Библиографическое описание:

Исмагилов Д. К., Разуваева И. Ю. Определение темперамента студентов как составляющая спортивно-организованного физического воспитания студентов // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 371-373.

В статье приводятся параметры изучения темперамента студентов, занимающиеся средствами мини-футбола в процессе спортивно-организованного физического воспитания.

Ключевые слова: студенты, темперамент.

В последние годы отношение к системе физического воспитания студентов стало более неоднозначным. А это постоянно требует инновационного обучения и воспитания в образовательном процессе, а именно индивидуально-личностного подхода к каждому юноше для чего необходимо проведение и изучение темперамента и характера студента [6]. Особенно это важно, так как в системе физического воспитания студентов используются технологии спортивно-организованного обучения с участием в соревнованиях [2].

Изложенное определило необходимость проведения исследования по определению темперамента студентов Ташкентского университета информационных технологий. В процессе физического воспитания 15 студентов внедрена технология использования мини-футбола с участием в соревнованиях среди 20 команд любительской лиги.

Для решения задачи по определению темперамента применялся опросник известного английского психолога Г.Айзенка [1] состоящий из 57 вопросов.

Определение темперамента студентов

На основе параметров с применением опросника выявили, что из 15 студентов, шесть флегматиков (40 %) в соответствии с гиппократовской классификацией типов три холерика (20 %) и 4 сангвиника (26,6 %) и два меланхолика (13,4 %).

В составе группы шесть флегматиков. Учитывалось, что флегматик способен работать равномерно и долго даже в неблагоприятных условиях. Он стратег и постоянно сверяет действия с перспективой.

Сангвиник — сильный тип, хорошо владеет собой, уравновешен, подвижен. Он производит впечатление человека решительного, оптимистичного, уверенного в своих силах. Без труда приспосабливается к новой обстановке, в трудных ситуациях становятся более собранными целеустремленными, не теряя при этом чувства юмора.

Холерик вспыльчивый и безудержный человек. Он подвижен и инициативен. Самоуверен, потому что его идеи подчас интересны, но недодуманы до конца. Движение его быстрые, порывистые.

Меланхолик — это слабый тип. Для него характерны нерешительность, неуверенность, трудность выбора. Меланхолику часто нужна поддержка и одобрение окружающих.

В соответствии с изложенным в основном составе играли 13 студентов, а два студента меланхолика выходили на матч редко, но всегда со стороны педагога имели поддержку.

В таблице приведены показатели индивидуально-психологических особенностей личности студентов занимающихся физическим воспитанием на основе технологии использования мини-футбола.

Таблица

Показатели темперамента и характера студентов

№ 

Фамилия

Имя

Экстраверсия

Интроверсия

Темперамент

Ложь

1

А-в Ж.

12

16

меланхолик

6

2

Е-в Ш.

5

5

флегматик

3

3

А-ев У.

12

8

флегматик

4

4

Ш-в И.

14

6

сангвиник

3

5

У-в Э.

4

7

флегматик

4

6

Г-в А.

2

5

флегматик

4

7

А-в И.

10

8

флегматик

1

8

П-в Д.

11

4

флегматик

4

9

А-н А.

17

8

сангвиник

3

10

Ни А.

5

13

меланхолик

5

11

А-ов У.

14

8

сангвиник

4

12

И-в А.

20

18

холерик

4

13

Дю М.

15

14

холерик

4

14

Х-в А.

15

17

холерик

4

15

Ш-в С.

17

6

сангвиник

3

X

Средн.арифм

11,1

9,8

3,8

δ

Средн-квадр

5,3

4,8

1,1

V %

Коэф.вар.

48

49

30

tст

Распр Стьюд

2,8

3,2

8,2

R

Ранг Влияния

9

6

11

С применением теста опросника Г.Айзенка [1] выявлено, что потенциальных экстравертов (15–18 баллов) 5 студентов (33,3 %), интровертов (3–6 баллов) 3 юноши — 20 %, один сверхинтроверт — 6,6 %, 5 омбиверты (33,3 %), один экстраверт — 6,6 %. Очень высокий процент вариации V= 48 %, при значимости R=9.

В соответствии с положениями, которые приводятся в большой энциклопедии психологических тестов [4] по фактору экстраверсия — интроверсия, определяющийся по их сумме, результат следующий. По первому фактору к первой группе (24–19 совпадений) студенты очень общительны, коммуникабельны, ставят интересы коллектива выше личных, таких оказалось 4 юноши (26,6 %), ко второй группе (18–16 совпадений) студент общительный, коммуникабельный, активист (2 юноши — 13,4 %). К третьей группе (15–11совпадений). У юношей проявляется двойственность общительности и замкнутости, коллективизма и эгоизма (студент -6,6 %).

Второй фактор стабильность — невротизм.

I группа. От 6 до 0 совпадений. Кандидат жизнерадостный, оптимистичный (таковых не оказалось).

II группа. От 10 до 7 совпадений. Кадидат уравновешенный, положительные эмоций преобладают над отрицательными (таковых 1 студент).

III группа. От 18 до 11 совпадений. У кандидата частая смена настроений (таковых 1студент — 6,6 %).

IV группа. От 24–19 совпадений. У кандидата отрицательные эмоции преобладают над положительными (таковых — нет).

Третий фактор честность — лживость.

I группа. От 0–1 совпадений. Кандидат предельно честный (таковых 1студент — 6,6 %).

II группа. От 2–3 совпадений. Кандидат честный (таковых 4 студента — 26,8 %).

III группа. От 4–6 совпадений. Кандидат лжет в зависимости от ситуации (таковых 10 студентов — 66,6 %).

У всех типов очень высокий коэффициент вариации 48,49,30 %. Следует обратить внимание по воспитательной работе с честностью, искренностью, добросовестностью.

Целенаправленное воспитание личности занимает важное место в педагогическом процессе.

Автор обращает внимание на ряд особенностей воспитательного процесса [7]:

— этот процесс целенаправленный;

— его результаты обнаруживаются и проявляют себя не так быстро и ощутимо, как в процессе обучения;

— он динамичен, подвижен и изменчив;

— он носит непрерывный характер.

Ряд специалистов [5] подчеркивают, что в системном виде организация индивидуально — воспитательной работы включает ряд этапов:

1.                  Изучение личностных качеств и особенностей, сильных и слабых сторон

2.                  Выбор оптимальных форм, методов и приемов психолого-педагогического воздействия и их практическое применение.

3.                  Анализ достигнутых результатов индивидуального воздействия, при необходимости корректировки его методов и приемов.

Какие данные необходимо знать. К ним можно отнести:

— психические особенности: тип личности, характер, темперамент, способности, сплоченности, волевые черты, внимание, речь, увлечения.

— состояния здоровья: физическое и психическое развитие, выносливость.

В тоже время известные психологи [3] особенно обращают внимание на то, что психологическая особенность человека связана с рядом типологических свойств нервной системы. Они рекомендуют изучение комплекса этих свойств. В зависимости от их сочетания в частности от превалирования того или иного свойства, делаем заключение о наличии у обследованных спортсменов определенной способности или свойства личности.

Таким образом, с целью эффективной организации учебного процесса по физическому воспитанию студентов на основе элементов мини-футбола необходимо изучение типологических свойств нервной системы юношей с использованием опросника, ответы на него являются основой индивидуально-личностного подхода.

Литература:

1.                  Айзенк Г. Личностный опросник. / Альманах психологических тестов — М., 1995. С. 217–224.

2.                  Бальсевич В. К. Проектирование инновационных преобразований систем физического воспитания. // Теоретические основы физической культуры: Мат. межд. конф. Казань, 1999.- С. 88–89.

3.                  Джамгаров Т. Т., Пуни А. Ц. Психология физического воспитания и спорта. Учебное пособие для ин-тов физ. культ. — Москва, Физкультура и спорт,1979. — 143 с.

4.                  Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Эксмо, 2007. — 411с.

5.                  Корчемный П. А., Лаптева Л. Г., Михайловский В. Г.: Учебное пособие.-М.: Изд-во. Совершенство, 1998. — 384 с.

6.                  Киличева Ф. Б.: Педагогика. Психология: Учебное пособие: Ташкент. «ALOQACHI». 2010–130с.

7.                  Собирова Г. А. Педагогика. Методическое пособие. Ташкент 2003. — 101с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle