Библиографическое описание:

Горячева А. А., Дярькин Р. А. Экологическое моделирование утилизации резинотехнических отходов // Молодой ученый. — 2013. — №8. — С. 167-169.

Ежегодный прирост резинотехнических отходов (РТО) на территории Российской Федерации и небольшой процент их использования, вносит значительный вклад в загрязнение окружающей среды (захламление территорий и водоемов, сжигание отходов резин и т.д). Органы местного самоуправления каждого субъекта страны должны иметь представление об утилизации резинотехнических отходов, последовательности реализации отходов во вторичное сырье и готовые материалы, учитывая при этом экологическую безопасность работы полного цикла мероприятий в этой области [1].

Представим цикл мероприятий утилизации резинотехнических отходов в виде экологической модели у), состоящей из выбранных управляемых и неуправляемых критериев К1,К2, К3, К4, рисунок 1.

Рис. 1. Экологическая модель утилизации резинотехнических отходов.

Управляемые критерии утилизации резинотехнических отходов могут изменяться в строго регламентированных пределах и зависят от мощности, состояния производства, технологий защиты и т. д. К неуправляемым критериям относятся природно-климатические и социально-экономические показатели качества жизни, и другие факторы окружающей среды и жизнедеятельности человека, рисунок 2 [5].

Рис. 2. Оценка направлений траекторий утилизации: 1 — оптимизационно-инновационная; 2 — инерционная, 3 — минимизационная.

Оценка эффективности работы экологической модели определяется из следующего выражения:

Му = ∑Кn / n, (1)

где Кn — управляемые критерии, %;

n — количество критериев, шт.

В качестве управляемых критериев для органов местного самоуправления субъектов России определены:

-          анализ и оценка экологической безопасности урбанизированных территорий от накопления резинотехнических отходов К1 [6];

-          анализ и оценка экологической безопасности сбора и утилизации резинотехнических отходов в ресурсосберегающем строительном производстве К2 [3];

-          анализ и оценка экологической безопасности применения и использования разрабатываемых ресурсосберегающих строительных материалов К3 [4];

-          анализ рынка сбыта строительных материалов для потребителей (в т. ч. образователей резинотехнических отходов) К4.

Значения управляемых и неуправляемых критериев утилизации РТО могут изменяться от состояния хозяйства муниципалитетов и определяются исходя из целей и задач. Достижение определенных значений для каждого критерия в отдельности, позволяет оценить эффективность утилизации резинотехнических отходов, однако, при возникновении чрезвычайной ситуации (критерий перешел в неуправляемое состояние) траектория утилизации РТО может быть прервана.

Предельные значения для траекторий устанавливаются исходя из эколого-экономической и социальной обстановки на конкретной урбанизированной территории. Оптимизационно-инновационная, инерционная и минимизационная траектории мобилизуются из большинства выбранных управляемых критериев в диапазоне значений от 81 % до 100 %, от 51 % до 80 % и от 1 % до 50 % соответственно. Минимизационная траектория системы показывает использование основных производственных фондов и технических средств (оборудования, площадей, лабораторий и т. п.), необходимых для организации производства строительных материалов в минимальных объемах, что не позволит довести состояние урбанизированных территорий до необходимых экологических и строительных норм. Инерционная траектория утилизации РТО, в отличие от минимизационной предполагает использование основных фондов и технических средств в достаточных объемах, что в определенной степени позволит довести состояние урботерриторий до требуемых экологических и строительных норм. Оптимизационно-инновационная траектория утилизации резинотехнических отходов является экологически и экономически наиболее рентабельной и позволяет улучшать состояние урбанизированных территорий до максимальных качественно-количественных значений, путем применения инновационных технологий и методов. Увеличение количества n и качества используемых критериев Кn, позволяет усовершенствовать процесс утилизации РТО, а изменение значений по траекториям в заданных диапазонах, позволит своевременно принять соответствующее инженерно-экологическое решение. Задачей экологической модели утилизации резинотехнических отходов является доведение значений критериев утилизации до оптимизационно-инновационной траектории [5].

Вместе с тем, потребуется внедрение в работу муниципалитетов следующих экономических аспектов по организации и реализации основных параметров предложенной экологической модели:

-          планирование инвестиций из бюджетов всех уровней на реализацию мероприятий региональных и муниципальных программ в области охраны окружающей среды;

-          разработка методики оплаты услуг и нормирования за утилизацию резинотехнических отходов;

-          улучшение методов экономического стимулирования деятельности органов местного самоуправления в области обращения с РТО в целях уменьшения количества и внедрения мероприятий по вовлечению РТО в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников вторичного сырья, с учётом:

а) внедрения налоговых и иных льгот при внедрении ресурсосберегающих технологий, обеспечивающих уменьшение негативного (опасного) воздействия резинотехнических отходов на окружающую среду;

б) разработка методик по определению размера вреда, причинённого окружающей среде и здоровью граждан при обращении с РТО в полном объёме;

в) применение механизма финансовых гарантий при реализации проектов ресурсосбережения и использования РТО в строительстве;

г) содействие малому и среднему бизнесу [2], развитию рынка услуг по обезвреживанию и переработке РТО и рынка сбыта продукции, изготовленной из вторичного сырья, обеспечение условий конкуренции в области обращения с РТО, путем:

-          привлечения инвесторов, юридических и физических лиц, которым будут предложены информационные услуги о наиболее доступных и рентабельных способах утилизации РТО, которым будет предоставлено право выбора различных технологий, с учётом их интересов;

-          привлечения перерабатывающих организаций, которые, по согласованию, будут введены на учёт в единой базе данных органов местного самоуправления с соответствующей требуемой информацией (вид деятельности, наименование услуг и т. д.);

-          сбора информации об инновационных и доступных технологиях, включающей в себя передовые труды учёных в области переработки РТО и их утилизации в строительных материалах, у которых инвесторы, юридические и физические лица, по возможности будут приобретать авторские права на разработки для их реализации;

-          сбора информации об объёмах и видах образуемых резинотехнических отходов на предприятиях, необходимой для определения возможности их использования в строительстве.

Социально-экономический эффект от внедрения экологической модели в работу органов местного самоуправления субъектов России заключается:

-          в улучшении потребительских свойств существующей и отказ от импортной продукции;

-          в создании рабочих мест при производстве новых конкурентоспособных ресурсосберегающих строительных материалов;

-          в увеличении масштабов экоиндустрии [2].

Литература:

1.                                Бабанин И. В. Организация селективного сбора отходов. Методические рекомендации. // Твердые бытовые отходы. — 2009. — № 9. — С. 10–17.

2.                                Бурцева Н. Н. Экоиндустрия в сфере отходов: планирование на территориальном уровне. // Твердые бытовые отходы. — 2011. — № 3. — С. 10–12.

3.                                Дярькин Р. А. Применение отходов автотранспортного комплекса в качестве вторичного сырья при производстве строительных материалов. // Сборник трудов Международной конференции «Теория и практика повышения эффективности строительных материалов». — Пенза: ПГУАС, 2011. С. 70–72.

4.                                Овчаров В. И. и др. Свойства резиновых смесей и резин: оценка, регулирование, стабилизация. Научное издание. — М.: Издательский дом «САНТ-ТМ», — 2001. — 400 с.

5.                                Трофименко Ю. В. Актуальные проблемы инженерной экологии и обеспечение техносферной безопасности автотранспортного комплекса. // Безопасность в техносфере. — 2007. — № 5. С. 3–5.

6.                                Чумаченко Н. Г. Критерии оценки промышленных отходов с целью использования их в стройиндустрии. // Экология и здоровье человека. — Самара: — 2001. — С. 201–203.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle