Библиографическое описание:

Новойтенко И. В. Проблемы регулирования качества продукции в Украине // Молодой ученый. — 2013. — №8. — С. 229-232.

В связи с прогнозируемым ростом населения до 9 млрд. человек к 2050 году, проблемы количества и качества продовольствия становятся неотъемлемыми составляющими стратегического развития экономики развитых, развивающихся и бедных стран.

Ключевые слова:качество продукции, стандарты качества, сертификация продукции, декларация производителя.

Украина входит список стран, экспортирующих продовольствие другим странам, однако проблемы обеспеченности внутреннего рынка качественным и безопасным для жизни и здоровья населения продовольствием отечественного производства остаются не решёнными [1].

В таких условиях, на государственном уровне следует стимулировать субъектов хозяйствования - отечественных аграриев и производителей продовольствия с целью обеспечения внутреннего спроса и формирования экспортного потенциала.

На сегодняшний день спросом пользуется высококачественная безопасная для жизни и здоровья продукция сельского хозяйства и пищевой промышленности — вырощенная традиционным способом (не из ГМО-семян), произведенная из натурального сырья без участия в технологическом процессе пищевых добавок («Е»).

Пока методы получения ГМ-организмов несовершенны, так же как и методы тестирования результатов потребления ГМ-продукции на здоровье и репродуктивную функцию человека и живой природы, правовой механизм регулирования не разработан, не следует рассчитывать на решение продовольственной проблемы путём распространения ГМ-продукции [2].

Качество продукции продовольствия мы определяем как совокупность нормативно-технических, экологических, эстетических и экономических характеристик продукции, что обуславливают удовлетворение текущих и перспективных потребностей потребителей в соответствии с назначением продукции.

На формирование качества продукции, что в конечном результате предоставляется на продажу покупателям, оказывает влияние совокупность факторов, среди которых: нормативно-технические, производственные, организационно-управленческие и маркетинговые факторы.

Нормативно-технические параметры продукции утверждаются на государственном уровне в виде стандартов и технических регламентов.

С целью предотвращения реализации продукции, опасной для жизни, здоровья и имущества граждан и окружающей природной среды, содействия потребителю в компетентном выборе продукции национальным органом сертификации предусмотрена сертификация продукции [3].

В соответствии с абз. 10 ст. 1 Закона Украины «О подтверждении соответствия» [3] сертификация - процедура, с помощью которой признанный в установленном порядке орган документально подтверждает соответствие продукции, систем качества, систем управления качеством, систем экологического управления, персонала установленным законодательством требованиям.

Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в Украине, насчитывает 34 вида разнообразной продукции [4]. К ним относится пищевая продукция и продовольственное сырье (смеси на основе сухого молока, предназначенные для детского и диетического питания; консервы плодовые и ягодные (фруктовые) для детского питания; консервы овощные, овощно-плодовые, овощно-мясные, мясные, рыбные для детского питания; вина виноградные, плодовые, шампанские и игристые, газированные другие напитки брожения крепостью от 8,5 % об; водки, водки особые, ликёро-водочные и другие алкогольные напитки, коньяки, коньячные напитки, табачные изделия, спирты).

Производитель (поставщик) может осуществлять добровольную сертификацию продукции, которая не входит в Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, путем заключения договора между ним и органом сертификации. При этом подтверждается соответствие продукции, систем качества, систем управления качеством, систем экологического управления, персонала заявленным требованиям.

Производитель может составлять декларацию о соответствии продукции по собственной инициативе или на основании договора с потребителем, при этом он несет ответственность за включение недостоверных сведений в декларацию согласно законам Украины.

Декларация о соответствии - документально оформленное в установленном порядке заявление производителя, где дается гарантия соответствия продукции требованиям, установленным законодательством.

В соответствии со ст. 18 Декрета «О стандартизации и сертификации» [5] соответствие продукции (товара), что ввозится и реализуется на территории Украины, действующим стандартам в Украине, должно подтверждаться:

-          сертификатом соответствия;

-          свидетельством о признании соответствия, выданным или признанным центральным органом исполнительной власти по вопросам технического регулирования или аккредитованным в установленном порядке органом сертификации, уполномоченным на осуществление этой деятельности.

Свидетельство о признании соответствия - документ, удостоверяющий признание иностранных документов о подтверждении соответствия продукции требованиям, установленным законодательством Украины.

Реформирование системы технического регулирования предусматривает переход к системе, где обязательными для соблюдения являются технические регламенты.

Согласно закону Украины «О стандартах, технических регламентах и процедурах оценки соответствия» от 01.12.2005 г. № 3164-IV технический регламент - это закон Украины или нормативно-правовой акт, принятый Кабинетом Министров Украины, в котором определены характеристики продукции, связанные с ней процессы или способы производства, а также требования к услугам, включая соответствующие положения, соблюдение которых является обязательным [6]. Технический регламент может также содержать требования к терминологии, обозначениям, упаковке, маркировке и этикетке, которые применяют к определенной продукции, процессу или методу производства.

В отличие от стандарта, технический регламент содержит требования к характеристикам продукции с точки зрения ее безопасности для здоровья и жизни человека.

Гармонизация законодательства Украины и ЕС в сфере стандартизации предусматривает, что соблюдение национальных и региональных стандартов будет добровольной, за исключением тех, на которые есть ссылки или указанных в технических регламентах, разработанных для защиты интересов национальной безопасности, предотвращения мошеннических действий, защиты здоровья и жизни людей, животных или растений и защиты окружающей среды.

Кроме того, реформирование предусматривает распространение практики признания декларации поставщика (производителя) о соответствии (документально оформленное в установленном порядке заявление производителя, где дается гарантия соответствия продукции требованиям, установленным законодательством) и сокращение перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации третьей стороной.

Влияние производственных факторов на качество продукции невозможно переоценить, так как непосредственно в этом процессе и создаётся продукция определённого качества.

Производственные факторы представлены предметами труда, средствами труда и персоналом. Усовершенствуя каждую из составляющих можно обеспечить высшее качество продукции: повышение качества перерабатываемого сырья, полуфабрикатов приводит к повышению качества готовой продукции.

Усовершенствование технологического процесса, повышение качества оборудования, аппаратуры, технического оснащения, инструментов, средств измерений и контроля качества путём технического перевооружения и реконструкции производства, комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, использования высокоточного оборудования приводит к производству готовой продукции высокого качества.

Согласно ст. 13 Закона Украины «О подтверждении соответствия» производитель обязан [3]:

-          наносить на продукцию национальный знак соответствия в законодательно регулируемой сфере;

-          предоставлять поставщику информацию о сертификации продукции (о декларировании соответствия путем указания регистрационных номеров сертификатов соответствия (декларации соответствия) в документах, согласно которым передается соответствующая продукция;

-          предоставлять по мотивированному требованию органов, которым в соответствии с законами Украины принадлежат полномочия по проверке качества и безопасности продукции, заверенные производителем или импортером копии сертификатов соответствия или свидетельств о признании соответствия и/или декларации о соответствии, если ее наличие у производителя предусмотрено техническим регламентом на соответствующий вид продукции.

Поставщик обязан:

-          реализовывать продукцию при условии наличия в документах, согласно которым ему передана соответствующая продукция, регистрационных номеров сертификата соответствия или свидетельства о признании соответствия и/или декларации о соответствии, если это установлено техническим регламентом на соответствующий вид продукции;

-          прекращать реализацию продукции, если она не отвечает требованиям нормативных документов, указанным в декларации о соответствии или в сертификате соответствия или свидетельстве о признании соответствия.

Так, согласно Постановлению «О реализации статей 6, 44 и 46 Закона Украины «О безопасности и качестве пищевых продуктов» [7] продукты питания делятся на продукты с высоким и низким риском для здоровья людей (табл. 1).

Таблица 1

Классификация импортных и отечественных продукции по степени риска для здоровья людей

Продукты с низкой степенью риска для здоровья

Продукты с высокой степенью риска для здоровья

1

Хлеб и хлебобулочные изделия

Молоко и молочные продукты

2

Мучные и крупяные изделия

Мясо и мясные продукты

3

Сахар и кондитерские изделия, за исключением кондитерских изделий с кремом

Яйца и продукция, произведённая из яиц

4

Овощи, баштанные, плоды, ягоды, фрукты

Рыба, рыбные продукты и другие продукты моря

5

Дикорастущие пищевые продукты

Кулинарные изделия

6

Жирные растительные продукты

Кондитерские изделия с кремом

7

Напитки (вода, соки, нектары, безалкогольные напитки, слабоалкогольные напитки, алкогольные напитки)

Пресервы

8

Мед и продукция пчеловодства

Продукты детского питания

9

Консервы

Продукция детских молочных кухонь

10

Пищевые продукты для специального диетического питания (кроме продуктов детского питания)

11

Другие пищевые продукты

Стандартный санитарный контроль всех грузов с пищевыми продуктами, которые импортируются в Украину, осуществляется на предназначенных пограничных инспекционных постах, а пищевых продуктов, производимых и находящихся в обращении в Украине проводится в рамках государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Для проведения выборочного расширенного санитарного контроля конкретного вида пищевого продукта осуществляются исследования по следующим показателям в соответствии с установленными в санитарном законодательстве нормативами:

-          минимальные спецификации качества (органолептические, физико-химические характеристики и т. д.)

-          санитарно-химические показатели безопасности (уровни содержания: свинца, кадмия, мышьяка, ртути, меди, цинка, микотоксинов, пестицидов, гистамина, N-нитрозаминов, пищевых добавок);

-          микробиологические показатели безопасности (МАФАМ, БГКП, Кишечная палочка, стафилококк, Дрожжи, Плесень, Б.цереус, сульфитредуцирующих клостридии, Листерия моноцитогенес, Патогенные микроорганизмы, Синегнойная палочка);

-          радиологические показатели безопасности (Цезий 137, Стронций 90).

Ориентировочная периодичность исследований пищевых продуктов, которые обычно представляют низкий риск для здоровья людей, осуществляется один раз в год. Для продуктов с высокой степенью риска для здоровья периодичность проверки составляет один раз в месяц, один раз квартал или один раз на полгода.

Для грузов с пищевыми продуктами, которые импортируются, расширенный санитарный контроль осуществляется на таможнях по месту назначения груза и является обязательным, если:

1)        груз предназначается для такого контроля согласно программе выборочного санитарного контроля;

2)        пищевой продукт по крайней мере в одном из последних пяти грузов был признан опасным, непригодным к употреблению, неправильно маркированным или иным образом не соответствовал техническим регламентам и санитарным нормам;

3)        визуальное инспектирование во время стандартного санитарного пограничного контроля выявило очевидное нарушение соответствующих санитарных норм;

4)        пищевой продукт ввозится на таможенную территорию Украины производителем или поставщиком впервые и не имеет декларации производителя, выданной данному поставщику.

Регулирование качества продукции в Украине осуществляется рядом государственных структур, которые в пределах их компетенции обеспечивают разработку, утверждение и внедрение санитарных мероприятий, а также проведение государственного контроля (надзора) за их выполнением, а именно: Кабинет Министров Украины; центральный орган исполнительной власти по вопросам здравоохранения; Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Украины; центральный орган исполнительной власти по вопросам аграрной политики и продовольствия; Государственная ветеринарная и фитосанитарная служба Украины; центральный орган исполнительной власти по вопросам технического регулирования и потребительской политики [8].

Основными направлениями решения проблемы регулирования качества продукции являются: усовершенствование законодательной базы в сфере качества (разработка и принятие современных стандартов и технических регламентов на продукцию продовольствия); оптимизация органов государственного управления качеством; повышение ответственности субъектов хозяйствования всех организационно-правовых форм за нарушение законодательства о качестве; нормативно-правовое регулирование распространения на территории Украины ГМ-культур.

Литература:

1.       Будущее Украины - в глобальной системе производителей продовольствия - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gazeta.dt.ua/LAW/maybutne_ukrayini__u_globalniy_sistemi_virobnikiv_prodovolstva.html.

2.       Ермакова И. ГМО и опасности генетического заражения / Экспертный канал «Экономическая политика» от 23.04.2013 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ecpol.ru/index.php/syuzhety/678-gmo-i-opasnosti-geneticheskogo-zarazheniya.

3.       Закон Украины «О подтверждении соответствия» от 17.05.2001 г. - № 2406-III. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/2406–14.

4.       Приказ Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики «Об утверждении Перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации в Украине» от 01.02.2005 г. - № 28. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/z0466–05.

5.       Декрет Кабинета Министров Украины «О стандартизации и сертификации» от 10.05.1993 г. - № 46–93. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: zakon.rada.gov.ua/laws/show/z0029–97.

6.       Закон Украины «О стандартах, технических регламентах и процедурах оценки соответствия» от 01.12.2005 г. - № 3164-IV. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/3164–15.

7.       Постановление Главного государственного санитарного врача Украины «О реализации статей 6, 44 и 46 Закона Украины «О безопасности и качестве пищевых продуктов»» от 31.12.2011 г. - № 36 - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://avers.dp.ua/documents/new423.shtml.

8.       Приказ Государственной ветеринарной и фитосанитарной службы Украины и Государственной санитарно-эпидемиологической службы Украины «Об утверждении Национального плана осуществления государственного контроля (надзора) за безопасностью и качеством пищевых продуктов на 2012–2017 гг. от 30.12.2011. - № _49-од/158 - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon4.rada.gov.ua

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle