Библиографическое описание:

Добрянская Н. А., Попович В. В. Диверсификация производства как фактор развития регионального продовольственного рынка // Молодой ученый. — 2013. — №8. — С. 188-190.

Исследовано теоретические, методические и практические вопросы развития диверсификации в продовольственной сфере экономики. Обоснованы теоретико-методические основы диверсификации в продовольственной сфере экономики. Исследовано экономическое развитие деятельности продовольственного сектора Украины. Усовершенствованы пути диверсификации как средства эффективной деятельности в сельском хозяйстве.

Ключевые слова: диверсификация производства, эффективность диверсификации производства, продуктовый подкомплекс.

Вступление. Активные процессы международной интеграции актуализируют задачи повышения роли продовольственного комплекса, его экономического роста и конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.

Продовольственный комплекс является одной из важнейших составляющих общенациональной системы любого государства, его функция состоит в оптимальном удовлетворении потребностей населения страны качественными, экономически и физически доступными продуктами питания при преимущественном продовольственном самообеспечении государства с коррективами на участие в глобализационных процессах.

Современные реалии таковы, что объем потребления многих продовольственных продуктов все еще ниже научно обоснованных норм, а импортная зависимость превышает допустимый критерий продовольственной безопасности, при этом количество забракованных и пониженных в сортности импортных пищевых товаров — велико. Пищевой рацион для значительной части населения дефицитен по калорийности и по содержанию белка, что является одной из основных причин снижения качества и продолжительности жизни украинцев и влечет негативные социально-экономические последствия в будущем.

Производство продуктов питания растет преимущественно в стоимостном выражении, в чем проявляется негативная роль коммерческого посреднического звена. Однако максимально использовать в интересах украинцев все возможные резервы и направления экономического роста продовольственного комплекса путем его нацеленной модернизации, диверсификации — насущная задача.

Таким образом, актуальность темы подтверждается значимостью объекта, наличием большого количества нерешенных проблем продовольственного обеспечения населения страны, недостаточной исследованностью путей и направлений интенсификации экономического роста отраслей продовольственного комплекса с учетом внешнего фактора и необходимостью усиления научно-методологического обеспечения этого важнейшего социально-экономического процесса.

Анализ исследований. Теоретические, методологические и практические аспекты развития рыночной экономики на уровне макроэкономических систем разработаны многими зарубежными учеными, в том числе такими, как: И. Ансофф, Н. Макиавелли, А. Смит, Д. Рикардо, Дж. М. Кейнс, А. Маршалл, П. Самуэльсон, Й. Шумпетер, Ф. Ч. Тейлор, М. Мескон, М. Портер, В. Леонтьев и многие другие.

Исследуя отечественный и зарубежный опыт диверсификации на разных отраслевых уровнях, который отображенный в трудах учёных — экономистов, а именно В. П. Галушко, В. С. Диесперова, С. Н. Кваши, О. М. Онищенко, О. В. Шкилёва и др., сосредоточила внимание на нерешённых вопросах диверсификации видов деятельности в аграрном секторе экономики. Поэтому научная и практическая важность решения этих вопросов обусловила актуальность и выбор темы данной статьи.

Целью исследования является обоснование основных направлений диверсификации деятельности предприятий и определения ее влияния на повышение конкурентоспособности.

Результаты исследований. Успех предприятия в условиях рыночной экономики зависит от способности адаптироваться к изменениям в среде его деятельности: предусматривать и изменять структуру производства, разрабатывать и внедрять в производство новые виды продукции и технологии, правильно определять направления инвестиций и т. п.. Итак, практическое решение проблем стабилизации доходов, уменьшение рисков и кредитных возможностей зависит от расширения отраслевого диапазона деятельности предприятия и вхождения его в новые секторы рынка. Поэтому исследование видов диверсификации и их внедрение в деятельность аграрных предприятий является актуальным.

Диверсификация деятельности предприятия означает обновление товара и рынка предприятий одновременно, выход за пределы основного бизнеса, которым предприятие занималось еще, проникновения в новые отрасли и сферы экономики. Диверсификация заключается в разнообразии бизнеса предприятия. В западной экономической науке «диверсификация» означает проникновение предприятий в новые для них сферы деятельности, не связанные с основным производством.

На наш взгляд, диверсификацию следует применять в следующих случаях:

-          Когда наблюдается стагнация рынка, падение спроса или предприятие монопольное положение;

-          Когда имеет место превышение запаса капитала и возникает потребность в его использовании;

-          Когда предприятие теряет возможность получить дополнительную прибыль на традиционном рынке вследствие снижения конкурентоспособности.

Основными направлениями диверсификации деятельности аграрных предприятий являются: продукция, технология производства, потребители, поставщики, средства финансирования, рынки.

Нами определены следующие виды диверсификации деятельности аграрных предприятий (рис. 1):

Рис. 1. Виды диверсификации деятельности аграрного предприятия

-          Традиционная диверсификация предусматривает сохранение действующего производства с расширением ассортимента родственными видами продукции (концентрическая) или освоенного рынка с продукцией, технология производства которой несколько отличается от производства основной продукции (горизонтальная, вертикальная);

-          Нетрадиционная диверсификация заключается в обращении к новым продуктам, рынкам (конгломератная).

Концентрическая диверсификация в сельском хозяйстве может осуществляться за счет экологически чистого производства молока, мяса, овощей, фруктов, производства органических удобрений.

Горизонтальная диверсификация направлена на выращивание новых высокорентабельных культур (рапса, сои, подсолнечника) и откорма животных (страусы, шиншиллы и т. д.).

Вертикальная диверсификация представлена переработкой сельскохозяйственной продукции (диверсификация вперед), развитием семенного хозяйства (диверсификация назад).

Переход в область, не связанную с текущей деятельностью предприятия, является конгломератной диверсификацией. Она осуществляется путем создания объединения предприятий различных отраслей, не связанных между собой технологической цепью. Эти предприятия действуют как самостоятельные и только финансово и административно зависят от главного. Примером конгломератной диверсификации в сельском хозяйстве может служить производство сельскохозяйственной продукции наряду с развитием ремесел, предоставлением транспортных и бытовых услуг, строительством объектов сельскохозяйственного и бытового назначения.

Маркетинговая диверсификация предполагает освоение новых рынков, создание собственной торговой сети, организацию обслуживания после продажи.

Финансовая диверсификация реализуется через привлечение заемных средств от различных кредиторов с различными сроками погашения, размещение временно свободных средств на депозитных счетах нескольких финансовых учреждений, инвестиции в различные виды ценных бумаг и т. п.

Технико-технологическая диверсификация заключается во внедрении инноваций, новых видов сельскохозяйственных техники, оборудования.

Диверсификация может обеспечить предприятию ряд конкурентных преимуществ. Она является важным средством управления финансовыми рисками. Диверсифицированное предприятие имеет возможность компенсировать спад сбыта на рынке одних товаров его ростом на других. Поэтому такие предприятия отмечаются высокой финансовой устойчивостью, особенно в условиях изменчивой внешней среды, инфляции, неплатежей, низкой платежеспособности населения и др.

Диверсификация позволяет предприятию более полно использовать свои материальные ресурсы, землю и рабочую силу. Это способствует смягчению сезонности производства, повышению занятости работников, получению дополнительного дохода. Аграрные предприятия увеличивают объемы производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и реализуются по более высоким ценам, а сокращают производство продукции, по которой стала проявляться неблагоприятная конъюнктура рынка.

Выводы. Диверсификация позволяет получать синергетический эффект и тем самым, при одинаковых прочих условиях, повышать эффективность производства.

Итак, диверсификация стабилизирует деятельность, делает аграрное предприятие менее уязвимым к кризисным явлениям. Благодаря этому диверсифицированные предприятия более устойчивы и конкурентоспособны, чем узкоспециализированные. Они имеют возможность переливать капитал в наиболее прибыльные отрасли. Поэтому, диверсификация — это организационно-экономический фактор повышения эффективности производства и конкурентоспособности.

Литература:

1.      . Бармашова Л. В. Специализация и диверсификация производства [Электронный ресурс] / Л. В. Бармашова.– Режим доступа: http://www.barmashova.ru/upravlenie_proizvodstvom/spezializazia_i_diversifikazia_proizvodstva.

2.      Боломчук Б. В. Влияние диверсификации на эффективность деятельности предприятия [Электронный ресурс] / Б. В. Боломчук, Н. П. Драгун // Вісник НТУ. — 2009. — Ч. 2. — С. 298–305. — Режим доступа: www.nbuv.gov.ua/portal/natural/Vntu/2009_19_1/pdf/69.pdf

3.      . Вітковський О. С. Ефективність стратегії диверсифікації діяльності в умовах нестабільного зовнішнього середовища / О. С. Вітковський // Економіка та держава. — 2009. — № 8. — С. 30–32.

4.      Зінчук Т. О. Теоретично-метологічні засади диверсифікації сільської економіки в контексті європейського досвіду / Т. О. Зінчук, В.І. Ткачук // Економіка АПК. — 2011. — № 1. — С. 27–34.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle