Библиографическое описание:

Обидова Н. Деятельность интеграции института «семья-школа-махалля» в воспитании несовершеннолетних // Молодой ученый. — 2013. — №8. — С. 420-422.

В статье раскрывается важнейшая деятельность интеграции института семья-школа-махалля в воспитании несовершеннолетних и педагогическая особенность здорового образа жизни в семье.

The article reveals the most important activities of the Integration of the Institute “family-school-mahalya in the education of minors and teaching to healthy life style in family.

Республика Узбекистан — молодое независимое государство, 40 процентов, населения которого составляют дети до 18 лет, а 64 процента — молодёжь до 30 лет. В связи с этим приоритетным направлением государственной политики в сфере прав человека является создание наилучших и благоприятных условий для духовного, физического и умственного развития детей и молодежи, а также всесторонняя поддержка многодетных семей, детей-сирот и детей лишённых семейного попечительства.

Изучение личности ребенка всегда было и продолжает оставаться одной из самых сложных проблем. Об этом свидетельствует тот факт, что ни в одной из современных областей науки: педагогике, психологии, в том числе и в правоведении не разработана целенаправленная и совершенная теория и практика перевоспитания личности ребенка.

В Узбекистане уделяется огромное внимание широкомасштабным реформам в социальной сфере, в том числе в здравоохранении, образовании и воспитании, спорте, защите материнства и детства, повышению уровня, качества и культуры жизни народа, усилению социальной защиты, особенно детей [2].

В республике последовательно на системной и инновационной основе в государственных масштабах осуществляются мероприятия, направленные на достижение основной цели — «Здоровая мать — здоровый ребенок».

Основными направлениями программы в области охраны репродуктивного здоровья, материнства и детства являются:

1.     Совершенствование системы охраны репродуктивного здоровья населения.

2.      Скрининг матери и ребенка.

3.      Развитие системы непрерывного образования, повышение квалификации специалистов и уровня знаний населения в области охраны продуктивного здоровья, улучшение медицинской культуры в семье.

4.                   Расширение международного сотрудничества по улучшению репродуктивного здоровья женщин, рождения и воспитания детей.

5.      Укрепление материально-технической базы детских учреждений и родовспоможения.

Важным компонентом системы социальной защиты является защита прав детей в области образования и воспитания гармонично развитой личности. Конституция Республики Узбекистан гарантирует детям общедоступность и бесплатность общего образования. [1,ст.41.с.17] Основополагающие идеи конвенции о правах ребенка и конституционные положения в праве детей на образование получили дальнейшее развитие в законах Республики Узбекистан: «Об образовании»; «О национальной программе по подготовке кадров», «О гарантиях прав ребенка», «О профилактике безнадзорности и правонарушений — среди несовершеннолетних», «Семейный кодекс» и «О создании Республиканского благотворительного фонда «Махалля».

Местные органы управления в Узбекистане тесно взаимодействуют с органами самоуправления граждан. Важнейшим элементом и проводником социальной политики в Республике являются органы самоуправления граждан махалли, традиционно объединяющие семьи для решения жизненно важных проблем. В историческом и современном понимании она выступает как общественное образование, субъекты которого взаимосвязаны единством места проживания, традиций, обычаев, формами общения, правовых, хозяйственных и семейных отношений. Именно в махалле издревле с одной стороны, определились, утверждались и регулировались правила и нормы человеческого коллектива, создавались системы идеологических, мировоззренческих взглядов, формировалось общественное мнение, а с другой стороны, через махаллю осуществлялась непосредственная связь между государством и семьей, религиозными концессиями, контроль исполнения решений государственной власти, контакты с организациями культуры и образования, правопорядка и т. д.

Следует отметить, что семейное благополучие является важным фактором формирования и воспитания гармонично развитой личности. В современной науке педагогики и психологии существует множество подходов к определенно семейного неблагополучия. Они отражаются в имеющихся классификациях неблагополучных семей, где часто встречается понятие «Трудные» дети. Так, по мнению специалистов «проблемы, с которыми сталкивается подобная семья, касаются разных сторон подходов: педагогической, психологической, социальной, правовой, материальной, медицинской и др. [3, с.63–15].

Для профилактики или изменения «трудного» поведения у ребенка важно воспитывать дисциплинированность. В этом плане необходимо обеспечить научно-практической интеграции институтов “семья — школа — махалля”. Родители «трудных» несовершеннолетних детей этого часто не понимают или игнорируют совместных усилий этих институтов. Такие родители хвалят за хорошее поведение, часто неправильно и непоследовательно реагируют на плохое поведение. Они не так уж часто уделяют правильное внимание поступкам своих детей. Такие родители не понимают, что подчас отрицательное поведение вызвано поиском внимания со стороны родителей, взрослых.

Для осуществления воспитательно-профилактической работы с трудными подростками можно использовать рекомендации, основанные на практике психолого-педагогического консультирования и бесед с ними. Предварительно необходимо установить доверительные отношения с каждым воспитуемым. Запланированные беседы должны проводиться с целью оказания ему воспитательной помощи, а полученные от него ответы не должны никому сообщаться. При этом недопустимо спрашивать об отклонениях в поведении, о совершенных негативных поступках и правонарушениях. Необходимо акцентировать внимание на личных планах и проблемах воспитуемого, которые влияю на его отношение со сверстниками и взрослыми.

В связи с этим одним из актуальных проблем работы с подростками является формирование у них новых ценностей, где самовоспитание, его перспективно -необходимое и важное условие для их успешной самореализации, становления и развития личности. Необходимо принять конкретные меры по формированию правовых знаний и культуры, непрерывно осуществлять соответствующую работу в рамках конкретных программ, которые могли войти в суть принимаемых новых законов и вносимых изменений и дополнений в действующее законодательство. принять соответствующие меры по дальнейшему совершенствованию интеграции “семья-школа-махалля”, обеспечению законопослушного поведения личности.

Важным направлением деятельности интеграции института “семья-школа-махалля” воспитании несовершеннолетних является:

-          содействие физическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию детей;

-          обеспечение равенства прав и возможностей детей;

-          воспитание у детей чувства патриотизма, гражданственности, толерантности и миролюбия;

-          приобщения ребенка к историческим и национальным традициям, духовным ценностям народа Узбекистана и достижениям мировой культуры;

-          содействие социальной адаптации детей, снижению правонарушений среди несовершеннолетних;

-          обеспечение здорового развития ребенка, рационального и безопасного питания;

Осуществление профилактики заболеваний, пропаганды здорового образа жизни, предоставление детям бесплатной квалифицированной медицинской помощи и др.

Известно, что семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том. что никто кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, брата, сестры, бабушки, дедушки, не относятся к ребенку лучше, не любит его так как они и не заботятся столько о нем. И вместе с тем если в семье неблагоприятный климат, отсутствует взаимоуважение, то это негативно сказывается на ребенке. Многие ошибки родительского отношения к детям лежат в их неадекватном представлении о своей родительской роли. Они часто переносят на своих детей те отношения, которые воспроизводят характер отношений их родителей к ним в раннем детстве или то, что они недополучили от родителей в детстве. Серьезная и, по сути, семейная, психокоррекционная задача состоит не в том, чтобы диагностировать родителей, выносить им оценки за их несостоятельность, а в том, чтобы помогать им в осознании необходимости становится «хорошими родителями». Это значит учить родителей:

-          умению слушать ребенка и понимать его переживания и потребности;

-          стремлению разрешать возникающие конфликты с ребенком без угроз и наказаний, доверять по его пониманию и делится своими чувствами, которые возникли из-за конфликта, объяснять их;

-          поддерживанию успехов ребенка;

-          исключению непоследовательных требований, выражения недовольства ребенком;

-          исключению нереальных родительских ожиданий по отношению к ребенку.

Подытоживая, отметим, что далеко не все запросы, потребности и интересы ребенка могут быть удовлетворены через семью или в отношении «семья-школа», какое бы значимое место в его жизни она ни занимала. Потребность в общении. получении новой информации, активной творческой, созидательно]! деятельности, труде, совершенствовании своих способностей, умений и навыков в инновационной сфере и т. д. — все это реализуется только при включении ребенка в предельно широкие общественные структуры: школу, спорт, сферу досуга и искусства, культуру, общественно-полезный труд и многое другое. Научно-методическая организация всего комплекса, все сферы жизнедеятельности несовершеннолетних завесит от интегративной деятельности института «семья-школа-махалля».

Литература:

1.      Конституция Республики Узбекистан. — Ташкент.: Узбекистон, 2008. — 48 с.

2.      Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистана. — Ташкент.: Шарк, 1998.-64 с

3.      Игошев К. Е., Миньковский Г. М. Семья дети, школа. — М.: Юрид.лит., 1989.-448 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle