Библиографическое описание:

Спицына Т. А. Подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации самостоятельной работы учащихся по предмету // Молодой ученый. — 2013. — №8. — С. 431-434.

В статье рассматривается методическая подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации самостоятельной работы учащихся по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», рассмотрен курс по выбору для магистров «Организация самостоятельной работы учащихся по основам безопасности жизнедеятельности».

Ключевые слова:методическая подготовка магистров, образование в области безопасности жизнедеятельности, курсы по выбору, организация самостоятельной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».

На современном этапе развития общества основополагающим документом, определяющим развитие уровневой системы высшего педагогического образования, является Федеральный Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (третьего поколения) по направлению «Педагогическое образование», который обеспечивает многоаспектную подготовку педагогических кадров. Одним из важнейших сегментов предметного поля уровневого педагогического образования является образование в области безопасности жизнедеятельности [4]. Образовательная область «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее ОБЖ) внесена во все действующие государственные стандарты среднего (полного), общего, профессионального образования.Всвязи с этим, особо актуальной является подготовка студентов в области безопасности жизнедеятельности в системе многоуровневого высшего педагогического образования. Значимость этого предмета заключается в усвоении знаний правил безопасного поведения, формировании представлений о здоровом образе жизни, развитии способностей предвидеть влияние поражающих факторов, формировании умений определять потенциальные опасности и правильно действовать в случае их поступления.

Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной школе являются необходимость овладения учащимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни, а также в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, приобретать опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и другие [3]. Таким образом, в процессе обучения безопасности жизнедеятельное большое внимание должно отводиться организации самостоятельной работы учащихся.

Необходимость организации самостоятельной работы учащихся обоснована в Федеральном Законе «Об образовании РФ», принятом 22.01.2013 г. в котором говорится, что среднее общее образование должно быть направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей учащихся, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования (статья 66). Самостоятельная работа оказывает значительное влияние на формирование у обучающихся системного мышления, прочных знаний, развитие познавательных способностей, темп усвоения нового учебного материала. В связи с этим, актуальным является вопрос необходимости методической подготовки студентов педагогических вузов по проблеме организации самостоятельной работы учащихся.

В рамках учебного плана магистрантов педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена, на кафедре методики обучения безопасности жизнедеятельности, факультета безопасности жизнедеятельности, разработан и реализуется курс по выбору «Организация самостоятельной работы учащихся по основам безопасности жизнедеятельности». Основной целью курса является становление общекультурных компетенций посредством формирования и развития базовых знаний и умений в области организации самостоятельной работы учащихся по основам безопасности жизнедеятельности.

Дисциплина решает следующие задачи:

-          формирование у студентов знаний о психолого-педагогических особенностях самостоятельной познавательной деятельности;

-          формирование знаний о методах, средствах, формах организации эффективной самостоятельной учебной работы учащихся, ее видах, типах заданий и проч.;

-          развитие методических умений планирования, проведения, организации, контроля за самостоятельной работой учащихся.

В результате освоения содержания данного курса студенты должны научиться применять современные методики организации самостоятельной работы по различным направлениям безопасности жизнедеятельности: определять цели и задачи, наиболее рациональные виды самостоятельной деятельности применительно к конкретным темам и возрасту учащихся, уметь составлять планирование самостоятельной работы по предмету; проводить текущую (корректирующую) и итоговую проверку выполнения учащимися самостоятельной работы.

Изучая рассматриваемый курс по выбору, магистранты приобретают необходимые навыки по организации самостоятельной работы по ОБЖ как части целостного процесса обучения и воспитания, основываясь на определенных дидактических принципах, используя соответствующие педагогические технологии обучения, в частности исследовательского характера, ориентированные на развитие познавательного интереса, работу с различными источниками информации. В современных условиях роль самостоятельной работы в учебном процессе заметно увеличилась, она способствует усилению интереса обучающихся к предмету, формированию углубленных предметных знаний и является главным средством достижения задач развития интеллектуальной компетентности магистров в течение всего периода обучения в разных видах деятельности: освоение учебных дисциплин, научно-исследовательская работа, исследовательская практика, написание магистерской диссертации [1].

Программа курса «Организация самостоятельной работы учащихся по основам безопасности жизнедеятельности» разработана в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом и ориентирована на системную организацию магистрами в учебно-воспитательном процессе самостоятельной работы учащихся по ОБЖ. Структура курса основана на сочетании лекционных и практических занятий. Объем лекционных занятий содержит материал установочного характера и включает следующий перечень тем:

-          история становления и развития самостоятельной учебно-познавательной работы учащихся;

-          психолого-педагогические основы самостоятельной работы учащихся;

-          методика организации самостоятельной работы по безопасности жизнедеятельности;

-          контроль и самоконтроль учащихся в процессе самостоятельной работы.

Содержание лекционного материала позволяет студентам ознакомиться с основными историческими этапами, взглядами известных ученых на необходимость организации самостоятельной познавательной деятельности в процессе приобретения знаний, требованиями к организации самостоятельной работы учащихся, видами самостоятельных работ, а также особенностями планирования, содержания, контроля самостоятельной работы по курсу ОБЖ.

При изучении темы «История становления и развития самостоятельной учебно-познавательной деятельности» студенты знакомятся с различными направлениями в исследовании природы активности и самостоятельности учащихся в обучении. В частности, рассматривается обоснование значимости добровольного, активного, самостоятельного овладения ребенком знаний в период Античности, Средневековья; основные педагогические направления реализации самостоятельной работы учащихся в трудах мыслителей Западной Европы и Северной Америки в XVII-XVIII вв; психолого-педагогическое обоснование необходимости включения учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность в работах ученых XIX-XX вв. При рассмотрении и сравнении целей, задач самостоятельной деятельности учащихся разных периодов времени отмечается тот факт, что в настоящее время приоритетным в учебно-воспитательном процессе является обладание мотивацией осваивать новое знание как можно скорее и эффективнее, умение учиться, формирование и развитие личности, ее активности и самостоятельности.

В современной методической литературе самостоятельная работа рассматривается как вид познавательной деятельности, в котором предполагается определенный уровень самостоятельности во всех структурных компонентах деятельности по ее выполнению от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции с диалектическим переходом от выполнения простых видов работы к более сложным, носящим поисковый характер [2]. Важным элементом организации самостоятельной работы учащихся является ее планирование, от которого во многом зависит качество учебных занятий.

«Психолого-педагогические основы самостоятельной работы учащихся»- следующая тема лекционных занятий, где магистранты рассматривают понятия «самостоятельная работа», «самостоятельная деятельность», цели и задачи, признаки, функции, классификацию самостоятельной работы учащихся в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».

Тема «Методика организации самостоятельной работы учащихся по основам безопасности жизнедеятельности» позволяет студентам знакомиться с разнообразием методов, средств, форм организации эффективной самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Благодаря теоретическим знаниям студенты методически грамотно составляют планирование самостоятельной работы по предмету, разрабатывают различные типы заданий для самостоятельной работы учащихся, разнообразные виды самостоятельных работ, осваивают навыки работы с методической литературой.

На лекции «Контроль и самоконтроль учащихся в процессе самостоятельной работы» рассматриваются виды контроля знаний и умений, требования к итоговой проверке самостоятельной работы, необходимость проведения текущего самоконтроля, приемы взаимоконтроля и условия, предполагающие проведение текущей коррекции деятельности учащихся. После изучения данной темы у магистров совершенствуются диагностические и оценочные умения для решения профессиональных задач.

Деятельность магистров на практических занятиях направлена на углубленное изучение учебной дисциплины, формирование и развитие научного мышления, умения аргументированно отстаивать свое мнение и приходить к соответствующим выводам. Внеаудиторные занятия связаны с организацией различных видов самостоятельной работы магистрантов. К наиболее значимым из них следует отнести:

-          изучение учебно-методической литературы;

-          работа с научными публикациями, словарями и справочной литературой;

-          анализ учебных программ, учебников по ОБЖ;

-          ознакомление с дидактическими принципами, методическими требованиями к организации и проведению самостоятельной работы учащихся;

-          разработка и обоснование планирования самостоятельной деятельности учащихся по основам безопасности жизнедеятельности для 7–9 классов;

-          разработка содержания и методики организации различных видов самостоятельной работы учащихся по ОБЖ;

-          выполнение индивидуальных творческих заданий по выбранной теме и др.

Составляя планирование самостоятельной работы учащихся по ОБЖ студенты должны познакомиться с содержанием Государственного образовательного стандарта по ОБЖ, учебным планом, программами дисциплины, учебно-методическим комплексом по ОБЖ в школе. Кроме того, на практических занятиях студенты разрабатывают раздаточный дидактический материал для выполнения на уроке самостоятельной работы учащимися 5–11 классов, план творческой самостоятельной работы, примеры заданий для различных видов самостоятельной работы с учетом принципа дифференциации. При разработке заданий, для самостоятельной работы обучающихся, магистранты учитывают следующие дидактические требования: примерные нормы времени для выполнения задания; логику и структуру учебного материала; характер познавательной деятельности, направленной на выполнение тех или иных самостоятельных заданий; практическое назначение задания; постепенное нарастание сложности и проблемности [2].

Текущая диагностика эффективности усвоения дисциплины строится с помощью следующей совокупности методов: учет посещаемости лекционных и практических занятий; педагогическое наблюдение; тестирование; анализ результатов творческих заданий и др. Контроль уровня овладения содержанием учебного материала осуществлялся по окончании изучения отдельных тем программы дисциплины «Организация самостоятельной работы учащихся в курсе ОБЖ».

Итогом изучения данного курса является зачет, на котором студенты должны защитить проекты различных видов самостоятельных работ для учащихся 5–11 классов по ОБЖ, а также представить методические разработки:

-          доклад по истории становления и развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся;

-          психолого-педагогическое обоснование необходимости включения учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность;

-          терминологический словарь по теме;

-          календарно-тематическое планирование темы по ОБЖ с учетом организации самостоятельной работы учащихся;

-          раздаточный дидактический материал для выполнения самостоятельной работы;

-          реферат по одной из предложенных тем (по желанию студента) и др.

Овладение содержанием курса по выбору «Организация самостоятельной работы учащихся в курсе ОБЖ» и выполнение различных заданий рассматриваются как важная составляющая профессиональной подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности и осуществляется поэтапно:

-          ознакомление студентов с психолого-педагогическими особенностями самостоятельной работы учащихся;

-          разработка студентами конкретных типов заданий, видов самостоятельной работы для проведения выполнения учащимися на уроках ОБЖ и во внеурочное время;

-          обсуждение со студентами возможностей самообразования учащихся в процессе обучения в школе.

Таким образом, изучение курса по выбору «Организация самостоятельной работы учащихся по основам безопасности жизнедеятельности» условно можно разделить на три блока: лекционный (изучение теоретического материала), практический (применение полученных знаний на практике), блок самостоятельного изучения материала. Такая организация учебного процесса, по нашему мнению, позволяет не только ознакомить студентов с особенностями организации самостоятельной работы учащихся в процессе обучения безопасности жизнедеятельности, но и способствует их готовности к осуществлению практической деятельности в этом направлении.

Литература:

1.                 Киселева Э. М. //Мир науки, культуры, образования. Научный журнал. № 3 (34) 2012, с. 96–98.

2.                 Организация самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам: Учебно-методический комплекс. Ч 1. / Под ред. проф., чл.-кор. РАО А. П. Тряпицыной. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. — 123 с.

3.                 Примерные программы по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности. 5–9 классы: проект. — 2-е изд., дораб.-М.: Просвещение, 2011. — 47 с.

4.                 Станкевич П. В. Стратегия развития высшего педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности. //Современные проблемы безопасности: направления, подходы и технологии: Материалы XV Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 22–23 ноября 2011 г./ Под ред. В. П. Соломина. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. — 206 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle