. д.).

Дидактические принципы «корреспондентной» образовательной системы дистанционного образования реализуют психологические особенности и образовательные потребности обучающихся по этой форме образования. Кчислу общих дидактических принципов можно отнести:

·     «корреспондентное» обучение, как форма получения образования, основано на самообразовательной деятельности обучающегося, требующее создания специальных учебно-методических и аттестационных материалов;

·     признание независимости обучающегося в выборе содержания и сроков обучения, прагматическое отношение к промежуточной и итоговой аттестации и оценке как к средству мотивации и самоконтроля, а не как к цели и конечному результату обучения;

·     разделение педагогических ролей: преподавателя, представляющего содержание обучения, и консультанта (наставника, тьютора), направляющего самообразовательной деятельности обучающегося посредством дидактического взаимодействия (диалога);

·     модульная организация содержания обучения, обеспечивающая более высокую степень вариативности и, с другой стороны, облегчающая «корреспондентную» коммуникацию;

·     гибкость и подвижность сроков обучения и, соответственно, темпа образовательного процесса;

·     сведение к минимуму числа очных занятий (сессий), требование особой формы этих занятий, оправдывающей их целесообразность.

Согласно дидактической модели «корреспондентного» дистанционного обучения образовательных систем, традиционные аудиторные занятия (лекции и семинары) заменяются другими формами: во-первых, самообразовательной деятельности обучающегося, для организации и обеспечения которой готовятся специальные комплекты учебно-методических материалов, и, во-вторых, интенсивными практическими групповыми занятиями — так называемыми тьюториалами, очень мало напоминающими обычный семинар и радикально отличающимися от лекции.

Средства и каналы телекоммуникации используются как средства доставки учебно-методических материалов и обеспечения интерактивности — общения между тьютором и обучающимися в ходе индивидуальных консультаций и внутригруппового взаимодействия.

В комплект учебно-методических материалов, обеспечивающих самообразовательной деятельности обучающегося, входят только те материалы, которыми можно пользоваться с помощью оборудования, легко доступного большей части обучающихся.

Реализация дидактической модели «корреспондентного» дистанционного обучения, требует от преподавателя (тьютора) специальных навыков и умений, касающихся как индивидуальной работы с обучающимися, включая самые разнообразные виды не только консультаций, но и психологической поддержки, так и проведения тьюториалов, для чего тьютор должен, наряду со свободным владением материалом нескольких учебных курсов, уметь организовать групповую работу.

Дистанционное образование — это организационно-дидактическая форма образования, отличающаяся от других форм способом характером образовательной коммуникации, осуществляемой в основном опосредованно.

Информационно-коммуникационные технологии, используемые в дистанционном обучении, являются его средствами, состав и удельный вес которых меняется в зависимости от технологического прогресса, степени доступности обучающимся, модели организации образовательного процесса.

В практике дистанционного образования существует несколько моделей организации образовательного процесса, развивавшихся в рамках двух типов образовательных систем дистанционного обучения, в основе которых лежат принципиально разные дидактические принципы

Практика использования многообразных учебно-методических материалов дистанционного обучения, разрабатываемых и используемых на базе ИКТ, требует широкой стандартизации.

Оптимальной для решения современных образовательных задач, удовлетворения образовательных потребностей педагогических кадров, является «корреспондентная» модель дистанционного обучения.



Обсуждение

Социальные комментарии Cackle