Библиографическое описание:

Емелин В. Н., Четвергова В. В. Современная проблема российского аудита и консалтинга // Молодой ученый. — 2013. — №8. — С. 190-192.

В рамках исследования рынков аудиторских и консалтинговых услуг «Российский аудит и консалтинг» рейтинговое агентство «Эксперт РА» осуществляет проект «Карта российского аудита и консалтинга».

В ходе данного проекта исследуется и раскрывается информация об объемах выручки от аудита и консалтинговых услугах в России с 2005 года.

Исследование проводится по 24 отраслям экономики и содержит информацию по 9 видам услуг. К данным услугам относятся:

-        аудит;

-        стратегический консалтинг;

-        финансовый консалтинг;

-        налоговый консалтинг;

-        ИТ-консалтинг: управленческое консультирование;

-        ИТ-консалтинг: разработка и системная интеграция;

-        юридический консалтинг;

-        оценочная деятельность.

В каждом сегменте (вид услуги — отрасль экономики) приводится список компаний с указанием объема выручки по данной отрасли в результате оказания определенной услуги.

Эта информация позволяет иметь представление о рынках аудита и консалтинга и отраслевой направленности этих услуг. Сведения, полученные в результате, позволяют понять, кто из участников рынков аудиторских и консалтинговых услуг и в каких отраслях экономики занимает лидирующие позиции, какие услуги пользуются наибольшим спросом и со стороны каких отраслей.

Проведем анализ поступлений от оказанных аудиторами услуг компаниям различных отраслей экономики (таблица 1). С 2009 по 2011 год прослеживалась тенденция снижения выручки аудиторских компаний от проведения аудита с 25 269 млн. руб. до 13 229 млн. руб. В 2012 году этот показатель составил 24 145 млн. руб., но уровень 2009 года так и не был достигнут. Обратная ситуация наблюдается по оказанию консалтинговых услуг. В 2010 году наблюдается значительный рост объемов выручки от оказания консалтинговых услуг на 58,62 %.

Таблица 1

Выручка аудиторских компаний по результатам проведения аудиторских услуг за 2009–2012 годы (руб.)

Год

Аудит

Консалтинг

Оценочная деятельность

2009

25 269 200 614

16 575 936 982

8 573 353 789

2010

16 262 588 352

26 292 303 044

534 111 459

2011

13 229 016 834

16 714 716 394

4 895 765 708

2012

24 145 454 539

23 364 401 892

1 084 791 631

Изменение, % (2011 к 2009)

52,35

100,84

57,10

Изменение, % (2012 к 2011)

182,52

139,78

22,16

Как видно происходит снижение поступлений в 2010 и 2011 годах, в то время как оборот предприятий постепенно увеличивается из года в год. По данным Росстата объем продаж организаций в 2011 году составил 79 039 408 млн. руб., что на 51 % больше, чем в 2009 году (52 219 313 млн. руб.). При этом наблюдается постепенное снижение количества юридических лиц ежегодно на 2 %.

Таблица 2

Объем продаж организаций и количество ЮЛ по РФ за 2009–2011 годы

Показатель

2009

2010

2011

Оборот, млн. руб.

52 219 313

63 540 559

79 039 408

Количество ЮЛ

93 707

92 007

90 745

На изменение объемов выручки от оказания аудиторских услуг повлияло множество факторов. Главным из них является изменения в законодательстве. Снижение объемов выручки от аудита, на наш взгляд, произошло в связи с повышением критериев обязательного аудита. В ранее действующей редакции закона № 307-ФЗ обязательному аудиту подлежали организации с объемом выручки от продаж продукции превышающей 50 миллионов рублей или суммой активов бухгалтерского баланса на конец года превышающей 20 миллионов рублей. После внесения поправок в закон данные суммы значительно увеличились, в настоящее время значение данных критериев составляет 400 и 60 миллионов рублей соответственно. Последствием этого изменения стало снижение количества организация, подлежащих обязательному аудиту, и соответственно к уменьшению клиентской базы аудиторских организаций. В связи с этим значительная часть компаний стала выступать потребителем консалтинговых услуг.

С 2009 года начал действовать ФЗ № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального надзора». Согласно данному закону плановые проверки должны проводится не чаще чем один раз в три года. Поэтому некоторые предприятия после данного изменения осуществляют аудиторскую проверку перед плановой проверкой.

Согласно федеральному закону № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. При этом в законе не указано, что в состав бухгалтерской отчетности должно входить аудиторское заключение. Но в общих требованиях к бухгалтерской отчетности прописано, что в случае опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением. Неправильное понимание законодательства также отрицательно влияет на решение компаний о проведении аудиторских проверок.

И на этом законодательные перемены не закончились: с 1 января 2012 года право проверять общественно-значимые субъекты хозяйственной деятельности, у большинства из которых отчетность подлежит обязательному аудиту, останется только у аудиторов, имеющих единый аттестат, полученный после 1 января 2011 года.

На объемах рынка эта мера сильно не отразилась. Но аудиторов с новым аттестатом гораздо меньше, чем аттестованных по старым правилам. Поэтому заказы на аудит данных хозяйствующих субъектов перераспределялись между аудиторскими компаниями.

Значительное влияние оказал и экономический кризис. Руководители аудиторских компаний оценивают его влияние по-разному. Снижение выручки от оказания аудита произошло не только за счет снижения заказов на аудит и увеличения спроса на консалтинговые услуги, но и в результате ценовой политики. Для того чтобы удержать своих клиентов и привлечь новых некоторым компаниям приходилось снижать свои цены на услуги. В экономике это называется демпингом. Компании же желающие снизить свои расходы и научившиеся экономить в условиях кризиса отдают свое предпочтение наиболее дешевому варианту аудиторской проверки.

Снижение в 2011 году количества аудиторских организаций на 0,84 и индивидуальных предпринимателей на 2,55 % также оказало негативное влияние на объем выручки от оказания аудита. При этом увеличение выручки от оказанных аудиторских услуг в 2012 году на 82,52 % может быть обусловлено ростом числа, как аудиторских организаций, так и индивидуальных аудиторов на 20,73 % и 23,38 % соответственно (таблица 3).

Таблица 3

Динамика количества аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аудиторов-физических лиц

Год

Аудиторские организации

Индивидуальные аудиторы

Аудиторы физические лица

Всего

2009

3050

311

15303

18664

2010

4037

746

20208

24991

2011

4003

727

20504

25234

2012

4833

897

23249

28979

Изменение, % (2011 к 2010)

99,16

97,45

101,46

100,97

Изменение, % (2012 к 2011)

120,73

123,38

113,39

114,84

На наш взгляд, тенденция роста рынка аудиторских услуг сохранится и в текущем году. На увеличение объема рынка могут повлиять услуги в области МСФО.

Кроме того, законодательством предполагается перенос начала обязательного представления и публикации консолидированной финансовой отчетности эмитентами облигаций с 2015 года на 2014 год. Также предполагается введение обязательной публикации квартальной консолидированной финансовой отчетности. Все это может положительно повлиять на рост объемов выручки от оказания аудита и сопутствующих ему услуг.

Спрос на услуги, вызванный этими законодательными инновациями, с большей долей вероятности подтолкнет развитие рынка. Но воспользоваться данным шансом смогут не все компании. Причиной этого является введение единого квалификационного аттестата аудитора и снижение доверия пользователей услуг к результатам аудиторской деятельности. Отрицательно сказывается и изменение системы образования: переход от обучения специалистов к подготовке бакалавров.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle