Библиографическое описание:

Муравьева С. В. Анализ эффективности работы системы снабжения мебельного предприятия с помощью коэффициентного метода // Молодой ученый. — 2013. — №7. — С. 218-225.

Проблема управления снабжением занимает особое место в системе логистического менеджмента производственных предприятий, в частности предприятий, производящих мебель. Поскольку изготовление мягкой и корпусной мебели является ресурсоемким производством, то на предприятиях остро встает вопрос о своевременном обеспечении производственного процесса всеми необходимыми материальными ресурсами. От эффективности работы системы снабжения зависит цена потребления продукции, ведь, если компания не получит материальные ресурсы к нужному сроку, нужного качества и по приемлемой цене, то конечная стоимость продукции может стать неконкурентоспособной, а предприятие убыточным. В силу этого необходимо проводить постоянный анализ работы системы снабжения для принятия своевременных решений по повышению эффективности ее деятельности.

В рамках настоящей статьи рассмотрим особенности проведения анализа состояния системы снабжения мебельного предприятия коэффициентным методом.

Коэффициенты — показатели, представляющие отношение двух однородно исчисленных величин, — широко используются в экономике, они позволяют сравнивать различные периоды деятельности одной компании и результаты ее деятельности со средними по отрасли. Для анализа работы системы снабжения на предприятии часто рассчитывают коэффициенты, характеризующие эффективность использования материальных ресурсов и уровень материальных затрат: коэффициент обеспеченности материальными ресурсами по плану и фактически, коэффициент неравномерности поставок, материалоотдача, материалоемкость, коэффициент соотношения темпов роста объема производства и материальных затрат, удельных вес материальных затрат в себестоимости продукции, оборачиваемость запасов и оборотных средств и пр. [3, с. 146–148]. Однако данные показатели скорее характеризуют сам материальный поток, нежели эффективность работы звеньев логистической цепи, обеспечивающих движение этого материального потока, в частности системы снабжения.

В данной статье определим показатели, которые, на наш взгляд, наиболее полно характеризуют работу системы снабжения мебельного предприятия. Под снабжением будем понимать организационную функцию и соответствующую ей организационную структуру по обеспечению предприятия сырьем, материалами, комплектующими, инструментами и пр.

Организация снабжения в компаниях, занимающихся производством мебели, зависит от их размера: на небольшом предприятии или при индивидуальном производстве все закупки может совершать один сотрудник, на средних и крупных предприятиях или при серийном производстве может быть создан специальный отдел (служба). В настоящей статье будем оперировать понятием «система снабжения» — совокупность элементов логистической системы, обеспечивающих движение материального потока от поставщика на склад предприятия, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность — не заостряя внимания на органах управления данной системой и полагая, что один специалист или несколько специалистов, образующих отдел снабжения, выполняют одни и те же функции.

Процесс снабжения не ограничивается только лишь закупкой необходимых материальных ресурсов. В словаре бизнес-терминов «закупка» трактуется как приобретение товаров крупными партиями, как на внешнем, так и на внутреннем рынках, при этом процессу закупки предшествуют анализ конъюнктуры рынка, разработка закупочной политики, т. е. под закупкой понимают фактическое приобретение материальных ресурсов. Термин «снабжение» имеет более широкое значение. Он может включать различные типы приобретений (закупку, аренду, выполнение по контракту и т. д.), а также связанные с этим операции (активности): выбор поставщиков, проведение переговоров, согласование условий, экспедирование, мониторинг показателей работы поставщиков, грузопереработку материалов, транспортировку, складирование и приемку товаров, полученных от поставщиков). На рисунке 1 показано место логистики снабжения в логистической системе предприятия.

Рис. 1. Место логистики снабжения в логистической системе предприятия

Таким образом, целесообразно рассматривать эффективность функционирования системы снабжения предприятия с точки зрения эффективности управления ее составными частями: управление закупками и поставками (включая транспортировку материальных ресурсов) и управление складским хозяйством, включая управление запасами.

Первый элемент системы снабжения — управление закупками — комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе приобретения материальных ресурсов. Специалист, занимающийся вопросами закупок, решает следующие задачи: планирование потребности в материальных ресурсах; приобретение материальных ресурсов надлежащего качества по наиболее выгодным ценам; взаимодействие и поддерживание отношений с надежными поставщиками; извлечение максимальной выгоды для фирмы; сотрудничество с другими отделами предприятия; снижение трансакционных издержек на закупки, а также доли расходов на закупки в общих логистических издержках и др. [4, с. 20–21]

Планирование потребности в материальных ресурсах — одна из важнейших функций системы снабжения. На основе планов поставок формируется годовой бюджет закупок, его выполнение или невыполнение будет являться показателем эффективности работы специалиста по закупкам. Коэффициент выполнения плана поставок можно рассчитать по формуле 1 (таблица 1), он показывает степень выполнения плана поставок за рассматриваемый период, может рассчитываться по отдельному поставщику, по отдельной номенклатурной группе или в целом по предприятию.

Таблица 1

Показатели, используемые для оценки эффективности управления закупками на мебельном предприятии

№ п/п

Показатель

Формула для расчета

1

Коэффициент выполнения плана поставок

 или

где, Пф — фактические поставки за период, тыс. рублей (раз за период); Пп — плановые поставки за период, тыс. рублей (раз за период);

МРф — фактически поступившие материальные ресурсы за период, тыс. рублей (в нат. ед.);

МРп — плановое поступление материальных ресурсов за период, тыс. рублей (в нат. ед.).

2

Доля оперативных закупок в общих закупках предприятия

где, МРоз — материальные ресурсы, приобретенные оперативно за рассматриваемый период, тыс. рублей;

МРобщ — все материальные ресурсы, приобретенные за рассматриваемый период, тыс. рублей.

3

Индекс цен

где, Σq1p1 — приобретенные материальные ресурсы по отдельным номенклатурным группам в ценах местных поставщиков (при оперативной закупке) за рассматриваемый период, тыс. рублей;

Σq1p0 — приобретенные материальные ресурсы по отдельным номенклатурным группам в ценах поставщиков-производителей за рассматриваемый период, тыс. рублей.

4

Удельный вес расходов на закупку материальных ресурсов в общей стоимости материальных ресурсов

где, Зз — затраты на закупку материальных ресурсов, включая сбор информации о поставщиках, приобретение каталогов, командировки с целью заключения договоров, ведение переговоров и пр. за период, тыс. рублей;

Зобщ — общие затраты на приобретение материальных ресурсов, включая их стоимость, затраты на закупку, транспортировку и пр., тыс. рублей.

5

Удельный вес транспортных затрат в структуре общих затрат на закупку материальных ресурсов

где, Зт — транспортные затраты на доставку материальных ресурсов, включая услуги транспортной компании, экспедирование, страхование, разгрузочно-погрузочные работы, оплата труда водителю-экспедитору при оперативных закупках и пр., тыс. рублей.

6

Доля затрат на приобретение материальных ресурсов в структуре затрат на снабжение или в структуре общих логистических издержек

 или

где, Зс — затраты на снабжение, тыс. рублей;

ЛИ — логистические издержки, тыс. рублей.

7

Коэффициент соотношения темпов роста затрат на приобретение материальных ресурсов на единицу готовых изделий и заработной платы персонала, занимающегося закупками на предприятии

где, Трзз — темп роста затрат на приобретение материальных ресурсов на единицу готовых изделий, %;

Трзп — темп роста затрат на заработную плату персонала, занимающегося закупками на предприятии, %.

       

Большое количество мебельных компаний работают по принципу позаказного производства, в таком случае планы поставок являются достаточно условным документом, потому как основная часть материальных ресурсов приобретается оперативно (по мере поступления заказов). Оперативные закупки на таких предприятиях — одна из важных проблем системы снабжения. Часто возникает ситуация, когда цены на материальные ресурсы на местном рынке превышают цены поставщиков-производителей в 2–3 раза, что вызывает значительное увеличение стоимости готовых изделий. Тем не менее, целесообразно приобретать партиями те материальные ресурсы, которые формируют большую часть стоимости изделия: материалы и комплектующие, входящие в группу А (при использовании АВС-анализа). В связи с этим, одним из показателей эффективности работы специалиста по закупкам является коэффициент — доля оперативных закупок в общих закупках предприятия (формула 2 таблица 1).

Данный коэффициент показывает, какой способ закупок преобладает на предприятии. Большое количество оперативных закупок еще не свидетельствует о неэффективной работе системы снабжения. Во сколько раз изменилась стоимость продукции в результате приобретения материальных ресурсов оперативным способом, а не партиями у территориально отделенных поставщиков демонстрирует такой показатель как индекс цен (формула 3 таблица 1), его значение показывает, сколько процентов составил рост себестоимости изделий из-за приобретения материальных ресурсов оперативным способом.

Однако задачей специалиста по закупкам является приобретение материальных ресурсов не только по выгодным ценам, но и с наименьшими трансакционными издержками. Трансакционные издержки — издержки, сопровождающие взаимоотношения экономических агентов: издержки сбора и обработки информации, издержки проведения переговоров и принятия решений, издержки контроля и пр. Эффективность работы специалиста по закупкам с точки зрения возникновения трансакционных издержек можно оценить с помощью такого показателя как удельный вес расходов на закупку материальных ресурсов в общей стоимости материальных ресурсов (формула 4 таблица 1). При расчете данного коэффициента целесообразно рассматривать только стоимость материальных ресурсов, приобретенных партиями у территориально отдаленных поставщиков, без учета оперативных закупок, поскольку трансакционные издержки возникают при заключении контрактов, а оперативные закупки совершаются, как правило, без предварительных договоров. Удельные расходы на закупку материальных ресурсов следует рассчитывать по отдельному поставщику, по отдельной номенклатурной группе и по предприятию в целом. Данный показатель характеризует величину логистических издержек, возникающих при осуществлении закупки у территориально отдаленных поставщиков.

Перемещение материальных ресурсов от поставщика на склад предприятия является причиной возникновения транспортных расходов. Расчет такого показателя как удельный вес транспортных затрат в структуре общих затрат на закупку материальных ресурсов позволяет сделать вывод о том, насколько рационально происходит выбор перевозчика при приобретении материалов и комплектующих (формула 5 таблица 1).

Главная задача специалиста отдела закупок — приобретение материальных ресурсов по выгодным ценам с минимальными логистическими издержками, поэтому наиболее общим показателем эффективности работы подсистемы закупок с точки зрения возникновения логистических издержек является такой показатель, как доля затрат на приобретение материальных ресурсов в структуре затрат на снабжение или в структуре общих логистических издержек (формула 6 таблица 1). Коэффициент необходимо рассматривать в динамике и соотносить с объемом изготовленных изделий. Снижение доли затрат на приобретение материальных ресурсов на одно изделие будет свидетельствовать об эффективной работе специалиста по закупкам, однако, на наш взгляд, целесообразно сравнивать темп роста данного показателя с темпом роста заработной платы персонала, занимающегося закупками на предприятии (формула 7 таблица 1). Если К1 < 1, то можно говорить об эффективной работе службы закупок на предприятии, если К1 > 1, а увеличение затрат на закупку материальных ресурсов не вызвано объективными причинами (повышение цен в целом по отрасли), то следует говорить о низкой эффективности работы службы закупок на предприятии.

Второй элемент системы снабжения — управление складским хозяйством, а именно промежуточными складами (при наличии производственной сети у предприятия) и складами сырья и материалов, поскольку издержки, связанные с содержанием складов готовой продукции, учитываются в системе распределительной логистики.

Склад сырья и материалов является одним из важнейших элементов логистической системы мебельного предприятия, объективная необходимость в специально обустроенном месте для содержания запасов возникает на стадии движения материального потока от поставщика к производственному цеху, где и происходит переработка материальных ресурсов [2, с. 398–400]. Одна из целей анализа управления складами сырья и материалов — поиск резервов сокращения складских издержек. Складские издержки, по большей части являются затратами постоянными, слабо зависящими от объема производимой продукции, к ним относят: затраты на содержание складов, затраты на оплату труда складского персонала, недостачу продукции в пределах естественной убыли, административно-управленческие расходы.

Затраты на содержание складов включают в себя амортизацию складских зданий и оборудования, затраты на профилактический ремонт, расходы на отопление, электроэнергию и водоснабжение, расходы на страхование зданий, их охрану, арендную плату и пр. Для анализа данного вида затрат используют такой коэффициент, как удельный вес затрат на содержание складов в общих складских издержках (формула 1 таблица 2). Данный показатель необходимо рассматривать в динамике, а если предприятие располагает сетью складов, то по каждому складу отдельно для получения более детальной информации. Также целесообразно рассчитывать темп роста коэффициента — положительная тенденция будет являться основанием для проведения дополнительного анализа причин, вызвавших увеличение удельного веса затрат на содержание складского хозяйства.

Таблица 2

Показатели, используемые для оценки эффективности управления складским хозяйством на мебельном предприятии

№ п/п

Показатель

Формула для расчета

1

Удельный вес затрат на содержание складов в общих складских издержках

где, Зсс — затраты на содержание склада, тыс. рублей;

СИ — складские издержки, тыс. рублей

2

Коэффициент соотношения темпов роста затрат на содержание складов и эффективности использования складской площади

где, Трсс — темп роста затрат на содержание складов за рассматриваемый период, %;

Трсп– темп роста эффективности использования складской площади и/или складского объема, %.

3

Удельный вес затрат на оплату труда складского персонала

где, Зот — затраты на содержание склада, тыс. рублей.

4

Коэффициент соотношения темпов роста затрат на оплату труда и производительности складского персонала

где, Трот — темп роста затрат на оплату труда складского персонала за рассматриваемый период, %;

Трпр– темп роста производительности труда складского персонала за тот же период, %.

5

Коэффициент повреждения материальных ресурсов на складе

где МРп — поврежденные материальные ресурсы на складе, ед.

МРсклад — общее поступление материальных ресурсов на склад, ед.

6

Средние остатки сырья и материалов на складах

где Остд — средние дневные остатки материальных ресурсов, рассчитываются как среднее арифметическое, нат. ед. или тыс. рублей;

Т — число дней в периоде.

7

Коэффициент оборачиваемости запасов

где МРизр — материальные ресурсы, израсходованные на производство продукции за период, тыс. рублей;

Запасыср — средние запасы на период, тыс. рублей.

8

Коэффициент соотношения темпов роста доли запасов в оборотных средства и объемов производства

где Трзапасов — темп роста доли запасов в оборотных средства за рассматриваемый период, %;

Трпроизводства — темп роста объемов производства за тот же период, %.

9

Доля складских расходов в издержках на снабжение и в общих логистических издержках

 или

       

Однако часто увеличение удельного веса затрат на содержание складов обусловлено повышением эффективности их использования. Ее оценивают с помощью таких показателей, как коэффициент полезной площади склада, коэффициент использования объема склада, удельная средняя нагрузка на 1 м² полезной площади и пр. [1]. Оптимальное среднегодовое значение данных показателей 75–85 %, что, с одной стороны, говорит об интенсивном использовании складов, а, с другой стороны, свидетельствует о наличии резервных площадей (объема) для хранения большего количества материальных ресурсов при увеличении объема выпуска изделий на предприятии.

В связи с этим для большей информативности необходимо соотносить темп роста затрат на содержание склада с темпом роста эффективности использования складских площадей (формула 2 таблица 2). Если К2 < 1, то следует говорить об эффективном управлении складами предприятия, если затраты на содержание складов растут более быстрыми темпами, чем интенсивность их использования (К2 > 1), то необходимо рассмотреть причины возникновения данной ситуации. При неоптимальном значении показателей использования складской площади и/или объема (менее 75 %) и росте затрат на 20 % и более следует говорить о неэффективном использовании складов предприятия.

Другая составляющая часть логистических издержек — затраты на оплату труда складского персонала. Их соотносят с общими складскими издержками (формула 3 таблица 2), также как предыдущий показатель их рассматривают в динамике и рассчитывают темп роста. Анализировать затраты на заработную плату необходимо с учетом производительности труда складского персонала, которая рассчитывается как отношение объема выполненных работ (погрузке, разгрузке и пр.) к среднесписочной численности складского персонала за рассматриваемый период (формула 4 таблица 2). Если темп роста оплаты труда не превышает темп роста производительности труда, то следует говорить об эффективном использовании рабочей силы на предприятии.

О качестве работы складского персонала будет свидетельствовать такой показатель, как коэффициент повреждения материальных ресурсов на складе (формула 5 таблица 2). Данный показатель определяет долю поврежденных по вине работника склада материалов и комплектующих в общем количестве поступивших материальных ресурсов.

Материальные ресурсы, поступившие на склад предприятия, переходят в ранг запасов. В связи с этим, одним из элементов управления складским хозяйством на мебельном предприятии является управление запасами. В большом экономическом словаре приводится следующая трактовка данного понятия: управление запасами — регулирование объема товарного запаса компании таким образом, чтобы любые товары можно было поставить без задержки, но при этом не связывать запасом чрезмерно большие суммы денег

Данная сфера системы снабжения чрезвычайно важна для мебельных предприятий. Известно, что управление запасами — ключевая логистическая функция, на долю которой, согласно различным источникам, вместе с транспортировкой приходится от 60 до 80 % общих логистических издержек. Мебельные предприятия с поточным типом организации производства имеют возможность нормировать запасы, применяя различные методики и технологии, в том числе специализированные информационные технологии [5, с. 131]. При индивидуальном производстве нормирование запасов часто не представляется возможным из-за большой погрешности в планировании объема продаж и производства, однако это не является основанием отказываться от создания запасов.

Одним из показателей эффективности управления запасами является такой показатель как средние остатки сырья и материалов на складах (формула 6 таблица 2). Его необходимо рассчитывать как в целом по предприятию, так и по отдельной номенклатурной группе, значение, полученное в результате вычислений необходимо сравнивать со страховым запасом. Если остатки материальных ресурсов превышают страховой запас, то следует говорить о неэффективном управлении запасами. Для предприятий, занимающихся производством мебели под заказ, остатки материальных ресурсов, входящих в группу С и частично в группу В (при проведении АВС-анализа) должны быть равны нулю.

Коэффициент оборачиваемости является наиболее широко используемым показателем для оценки эффективности управления запасами (формула 7 таблица 2). Чем выше значение данного показателя, тем эффективнее используются запасы на предприятии. Однако увеличение значения данного показателя в динамике не всегда свидетельствуют об эффективном управлении запасами. При индивидуальном производстве высокая оборачиваемость запасов достигает путем совершения оперативных закупок, которые часто осуществляются по завышенным ценам. В таком случае оборачиваемость запасов следует сравнивать показателем прибыли на 1 рубль материальных затрат, который рассчитывается как отношение прибыли за рассматриваемый период к материальным затратам за тот же период. Если оборачиваемость запасов растет, а прибыль на 1 рубль материальных затрат при том же объеме закупок или его незначительном колебании снижается, то вероятнее всего предприятие закупает материальные ресурсы небольшими партиями по высоким ценам, что неприемлемо в стратегической перспективе.

Еще один коэффициент, характеризующий эффективность управления запасами на предприятии — средний период хранения запасов — является обратным показателем коэффициенту оборачиваемости. Его необходимо рассчитывать как в целом по предприятию, так и по отдельным номенклатурным группам. Для индивидуального производства период хранения материальных ресурсов группы С и частично группы В на складе не должен превышать 3–5 дней. В общем же, чем выше значение показателя, тем ниже эффективность управления запасами.

Часто для анализа состояния запасов используют такой коэффициент как доля запасов в оборотных средствах. По существу, запасы представляют собой низколиквидные активы предприятия, поэтому, чем меньше их доля в структуре оборотных средств, тем эффективнее происходит управление ими. Однако, на наш взгляд, целесообразно сравнивать данный показатель с изменением объема производства (формула 8 таблица 2). Если коэффициент меньше 1, то можно сделать вывод о том, что на предприятии происходит расширение производственной деятельности, если больше 1, то следует говорить о неудовлетворительном управлении оборотным капиталом.

Обобщающим показателем эффективности управления складским хозяйством является доля складских расходов в издержках на снабжение и в общих логистических издержках (формула 9 таблица 2). Данный коэффициент необходимо рассматривать в динамике и рассчитывать его темп роста. Увеличение удельного веса складских расходов является поводом для их детального изучения, а также поиска резервов к их снижению. Для большей информативности показателя рекомендуется рассматривать его на единицу выпущенной продукции в том же периоде, снижение коэффициента в динамике будет свидетельствовать об эффективном управлении складской логистикой в сфере снабжения.

Таким образом, коэффициентный анализ позволяет оценить эффективность работы системы снабжения мебельного предприятия, опираясь на одномоментные показатели или показатели, рассчитанные исходя из средних величин за период. Выделим достоинства и недостатки данного метода.

Одно из главных достоинств метода — быстрое выполнение расчетов. В отличие от методов системного анализа, методов теории исследования операций, имитационного моделирования, применяемых для исследования логистических систем, коэффициентный анализ не требует больших затрат времени на выполнение. Еще одно достоинство — четкий алгоритм расчета, позволяющий выполнять анализ даже неопытному специалисту. Также, следует отметить, что коэффициентный анализ позволяет проследить ситуацию в динамике, т. е. показать изменения, произошедшие в системе снабжения за определенный период, что особенно необходимо, когда руководство предприятия предпринимает какие-либо меры по улучшению деятельности в данной сфере.

Рассмотрим недостатки применения коэффициентного анализа для оценки состояния системы снабжения. Во-первых, положительная тенденция в изменении отдельных показателей не всегда свидетельствует об улучшении функционирования системы снабжения (как в случае с расчетом показателей оборачиваемости запасов), т. е. результаты, полученные в ходе анализа, могут быть неоднозначными. Во-вторых, для коэффициентного анализа используют информацию уже законченного периода (месяц, квартал, год), т. е. с его помощью невозможно получать актуальную информацию о состоянии системы снабжения, что не позволяет принимать на его основе оперативные решения. В-третьих, сбор данных для проведения коэффициентного анализа может стать трудоемким процессом. Учет логистических издержек на предприятии часто не проводится в полной мере, например, расходы, связанные с заказом партии и расходы на ее доставку сразу относят на стоимость материальных ресурсов, не выделяя их в отдельные статьи затрат, поэтому в конце периода сложно выделить их для проведения анализа. В-четвертых, часть показателей рассчитывается исходя из средних величин (средний запас и пр.), однако при индивидуальном производстве средние показатели могут не отражать реального состояния дел (в силу большой вариации значений величин), что ограничивает применение коэффициентного анализа на предприятиях, производящих мебель под заказ.

Однако выделенные недостатки можно частично устранить, если рассматривать показатели комплексно и прослеживать причинно-следственные связи их изменений, а одной из мер, позволяющей облегчить учет логистических издержек, является применение собирательных счетов бухгалтерского учета (в частности счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей») для выделения отдельных расходов, связанных с приобретением материальных ресурсов. Добавление субсчетов к счету 15 позволит учесть различные виды логистических расходов, что облегчит труд специалистов отдела снабжения в сборе необходимой информации для проведения коэффициентного анализа системы снабжения.

Анализ системы снабжения является одной из составляющих частей анализа логистической системы предприятия, его проведение необходимо для принятия своевременных решений в области управления закупками и поставками, управления транспортным и складским хозяйством предприятий и пр. Коэффициентный анализ — один из самых простых способов исследования состояния системы снабжения, его данные позволяют руководству получить представление об эффективности ее функционировании, ведь от того, как именно происходит снабжение производства материальными ресурсами, зависит качество и стоимость конечного продукта, поэтому отлаженная работа системы снабжения является хоть и косвенным, но дополнительным конкурентным преимуществом мебельного предприятия.

Литература:

1.                  Анализ издержек на логистику и контроль за ними // Elitarium.Ru: Центр дистанционного образования. 2012. URL: http://www.elitarium.ru/2012/10/17/print:page,1,analiz_izderzhek_na_logistiku_kontrol.html

2.                  Гаджинский, А. М. Логистика: учебник / А. М. Гаджинский. — М.: Дашков и Ко, 2010. — 484 с.

3.                  Канке, А. А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия / А. А. Канке, И. П. Кощевая. — М.: Инфра, 2007. — 288 с.

4.                  Плещенко В. И. Процесс закупок, его роль и место в хозяйственной деятельности предприятий обрабатывающей промышленности / В. И. Плещенко // Экономика, предпринимательства и право. — 2011. — № 6 (6). — С. 18–29.

5.                  Стерлигова, А. Н. Управление запасами в цепях поставок / А. Н. Стерлигова. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 577 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle