Библиографическое описание:

Бырылова Е. А., Попова Р. И., Авдеева Н. В. Методические условия формирования и развития общекультурных компетенций у бакалавров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности // Молодой ученый. — 2013. — №8. — С. 380-383.

Общемировые тенденции социально-экономического развития обусловливают выбор новой педагогической парадигмы на всех ступенях непрерывного образования, в рамках которой главной характеристикой личности (учащегося, специалиста) становится компетентность как ведущий и определяющий результат образования.

В связи с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (третьего поколения) по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности»), профессиональная деятельность бакалавров включает следующие компоненты: образование, социальная сфера, культура, что и определяет гуманистическую направленность профессионального образования. Объектами профессиональной деятельности бакалавров выступают: обучение, воспитание, развитие, просвещение; образовательные системы. Видами профессиональной деятельности бакалавров, согласно данному документу являются педагогическая и культурно-просветительская.

Задачами профессиональной деятельности бакалавров в культурно-просветительской деятельности являются: изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности; организация культурного пространства; разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп; популяризация художественных знаний в широких слоях общества.

В связи с этим, общекультурные компетенции, обозначенные в контексте общих требований ФГОС ВПО, предъявляемых к образованности бакалавра по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности») играют ключевую роль в формировании их профессиональной компетентности, которые определяются следующими способностями:

-          понимание значения культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;

-          осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладать мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

-          овладение основными методами защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

-          понимание сущности и значения информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;

-          готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям [2].

Данный образовательный стандарт определяет требования к общекультурным компетенциям как планируемому результату профессиональной подготовки бакалавра педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности. Следовательно, с целью достижения планируемых результатов подготовки бакалавров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности необходимо определить методические условия данного процесса.

Методические условия (по А. П. Беляевой) рассматриваются как совокупность содержания, знаний, умений, ценностей, факторов, способов и средств, позволяющих реализовать учебно-воспитательные цели учебного предмета [1]. На основании сказанного методические условия формирования и развития общекультурных компетенций бакалавра педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности представим как совокупность факторов, способов и средств, позволяющих обеспечить успешное формирование и развитие их, путем организации культуроориентированной деятельности по защите и сохранению культурного наследия в процессе профессиональной подготовки.

На основе анализа содержания учебного материала, взаимосвязи между формируемыми компонентами общекультурной компетентности нами были определены методические условия, обеспечивающие оптимальное достижение результата в процессе формирования и развития общекультурных компетенций у бакалавра безопасности жизнедеятельности в области образования (таблица 1).

Таблица 1

Методические условия формирования и развития общекультурных компетенций бакалавров безопасности жизнедеятельности в области образования

Название

Содержание

Содержательные методические

условия

проектирование и выделение содержательных блоков в учебном материале;

выделение общекультурных компетенций;

выделение групп знаний, являющихся основой общекультурных компетенций;

проектирование взаимосвязи и преемственности формируемых общекультурных компетенций;

планирование процесса обучения с учетом этапов формирования и развития общекультурных компетенций;

проектирование преемственности формируемых общекультурных компетенций;

применение содержательных блоков учебного материала.

Процессуальные методические условия

прогнозирование введения в процесс обучения поэтапного формирования общекультурных компетенций;

обеспечение возможности перехода обучаемых на более высокие уровни сформированности общекультурных компетенций;

последовательное введение этапов формирования и развития общекультурных компетенций в учебный процесс;

применение методов обучения, активизирующих деятельность студентов;

применение различных организационных форм в процессе обучения;

использование различных видов культурноориентированной деятельности;

учет взаимосвязи различных видов культуроориентированной деятельности.

Материально-технические методические условия

применение средств обучения с учетом содержания учебного материала и этапности формирования общекультурных компетенций

Содержательные методические условия обеспечивают целенаправленное планирование содержания процесса формирования и развития общекультурных компетенций и применение содержательных блоков при изучении дисциплины «Защита и сохранение культурного наследия» в процессе подготовки бакалавров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности.

При реализации содержательных условий необходимо учитывать:

-          уровень подготовленности обучаемых к усвоению предложенной учебной информации;

-          рациональность отбора приемов передачи учебной информации обучаемым;

-          содержание учебного материала, позволяющего студентам самостоятельно приобретать новые знания;

-          выделение групп знаний в содержании содержательных линиях культурологической направленности;

-          содержание различных видов практических занятий, позволяющих студентам самостоятельно приобретать новые знания.

Так же в процессе реализации содержательных условий нами в результате проведенного анализа и обобщения исследований известных ученых (И. Н. Пономарева, В. П. Соломин, П. В. Станкевич и др.) нами выделены группы знаний, являющиеся основой общекультурных компетенций: об основах защиты культурного наследия; о поражающих факторах чрезвычайных ситуации, воздействующих на культурные ценности; о системных проблемах защиты и сохранения культурного наследия.

При отборе групп знаний мы учитывали, что они должны удовлетворять следующим требованиям:

-          должны состоять из фактов и понятий, разъясняющих основные положения необходимости сохранения и защиты культурного наследия;

-          способствовать развитию способностей студентов при включении их в различные виды культуроориентированной деятельности в процессе изучения курса «Защита и сохранение культурного наследия».

Выделенные группы знаний определяют комплексный характер их формирования и развития, а так же место и последовательность их включения в содержание курса «Защита и сохранение культурного наследия».

Процессуальные методические условия способствуют взаимодействию деятельности преподавателя и студентов на различных этапах методики формирования и развития общекультурных компетенций у бакалавра педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности.   

Организация деятельности студентов на различных этапах изучения дисциплины «Защита и сохранение культурного наследия» позволит оценить знания, умения, мотивы и ценности, проконтролировать и внести корректировки в деятельность обучаемых. Процессуальные условия также связаны с отбором и использованием рациональных способов формирования и развития общекультурных компетенций у студентов. При реализации данного методического условия необходимо учитывать: цели и содержания образования бакалавров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности; содержание курса «Защита и сохранение культурного наследия»; отбор и применение организационных видов, методов и методических приемов обучения на различных этапах обучения бакалавров; необходимость организации культуроориентированной деятельности студентов при овладении общекультурными компетенциями.

При реализации процессуальных условий необходимо учесть требования, предъявляемые к способам формирования общекультурных компетенций, их отбор определяется этапностью формирования компетенций. Которые выражаются в: учете содержания учебного материала; использовании совокупности умений, входящих в состав компетенций; построении структуры алгоритмов деятельности преподавателя и студентов.

В рамках нашего исследования мы разработали поэтапный алгоритм деятельности преподавателя при методике формирования и развития общекультурных компетенций:

-          постановка целей и задач по формированию и развитию общекультурных компетенций; отбор содержания в соответствии с уровнем подготовки и интересов обучаемых;

-          выбор оптимального вида практических занятий, адекватных содержанию культуроориентированной деятельности;

-          выбор методов обучения, адекватных содержанию деятельности; выбор средств обучения эффективных проведению занятий;

-          подготовка к проведению занятия;

-          анализ результатов деятельности студентов.

Данный алгоритм свидетельствует о системности и последовательности организации методики формирования и развития общекультурных компетенций бакалавров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности.

Рассмотрим фрагмент содержания практического занятия студентов на тему «Аспекты взаимодействия экологии и культурного наследия» при изучении дисциплины «Защита и сохранение культурного наследия», актуальность которого обусловлена тем, что, выступая перед аудиторией, не только показывают навыки ораторского искусства, но и умение представлять результаты своего мини-исследования в виде сообщения. К проведению практического занятия студентам необходимо было подготовить сообщения о влиянии природных явлений на объекты культурного наследия различных уровней. Преподаватель в данном случае выполняет консультационную функцию в подготовке и проведении занятия, помогая в поиске информации, координируя весь процесс. Структура занятия предусматривает деление студентов на группы, работающих в различных направлениях: историки, культурологи, экологи и специалисты в области безопасности жизнедеятельности, где в ходе занятия студенты выступают в роли экспертов, каждый в своем направлении, раскрывая проблему защиты и сохранения культурных ценностей от влияния на них антропогенных факторов. После докладов групп идет обсуждение заслушанных сообщений и подведение итогов (рефлексия).

Включение в структуру практического занятия подобных заданий позволяет:

-          дать представление об аспектах взаимодействия экологии и объектов культурного наследия;

-          показать интегративные связи дисциплин подготовки бакалавров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности;

-          развивать организаторские умения и анализировать деятельность студентов.

Эффективность процесса подготовки бакалавров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности возможна при учете взаимосвязи содержательных, процессуальных и материально-технических методических условий.

Материально-технические методические условия характеризуются использованием информационных, учебно-методических и технических средств обучения при формировании и развитии общекультурных компетенций бакалавров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности. Указанные группы средств обучения должны соответствовать следующим требованиям: обеспечивать активную учебно-познавательную деятельность студентов; применяться с учетом содержания и этапности формирования и развития общекультурных компетенций; способствовать развитию уровней сформированности общекультурных компетенций. Эффективность формирования и развития компетенций зависит в процессе изучения дисциплины «Защита и сохранение культурного наследия» зависит от наличия соответствующего материально-технического оснащения. Это объясняется особенностями курса, в первую очередь его многопрофильностью и практико-ориентированной направленностью. С учетом сказанного нами определены необходимые средства обучения, соответствующие содержанию курса «Защита и сохранение культурного наследия». Приведем пример Интернет-ресурсов, рекомендуемых студентам для самостоятельного ознакомления и подготовке к практическому занятию по теме «Безопасность и сохранение культурного наследия в свете деятельности ЮНЕСКО»:

-          сайт Российского информационного агентства, включающий список объектов культурного наследия, режим доступа http://ria.ru/culture/;

-          официальный сайт ЮНЕСКО, отражающий структуру, основные направления деятельности по сохранению и защите культурного наследия, режим доступа http://www.unesco.org/new/ru;

-          официальный сайт проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО в мире», содержащий хронологию событий, мероприятий в области культурного и природного наследия, режим доступа http://www.unesco.org/new/.

Материально-технические условия обеспечивают эффективность формирования и развития общекультурных компетенций на различных этапах учебно-воспитательного процесса бакалавров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности.

Таким образом, выделенные нами методические условия (содержательные, процессуальные и материально-технические), способствуют развитию интереса к культурному наследию своего региона, пониманию необходимости защиты и сохранения культурных ценностей своей страны, что выражается в эффективном освоении общекультурных компетенций и применении их в практической деятельности.

Литература:

1.                 Беляева А. П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. — СПб., Инт-т профтехобразования РАО, 1997. — 226 с.

2.                 ФГОС ВПО Педагогическое образование 2010 г. [электронный ресурс]. Режим доступа — www. edu.ru.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle