Формирование профессиональных компетенций в учебно-образовательной деятельности у выпускников вузов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (56) сентябрь 2013 г.

Дата публикации: 12.08.2013

Статья просмотрена: 2951 раз

Библиографическое описание:

Старченко, Е. В. Формирование профессиональных компетенций в учебно-образовательной деятельности у выпускников вузов / Е. В. Старченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 9 (56). — С. 405-407. — URL: https://moluch.ru/archive/56/7634/ (дата обращения: 25.04.2024).

Комплексное изучение страны и способность применять знания о ее основных географических, демографических, экономических и социально-политических характеристиках является одним из условий формирования профессиональных компетенций выпускника языковой специальности. В предлагаемой работе автор на основе результатов тестовых заданий на определение уровня знаний студентов о стране изучаемого языка анализирует показатели развития профессиональных компетенций в учебно-образовательной деятельности.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, образовательный стандарт, компетенция, профессиональные компетенции, бакалавр, специалист.

В последние годы система высшего профессионального образования Российской Федерации активно переходит на Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО). Их осваивают студенты, поступившие в высшие учебные заведения Российской Федерации в 2010 году и позже, в то время как остальные обучаются согласно государственным образовательным стандартам второго поколения. Последние были излишне ориентированы на освоение предметных знаний, умений и навыков, что не в достаточной степени позволяло выпускникам осваивать профессиональную деятельность.

Стандарты нового поколения призваны обеспечить дальнейшее развитие уровневого высшего профессионального образования с учетом требований рынка труда. Одной из отличительных особенностей ФГОС ВПО является выраженный компетентностный подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования. Для формирования компетентного в определенной области человека необходимо владение соответствующей компетенцией, которая является системным проявлением знаний, умений, способностей и личностных качеств, и формируется на базе усвоенных в определенной деятельности знаний и опыта. Компетенции подразделяются на профессиональные (специализация в определенных областях деятельности) и общекультурные (необходимые образованному человеку независимо от профиля подготовки) [4].

Профессиональные компетенции — это готовность и способность работника на основе сознательно усвоенных знаний, умений, приобретенного опыта, всех своих внутренних ресурсов самостоятельно анализировать и практически решать значимые профессиональные проблемы. Для конкретной специальности и направления подготовки определяется свой набор ведущих компетенций, который в совокупности отражает необходимый профиль компетентности специалиста. Условно это можно выразить следующей формулой: ПК = К1, К2, К3, К4…К16, где К — профессиональная компетенция специалиста. В этой связи и профессиональную подготовку специалиста необходимо рассматривать прежде всего как процесс целенаправленного формирования его профессиональных компетенций. Приобретаемые по отдельным учебным дисциплинам знания и умения структурируются и оформляются в виде значимых профессиональных компетенций, между которыми устанавливаются сложные многофункциональные связи [5].

Так, одним из условий формирования профессиональных компетенций в учебно-образовательной деятельности бакалавра по направлению «Востоковедение и африканистика», обучающегося по ФГОС ВПО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 января 2010 года), является способность применять знание основных географических, демографических, экономических и социально-политических характеристик изучаемой страны. Для формирования данной способности в учебный план бакалавров в профессиональный блок включены такие учебные дисциплины как «Экономика изучаемой страны», «География изучаемой страны», «Этнология изучаемой страны, «Государственный строй изучаемой страны», «Социально-политическая системы изучаемой страны».

В свою очередь, профессиональная деятельность выпускника-бакалавра направления «Востоковедение, африканистика», обучающегося по государственному стандарту второго поколения (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 марта 2000 года), направлена на комплексное изучение соответствующей страны: населения, истории, этнографии, духовных традиций и ценностных ориентаций. Для чего в учебный план данного направления в цикл дисциплины направления включены такие учебные дисциплины как «География изучаемой страны», «Социально-политическая система и экономика изучаемой страны», «Культура и этнография изучаемой страны».

Чтобы определить уровень развития профессиональных компетенций в учебно-образовательной деятельности у студентов направления «Востоковедение, африканистика», в основе обучения которых лежит государственный образовательный стандарт второго поколения, нами были составлены тестовые задания, которые помогли определить способность студентов применять знание основных географических, демографических, экономических и социально-политических характеристик изучаемой страны. Тест был рассчитан на студентов выпускных курсов и включал 40 вопросов, которые разделялись по блокам: вопросы с 1 по 10 были о географии изучаемой страны; вопросы с 11 по 20 — о демографии изучаемой страны; вопросы с 21 по 30 посвящены экономике изучаемой страны; вопросы с 31 по 40 — о социально-политической системе изучаемой страны. К каждому вопросу предлагались четыре варианта ответа, из которых студенту было необходимо выбрать один правильный. Каждый правильный ответ оценивался в один балл. На выполнение теста отводилось 20 минут. Уровень знаний студента основных географических, демографических, экономических и социально-политических характеристик изучаемой страны оценивался по сумме полученных баллов (по методике Л. М. Митиной и Е. С. Аскомовец): 40–31 балл — высокий; 30–19 баллов — средний; 18–0 баллов — низкий [7, с. 92].

В тестировании приняли участие две группы студентов. Первую группу (12 человек) составили студенты, обучающиеся по направлению «Востоковедение, африканистика» (японский язык). Во вторую группу (13 человек) вошли студенты, обучающиеся по специальности «Иностранный язык: японский». Выбор данных групп был обусловлен следующей причиной. У первой группы, согласно учебному плану подготовки, для формирования способности осуществлять краткосрочное прогнозирование развития восточных сообществ на основе научного анализа тенденций социального, экономического и политического развития страны, читались специальные учебные дисциплины («География изучаемой страны», «Социально-политическая система и экономика изучаемой страны», «Культура и этнография изучаемой страны»). У второй группы, согласно государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования специальности 033200 «Иностранный язык», утвержденного 31 января 2005 года заместителем Министра образования и науки Российской Федерации А. Г. Свинаренко, применение знаний основных географических, демографических, экономических и социально-политических характеристик изучаемой страны не являлось обязательным требованием к результатам освоения основных образовательных программ. По этой причине учебным планом специальности указанные выше специальные учебные дисциплины не предусматривались.

Анализ результатов тестирования показал, что студенты обеих групп лучше всего усвоили информацию о географии изучаемой страны («Востоковедение и африканистика»: 60 % правильных ответов; «Иностранный язык»: 64 % правильных ответов); хуже всего усвоена информация об экономике изучаемой страны («Востоковедение и африканистика»: 35 % правильных ответов; «Иностранный язык»: 31 % правильных ответов).

В целом, можно сделать вывод о том, что уровень развития профессиональных компетенций в учебно-образовательной деятельности находится у 56 % на среднем уровне, у 44 % на низком уровне («востоковеды»: 42 % — низкий уровень, 58 % — средний уровень; «специалисты»: 46 % — низкий уровень, 57 % — средний уровень). Полученные данные говорят о том, что не все студенты владеют достаточной информацией об основных географических, демографических, экономических и социально-политических характеристиках изучаемой страны. Также, на основе полученных данных, можно утверждать, что большинство студентов находятся на низком уровне владения профессиональными компетенциями, и знания об экономике, географии, демографии и социально-политическом устройстве Японии являются не достаточными.

Для оценки различий между двумя группами по уровню развития профессиональных компетенций в учебно-образовательной деятельности использовался U-критерий Манна-Уитни [6, с. 146–150]. До проведения тестирования мы предполагали, что группа студентов, обучающихся по направлению «Востоковедение, африканистика» (японский язык), будет иметь более высокие показатели, чем группа студентов, обучающихся по специальности «Иностранный язык: японский», так как студенты первой группы проходили специальное обучение и изучали основные характеристики страны изучаемого языка. Однако, различие в значении показателей уровня развития профессиональных компетенций «специалистов» и «востоковедов» оказались статистически незначимыми. В результате, мы пришли к выводу, что группа студентов, обучающихся по направлению «Востоковедение, африканистика» (японский язык), по уровню развития профессиональных компетенций в учебно-образовательной деятельности не превосходит группу студентов, обучающихся по специальности «Иностранный язык: японский».

На основе результатов исследования можно констатировать, что показатель развития профессиональных компетенций у большинства студентов находится на среднем и низком уровнях. К сожалению, участники эксперимента — студенты института экономики и востоковедения, обучающиеся по направлению «Востоковедение и африканистика» (японский язык) и специальности «Иностранный язык: японский», — не знают основные географические, демографические, экономические и социально-политические характеристики страны изучаемого языка. Не обладают достаточными умениями и навыками осуществления краткосрочного прогнозирования развития восточных сообществ на основе научного анализа тенденций социального, экономического и политического развития изучаемой страны независимо от наличия специальной подготовки в процессе обучения.

Следовательно, существующая практика обучения студентов языковых вузов по государственным образовательным стандартам второго поколения не приносит желаемых результатов и не способствует формированию профессиональных компетенций, необходимых для современного квалифицированного и компетентного специалиста в своей области.

Кроме того, для лучшей корректировки учебной работы по изучаемым дисциплинам, необходимо регулярное тестирование. Система специальных тестов как один из способов диагностики профессиональных компетенций позволит быстро внести коррективы в содержание учебных программ и методики обучения, а также поможет преподавателям оперативно определить «профессионально отстающих» студентов, которые показывают низкий уровень знаний и допускают многочисленные ошибки в тестах.

Литература:

1.                  Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 033200 Иностранный язык. — М., 2005.

2.                  Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление 522600 Востоковедение, африканистика. — М., 2000.\

3.                  Гричановская Е. С. Формирование коммуникативной компетентности у студентов гуманитарно-педагогического вуза (на примере специальностей 080103 — Национальная экономика, 080111 — Маркетинг). Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, Комсомольск-на-Амуре, 2012.

4.                  Коряковцева О. А. Актуальные вопросы перехода российской высшей школы на Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения / Коряковцева О. А., Плуженская Л. В., Тарханова И. Ю., Федорова П. С. // Учебно-методическое пособие. ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского», 2010. Режим доступа:

5.                  http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met156/met156.html

6.                  Миннуллин И. П. Диагностика профессиональных компетенций студентов и специалистов медицинской оптики методом компьютерного тестирования / Миннуллин И. П., Ходаков А. И., Сашнева Т. В., Керник Н. Ю., Батракова В. Б., Антонова В. В., Ильясов И. К., 2011. Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/text/33720883

7.                  Середенко, П. В. Психолого-педагогическое исследование: методология и методы / П. В. Середенко. — Юж.-Сах., 2010. С.146–150.

8.                  Середенко, П. В. Формирование готовности будущих педагогов к обучению учащихся исследовательским умениям и навыкам / П. В. Середенко. — М., 2007. С.92.

9.                  Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 032100 Востоковедение и африканистика. — М., 2010.

Основные термины (генерируются автоматически): Иностранный язык, компетенция, группа студентов, Российская Федерация, учебно-образовательная деятельность, высшее профессиональное образование, Социально-политическая система, уровень развития, японский язык, Востоковедение.


Похожие статьи

Изучение опыта в обучении профессионально ориентированному...

Иностранный язык в данном случае выступает средством повышения профессиональной компетентности и личностно — профессионального развития студентов и является необходимым условием успешной профессиональной деятельности специалиста...

Профессиональный иностранный язык как инструмент...

Дисциплина «Иностранный язык» является обязательной дисциплиной федерального компонента цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования...

Мотивированное стремление студентов технических вузов...

Согласно Госстандарту, основной целью обучения иностранному языку в высшем учебном заведении является формирование у студентов способности и готовности к межкультурной коммуникации в сфере профессиональной деятельности.

Приобретение иноязычной компетенции в российском...

иностранный язык, Россия, иноязычная компетенция, главный образ, коммуникативная компетенция, высшее образование, коммуникативный подход, неязыковый вуз, устное общение, вуз.

Формирование ключевых компетенций студентов на занятиях по...

русский язык, коммуникативная компетенция, совокупность знаний, группа компетенций, языковая система, языковая компетенция, речевая деятельность, практический курс, вербальная коммуникация, будущий...

Особенности формирования профессиональной иноязычной...

иностранный язык, коммуникативная компетенция, студент языковых вузов, студент, профессиональная иноязычная коммуникативная компетенция, образовательный стандарт...

Развитие иноязычной профессиональной коммуникативной...

Иностранный язык является важным средством формирования профессиональной компетенции студентов технических вузов. Иноязычная компетенция стала неотъемлемым элементом подготовки высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов.

Коммуникативная компетенция в преподавании иностранных...

Коммуникативная компетенция в преподавании иностранных языков. Автор: Супрунов Семён Евгеньевич.

Целью системы высшего образования является подготовка высококвалифицированных специалистов.

Похожие статьи

Изучение опыта в обучении профессионально ориентированному...

Иностранный язык в данном случае выступает средством повышения профессиональной компетентности и личностно — профессионального развития студентов и является необходимым условием успешной профессиональной деятельности специалиста...

Профессиональный иностранный язык как инструмент...

Дисциплина «Иностранный язык» является обязательной дисциплиной федерального компонента цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования...

Мотивированное стремление студентов технических вузов...

Согласно Госстандарту, основной целью обучения иностранному языку в высшем учебном заведении является формирование у студентов способности и готовности к межкультурной коммуникации в сфере профессиональной деятельности.

Приобретение иноязычной компетенции в российском...

иностранный язык, Россия, иноязычная компетенция, главный образ, коммуникативная компетенция, высшее образование, коммуникативный подход, неязыковый вуз, устное общение, вуз.

Формирование ключевых компетенций студентов на занятиях по...

русский язык, коммуникативная компетенция, совокупность знаний, группа компетенций, языковая система, языковая компетенция, речевая деятельность, практический курс, вербальная коммуникация, будущий...

Особенности формирования профессиональной иноязычной...

иностранный язык, коммуникативная компетенция, студент языковых вузов, студент, профессиональная иноязычная коммуникативная компетенция, образовательный стандарт...

Развитие иноязычной профессиональной коммуникативной...

Иностранный язык является важным средством формирования профессиональной компетенции студентов технических вузов. Иноязычная компетенция стала неотъемлемым элементом подготовки высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов.

Коммуникативная компетенция в преподавании иностранных...

Коммуникативная компетенция в преподавании иностранных языков. Автор: Супрунов Семён Евгеньевич.

Целью системы высшего образования является подготовка высококвалифицированных специалистов.

Задать вопрос