Библиографическое описание:

Володина И. В. Формирование профессионально-направленной подготовки специалистов (инженеров) средствами английского языка с применением педагогических игр // Молодой ученый. — 2013. — №8. — С. 385-387.

Процессы глобализации, интернационализации экономик, интеграции России в мировое сообщество, вступление России во Всемирную Торговую Организацию способствуют развитию международных контактов в сфере инженерного труда. В своей деятельности специалисты (инженеры) должны изучать и применять зарубежный опыт, иметь доступ к патентам, изобретениям и открытиям, научно-технической литературе на иностранном языке, а также осуществлять деловые контакты с зарубежными партнерами. Как результат, в деятельности специалистов (инженеров) возрастает роль профессионально-ориентированной иноязычной коммуникации.

Успешность профессиональной иноязычной коммуникации оказывает непосредственное влияние на результаты инженерного труда, а профессионально-ориентированная иноязычная коммуникативная компетенция специалиста (инженера) является одной из главных составляющих профессиональной компетенции. Перед высшей школой встает задача поиска подходов к обучению иностранным языкам, способных удовлетворить эти потребности. Поэтому научный поиск совершенствования профессионально-направленной подготовки средствами английского языка является актуальным и своевременным. Под профессиональным образованием понимают «результат профессионального обучения и воспитания, профессионального становления и развития личности». При этом одной из основных целей профессионального образования является создание условий для овладения профессиональной деятельностью, получение квалификации или переквалификации для включения человека в общественно полезный труд в соответствии с его интересами и способностями. Результаты изучения научной литературы по данной тематике позволяют сделать предположение, что, если в процессе профессионально-направленной подготовки специалистов средствами английского языка применять систему педагогических игр, то она будет способствовать:

-          развитию мышления будущих специалистов;

-          повышению мотивации изучения предмета «Иностранный язык» студентов неязыковых специальностей с тем, чтобы активно использовать его в будущей профессиональной и исследовательской деятельности;

-          личностному росту каждого студента, совершенствованию умений активно и доброжелательно взаимодействовать друг с другом;

-          решению комплекса задач образовательного, интеллектуального, воспитывающего и развивающего характера;

-          формированию готовности к профессиональному иноязычному общению в деловых сферах.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит следующим образом: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Использование системы педагогических игр профессиональной направленности, а также внешней информационно-телекоммуникационной среды (компьютерные технологии, сетевые технологии и др.), подразумевает рефлексивную готовность студентов к использованию информационных и коммуникационных технологий для самообразования, мотивационную готовность к применению средств информатизации и готовность студентов работать в компьютеризированной среде.Для формирования профессионально направленной иноязычной коммуникативной компетенции как неотъемлемой составляющей профессионализма требуется реализация компетентностного и личностно-ориентированного подходов, компьютерной обучающей среды и интеграции междисциплинарных связей.

Профессионально-направленная иноязычная коммуникативная компетенция интегрирует в себе лингвистическую, социокультурную и речевую компетенции.

При разработке педагогических игр использован подход, который был предложен профессором Г. В. Роговой по определению содержания обучения, и который положен в основу многих методических школ России. При определении содержания обучения иностранному языку, выделены 3 основных компонента содержания: лингвистический, психологический и методологический.

Лингвистический компонент содержания обучения иностранному языку предполагает отбор необходимого материала:

-          языкового (лексического, грамматического, фонетического);

-          речевого;

-          социокультурного.

Критерии отбора:

-          предполагаемый контекст деятельности обучаемых, их реальные запросы, интересы и потребности;

-          возраст, общий уровень образованности, уровень владения языком.

Психологический компонент содержания обучения иностранным языкам призван определить те навыки и умения, которые должны быть сформированы в процессе обучения на данном конкретном этапе и применительно к данным конкретным условиям. В методике обучения ИЯ навыки в большей степени связаны с освоением фонетических, лексических и грамматических сторон речи, т. е. с обучением различным аспектам языка и речи. Для осуществления общения недостаточно только сформированных речевых навыков. Необходимы еще и речевые умения, которые предполагают творческую деятельность, связанную с использованием воображения, эмоций, мышления.

Методологический компонент содержания обучения ИЯ.

Восприятие знаний — это форма существования человека, а не некий набор отдельных элементов. Знания невозможно механически переложить из одной головы в другую. Усвоение знаний может идти только через деятельность. В понятие методологического компонента содержание обучения различным аспектам языка и видам речевой деятельности входит обучение различным приемам работы с лексикой, грамматикой, фонетикой, различными типами словарей и справочников, а также приемам работы с текстом, в том числе и собственным. Необходимо также научить студентов проводить социокультурные наблюдения в процессе соизучения языков и культур. Личностное развитие понимается нами как развитие субъективности обучаемого, которое управляется ценностно-смысловой сферой сознания личности. В процессе личностного развития происходят внутренние изменения в личности, ее ценностях, потребностях, мотивах, интересах, установках, позициях, личностных смыслах. Также, формируется позитивная «Я — концепция», устанавливаются интегративные связи между основными сферами личности. Интегральный результат личностного развития состоит в возникновении и проявлении у студента качеств самоорганизующегося субъекта учебной и других видов деятельности: осознанности, способности к выбору, активности, самостоятельности, устойчивости по отношению к негативным влияниям и др. Для достижения этих целей мы используем игровые технологии.

Приведем пример игры для студентов специальности: «Автомобили и тракторы»

Игра: Назовите компонент автомобиля на схемах, используя приведенную терминологию

Задача: формирование у студентов терминологической базы языка научной коммуникации, профессиональной грамотности.

Студенты делятся на две команды, получают схемы и выполняют задание.

Aerial, badge, boot, door, door handle, exhaust pipe, front bumper, headlight, indicator, logo, number plate, petrol cap, rear bumper, rear light, rear window, roof, side window, sill, sunroof, tyre, wheel arch, wheel trim, windscreen, windscreen wiper, wing, wing mirror.

Описание: д4

Рис. 1.

Описание: д4

Рис. 2.

Критериями выполнения задания являются: скорость выполнения, количество правильных ответов, произношение терминов.

Эти же задания могут быть оформлены в виде виртуальных тренажеров и предложены для самостоятельной работы студентов.

Специалисты (инженеры), способные осуществлять профессиональное иноязычное общение в деловых сферах востребованы в настоящее время и будут востребованы в будущем. Поэтому цель обучения является прогностической.

С применением системы педагогических игр профессиональной направленности данный подход приобретает дальнейшее развитие, особую ценность и новую трактовку вследствие интеграции системы педагогических игр и учебных проектов.

Литература:

1.                          Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова 3-е изд. – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010. — 238 с.

2.                          Marie Kavanagh. English for the Automobile Industry. — Oxford University Press, 2007. — 80 p.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle