Библиографическое описание:

Эшназарова М. Ю. Применение электронных учебников в учебном процессе // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 433-434.

Настоящая статья посвящена результатам анкетирования в Наманганском государственном университете по внедрению электронного учебника.  При этом изучается особенности электронного учебника.

The present article is devoted results of questioning at the Namangan state university on introduction of the electronic textbook. It is thus studied features of the electronic textbook.

Президент республики И.А.Каримов неоднократно акцентировал внимание в своих выступлениях. «Если мы хотим представить себя готовыми к двадцати первому веку, жить информационными технологиями, мы должны внедрить Интернет», как подчеркивает Президент Узбекистана. В своем выступлении на VIII сессии Олий Мажлиса второго  созыва Президент отметил следующее: «Узбекистан вступает в век Интернет, имея сильные и слабые стороны для развития информационных технологий. Большое внимание в подготовке кадров должно быть уделено методам преподавания. Методы преподавания должны использовать самые современные технологии, учитывать опыт нашей страны и зарубежных стран».

Стремительный рост информационных технологий, наблюдаемый в настоящее время, определил появление таких новых педагогических методов и средств, как дистанционное обучение, электронные учебники, системы компьютерного тестирования, автоматизированные обучающие системы, электронные энциклопедии и т. д.

В 2007 и 2009 гг. было проведено анкетирование учителей Наманганского государственного университета с целью выявления уровня сформированности их информационной культуры. В опросе приняли участие около 550 профессора, доценты, ассистенты и научные сотрудники.  На вопрос «Используете ли Вы электронные учебники в своей педагогической деятельности≤» 28 % респондентов ответили отрицательно, 60% положительно, и еще 12% затруднились с ответом, т. е. по сути, тоже дали отрицательный ответ.

Следующим вопросом к учителям был «Что такое, по вашему мнению, электронный учебник≤». Ответы респондентов распределились следующим образом:

§  обучающая компьютерная программа - 20 %

§   сайт в Интернете по тематике предмета - 10 %

§   электронная версия обычного учебника   - 8 %

§   компьютерная версия учебника с применением видео и аудиоматериалов  -  40 %

§   интерактивная система обучения  - 7 %

§  пользование информационных технологий по предметам - 12 %.

§  затруднились ответить  - 3%

Из анкеты видно, более трети опрошенных учителей-профессоров могут определить, т.е. понимают, что такое электронный учебник. И ещё раз проанализируем, что такое электронный учебник≤

Большое значение в достижении цели обучения всегда имели и имеют учебные пособия по различным дисциплинам. Существуют традиционные учебники, созданные на бумаге. Но при введении дистанционного обучения они становятся недостаточными для достижения его целей. Необходимо разработать и внедрить новые электронные учебники, где вся информация будет представлена в электронном виде. Электронный учебник (ЭУ) ориентирован на применение компьютерных обучающих средств. ЭУ – это другая ступень преподавания и донесения материала до учащегося. С помощью  ЭУ студент может оценить уровень своих знаний и понимание данной темы. В отличие от традиционного обучения, ЭУ способен представлять информацию в различных формах. Здесь имеется широкий выбор программных средств, для использования визуальных способов представления учебного материала, а также графики, анимации, звукового сопровождения, гипертекста. Учебник может быть тогда, будет представлен значительно нагляднее. Из практики известно, что органы зрения пропускают в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, информация, поступающая в мозг из органов зрения, не требует значительного перекодирования, она запечатлеется в памяти человека легко, быстро и прочно.  

ЭУ даёт возможность студенту изучать предмет самостоятельно. Обучение посредством ЭУ предусматривает большую долю самостоятельности, т.е. обучаемый лишён возможности «живого» общения с преподавателем. ЭУ, как и любое другое учебное пособие, должен отвечать всем требованиям, предъявляемым к содержанию обучения, а также выполнять различные дидактические функции. Рассмотрим некоторые элементы ЭУ:

1. ЭУ должен содержать только минимум текстовой информации, в связи с тем, что длительное чтение текста с экрана приводит к значительному утомлению и как следствие к снижению восприятия и усвоения знаний.

2. Такие учебники должны содержать большое количество иллюстративного материала. Как отмечает Мархель, "по сравнению с обычным учебником учебное пособие требует большего количества иллюстрированного материала, активизирующего мыслительную деятельность обучаемого … обеспечивающего практическую наглядность обучения".

3. Применение аудио фрагментов в электронном учебнике позволяет не только приблизить его к привычным способам предъявления информации, но и улучшить восприятие нового материала, при этом активизирует не только зрительные, но и слуховые центры головного мозга. По данным ЮНЕСКО при аудио восприятии усваивается только 12% информации, при визуальном около 25%, а при аудиовизуальном до 65% воспринимаемой информации. Таким образом, вышесказанное накладывает ограничения на использование ЭУ, со встроенными звуковыми фрагментами.

4. ЭУ должен содержать гиперссылки по элементам учебника и возможно иметь ссылки на другие электронные учебники и справочники. Желательно иметь содержание с быстрым переходом на нужную страницу.  

5.Запуск других компьютерных программ для показа примеров, тестирования и др. целей.

6. В ЭУ должен быть список рекомендованной литературы, изданной традиционным, печатным способом. ЭУ может быть адаптирован к конкретному учебному плану ВУЗа. Список литературы может быть дополнен не только ссылками на статьи в журналах, сборниках научных конференций и др., но также и на электронные публикации, размещенные на серверах учебного заведения или в сети Internet.

Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе - магнитном (магнитная лента, магнитный диск и др.), оптическом (CD-ROM, DVD и др.), а также опубликовано в электронной компьютерной сети.

Другими словами, электронный учебник является не просто компьютерной версией обычного учебника, а представляет собой программу, которая позволяет изложить учебный материал более наглядно, снабдить его мультимедийной информацией (графика, аудио- и видеофрагменты), гиперссылками, определением терминов, используемых в текстах, системой тестирования и оценки знаний и некоторыми другими функциями.

Всем известно, что имеются четыре типа электронных учебников. Если говорить о тех электронных учебниках, которые в настоящее время чаще всего используют педагогами в Наманганском государственном университете, более из них второго типа и они созданы программистами этого заведения.  Учебниками третьего и четвёртого типа ещё не пользовались. Каждый тип учебника имеет свои особенности. 

Технология создания ЭУ, как известно, является не простой задачей, поскольку учебник такого характера имеет  ряд своих преимуществ и недостатки. Надо подчеркнуть, что в каждом случаи ЭУ должны иметь общие особенности (анимация, многоуровневые и многовариантные задания, гипертекст, мультимедиа и т.д.) и структуры (содержании лекции, практические задания, тесты).

Основным фактором, препятствующим внедрению электронных учебников (третьего и четвёртого типа) в  ВУЗах на сегодняшний день, на наш взгляд, является недостаточная подготовленность самих педагогов в области компьютерных технологий. Однако те учителя, которые свободно обращаются с персональным компьютером, однозначно высказываются за применение электронных учебников в педагогическом процессе. По их мнению:

-                      применение электронных учебников делает процесс обучения удобным и комфортным (так отвечали 30 % респондентов),

-                       способствует более эффективному усвоению учебного материала самостоятельно (20 %),

-                      повышает у обучаемых общий уровень компьютерных знаний (15 %)

-                      совершенствует способности к обработке информации (10 %).  

-                      Некоторые педагоги считают, что электронные учебники облегчают работу преподавателя (10 %)

-                      высвобождают его рабочее время, перенося часть деятельности учащегося на самоподготовку (15 %).

Еще опрошенных заявили, что они хотели бы научиться применять в своей работе электронные учебники после приобретения основных навыков работы на персональном компьютере.

Результаты анкетирования показывают, что электронные учебники могут и должны использоваться в учебном процессе в ВУЗах, что они являются не только дидактическим материалом в изучении какого-либо предмета, но и повышают общую информационную культуру педагогов и студентов.

Литература:

1. Абдукадыров А.А., Пардаев А.Х. Теория и практика дистанционного обучения. Монография.-Т.:  “Фан”, 2008.- 145с.

2. В.Т.Безручко,В.В.Масленников. Опыт внедрения электронного учебника по курсам. http://petrsu.karilia.ru/General/Conferences/ sectionB_doc09.html

3. О.В. Зимина, А.И. Кириллов. Рекомендации по созданию электронного учебника. http://www.academiaxxi.ru/Meth_Papers/AO_recom_t.htm

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle