Библиографическое описание:

Горбулин А. С. Использование дополнительных (популярных) интернет-ресурсов при создании электронных средств обучения // Молодой ученый. — 2013. — №8. — С. 388-390.

Информационно-коммуникационные технологии все глубже проникают в нашу жизнь. За последние годы в нашей стране для этого сделано очень многое. Сейчас невозможно представить ни повседневную, ни профессиональную жизнь человека без использования ИКТ. Компьютер стал обычной бытовой и офисной техникой, без которой не мыслим быт и труд большинства современных людей.

Одним из главных достижений развития информационных технологий в России стало повсеместное распространение сети Интернет. Уже родилось целое поколение людей, не представляющее себя без использования возможностей этой сети. Подключение к Интернету стало необходимостью для подавляющего числа предприятий, организаций и, конечно же, образовательных учреждений.

Актуальность статьи состоит в следующем: Интернет, являясь, по сути, огромным хранилищем накопленных знаний человечества, может выполнять и образовательную функцию. Современные обучающиеся, имея доступ к сети, могут почерпнуть из неё очень много полезной для обучения информации. К сожалению, это происходит крайне редко. Большинство обучающихся используют Интернет в развлекательных целях, даже не интересуясь его образовательными ресурсами. И если даже Интернет используется ради учёбы, то дело не заходит дальше прямого копирования рефератов и докладов.

Поэтому одной из главных задач современного педагога является корректировка познавательных действий, связанных с сетью Интернет, направление интереса обучающихся в нужное русло, воспитание информационной культуры.

Этот процесс долог и не прост. И первым шагом на пути достижения цели может стать использование педагогами Интернет-ресурсов, используемых при разработке электронных средств обучения.

Проблема заключается в том, какие Интернет-ресурсы использовать при создании электронных средств обучения, как сделать их использование наиболее эффективным, какие Интернет-ресурсы помогают в процессе обучения и воспитания. При всём многообразии ресурсов сети Интернет эта проблема остаётся актуальной.

Прежде чем начать изучение Интернет-ресурсов, нужно дать им чёткое определение и узнать, что они из себя представляют, какими бывают.

Дадим определение Интернет-ресурсу. Интернет-ресурс (далее ресурс) — набор логически законченной, структурированной информации, предоставляемой посредством сети Интернет [3, c.5]. Как видно из определения, основными чертами ресурса являются логичность, законченность информации и чёткая структура её построения и подачи. От этого будем отталкиваться в дальнейшем изучении ресурсов.

Классификация ресурсов представляет собой довольно сложную и многогранную проблему. До сих пор нет общепризнанной и устоявшейся классификации. Происходит это из-за многообразия ресурсов и из-за разных целей, которым они служат.

За основу классификации берётся множество принципов: по способу доступа, по отношению владельца к автору, по размещению, по способу производства ресурса, по способу передачи информации и т. д. [2, c.33]. Перечисленные принципы, конечно, можно было бы использовать и в нашей статье, но все они, как правило, обращают внимание на один аспект использования ресурсов и почти не имеют отношения к педагогической деятельности.

Мы предлагаем другой принцип классификации — принцип роли ресурсавпроцессе создания электронных средств обучения (ЭСО). Согласно этому принципу все интернет-ресурсы можно поделить на две большие группы:

-          Основные (в основном, образовательные)

-          Вспомогательные (развлекательные, популярные) (к ним обращаются по мере надобности и в зависимости от целей и задач, которые стоят перед ЭСО).

-          Согласно Каталогу образовательных ресурсов сети Интернет основные образовательные ресурсы можно разделить на три основные группы:

-          Поисковые системы

-          Коллекции электронных образовательных ресурсов

-          Образовательные интернет-порталы.

К вспомогательным ресурсам можно отнести:

-          Файлообменники (depositfile, lettib и др.)

-          Видеохостинги (youtube.com и прочие)

-          Хостинги изображений (ipicture и др.)

-          Торрент-трекеры (rutracker.org)

-          Wiki-проекты

-          Социальные сети (vk.com)

Мы уже перечисляли, какие ресурсы можно назвать вспомогательными. Поэтому нет нужды называть их снова. Обратимся лучше к особенностям этих ресурсов, перечислим их достоинства и проблемы, возникающие при их использовании.

Хотя вспомогательные ресурсы не относятся к числу образовательных, информация, которую они предоставляют, может быть очень полезной при создании ЭСО. На этих ресурсах как педагоги, так и обучающиеся могут найти огромное количество материала: видео- и аудио файлы, изображения различной тематики, разнообразный текстовый материал.

Стоит заметить, что большинство современных обучающихся получают информацию именно из дополнительных ресурсов. Этому есть несколько объяснений. Первое состоит в том, что молодёжная аудитория больше ориентирована на развлекательные ресурсы (социальные сети, видеохостинг, wiki-проекты). Эти ресурсы легкие для восприятия, ненавязчивы и, что самое главное, мало связаны с процессом обучения. Это важно для молодёжи, которая используя подобные ресурсы, будет учиться, не замечая этого.

Второе объяснение заключается в том, что дополнительные ресурсы обладают более понятным и интуитивным интерфейсом. Информация на них разыскивается гораздо быстрей.

Третье объяснение — молодёжная аудитория зачастую не имеет навыка «общения» с основными Интернет-ресурсами. Это приводит к непониманию и отторжению подобных ресурсов.

Поэтому, привлечение информации из этих ресурсов может стать необходимым для разработки ЭСО в будущем. Знакомая информация будет легче усваиваться обучающимися.

При неоспоримых достоинствах дополнительные ресурсы имеют ряд существенных недостатков.

Во-первых, необходимо соблюдать авторские права на интеллектуальную собственность. Большинство вспомогательных ресурсов предоставляют возможность ознакомления с информацией, а скачивание и использование крайне затруднительно. Современные технологии позволяют без проблем скачивать видео- и аудио файлы с различных ресурсов. Например, дополнение к браузеру Mozilla Firefox Video Download Helper, при помощи которого пользователь может разместить на своём компьютере любой мультимедиа файл (см. Рис.1.).

Описание: C:\Users\Алексей - 1\Pictures\Скачивание при помощи VDH.jpg

Рис.1. Скачивание видео-файла при помощи Video Download Helper

С этими файлами можно делать, что угодно: делиться с друзьями, изменять по своему усмотрению и др. Использование таких технологий даёт возможность сделать ЭСО более насыщенными с точки зрения мультимедиа, но ведёт к нарушению авторских прав. Не стоит забывать и о морально-этическом аспекте вопроса — получается, что присваивается труд другого человека.

Во-вторых, почти все материалы из дополнительных ресурсов требуют тщательной доработки. Как правило, файлы с таких ресурсов нельзя использовать сразу. Их надо подготовить.

Самое обычное изображение в формате.jpg почти всегда нужно форматировать. Уменьшить или увеличить разрешение, обрезать ненужное или, наоборот, соединить с другим изображением. Эта проблема с лёгкостью решается при помощи стандартного графического редактора Paint, который есть в любой лицензионной версии ОС Windows. Процедура редактирования изображения довольно проста, но занимает определённое время.

С видео-файлами связаны две основные проблемы: проблема формата и проблема качества.

Проблема формата заключается в том, что многие видеоролики скачиваются в формате.flv, который не поддерживается стандартными мультимедиа-программами операционной системы Windows. К тому же многие мультимедиа-проекторы «отказываются» воспроизводить видео такого формата. Поэтому необходима конвертация видео-файлов в другие форматы, например,.avi и mpeg-4. В наше время есть огромное количество программ для конвертации. К примеру, онлайн-конвертер online-convert.com (см. Рис 2.) Такие программы, как правило, просты в использовании, но у неопытного пользователя могут вызвать определённые затруднения.

Описание: C:\Users\Алексей - 1\Pictures\конвертер.jpg

Рис. 2. Online-converter.com

Проблема качества также немаловажна. Большинство скаченных видео обладают очень плохим качеством изображения и звука. Это затрудняет использование видео в ЭСО или делает это невозможным. Пользователям приходится или отказаться от использования видео-файлов с вспомогательных ресурсов, или тратить время на поиск файлов более высокого качества.

В-третьих, не вся информация на вспомогательных ресурсах отвечает критериям научности, академичности, логичности и полноты. Связано это с тем, что, к примеру, статьи на wiki-сайтах пишут энтузиасты, не всегда имеющие соответствующее образование и уровень квалификации. Поэтому, к такому роду информации нужно относиться очень осторожно, тщательно проверять материал на наличие ошибок и несоответствий.

Как видим, использование дополнительных ресурсов при правильном их использовании могут сделать ЭСО более красочными, наглядными, интересными. Но неразборчивость при выборе материала может привести к снижению качества ЭСО или даже сделать его непригодным для использования.

Литература:

1.      Афонин А. Ю., Бабешко В. Н., Булакина М. Б. и др. Образовательные Интернет-ресурсы / под ред. А. Н. Тихонова и др.: ГНИИ ИТТ «Информика». М.: Просвещение, 2004. — 287 с.

2.      Интернет в образовании:Программа специализированного учебного курса / Моисеева М. В. Изд. дом «Обучение-Сервис» –М.: Изд. дом «Обучение-Сервис», 2006. — 16 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle