Библиографическое описание:

Дадабаев О. Ж., Сафронов А. А. Мониторинг интегральной подготовленности учащихся 8-9 классов // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 359-363.

В статье приведен мониторинг интегральной подготовленности учащихся 8–9 классов средней школы г. Ташкента.

Ключевые слова: физическое развитие, физическая подготовленность, достоверность различий.

По мнению известного специалиста в области теории и практики физической культуры Озолина Э. С., слежение за определенными информационными направлениями и их развитием во времени носит название «мониторинг». В настоящее время он широко применяется во многих областях науки и техники, в том числе и в физической культуре и спорте [2].

Рекомендации специалистов, направленные на существенное изменение режима труда и отдыха школьников, путем внедрения новых организационных форм физического воспитания, оказываются недостаточно убедительными, так как зачастую они не подкрепляются данными о физическом развитии, физической подготовленности, или состоянии здоровья. Между тем, приведенные параметры физического развития, физической подготовленности и состояния здоровья могли бы способствовать эффективному внедрению в практику физического воспитания рекомендаций по оптимизации и улучшению двигательного режима в школе. В связи с этим необходимо, исследовательским путем, доказать наличие положительной взаимосвязи между правильно организованным двигательным режимом, успешным выполнением учебного плана и хорошим уровнем физического развития, и состоянием здоровья школьников, на основе планирования и использования фитнес-программ разной направленности.

Объектом настоящего исследования явились учащиеся (юноши) 8–9 классов средней школы № 100 г. Ташкента. Общее количество испытуемых составило 36 человек. В проведенных исследованиях использовали следующие методы: антропометрию (измерение окружности грудной клетки, длины и массы тела); кистевую динамометрию; пульсометрию. Проводили тестирование двигательных качеств (прыжок в длину с места, подтягивание на перекладине, бег на 60 и 1000 м, сгибание и разгибание рук в упоре лежа). Для оценки степени соответствия массы испытуемых и их роста, вычисляли индекс массы тела (ИМТ). Полученные данные подвергались математической обработке, вычисляли среднюю арифметическую величину, среднее квадратическое отклонение, ошибку средних арифметических, t-критерий достоверности Стьюдента, вероятность ошибки по таблице коэффициента Стьюдента.

Проанализируем параметры физического развития и физической подготовленности учащихся 8 класса, представленные в таблице 1.

В среднем, длина тела учащихся составила Х=172,6±7,0 см, при этом у 11 юношей (57,8 %) этот показатель выше среднего значения. Масса тела в среднем по исследуемой группе равна Х=58,7±8,3 кг, при этом стоит отметить достаточно высокий коэффициент вариации V=14 %. Частота сердечных сокращений (ЧСС) в покое в среднем равна Х=76,0±2,6 уд/мин. У семи юношей (36,8 %) пульс выше среднего.

В мировой практике используется индекс массы тела (ИМТ), характеризующий тип телосложения путем соотношения между массой и длиной тела. Различают показатели ИМТ: низкий ≤18,5 кг/м², нормальный 18,6–25 кг/м², высокий (избыточный вес, ожирение) 25,1–29 кг/м² [1].

В среднем ИМТ учащихся 8 класса равен Х=19,7±2,4 кг/м², что соответствует норме. С низким уровнем ИМТ (≤18,5 кг/м²) выявлено 8 юношей (44,4 %).

В таком нормативе по физической подготовленности, как подтягивание, результат в среднем равен Х=7±1,3 раза, при очень высоком коэффициенте вариации V=19 %. В упражнении сгибание и разгибание рук в упоре лежа также выявлен существенный разброс V=12 %, средний показатель равен Х=22,1±2,7 раза.

Следует отметить, что средний показатель юношей 8 класса в подтягивании на перекладине (Х=7±1,3 раза) равен оценке «хорошо», согласно нормативных требований Республиканского центра образования Узбекистана [4]. При этом 7 юношей (36,8 %) в этом тесте показали результат «отлично» (≥8 раз). В беге на 60 м средний показатель по группе (Х=9,2±0,5 с) равен оценке «отлично», в то время как в беге на 1000 м только два ученика (10,5 %) смогли получить высшую оценку (≤ 3 мин. 50 сек).

Проанализируем параметры физического развития и физической подготовленности учащихся 9 класса, представленные в таблице 2.

Таблица 1

Параметры физического развития и двигательной подготовленности учащихся 8 класса


№ 

Ф. И. О.

Длина тела,

см

Масса тела,

кг

ЧСС в покое, уд\мин

Бег 60м,

с

Бег

1000м,

мин, с

Подтя-гивание,

раз

Динамометрия кисти, кг

Прыжок в длину с места, см

Отжи-мания,

раз

ИМТ

Окружность грудной клетки, см

правая

левая

вдох

выдох

пауза

1

А-ов С.

165

51

75

9,0

4:07

8

33

29

190

22

18,73

80

75

77

2

А-ев А.

171

60

77

9,1

4:30

7

26

25

195

20

20,52

89

83

86

3

К-ов Т.

175

69

79

8,6

4:25

8

38

36

195

18

22,53

96

90

93

4

Ф-ев М.

173

62

80

9,4

3:50

9

35

31

180

19

20,72

83

76

79

5

А-ов Г.

151

40

73

9,3

4:07

7

37

35

170

21

17,54

74

68

70

6

М-ов Т.

175

68

74

8,4

4:32

6

33

30

215

23

22,20

91

86

87

7

М-ев У.

175

63

75

9,4

4:22

6

29

25

175

25

20,57

82

75

78

8

М-ов А.

176

56

76

9,2

4:02

5

28

26

204

22

18,08

82

76

79

9

М-ов Ж.

176

71

79

9,2

3:47

5

32

30

205

18

22,92

82

75

79

10

А-ов Х.

181

62

78

9,2

4:33

7

31

29

190

22

18,92

89

83

86

11

А-ов Х.

182

60

75

9,0

4:17

8

34

31

185

23

18,11

88

82

85

12

Б-ов Р.

181

59

74

8,5

4:06

8

29

27

240

22

18,01

86

80

82

13

Б-ов С.

173

45

74

9,6

4:04

7

30

26

205

27

15,04

79

72

75

14

З-ов А.

171

57

73

8,8

4:31

7

32

28

220

19

19,49

88

83

85

15

М-ов Д.

171

69

72

8,6

4:39

9

31

27

200

21

23,60

78

72

75

16

М-ов М.

177

56

75

10,2

4:22

9

34

29

175

22

17,87

83

78

80

17

М-ов Б.

170

51

76

10,4

4:21

6

36

32

185

23

17,65

81

76

78

18

Н-ев М.

165

65

78

9,4

3:59

5

35

31

200

25

23,88

79

72

75

19

П-ов В.

171

52

81

9,0

4:40

6

34

30

175

27

17,78

83

77

80

X

Средняя арифметическая

172,6

58,7

76,0

9,2

4:16

7

32,5

29,3

194,9

22,1

19,7

83,8

77,8

80,5

δ

Среднее квадратическое отклонение

7,0

8,3

2,6

0,5

0:16.05

1,3

3,2

3,0

17,8

2,7

2,4

5,3

5,5

5,5

V %

Коэффициент вариации

4

14

3,37

5,7

6,27

19

10

10

9,1

12,0

12,4

6

7

7

Таблица 2

Параметры физического развития и двигательной подготовленности учащихся 9 класса

№ 

Ф. И. О.

Длина тела,

см

Масса тела,

кг

ЧСС в покое, уд\мин

Бег 60м,

с

Бег

1000м,

мин, с

Подтя-гивание,

раз

Динамометрия кисти, кг

Прыжок в длину с места, см

Отжи-мания,

раз

ИМТ

Окружность грудной клетки, см

правая

левая

вдох

выдох

пауза

1

А-ов А.

177

69

70

8,5

3:40

10

38

35

212

25

22,02

82

75

78

2

А-ев Ж.

175

70

72

8,4

3:52

9

36

33

219

24

22,86

82

76

79

3

М-ов М.

174

65

69

8,8

3:57

8

35

35

215

24

21,47

85

79

82

4

М-ов Д.

172

63

75

8,9

3:52

8

35

34

208

20

21,30

86

80

83

5

М-ов Ж.

175

62

77

9,0

4:07

8

33

32

203

23

20,24

91

85

87

6

Н-ев С.

174

64

74

9,0

3:42

9

29

30

195

19

21,14

83

76

79

7

К-ов Ш.

185

77

73

8,7

3:59

10

31

30

207

18

22,50

82

75

78

8

С-ов Д.

179

80

78

8,5

4:21

7

35

34

215

22

24,97

83

77

80

9

Ан А.

173

62

71

8,2

3:38

5

35

33

220

21

20,72

85

78

82

10

Е-ов В.

176

63

73

8,4

4:32

6

37

32

215

20

20,34

85

79

83

11

Ж-ев А.

175

61

75

8,5

3:46

6

36

34

215

18

19,92

84

76

81

12

3-ев К.

173

62

76

9,1

3:57

7

38

35

193

23

20,72

83

77

80

13

К-ов А.

175

60

77

9,2

4:07

7

39

38

195

26

19,59

85

78

82

14

М-ов Д.

183

68

72

9,1

4:19

8

37

35

195

25

20,31

88

81

84

15

М-ов А.

182

65

73

8,8

4:13

9

32

30

198

24

19,62

85

80

83

16

М-ов Ш.

169

59

74

8,7

3:38

9

32

32

200

18

20,66

86

80

82

17

Н-ов Ф.

174

61

71

8,6

4:21

7

30

30

207

23

20,15

83

77

79

X

Средняя арифметическая

175,9

65,4

73,5

8,7

4:00

8

34,6

33,1

206,6

21,9

21,1

84,6

78,2

81,3

δ

Среднее квадратическое отклонение

4,1

5,8

2,6

0,3

0:16.54

1,4

3,0

2,3

9,2

2,7

1,4

2,3

2,6

2,4

V %

Коэффициент вариации

2

9

3,50

3,3

7,04

18

9

7

4,5

12,2

6,5

3

3

3


Длина тела испытуемых в среднем составила Х=175,9±4,1 см, при этом у 11 юношей (64,7 %) этот показатель ниже средней величины. Масса тела в среднем по группе составила Х=65,4±5,8 кг, при коэффициенте вариации V=9 %. Двенадцать юношей (70,5 %) имеют массу тела ниже среднего значения. ИМТ юношей 9 класса находится в пределах нормы, учеников с дефицитом массы тела, или с избыточной массой тела не выявлено. Средняя величина ЧСС в покое равна Х=73,5±2,6 уд/мин, что соответствует норме для данного возраста.

В нормативах по определению физической подготовленности (подтягивании и сгибании и разгибании рук в упоре лежа) выявлены самые высокие коэффициенты вариации V=18 % и V=12,2 % соответственно. Средние значения в этих тестах (Х=8±1,4 раза и Х=21,9±2,7 раза) равны оценке «хорошо». На оценку «отлично», в подтягивании на перекладине, сдали норматив 6 юношей (35,3 %); в сгибании и разгибании рук в упоре лежа — 9 юношей (53 %). В беге на 60 м средний показатель (Х=8,7±0,3 с) равен оценке «хорошо», только трое юношей (17,6 %) выполнили данный норматив на «отлично». Средний показатель в беге на 1000 м равен Х=4:00 мин. ± 16.5 с, при этом 10 юношей (58,8 %) имеют показатель в этом нормативе выше среднего значения.

Сопоставительный анализ различий показателей физического развития и физической подготовленности учащихся 8–9 классов приведен в таблице 3.

В параметрах физического развития достоверность t=2,1–4,4 (Р<0,01–0,05) выявлена в пяти показателях. Следует отметить такую достоверность t=2,7; 2,1 (Р<0,01) в увеличении индекса массы тела. В то же время не достоверно t=1,7; 0,2–0,6 (Р>0,05) различие в параметрах длины тела и окружности грудной клетки.

В данных физической подготовленности наблюдаются следующие особенности: время бега на 60 и 1000 м уменьшается, при t=3,1; 2,9 (Р<0,05); результат в прыжках в длину увеличивается (Р<0,01), а в упражнениях определяющих силовые возможности (подтягивании на перекладине и сгибании и разгибании рук в упоре лежа) различия статистически не достоверны t=1,8; 0,1 (Р>0,05).

Известно, что в юношеском возрасте имеются благоприятные предпосылки для воспитания силы и быстроты. Многие специалисты рассматривают школьный период, как период в котором должен закладываться фундамент скоростно-силовых качеств [3].

Из изложенного следует вывод о том, что для совершенствования процесса физического воспитания в 8–9 классах необходимо обосновать и использовать фитнес-технологии развития функций внешнего дыхания и силовых способностей юношей.


            Таблица 3

Достоверность различий параметров физического развития и двигательной

подготовленности учащихся 8–9 классов

Показатели

8 класс (n=19)

9 класс (n=17)

m

t

P

x

S

x

S

Длина тела, см

172,6

7,0

175,9

4,1

1,9

1,7

>0,05

Масса тела, кг

58,7

8,3

65,4

5,8

2,4

2,7

<0,01

ЧСС в покое, уд\мин

76,0

2,6

73,5

2,6

0,9

2,9

<0,05

Бег 60м, с

9,2

0,5

8,7

0,3

0,1

3,1

<0,05

Бег 1000м, мин, с

4:16

16.1

4:00

16.5

5,5

2,9

<0,05

Подтягивание, раз

7

1,3

8

1,4

0,5

1,8

>0,05

Динамометрия кисти, кг

правая

32,5

3,2

34,6

3,0

1,0

2,1

<0,01

левая

29,3

3,0

33,1

2,3

0,9

4,4

<0,05

Прыжок в длину с места, см

194,9

17,8

206,6

9,2

4,8

2,4

<0,01

Отжимания, раз

22,1

2,7

21,9

2,7

0,9

0,1

>0,05

Индекс массы тела

19,7

2,4

21,1

1,4

0,7

2,1

<0,01

Окружность грудной клетки, см

вдох

83,8

5,3

84,6

2,3

1,4

0,5

>0,05

выдох

77,8

5,5

78,2

2,6

1,5

0,2

>0,05

пауза

80,5

5,5

81,3

2,4

1,4

0,6

>0,05

Примечание: n — количество учащихся;

x — средняя арифметическая величина;

S — среднее квадратическое отклонение;

m — средняя ошибка средних арифметических;

t — критерий достоверности Стьюдента;

P– вероятность ошибки по таблице коэффициента Стьюдента

Литература:

1.                  Кошбахтиев И. А. Использование средств информационных технологий для оценки жировой массы тела человека. // Журнал «Вестник ТУИТ». Ташкент 2007. — № 1 — С.117–118.

2.                  Озолин Э. С. Океан по имени интернет. // Теория и практика физической культуры. 2004. — № 1 — С.36–37.

3.                  Филин В. П., Топчиян В. С., Сирисс П. 3. Исследование воздействия силовых упражнений динамического и статического характера на юных легкоатлетов // Начальная подготовка юного спортсмена. М.: ФиС, 1966. — С. 143–158.

4.                  Республиканский центр образования Узбекистана. Календарно-тематический план по программе уроков физического воспитания (5–9 класс). Ташкент, 2010.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle