Определение темперамента студентов как составляющая спортивно-организованного физического воспитания студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (56) сентябрь 2013 г.

Дата публикации: 25.08.2013

Статья просмотрена: 1148 раз

Библиографическое описание:

Исмагилов, Д. К. Определение темперамента студентов как составляющая спортивно-организованного физического воспитания студентов / Д. К. Исмагилов, И. Ю. Разуваева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 9 (56). — С. 371-373. — URL: https://moluch.ru/archive/56/7627/ (дата обращения: 24.04.2024).

В статье приводятся параметры изучения темперамента студентов, занимающиеся средствами мини-футбола в процессе спортивно-организованного физического воспитания.

Ключевые слова: студенты, темперамент.

В последние годы отношение к системе физического воспитания студентов стало более неоднозначным. А это постоянно требует инновационного обучения и воспитания в образовательном процессе, а именно индивидуально-личностного подхода к каждому юноше для чего необходимо проведение и изучение темперамента и характера студента [6]. Особенно это важно, так как в системе физического воспитания студентов используются технологии спортивно-организованного обучения с участием в соревнованиях [2].

Изложенное определило необходимость проведения исследования по определению темперамента студентов Ташкентского университета информационных технологий. В процессе физического воспитания 15 студентов внедрена технология использования мини-футбола с участием в соревнованиях среди 20 команд любительской лиги.

Для решения задачи по определению темперамента применялся опросник известного английского психолога Г.Айзенка [1] состоящий из 57 вопросов.

Определение темперамента студентов

На основе параметров с применением опросника выявили, что из 15 студентов, шесть флегматиков (40 %) в соответствии с гиппократовской классификацией типов три холерика (20 %) и 4 сангвиника (26,6 %) и два меланхолика (13,4 %).

В составе группы шесть флегматиков. Учитывалось, что флегматик способен работать равномерно и долго даже в неблагоприятных условиях. Он стратег и постоянно сверяет действия с перспективой.

Сангвиник — сильный тип, хорошо владеет собой, уравновешен, подвижен. Он производит впечатление человека решительного, оптимистичного, уверенного в своих силах. Без труда приспосабливается к новой обстановке, в трудных ситуациях становятся более собранными целеустремленными, не теряя при этом чувства юмора.

Холерик вспыльчивый и безудержный человек. Он подвижен и инициативен. Самоуверен, потому что его идеи подчас интересны, но недодуманы до конца. Движение его быстрые, порывистые.

Меланхолик — это слабый тип. Для него характерны нерешительность, неуверенность, трудность выбора. Меланхолику часто нужна поддержка и одобрение окружающих.

В соответствии с изложенным в основном составе играли 13 студентов, а два студента меланхолика выходили на матч редко, но всегда со стороны педагога имели поддержку.

В таблице приведены показатели индивидуально-психологических особенностей личности студентов занимающихся физическим воспитанием на основе технологии использования мини-футбола.

Таблица

Показатели темперамента и характера студентов

№ 

Фамилия

Имя

Экстраверсия

Интроверсия

Темперамент

Ложь

1

А-в Ж.

12

16

меланхолик

6

2

Е-в Ш.

5

5

флегматик

3

3

А-ев У.

12

8

флегматик

4

4

Ш-в И.

14

6

сангвиник

3

5

У-в Э.

4

7

флегматик

4

6

Г-в А.

2

5

флегматик

4

7

А-в И.

10

8

флегматик

1

8

П-в Д.

11

4

флегматик

4

9

А-н А.

17

8

сангвиник

3

10

Ни А.

5

13

меланхолик

5

11

А-ов У.

14

8

сангвиник

4

12

И-в А.

20

18

холерик

4

13

Дю М.

15

14

холерик

4

14

Х-в А.

15

17

холерик

4

15

Ш-в С.

17

6

сангвиник

3

X

Средн.арифм

11,1

9,8

3,8

δ

Средн-квадр

5,3

4,8

1,1

V %

Коэф.вар.

48

49

30

tст

Распр Стьюд

2,8

3,2

8,2

R

Ранг Влияния

9

6

11

С применением теста опросника Г.Айзенка [1] выявлено, что потенциальных экстравертов (15–18 баллов) 5 студентов (33,3 %), интровертов (3–6 баллов) 3 юноши — 20 %, один сверхинтроверт — 6,6 %, 5 омбиверты (33,3 %), один экстраверт — 6,6 %. Очень высокий процент вариации V= 48 %, при значимости R=9.

В соответствии с положениями, которые приводятся в большой энциклопедии психологических тестов [4] по фактору экстраверсия — интроверсия, определяющийся по их сумме, результат следующий. По первому фактору к первой группе (24–19 совпадений) студенты очень общительны, коммуникабельны, ставят интересы коллектива выше личных, таких оказалось 4 юноши (26,6 %), ко второй группе (18–16 совпадений) студент общительный, коммуникабельный, активист (2 юноши — 13,4 %). К третьей группе (15–11совпадений). У юношей проявляется двойственность общительности и замкнутости, коллективизма и эгоизма (студент -6,6 %).

Второй фактор стабильность — невротизм.

I группа. От 6 до 0 совпадений. Кандидат жизнерадостный, оптимистичный (таковых не оказалось).

II группа. От 10 до 7 совпадений. Кадидат уравновешенный, положительные эмоций преобладают над отрицательными (таковых 1 студент).

III группа. От 18 до 11 совпадений. У кандидата частая смена настроений (таковых 1студент — 6,6 %).

IV группа. От 24–19 совпадений. У кандидата отрицательные эмоции преобладают над положительными (таковых — нет).

Третий фактор честность — лживость.

I группа. От 0–1 совпадений. Кандидат предельно честный (таковых 1студент — 6,6 %).

II группа. От 2–3 совпадений. Кандидат честный (таковых 4 студента — 26,8 %).

III группа. От 4–6 совпадений. Кандидат лжет в зависимости от ситуации (таковых 10 студентов — 66,6 %).

У всех типов очень высокий коэффициент вариации 48,49,30 %. Следует обратить внимание по воспитательной работе с честностью, искренностью, добросовестностью.

Целенаправленное воспитание личности занимает важное место в педагогическом процессе.

Автор обращает внимание на ряд особенностей воспитательного процесса [7]:

— этот процесс целенаправленный;

— его результаты обнаруживаются и проявляют себя не так быстро и ощутимо, как в процессе обучения;

— он динамичен, подвижен и изменчив;

— он носит непрерывный характер.

Ряд специалистов [5] подчеркивают, что в системном виде организация индивидуально — воспитательной работы включает ряд этапов:

1.                  Изучение личностных качеств и особенностей, сильных и слабых сторон

2.                  Выбор оптимальных форм, методов и приемов психолого-педагогического воздействия и их практическое применение.

3.                  Анализ достигнутых результатов индивидуального воздействия, при необходимости корректировки его методов и приемов.

Какие данные необходимо знать. К ним можно отнести:

— психические особенности: тип личности, характер, темперамент, способности, сплоченности, волевые черты, внимание, речь, увлечения.

— состояния здоровья: физическое и психическое развитие, выносливость.

В тоже время известные психологи [3] особенно обращают внимание на то, что психологическая особенность человека связана с рядом типологических свойств нервной системы. Они рекомендуют изучение комплекса этих свойств. В зависимости от их сочетания в частности от превалирования того или иного свойства, делаем заключение о наличии у обследованных спортсменов определенной способности или свойства личности.

Таким образом, с целью эффективной организации учебного процесса по физическому воспитанию студентов на основе элементов мини-футбола необходимо изучение типологических свойств нервной системы юношей с использованием опросника, ответы на него являются основой индивидуально-личностного подхода.

Литература:

1.                  Айзенк Г. Личностный опросник. / Альманах психологических тестов — М., 1995. С. 217–224.

2.                  Бальсевич В. К. Проектирование инновационных преобразований систем физического воспитания. // Теоретические основы физической культуры: Мат. межд. конф. Казань, 1999.- С. 88–89.

3.                  Джамгаров Т. Т., Пуни А. Ц. Психология физического воспитания и спорта. Учебное пособие для ин-тов физ. культ. — Москва, Физкультура и спорт,1979. — 143 с.

4.                  Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Эксмо, 2007. — 411с.

5.                  Корчемный П. А., Лаптева Л. Г., Михайловский В. Г.: Учебное пособие.-М.: Изд-во. Совершенство, 1998. — 384 с.

6.                  Киличева Ф. Б.: Педагогика. Психология: Учебное пособие: Ташкент. «ALOQACHI». 2010–130с.

7.                  Собирова Г. А. Педагогика. Методическое пособие. Ташкент 2003. — 101с.

Основные термины (генерируются автоматически): III, студент, группа, совпадение, физическое воспитание студентов, флегматик, воспитательная работа, индивидуально-личностный подход, темперамент студентов, физическое воспитание.


Ключевые слова

темперамент, студенты

Похожие статьи

Принцип индивидуализации в физическом воспитании...

Индивидуальный подход в физическом воспитании студентов транспортного вуза.

Обоснование применения оздоровительных технологий в физическом воспитании студентов основного отделения.

Психодиагностика как условие спортивно-организованного...

В статье рассматривается использование психодиагностики в спортивно-организованном физическом воспитании студентов. Ключевые слова: психодиагностика, физическое воспитание, нервная система, темперамент.

Индивидуальный подход в физическом воспитании студентов...

Современное общество, его высочайшие темпы развития и информационная насыщенность предъявляют все более жесткие требования к подготовке специалиста, конкурентно способного на рынке труда, готового к социальной и профессиональной деятельности.

Педагогические аспекты физического воспитания и мотивация...

Невзирая на многочисленность опубликованных работ по физическому воспитанию студентов, становление мотивации у студентов к физической культуре, остается фактически не освещенным актуальным вопросом.

Физическое воспитание как эффективная система улучшения...

Воспитательная деятельность и физическое воспитание студентов. Физическое воспитание в учреждениях дополнительного

Физическое воспитание девушек с избыточной массой тела. Философский взгляд на физическое воспитание в современной России.

Индивидуальный подход к учащимся среднего школьного...

Библиографическое описание: Абдуллаев Н. М. Индивидуальный подход к учащимся среднего школьного возраста с учетом

В разные возрастные периоды для школьников будут и неодинаковы средства и методы в решении задач физического воспитания.

Воспитательная деятельность и физическое воспитание...

Воспитательная деятельность и физическое воспитание студентов. Автор: Рахматов Александр Ахмедович. Рубрика: Образование и обучение.

Индивидуальный подход на занятиях по физической культуре

физическая культура, индивидуальный подход, физическое воспитание, педагогический процесс, оздоровительная физическая культура, спортивная подготовка, психофизический показатель студентов...

Особенности физического воспитания студентов, имеющих...

По данным статистики 60 % детского населения к шести годам жизни страдает хроническими болезнями, а к восемнадцати годам эта цифра уже приближается к 100 % отметке. Поэтому с каждым годом всё большее число студентов направляется врачами для занятий физической...

Похожие статьи

Принцип индивидуализации в физическом воспитании...

Индивидуальный подход в физическом воспитании студентов транспортного вуза.

Обоснование применения оздоровительных технологий в физическом воспитании студентов основного отделения.

Психодиагностика как условие спортивно-организованного...

В статье рассматривается использование психодиагностики в спортивно-организованном физическом воспитании студентов. Ключевые слова: психодиагностика, физическое воспитание, нервная система, темперамент.

Индивидуальный подход в физическом воспитании студентов...

Современное общество, его высочайшие темпы развития и информационная насыщенность предъявляют все более жесткие требования к подготовке специалиста, конкурентно способного на рынке труда, готового к социальной и профессиональной деятельности.

Педагогические аспекты физического воспитания и мотивация...

Невзирая на многочисленность опубликованных работ по физическому воспитанию студентов, становление мотивации у студентов к физической культуре, остается фактически не освещенным актуальным вопросом.

Физическое воспитание как эффективная система улучшения...

Воспитательная деятельность и физическое воспитание студентов. Физическое воспитание в учреждениях дополнительного

Физическое воспитание девушек с избыточной массой тела. Философский взгляд на физическое воспитание в современной России.

Индивидуальный подход к учащимся среднего школьного...

Библиографическое описание: Абдуллаев Н. М. Индивидуальный подход к учащимся среднего школьного возраста с учетом

В разные возрастные периоды для школьников будут и неодинаковы средства и методы в решении задач физического воспитания.

Воспитательная деятельность и физическое воспитание...

Воспитательная деятельность и физическое воспитание студентов. Автор: Рахматов Александр Ахмедович. Рубрика: Образование и обучение.

Индивидуальный подход на занятиях по физической культуре

физическая культура, индивидуальный подход, физическое воспитание, педагогический процесс, оздоровительная физическая культура, спортивная подготовка, психофизический показатель студентов...

Особенности физического воспитания студентов, имеющих...

По данным статистики 60 % детского населения к шести годам жизни страдает хроническими болезнями, а к восемнадцати годам эта цифра уже приближается к 100 % отметке. Поэтому с каждым годом всё большее число студентов направляется врачами для занятий физической...

Задать вопрос