Библиографическое описание:

Фролова Н. В. Роль научно-исследовательской деятельности студентов колледжа в системе профессиональной подготовки // Молодой ученый. — 2013. — №8. — С. 445-447.

Изменения, произошедшие в последние годы в обществе, ставят перед профессиональным образованием новые цели в вопросах подготовки специалистов. Сегодня успешность личности в профессиональном плане во многом определяется её творческим потенциалом. Поэтому на смену образованию, дававшему высокий уровень общих знаний, должно прийти образование, ориентированное на творческое развитие личности каждого обучающегося. Подготовке таких специалистов предшествуют изменения в содержании, методах и формах преподавания в профессиональных учреждениях, т. е. необходимы педагогические инновации.

Одним из направлений совершенствования образовательного процесса является научно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся. В сфере среднего профессионального образования научная деятельность становится важной составляющей учебного процесса, необходимым средством повышения мотивации к обучению и как следствие, хорошей профессиональной подготовки. Участие студентов колледжа в исследовательской деятельности делает их более конкурентоспособными при поступлении в вуз, а приобретенные исследовательские навыки выгодно выделяют обучающихся среди других и способствуют более быстрому формированию профессионального статуса.

Организацию научно-исследовательской работы в учебном заведении можно рассматривать как проектирование совместной познавательно-исследовательской деятельности педагогов и студентов. Под руководством педагогов студенты выполняют проектную, исследовательскую или творческую работу.

Рассматриваемая проблема не является новой. Исследовательская деятельность как средство развития личности представлена в трудах В. И. Загвязинского, И. А. Зимней, Т. И. Ерофеева, И. И. Ильясова, А. В.Коржуева, В. В. Краевского, А. М. Новикова, В. А. Попкова, В. А. Сластенина, М. Г. Ярошевского и др.; проблема формирования исследовательских умений обсуждается в трудах Д. Б. Богоявленской, Н. Е. Варламовой, В. П. Кваша и др.

Анализ психолого-педагогической и научной литературы позволил отметить, что «научно-исследовательская работа студентов (НИРС)» — понятие емкое и многогранное, которое включает следующие компоненты: процесс формирования научно-исследовательских умений; система методов, форм и средств формирования научно-исследовательских умений; система субъект-субъектных взаимодействий преподавателей и студентов, участвующих в НИРС.

Многолетний опыт работы в системе среднего профессионального образования позволяет отметить, что образовательный уровень студентов колледжа и материально-техническая база не располагают к глубоким научным исследованиям. Однако, несмотря на это, можно выделить несколько направлений по применению и внедрению различных видов и форм научно-исследовательской деятельности студентов на учебных занятиях и во внеучебное время: написание научных докладов, статей, подготовка сообщений; проведение олимпиад и научных конференций; разработка проектов для получения ГРАНТов; факультативные формы обучения; научно–исследовательские кружки и др. [3]. На аудиторных учебных занятиях можно использовать различные ситуационные и проблемные задания, когда студенты в рамках обозначенной проблемы или цели проводят глубокие аналитические исследования в поисках нужных решений. Выполняя такие работы, обучающиеся приобретают новые познания в исследуемой области, делают личные открытия и накапливают опыт творческой деятельности. По выполненным работам можно судить о творческом потенциале каждого из студентов колледжа.

Учитывая специфику образовательного процесса в колледже и возраст студентов, мы считаем, что наиболее перспективной формой работы является использование проектного обучения, методической основой которого является метод проектов.

Термин «проект» происходит от латинского слова «projectus», что означает «брошенный вперёд». Под проектом понимают «технические документы — макеты создаваемых зданий, сооружений, машин, приборов; предварительный текст какого-либо документа; план, замысел. Проектировать — значит составлять проект, предполагать сделать что-либо в будущем, намечать план, отображать предмет на плоскости» [2, с.492]. Применительно к учебно-познавательной деятельности студентов, проектирование или проективную деятельность мы определяем как особый, специфический вид продуктивной деятельности, связанный с прогнозированием, планированием и моделированием, направленный на создание каких-либо учебных проектов, а также используемый для решения различных учебных задач и проблем на теоретическом и эмпирическом уровнях.

В учебном процессе метод проектов ориентирован на использование различных образовательных ресурсов, и подразумевает как самостоятельную работу с научно-исследовательской и учебной литературой на бумажных носителях, так и использование электронных информационных ресурсов.

В качестве основных требований к использованию метода проектов выступают: наличие значимой проблемы, требующей интегрированного знания и исследовательского поиска решения; теоретическая, практическая и познавательная значимость предполагаемых результатов; самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность студентов; структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов); использование исследовательских методов (определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования, выдвижение гипотез для их решения, обсуждение методов исследования, оформление результатов, анализ полученных данных, выводы) [1].

При организации проективной деятельности мы исходим из того, что проект — это небольшая творческая работа, поэтапно — от идеи до её воплощения, обладающая объективной или субъективной новизной; в процессе работы над проектом обучащийся постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений, конструированию новых процессов, объектов и т. д. Проекты могут быть как индивидуальными, так и выполненными в группах.

Основными этапами проектной деятельности являются: организационно-подготовительный, технологический и заключительный, на котором происходит представление результатов и контроль деятельности учащихся [4].

Наиболее успешно проектная деятельность реализуется в Многопрофильном колледже МГТУ на кружковой работе по программе «Основы предпринимательства», где студентов обучают теоретическим и практическим аспектам предпринимательства и бизнес-планирования. Задача руководителей кружка — дать не только теоретические знания по организации бизнеса, но и научить студентов генерировать инновационные идеи, доводить их до практического внедрения.

Актуальность затронутой темы объясняется тем, что развитие предпринимательской деятельности в сфере высшего и среднего профессионального образования можно рассматривать как объективную необходимость и реальность современного этапа развития общества. Предпринимательство с одной стороны способствует формированию механизма взаимосвязи рынка труда и рынка образовательных услуг, а с другой — один из наиболее привлекательных путей для карьерного роста будущих специалистов, который обеспечивает мощную социальную поддержку студенчеству на будущее.

Государство активно поддерживает молодых людей в создании собственного дела, видя в них огромный потенциал для развития экономики страны. Поэтому так распространены в последнее время бизнес-форумы, конкурсы и фестивали для школьников и студентов, а также программы организационной и финансовой поддержки.

Предпринимательство как особый тип деятельности обладает огромным образовательным потенциалом для развития человеческих ресурсов, и обучать основам этой деятельности студентов — значит развивать их человеческий ресурс. В МГТУ каждому обучающемуся предоставляется возможность получения предпринимательских знаний и компетенций.

Методика обучения предпринимательской деятельности включает теоретическую подготовку, исследование на предприятии и практическую (реальную) деятельность, в процессе которой формируются основные предпринимательские компетенции.

На занятиях по предпринимательской подготовке активно ведётся творческая деятельность по разработке предпринимательских проектов, которые впоследствии представляются на конкурсах различного уровня.

Студенты Многопрофильного колледжа принимали участие в открытом городском конкурсе проектных работ «Я выбираю профессию», где были представлены проекты студентов Многопрофильного колледжа и старшеклассников города. Организаторами данного мероприятия выступала не только городская администрация, но и частные организации, СМИ. Высоко оценило жюри проект по открытию парикмахерской «Селянка», выполненный Миндияровым Асылбеком, (гр. ПРК- 09), ставший победителем конкурса. Проекты «Открытие кулинарной школы» Ерлана Нагашибая (гр. МА11–1) и проект парикмахерская «Селянка» были отмечены Дипломами журнала «м,Артель» за осознанное проектирование своего профессионального будущего и активную жизненную позицию. Также сертификатами участника конкурса были отмечены Мокроусов Алексей (гр.ПРК-09) за разработку проекта по открытию предприятия «ТехноЭлита» и Волхонцев Максим (гр. МА11–1) за разработку проекта по открытию Фитнес клуба.

В соответствии с мировыми тенденциями подготовка к предпринимательской деятельности является одним из актуальных направлений современного образования и в нашей стране. Это отражено в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Федеральной программе развития образования и Концепции модернизации российского образования: «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия».

На решение этой задачи направлена предпринимательская подготовка в Многопрофильном колледже МГТУ, включающая овладение знаниями об организации собственного дела и специальными навыками, а также способствующая творческому развитию личности.

Таким образом, прогрессивная роль научно-исследовательской и проектной деятельности обуславливается тем, что в процессе активизации творческой направленности у будущих специалистов значительно расширяется сфера информационного восприятия и представления, формируются и совершенствуются определенные познавательные способности, гармонизируются процессы умственной деятельности и вырабатываются умения самостоятельного приобретения и применения знаний на практике.

Литература:

1.      Ксенцова, Г. Ю. Перспективные школьные технологии. — М.; 2000. — 224 с.

2.      Современный словарь иностранных слов: Ок. 20000 слов. — М.: Рус. яз., 1992. — 740 с.

3.      Чупрова, Л. В. Научно-исследовательская работа в образовательном процессе вуза//Теория и практика образования в современном мире: материалы международной заочной научной конференции. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). -СПб.: Реноме, 2012. –С. 380–383

4.      Чупрова Л. В. Творческое развитие школьников в проективно-эвристической деятельности: дисс.... канд. пед. наук / Л. В. Чупрова. — Магнитогорск. 2002. — 186 с..

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle