Библиографическое описание:

Науменко В. В. Разработка методики повышения выполнимости административных регламентов // Молодой ученый. — 2013. — №8. — С. 109-113.

В статье рассматривается методика повышения выполнимости административных регламентов на основе поиска и устранения информационных конфликтов, а также ее реализация виде прикладного программного обеспечения.

Ключевые слова: административный регламент, среда радикалов.

Одной из важных задач административной реформы является повышение эффективности и качества осуществления функций исполнительных органов государственной власти, в том числе функций, связанных с оказанием государственных услуг. Федеральный закон 210-ФЗ [1] является правовой базой для улучшения исполнения государственных функций за счет оптимизации административного регулирования их исполнения путем разработки и применения административных регламентов в исполнительных органах государственной власти. В соответствии с данным законом регламент становится ключевым элементов системы государственного управления, от эффективности выполнения которого зависит эффективность всей системы государственного управления. Поэтому существует актуальная научная задача повышения выполнимости административных регламентов (АР). В данной статье автором предлагается методика, направленная на решение данной задачи.

В настоящее время исполнение АР осуществляется специализированными информационными системами, предназначенные для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, а также связанных с ними государственных функций. На данный момент применяется множество программных решений, предназначенных для построения таких информационных систем, которые, в совокупности с информационной инфраструктурой организации, образуют систему исполнения регламентов (СИР). Основное назначение СИР — это исполнение АР государственных и муниципальных услуг в электронном виде, то есть выполнение электронных регламентов (ЭАР).

Рассмотрим показатели выполнимости АР. Так в Национальном стандарте Российской Федерации «Электронный регламент административной и служебной деятельности» от 29 декабря 2004 г. N 138-ст [2] используются обобщенный показатель выполнимости регламента — коэффициент выполнимости регламента:

,

где

N' — число выполненных сценариев или рабочих операций, в рамках которых предписания регламента не нарушались;

N — общее число сценариев или рабочих операций, предписанных для исполнения регламентом.

Данный показатель отражает меру выполнимости предписаний регламента исполнителями и его можно применять как к отдельному АР, так и к СИР в целом.

Анализ, проведенный в [3], показал, что проблемы выполнимости АР связаны с наличием в системе информационных конфликтов, которые в свою очередь связаны с:

-          логической противоречивостью АР;

-          недостаточностью ресурсов (исполнителей) при выполнении задач АР;

-          несогласованностью показателей выполняемых задач АР и показателей информационно-технической платформы.

Автором предлагается методика повышения выполнимости АР, в которой применяются разработанные механизмы, реализуемые активирующей подсистемой обеспечения выполнимости АР [4] (реализованной на основе языка схем радикалов [5]), и которая при этом включает в себя алгоритм устранения конфликтов при моделировании АР и алгоритм ухода от конфликтов (устранения конфликтов) при выполнении АР.

Согласно [4] активирующая подсистема обеспечения выполнимости АР (см. рис. 1) включает в себя:

-          формализованное описание СИР и выполняемых в ней АР;

-          средства управления конфликтами, возникающими в СИР.

Описание: C:\Users\NXA\Desktop\Документ1.png

Рис. 1. Функциональная схема активирующей подсистемы обеспечения выполнимости АР

Важно отметить, что построение модели АР на языке схем радикалов является трудоемким процессом, поэтому существует необходимость разработки алгоритма построения модели совместно выполняемых АР, заключающейся в переводе модели АР, выполненной в нотации BPMN (Business Process Management Initiative), предназначенной для воспроизведения базовой структуры и потока действий и данных внутри бизнес-процесса, (далее BPMN-описания) в язык схем радикалов.

Поэтому для решения поставленной научной задачи разработки методики повышения выполнимости АР был разработан алгоритм преобразования входных данных таких как BPMN модель АР, данные об информационных процессах, данные о сервисах СИР, данные о субъектах-исполнителях, данные о функциях субъектов-исполнителей.

Далее решается задача поиска и устранения конфликтов с помощью:

-          алгоритма устранения конфликтов при моделировании АР;

-          алгоритма ухода от конфликтов (устранения конфликтов) при выполнении АР.

Для описания АР в виде BPMN-диаграммы определяется соответствие элементов АР (ЭАР) и объектов BPMN [6]. На основании определенного соответствия и правил языка BPMN строится схема АР. После этого формируется окончательная модель СИР, путем ввода в полученную координационную схему следующих радикалов и схем: сервисы СИР (uService), максимальные значения интенсивности поступающих заявок для каждого из сервисов, субъекты (uPerson), функции (на выполнении которых направлены задачи СИР), функции субъектов, связи функций с выполняющими их ролями, информационные процессы (cProcess):

Описание: C:\Users\NXA\Desktop\Документ2.png

Рис. 2. Блок-схема алгоритма построения модели совместно выполняемых АР и модели СИР

Предлагаемый в данной работе алгоритм ухода от информационных конфликтов (устранения информационных конфликтов) основан на решении базовых задач о конфликтах, разработанным Пироговым [7], которое включают в себя:

-          анализ текущей ситуации;

-          выявление преобразований, которые могут привести к конфликтам;

-          прогнозирование конфликтов и построение схем, которые обеспечат уход от них.

Механизм ухода от конфликтов согласно методике Пирогова заключается в преобразовании — перемещении и деформации, радикалов. При этом такие преобразования могут осуществляться как путем непосредственного воздействия на радикалы, так и автоматически, то есть средствами среды.

Итак, после преобразования BPMN-диаграммы в язык схем радикалов, администратор системы средствами терминального контейнера cTerminalFindConflict обнаруживает информационные конфликты, связанные с логической противоречивостью (задачи, не связанные с ролью, обрыв потока выполняемых задач, противоречивость сроков выполнения задач) и выполняет преобразования, направленные на их устранение. Данные действия повторяются снова до тех пор, пока система не станет бесконфликтной. После этого административная подсистема переходит к моделированию СИР, в процессе которого решается задача оптимального распределения ресурсов.

Описание: Документ21

Рис. 3. Алгоритм устранения конфликтов при моделировании АР и СИР

В случае если известны основные параметры, влияющие на выполнимость задач АР (фактическое время выполнения задачи tk, интенсивность поступающих заявок lk), то администратором системы выполняется запрос к ультраконтейнеру cUltraNoResource, который, используя значения lk иtk, перераспределяет субъектов между задачами, либо, в случае невозможности перераспределения, сообщает администратору системы о необходимости преобразования СИР, который принимает решение об изменении организационной структуры, либо АР. Затем проверяется возможность сервисов СИР обрабатывать поступающие заявки путем запроса к ультраконтейнеру cUltraNowControlInService. В случае если основные параметры, влияющие на выполнимость задач АР не известны, то используются прогнозируемые значения данных показателей lkиtk.

В случае если при моделировании СИР невозможно получение ни основных параметров, влияющих на выполнимость задач АР, ни значений факторов, влияющих на эти параметры, то поиск и устранение конфликтов, связанных с недостаточностью ресурсов, проводится в процессе выполнения ЭАР.

Теперь рассмотрим алгоритм ухода от информационных конфликтов (устранения информационных конфликтов), связанных с выполнением АР:

Как и при создании СИР часть решаемых задач по уходу и устранению информационных конфликтов решаема только администратором системы, поэтому стоит разделять автоматический контроль (автоматическое преобразование) и контроль (преобразования системы), связанный с взаимодействием администратора системы со средой радикалов. К автоматическому контролю относится:

-          поиск информационных конфликтов, связанных с логической противоречивостью;

-          оперативный контроль выполнимости АР: выполнимость задач, наличие связанных с задачами объектов и проверка возможности сервисов СИР выполнять соответствующие группы информационных процессов.

К автоматическому преобразованию относится распределение субъектов между задачами АР — оптимизация выполнения задач АР. В свою очередь, контроль, связанный с взаимодействием администратора системы со средой радикалов, включает в себя:

-          прогнозирование выполнимости СИР на основе значений основных параметров;

-          прогнозирование значений основных параметров на основе массива влияющих факторов.

Описание: C:\Users\NXA\Desktop\Документ2.png

Рис. 4. Функциональная схема методики ухода от конфликтов (устранения конфликтов) при выполнении АР

Разработанная методика повышения выполнимости АР реализована в виде прикладного программного обеспечения — «Информационная система контроля исполнения государственных и муниципальных услуг (ИСКИГМУ)» (свидетельство № 2013613608 о государственной регистрации программы для ЭВМ).

Система ИСКИГМУ включает в себя две взаимосвязанных подсистемы: подсистема непрерывного контроля исполнения и проверки выполнимости электронных регламентов, а также интеграционная подсистема.

Подсистема непрерывного контроля исполнения и проверки выполнимости электронных регламентов является средством сопровождения процесса исполнения задач, направленных на реализацию государственных услуг. В основе построения данной подсистемы лежит разработанная методика повышения выполнимости АР а также реализуемые в рамках нее алгоритмы.

Интеграционная подсистема обеспечивает информационное взаимодействие ИСКИГМУ с информационными системами организаций, задействованных в предоставлении государственных и муниципальных услуг.

Рис. 5. Схема поиска и устранения информационных конфликтов при выполнении административных регламентов

Система ИСКИГМУ взаимодействует с каждой из информационных системы и фиксирует все действия сотрудников организации, выполняемые в рамках АР оказания услуг. Собираемые в режиме реального времени данные могут использоваться для информирования заявителей о ходе исполнения услуги, для контроля параметров выполнения регламентов оказания услуги, а также для формирования статистики с целью дальнейшего анализа и выработки решений, направленных на повышение качества процесса предоставления государственных и муниципальных услуг.

Внедрение методики повышения выполнимости административных регламентов виде прикладного программного обеспечения «Информационная система контроля исполнения государственных и муниципальных услуг (ИСКИГМУ)» позволило решить ряд проблем, связанных с необходимостью повышения качества СИР, а именно:

-          выработан единый подход к построению модели АР виде BPMN-диаграммы, позволяющий применять ее в любой системе исполнения регламентов (в частности в применяемой системе электронного документооборота), а также выполнять проверку данной модели на предмет наличия противоречий;

-          внедрен механизм, позволяющий отследить статус выполняемой задачи АР, который указывает на наличие, либо отсутствие информационных конфликтов, связных с невозможность выполнения временных нормативов;

-          решена задача распределения ресурсов в СИР, применение которой в системе ИСКИГМУ позволяет повысить выполнимость АР.

Литература:

1.                  Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» № 210-ФЗ от 27 июля 2010 года.

2.                  Национальный стандарт Российской Федерации «Электронный регламент административной и служебной деятельности» от 29 декабря 2004 г. N 138-ст.

3.                  Копытов В. В., Науменко В. В., Минин В. А., Зайцев А. А. Анализ проблем обеспечения бесконфликтного выполнения электронных административных регламентов // Сб. науч. ст. / Ставропольский филиал ИГУТИ. Ставрополь, 2012. Вып. XII. С. 72–78.

4.                  Науменко В. В. Реализация комплексного подхода по обеспечению выполнимости административных регламентов // журнал «Молодой ученый», № 7, 2013 — С. 65–69.

5.                  Чечкин А. В. Обеспечение информационно-системной безопасности сложной системы на основе среды нейрорадикалов ее проблемной области. — Нейрокомпьютеры: разработка и применение. 2008, № 7.

6.                  Науменко В. В., Демурчев Н. Г., Минин В. А. Моделирования и оценка выполнимости совместно выполняемых административных регламентов // Вестник Ставропольского государственного университета. — Ставрополь: Ставропольский государственный университет, 2011 вып. 75(4). — С. 97- 101.

7.                  Пирогов М. В. Разработка метода интеллектуализации сложных систем на основе среды радикалов [Электроный ресурс]: дис. канд. физ.-мат. наук: 05.13.17. — М.: РГБ, 2011.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle