Библиографическое описание:

Мухамадиева Ф. И. Место и значение электронных учебных ресурсов в повышении качества воспитательного процесса // Молодой ученый. — 2013. — №8. — С. 414-417.

Информационные технологии, интенсивно проникающие во все сферы жизни общества, требуют сегодня от каждого специалиста прочного знания своей сферы, и умения оперативно и качественно обрабатывать, а при необходимости демонстрировать, передавать, распространять усвоенные знании и воспитание. Огромная работа в этом направлении осуществляется и в нашей республике. В Постановлении Президента Республики Узбекистан от 27 января 2010 года «О Государственной программе «Год гармонично развитого поколения» в качестве одной из основных задач определено дальнейшее развитие современных информационно-коммуникационных технологий, цифровых и широкоформатных телекоммуникационных средств связи, их широкое усвоение и внедрение в жизнь каждой семьи. Другим приоритетным направлением работы является «коренное улучшение качества обучения в школах, профессиональных колледжах, лицеях, вузах страны путем широкого внедрения в образовательный процесс новых информационно-коммуникационных и педагогических технологий, электронных учебников, средств мультимедиа; дальнейшее обеспечение учебно-лабораторной базы образовательных учреждений, современным учебным и лабораторным оборудованием, компьютерной техникой» [3, с. 1].

В образовательных учреждениях республики накоплен достаточный опыт по внедрению информационных технологий в учебный процесс. Важным средством совершенствование качества образовательного процесс является создание и внедрение, используя возможности информационных технологий, в учебный процесс электронных учебных ресурсов (ЭУР). Ведутся активные поиски по созданию и внедрению электронных информационных ресурсов (ЭИР) в учебный процесс. В Национальной программе по подготовке кадров особое внимание уделяется совершенствованию образовательного процесса на основе внедрения возможностей современных информационных технологий, компьютеров и компьютерных сетей [1, с. 31].

В условиях активного внедрения современных информационных технологий актуальной потребностью является формирование ИКТ-компетенции всех педагогических работников, в том числе занятых в сфере воспитания. Это позволяет эффективно решать вопросы обновления форм и методов воспитательной деятельности, учитывая тенденции развития информационного общества, интересы и потребности современных детей и подростков. Эффективность использования ИКТ зависит от четкого представления о роли и месте, которое они могут и должны занимать в системе воспитательной деятельности.

Современное компьютерное оборудование выступает как средство организации и оснащения воспитательного процесса:

Рис. 1. Современное компьютерное оборудование в воспитательном процессе

Диапазон использования ИКТ в воспитательном процессе достаточно широк:

-        ИКТ как средство наглядного оформления и информационного сопровождения воспитательных мероприятий.

-        Организация деятельности современного пресс-центра, где компьютерное оборудование выступает:

а) как технический ресурс (компьютерная верстка макетов журналов и газет и их тиражирование, создание электронных вариантов газет и журналов);

б) как средство развития творческих способностей учащихся и их подготовки к выбору профессии журналиста.

-          Создание и организация деятельности компьютерных клубов по интересам, где школьники приобретают навыки работы с компьютерным оборудованием, осваивают технологии программирования, выполняют творческие проекты по разработке новых электронных ресурсов, занимаются исследовательской деятельностью.

-          Создание интернет-клубов, интернет-кафе и сетевых объединений, в программе деятельности которых диспуты и обсуждения материалов сети Интернет, тренинги, деловые игры, участие в сетевые конференциях, форумах, чатах с целью удовлетворения интеллектуальных и творческих потребностей, формирования информационной культуры, ценностных ориентаций учащихся.

-          Создание аудиторных мультимедийных библиотек (медиа-тек) для сопровождения и организации различных воспитательных мероприятий (презентаций, обзоров, круглых столов, дискуссий, встреч коллекционеров и др.)

-          Создание и организация деятельности мультимедийных лабораторий, основным назначением которых является изготовление мультимедийной продукции для нужд класса, школы: оцифровка музейных фондов и исторических архивов ОУ; разработка авторских программных продуктов, мультимедийных ресурсов для воспитательных мероприятий и учебных занятий.

-          Организация конкурсов: проектов, творческих работ с использованием ИКТ.

-          Организация исследовательской деятельности с использованием ИКТ.

-          Участие в телекоммуникационных сетевых проектах и олимпиадах по различным направлениям и областям знаний.

-          Создание сайтов, web-страничек, блогов детских объединений, творческих коллективов и использование их возможностей в системе воспитательной деятельности: http://kelajakovozi.uz — официальный сайт Центра молодежных инициатив «Келажак овози», www.kitob.uz– Республиканская детская библиотека, www.barkamol.uz — «Баркамол-авлод» Республиканский центр детского художественного творчества, www.ziyouz.uz — литературный портал Узбекистана.

Многофункциональность информационных технологий обеспечивает их эффективное использование и в системе управления воспитательным процессом: вариативность использования ИКТ в управлении воспитательным процессом.

-          Создание коллекций мультимедийных библиотек, электронных ресурсов в помощь классным руководителям, педагогам дополнительного образования.

-          Использование готовых ресурсов: программных продуктов для организации системы управления ВП, электронных журналов, газет, сайтов, справочников, мультимедийных библиотек и пр.

-          Организация электронного документооборота в соответствии с требованиями к воспитательной документации (планирование, пакеты распорядительной документации, электронные архивы, базы данных).

-          Организация единой информационной, воспитательной среды ОУ (сайт ОУ, локальная сеть, база электронных воспитательных ресурсов, единая база нормативной, аналитической и текущей документации, обмен информацией и др.): www.edu.uz — официальный сайт министерства высшего и среднего специального образования, www.uzedu.uz — официальный сайт министерство народного образования, http://kelajakovozi.uz — официальный сайт Центра молодежных инициатив «Келажак овози», www.ziyonet.uz — Информационная Образовательная сеть, www.lex.uz и www.norma.uz — Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан, www.arxiv.uz — Национальная база данных рефератов и т. п.

-          Автоматизация процессов мониторинга воспитательного деятельности: компьютерное тестирование, обработка результатов диагностики с помощью компьютера; создание баз данных по результатам мониторинга.

-          Использование сетевых технологий (интернет-конференции, чаты, форумы, блоги) в системе методической деятельности классных руководителей, педагогов дополнительного образования, в организации деятельности детских коллективов.

Достоинства ИКТ в воспитательном процессе:

Рис. 2. Достоинства ИКТ в воспитательном процессе

Грамотное, системное использование информационно коммуникационных и коммуникативных технологий могут и должны стать мощным современным средством повышения эффективности воспитательного процесса.

Использование информационных технологий обеспечивает интенсификацию и актуализацию учебно-воспитательного процесса на основе решения таких основных задач [4. c. 2]:

-          выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности путем применения различных информационных технологий, выбираемых в зависимости от типа личности обучаемого;

-          углубление межпредметных связей при решении задач из различных предметных областей за счет использования таких современных средств обработки информации, как компьютерное моделирование, технологии локальных и сетевых баз данных и знаний.

-          активное участие обучаемого в проектировании и дальнейшей актуализации его образовательной траектории, что обеспечивает личностно-ориентированный подход в организации процесса обучения.

Эффективное применение ИТОвучебно-воспитательном процессе возможно только в том случае, когда соответствующие технологии не являются некоторой надстройкой к существующей системе обучения, а обоснованно и гармонично интегрируются в данный процесс, обеспечивая новые возможности и преподавателям, и обучаемым. С другой стороны, можно и нужно говорить об интеграции сложившихся учебных, научных, административных структур существующей образовательной системы в ту внешнюю информационную среду, которая формируется и развивается на базе современных технологий. Таким образом, было бы неверно видеть только одно направление процесса информатизации образования: возможности информационных и коммуникационных технологий обогащают педагогические технологии, способствуют научно-методической деятельности преподавателей, улучшают и облегчают решение задач управления. Однако на практике педагогам чаще приходится внедрять в образовательный процесс не только и не столько свои разработки, а готовые электронные учебники, обучающие или моделирующие программы и т. п.

В «Концепции создания нового поколения учебной литературы для системы непрерывного образования» определены этапы создания электронной учебной литературы [2, с. 15]. Электронные ресурсы учебного и воспитательного назначения занимают особое место среди нового поколения учебной литературы. Современные информационно-коммуникационные технологии открывают обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения. Под образовательными ресурсами понимают учебные, методические, нормативные, организационные и другие сведения, служащие эффективности и гарантирующие качество учебного и воспитательного процесса. Так же, в научном обиходе применяется термин электронные образовательные ресурсы.

Электронные образовательные ресурсы — это образовательные ресурсы, разработанные исходя из целей и задач образовательного процесса и представленной в электронном формате. ЭОР нового поколения представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы.

Электронные учебные ресурсы — электронные ресурсы, состоящие из систематизированных указаний научного и практического характера, имеющие определенную форму, и предназначенные для учения и обучения, для обучающихся различного возраста и уровня. Понятие ЭУР достаточно объемно, оно включает в себя: электронный учебник, электронное пособие, электронную энциклопедию, электронный каталог, виртуальную лабораторию; сайты, порталы, служащие учебному процессу и другие подобного рода ресурсы. Роль, значение и преимущества применения ЭУР хорошо известны всем. Особенно в сфере образования, ЭУР являются основным орудием труда педагогов, невозможность осуществления деятельности без них глубоко осознают все. Помимо определения сущности, функций, образовательных возможностей электронных медиа и изучения педагогических аспектов их использования в учебно-воспитательном процессе, в задачи нашего исследования входило выявление степени заинтересованности и готовности школьников и педагогов к применению новых медиа в своей деятельности, разработка и экспериментальная проверка использования электронных медиа в учебно-воспитательном процессе в качестве педагогических средств.

В качестве заключения хочется отметить, что важнейшей задачей сегодняшнего дня является воспитание гармонично развитого, обладающего большим потенциалом поколения, подготовка всесторонне грамотных, высоко квалифицированных, инициативных и творческих кадров. Информационно-коммуникационные технологии занимают особое место в данной сфере деятельности. И трудно переоценить значение ЭУР в повышении эффективности образовательного процесса и качества подготовки специалистов различных направлений. Создание и внедрение в практику систему электронного образования, как одной из очень удобных возможностей нашего времени, ставит очень важные, неотложные задачи перед профессорами-преподавателями, специалистами данной области.

Литература:

1.                            «Национальная программа по подготовке кадров» Республики Узбекистан // Баркамол авлод — Ўзбекистон тара??иётининг пойдевори. — Ташкент: Шар?, 1997. — 31–61 c.

2.                            Узлуксиз таълим тизими учун ў?ув адабиётларининг янги авлодини яратиш концепцияси //Каримов А. А., Имомов Э. З. ва бош?алар. –Тошкент: Шар?, 2002. -15б.

3.                            Государственная программа «Год гармонично развитого поколения». Официальный сайт Пресс-служба Президента Республики Узбекистан — http://www.press-service.uz

4.                            Кочергина Г. Д., руководитель Регионального центра дистанционного обучения, к.п.н. // Использование информационных технологий в воспитательной работе. http://rcde.g-sv.ru/content/node/32

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle