Библиографическое описание:

Баранов А. В. Педагогические условия защиты российской молодежи от негативного информационного воздействия // Молодой ученый. — 2013. — №8. — С. 369-373.

Возрастающая значимость информации в мире постепенно выдвигает на первый план проблему информационной безопасности, являющейся неотъемлемой частью национальной безопасности. Современные технологии информационного воздействия на психику человека и психологию коллективов имеют возможность влиять на общественное мнение групп и сознание людей, управлять поведением и поступками человека незаметно для него самого. В ходе выступления, посвященного патриотическому воспитанию молодежи, в г. Краснодаре 12 сентября 2012 года Президент России Владимир Путин отметил, что в настоящий момент культурное самосознание, духовные и нравственные ценности являются сферой жесткой конкуренции, объектом открытого информационного противоборства с пропагандистскими атаками. «Это не фобии. Это абсолютная реальность!» — подчеркнул он. Анализ сообщений четырех федеральных телеканалов и двадцати печатных изданий, проведенный общественным объединением «Книжная палата» в 2011 году, выявил в этих сообщениях 13 % положительной, 16 % нейтральной и 71 % негативной информации. В данной статье под негативным информационным (информационно-психологическим воздействием) понимается воздействие на человека или группу лиц, осуществляемое с использованием специальных методов и средств воздействия (знаковых, информационных) на психику человека и приводящее к негативным последствиям для личности, общества и государства. Самыми эффективными и часто применяемыми каналами негативной информации в настоящий период (как в мирное, так и в военное время) являются телевидение и интернет, которые находятся сейчас в широком доступе. Поэтому автор смеет заметить, что важным отличием в работе по защите от НИВ сегодняшнего дня является уход от комплекса тотальных запретов в сторону оперативного разъяснения информации.

Проблема защиты государства и личности от негативного информационного воздействия (НИВ) разрабатывается многими учеными. Однако на уровне армейских коллективов, школ, техникумов и вузов работу по защите молодежи от негативной информации целесообразно обосновать как создание и дальнейшее совершенствование соответствующих педагогических условий. Автор предлагает рассмотреть следующие педагогические условия защиты российской молодежи от негативного информационного воздействия:

1)                 активная индивидуально-воспитательная работа,

2)                 работа по формированию критического мышления как средства обеспечения информационно-психологической безопасности личности,

3)                 осуществление информационно-воспитательного воздействия, способствующего защите от негативной информации,

4)                 педагогическое руководство защитой от негативной информации.

Под индивидуально-воспитательной работой следует понимать систематическое и целенаправленное психолого-педагогическое воздействие субъектов защиты (учителей, преподавателей, командиров) на воспитуемых с учетом их индивидуальных особенностей и с использованием наиболее целесообразных в конкретной ситуации форм и методов воспитания. К таким формам и методам индивидуально-воспитательной работы при осуществлении защиты молодежи от НИВ можно отнести:

-          индивидуальные беседы с целью изучения своих учеников, студентов, подчиненных молодых людей (его мировоззренческих, идеологических взглядов, позиций, установок, ценностей);

-          индивидуальные беседы с разъяснением военнослужащим приемов и техники ведения некоторыми странами, отдельными группами подрывной пропаганды, предпринимаемых им действий для решения своих политических и военных задач;

-          обобщение независимых характеристик;

-          личное наблюдение.

В основе защитной функции критического мышления лежит потребность личности в информационно-психологической безопасности, которая создает установку на выявление угроз информационно-психологической безопасности. Начальной фазой является осознание потенциальной «угрозной» сущности текста, осмысление проблемы. От осознания мысль переходит к обработке текста, которая совершается посредством операционально-инструментального структурно-функционального свойства критического мышления, включающего логические операции, рефлексию, диалог, интерпретацию. Роль готового запаса знаний при этом выполняют знания классификаций негативных информационно-психологических воздействий, а также психологические знания субъекта, которые регулируют ход рассуждений, направляя его в сторону тех отношений, которые должны быть раскрыты в заключении. Когда уже наметилось решение, то возникает новый этап, на котором решение осознается как гипотеза. Гипотеза может заключаться, например, в предположении о наличии угрозы информационно-психологической безопасности личности, о ее характере, возможных последствиях, целях субъекта негативного информационно-психологического воздействия и т. п. Следующий этап процесса критического мышления заключается в проверке, контроле, критике наметившегося суждения. После контроля мыслительный процесс переходит к формированию суждения о наличии или отсутствии угрозы информационно-психологической безопасности, негативных информационно-психологических воздействий и их характере (1, с. 69–70). Обучение приемам критического мышления может проходить в ходе преподавания многих дисциплин: в школе — литература, история, ОБЖ, в армии — общественно-государственная подготовка, в вузе — философия, педагогика, психология, а также специализированный курс «Информационно-психологическая безопасность» (который имеет место быть в некоторых вузах).

Также необходимо отметить, что негативная информация зачастую может преподноситься молодежи как скрытая манипуляция. Но и в этом случае уже разработаны некоторые приемы по защите от нее, самыми простыми из которых являются: распознание признаков манипуляции («малопонятные» слова, сенсационность и срочность, частое повторение и т. д.), задавание себе вопроса: «Почему нужно, чтобы я в это поверил≤» и др. (4, с. 811–822).

Под информационно-воспитательным условием защиты личного состава от НИВ следует понимать формирование невосприимчивости у воспитуемых к негативной пропаганде, слухам и клевете, а также формирование гордости за принадлежность Российской Федерации и развитие морально-нравственных качеств гражданина-патриота. Это может достигаться следующими формами:

-          упреждающее информирование о складывающейся обстановке, ее особенностях, возможных вариантах развития;

-          включение в ходе занятий по истории, естествознанию (в армии — по общественно-государственной подготовке) вопросов защиты военнослужащих от НИВ. Так, например, при проведении занятия по темам, посвященным Второй Мировой или Великой Отечественной войнам, целесообразно в завершении затронуть и вопрос попыток фальсификации хода и результатов Второй Мировой Войны некоторыми учеными и странами Запада. Это действительно часто происходит в последнее время: появились мнения о «случайности» поражения немецких войск (только из-за климатических условий), о «численном превосходстве» СССР в силах и средствах, о решающей помощи союзников, что не соответствовало действительности.

-          включение в ходе занятий и по другим дисциплинам некоторых вопросов защиты молодежи от НИВ. Так, например, в ходе проведения занятий по огневой подготовке, будет интересным и целесообразным включение информации о преимуществе отечественных образцов перед зарубежными аналогами.

-          включение во внеурочную работу групповых бесед с разъяснением военнослужащим приемов и техники ведения противником подрывной пропаганды, предпринимаемых им действий для решения своих политических и военных задач, других проблемных вопросов (по темам: «Черные мифы Запада об истории России», «Наркотики и алкоголь — это зло», «Приемы подрывной пропаганды противника», «Хитрости великих полководцев» и др.)

-          проведение викторин, диспутов по темам и вопросам, которые помогут выявить мнение молодежи к событиям в стране, и в случае необходимости, корректировать его прямо на мероприятии (автором проводились диспуты на темы: «Сильна ли наша страна≤», «Мнение о силе нашей армии», «Олимпиада в Сочи — благое дело или бремя≤» и др.)

-          встречи с представителями традиционных религиозных концессий, так как в последнее время активизировалась деятельность религиозных сект.

-          встречи с ветеранами ВОВ, боевых действий в Афганистане, Северном Кавказе, посещение культурно-просветительских учреждений, музеев и др.

Педагогическое руководство защитой молодежи от НИВ заключается в постоянном изучении педагогами информационной обстановки в местах расположения школ и вузов, общественного мнения в коллективах; выявлении и ограничении каналов поступления негативной информации; организации взаимодействия в интересах противодействия информационно-психологическому воздействию с органами различных министерств и ведомств Российской Федерации; планировании, контроле и своевременной корректировке деятельности. Необходимо регулярно в личных беседах или методом опроса интересоваться у подчиненных их информационными предпочтениями, например, любимые каналы, фильмы, киногерои, сайты. Полученные данные следует оценивать и анализировать, планировать работу по вовлечению материалов защиты от НИВ в мероприятия информационно-воспитательной и культурно-досуговой работы.

Так, в 2012 году при опросе в одной из групп колледжа результаты были следующими: из телевизионных каналов самый высокий рейтинг имел «Первый» — 33 %, у музыкальных и развлекательных — 30 %, у «России» и спортивного канала — по 15 %. Более половины предпочитали фильмы зарубежного производства, только четверть — российского и шестая часть опрошенных — советского. Почти 80 % из опрошенных не смотрели такие фильмы как «Офицеры», «Они сражались за Родину», «Грозовые ворота». Любимыми Интернет-ресурсами признавались развлекательные сайты и социальные сети. Полученные данные были проанализированы, спланирована и осуществлена работа по вовлечению материалов защиты от НИВ в мероприятия информационно-воспитательной и культурно-досуговой работы. При повторном анкетировании результаты с точки зрения защищенности были несколько лучше.

Таким образом, можно сказать, что меры по защите молодежи от НИВ могут дать положительный результат, однако проблем в данном направлении еще много и работу необходимо продолжать.

Поэтому в заключении хотелось бы обозначить некоторые педагогические пути повышения эффективности защиты от НИВ:

-          авторитетность должностных лиц, осуществляющих данные мероприятия;

-          использование правил логического доказательства;         

-          повышение личного педагогического мастерства.

Под авторитетностью должностных лиц (педагогов, командиров и начальников) понимается способность иметь определенный вес среди других людей, быть для них источником идей, пользоваться их уважением и признанием (2, с. 9). Любой человек зачастую верит тому, кого уважает. А для этого необходимо зарабатывать авторитет руководителя и педагога. Любое должностное лицо выполнением своих обязанностей, личной примерностью и дисциплиной должно создавать положительное мнение о личностном соответствии требованиям занимаемой должности и, тем самым, повышать свой авторитет. Подлинный авторитет педагога должен опираться на высокие личностные и профессиональные качества воспитателя: демократический стиль сотрудничества, стремление к постоянному совершенствованию, эрудированность, компетентность, общую культуру (5, с. 9). Кроме того, стремление к постоянному совершенствованию может дать педагогам расширение доказательной базы в ходе защиты личного состава от НИВ, что бесспорно очень важно в данной работе. Только компетентные в вопросах обучения и воспитания педагоги способны к внедрению в ход проведения занятия активных методов обучения — обсуждение изучаемого материала, анализ конкретной ситуации и т. п. Использование правил логического доказательства просто необходимо в ходе применения убеждения — одного из основных педагогических методов защиты от НИВ.

В процессе доказательства необходимо соблюдать правила по отношению к тезису (положению, истинность или ложность которого требуется доказать), правила по отношению к аргументам и правила по отношению к демонстрации. Нарушение этих правил в доказательстве приводит к логическим ошибкам, которые в конечном итоге не позволяют подтвердить или опровергнуть выдвинутый тезис. Сейчас очень много есть литературы, посвященной проблемам общения и эффективного управления, в которых подробно описываются правила и ошибки логического доказательства (см., напр. 4). Автор считает необходимым напомнить основные из них:

1.      Тезис должен быть точно сформулирован. Это означает:

-          если какой-то из субъектов представлен общим понятием, то нужны его точные количественные характеристики («все» или «некоторые»);

-          ясными должны быть также модальные характеристики суждения;

-          при формулировке тезиса как сложного суждения должен быть понятен характер логической связки, необходима достаточная ясность употребляемых в тезисе понятий.

2.         Тезис должен оставаться неизменным на протяжении всего процесса обоснования. Одна из ошибок, возникающих при нарушении этого правила, называется «подмена тезиса». Подмена осуществляется часто как результат доказательства положения, близкого по смыслу к тезису, а результат выдается за доказательство исходного тезиса, причем подмена происходит за счет подмены используемых понятий.

3.         Основания должны быть истинными, доказанными, не подлежащими сомнению. При нарушении данного правила возможны две логические ошибки: «основное заблуждение» и «предвосхищение основания». Первая ошибка совершается, когда тезис обосновывается ложными аргументами. Например: «Если действие обязательно, то оно не запрещено. Незапрещенное — разрешено. Следовательно, если действие обязательно, оно разрешено». Истинность первой посылки данного рассуждения вызывает явное сомнение.

4.         Основания должны доказываться независимо от тезиса.Следствием нарушения этого правила является логическая ошибка «порочный круг». В качестве примера уже приводилось рассуждение: «Как можно не любить Родину≤ Это же патриотично! — А почему это патриотично≤ — Это же Родина!»

5.         Доказательство должно строиться по общим правилам умозаключения.Несоблюдение этого правила может привести к ошибки «от сказанного с условием к сказанному безусловно». Она состоит в том, что аргументы, истинные при определенных условиях, приводятся в качестве истинных при любых условиях. Эта ошибка совершается, к примеру, если кто-то доказывает, что наш генеральный директор умеет эффективно управлять своим персоналом, ссылкой на то, что он руководитель, и к тому же имеющий несколько высших образований, в том числе — психологическое. А руководители с такой подготовкой, мол, хорошо умеют управлять людьми. То, что образованный и профессионально подготовленный руководитель знает, как эффективно управлять людьми, является истинным, но из этого вовсе не следует, что любой руководитель соответствующей подготовки умеет успешно управлять своими подчиненными. Другими словами, суждение «Руководители фирм хорошо управляют своим персоналом» является истинным в принципе, но не для каждого конкретного случая.

Повышение личного педагогического мастерства представляет собой работу по совершенствованию навыков и умений, способов мышления, эмоциональных средств выразительности, что позволяет педагогу успешно решать учебные и воспитательные задачи. Например, чем выше мастерство педагога, тем чаще осуществляется внедрение в ход проведения занятия активных методов обучения — обсуждение изучаемого материала, анализ конкретной ситуации и т. п., что, в свою очередь, повышает интерес аудитории. Кроме того, педагогу важно заниматься совершенствованием техники устной речи, так как выразительность, эмоциональность и грамотность речи могут привлечь внимание аудитории. В настоящее время выходит в свет множество хороших пособий по методике подготовки и проведения публичного выступления.

Подводя итог, необходимо отметить, что проблемы педагогических условий защиты российской молодежи от негативной информации приобретают в современных условиях большое значение. При радикальном изменении духовно-нравственной ситуации в российском обществе объективно возрастает потребность в целенаправленном педагогическом влиянии на учащихся школ, студентов вузов, военнослужащих по призыву в целях поддержания устойчивого морально-психологического состояния. Работа по созданию условий защиты молодежи от негативной информации будет представлять собой довольно сложный процесс, однако в настоящий период времени она необходима.

Литература:

1.                 Астахова Л. В., Харлампьева Т. В. Критическое мышление как средство обеспечения информационно-психологической безопасности личности: Монография / Под научн. ред. Л. В. Астаховой — М.: РАН, 2009. — 136 с.

2.                 Головин С. Ю. Словарь практического психолога. М. 1998., с.7–8.

3.                 Караяни А. Г., Зинченко Ю. П. Информационно-психологическое противоборство в войне: история, методология, практика; учебник для курсантов и студентов вузов. — М.: МГУ, 2007.

4.                 Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М. Изд-во Эксмо, 2003. — 832 с.

5.                 Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ «МарТ», 2005, с. 9.

6.                 Панкратов В. Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация: Практическое руководство. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. — 208 с. (Серия: Психология успеха и эффективного управления).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle