Библиографическое описание:

Уматалиева К. Т. Применение метода «Деловая игра» в системе повышения квалификации педагогов ССПО для развития методической компетентности // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 407-409.

Конец XX века ознаменовался качественно новым этапом в системе образования Республики Узбекистан. В 1998 году был принят Закон Республики Узбекистан «Об образовании» и Национальная программа по подготовке кадров. В соответствии с «Законом об образовании» и «Национальной программой подготовки кадров» осуществляется реформа системы образования и подготовки кадров на основе достижений современной экономики, науки, техники и технологий.

Национальная программа по подготовке кадров, в числе задач которой совершенствование подготовки национальных кадров, предусматривает развитие системы повышения квалификации педагогических кадров, что обуславливает приоритетную направленность процесса повышения квалификации на поддержку профессионально-личностного развития педагогов, на обеспечение условий для конструктивного преодоления им профессиональных затруднений и решения проблем педагогической практики.

Одним из главных звеньев в подготовки высококвалифицированных специалистов на сегодняшний день является профессиональный колледж, где проходят обучение юноши и девушки по различным областям производства. Профессиональные колледжи республики оснащены по последнему слову техники, оснащены современной методической базой, созданные условия позволяют получать учащимся знания и умения которые в дальнейшем будут их квалифицировать как профессионалов своего дела.

Важно отметить что профессорско-преподавательский состав профессиональных колледжей, нуждается в обновлении и совершенствования знаний и умений, ведь, как нам известно, техника и технологии не стоят на месте, и для того чтобы педагог мог отвечать требования сегодняшнего дня, необходимо развитие методической компетенции.

Методическая компетентность педагога профессионального колледжа — это способность теоретически обдумывать решение учебного или рабочего задания и осуществлять шаги мысленно и практически в направлении цели. При этом требуются следующие личные качества: аналитическое мышление, способность решать проблемы, способность планировать, гибкость, способность учиться, способность принимать решения, мышление в контексте, применение методов и стратегий в учебе и работе.

 Именно развитие методической компетентности педагога профессионального образования будут тем самым фактором позволяющий характеризовать его как профессионала. Развивать все выше перечисленные качества определяющих методическую компетентность педагога возможно различными методиками и технологиями.

Нами предлагается использовать метод «Деловая игра».

Краткое описание

Деловая игра — это комплексный методический прием обучения, при котором учащиеся в первую очередь рассматривают процесс принятия решения. Этот процесс воспроизводится на модели, в результате чего появляются эпизоды (определенные результаты и их следствия), которые чаще всего необратимы.

Дидактическая цель

Дидактическая цель преимущественно заключается в улучшении методических компонентов компетенции действия, в частности при разрешении ситуаций принятия решений при выполнении деятельности.

Методическая цель

Методическая цель деловой игры заключается преимущественно в тренировке навыков и в экспериментировании с принятием решений и прежде всего с их (по)следствиями, а также в нахождении стратегий решения проблемы.

Основными признаками «Деловые игры» являются воссозданиями реальных ситуаций, в которых изображаются определенные фрагменты действительности. При этом часто моделируется конфликтная ситуация из общественной или производственной действительности. Отдельные актеры при этом исполняют различные роли персонажей, чьи интересы они должны представлять.

В деловой игре действие всегда характеризуется анализом проблем, обдумыванием/взвешиванием альтернатив, разработкой стратегий и принятием решений. Согласно этому в модели, в которой имитируется решение проблемы, необходимо выполнить упрощение до отдельных важных процессов принятия решения и тем самым до важным данных, структур и протекания действий. Лучше всего для этого подходят конфликты, которые требуют принятия решений внутри одной группы или между конфликтующими сторонами или же принятия решений, выходящих за рамки конфликта. Чтобы придать группе соответствующую динамику, нужно чтобы в деловой игре принимали участие как минимум 20 человек. Подбор игровых групп очень важен и поэтому его нужно продумать особенно тщательно. Группы должны быть смешанными по своей успеваемости. „Ключевые группы“, как например, модераторы и т. д., роль которых исполняет не преподаватель, должны при этом исполняться компетентными учащимися. Руководитель игры предоставляет участникам игры свободу действия, он позволяет идти «окружным» учебным путем и совершать ошибки. Его основная задача заключается в том, чтобы вести отдельные фазы игры и обеспечивать необходимыми материалами. Он не может оказывать влияние на решение группы, однако может внести в работу новую дополнительную информацию, материалы и предложения. Вместе с тем, он представляет группы, которые не заняты в игре, следит за соблюдением времени и соблюдением приближенности к реальности. Кроме этого, он является посредником в случае нарушения правил игры и при возникновении кажущихся неразрешимых конфликтов. Необходимые для деловой игры знания учащиеся приобретают или во время учебных занятии до игры, или в ходе игры. Последнее требует введения фазы передачи знаний. При второстепенном применении в каком-либо разделе учебной программы деловая игра может служить деятельностно-ориентированному применению ранее проработанных знаний. Деловая игра требует определенных (обширных) условий в отношении помещений и времени (при необходимости, требует также технических условий), которые зачастую сложно создать в «нормальной» повседневной школьной жизни. Этот факт следует учитывать особенно при деловых играх в технических сферах.

Анализ

Деловые игры моделируют действительность в обществе, таким образом, не всегда можно найти окончательные решения, но чаще всего достигается согласие. К сильным сторонам деловой игры относятся (сравн. Клипперт (Klippert) 1999, стр. 30 и след. стр.):

-                     сочетание многих учебных, организационных и рабочих методов,

-                     самостоятельное и социальное действие,

-                     учебное занятие с междпредметными связями,

-                     высокий мотивационный потенциал,

-                     одновременное содействие одаренным и более медлительным учащимся,

-                     способствование осознанию чувства ответственности,

-                     эффективный и продолжительный успех в учебе.

Также у данной методики имеются ограничения:

. К ним относятся:

-         большая организационная трудоемкость (затраты времени, потребность в помещениях, материальные затраты),

-         отчасти исключает работу в малых учебных группах, так как отсутствует необходимая групповая динамика,

-         возможно недостаточная идентификация с ролью,

сложность соблюдения максимальной приближенности к действительности.

Предлагаемый нами метод один из методов позволяющих развить профессиональные и личные качества педагога, которые в свою очередь будут способствовать развитию методическую компетентность педагога.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle