Библиографическое описание:

Береговина Н. Б. Собор во имя Святой Великомученицы Екатерины в городе Краснодаре, Храм в честь Вознесения Господня в станице Пластуновской: историко-архитектурный аспект изучения // Молодой ученый. — 2013. — №7. — С. 307-311.

Особенности структуры исторического центра любого города на тот или иной период исследования определяются условиями его существования и развития: природно-географическими, историческими, социально-экономическими, а также тем, как осуществлялась градостроительная преемственность в процессе его существования и развития, особенно в периоды исторических переломов, к которым, в частности, относятся градостроительные преобразования, начатые во времена Екатерины II, — отмечает исследователь В. М. Мжельский в своей статье. [1, с.177]

В равной степени это утверждение справедливо для города Краснодара, начинавшим свое существование войсковым градом и на период становления лишенного какой-либо архитектурно-художественной выразительности зданий. Однако, в преемственности исторического развития и смены статуса, сформировавшим градостроительное ядро, как регулярную планировочную структуру с определением в архитектурно-пространственной композиции городской застройки ее локальных доминат.

Одним из таких городских акцентов становится семипрестольный собор во имя Святой Великомученицы Екатерины.

В первую годовщину происшествия, связанного со счастливым спасением Августейшей семьи во время крушением царского поезда у станции Борки (Харьковская губерния), 17 октября 1889г. в помещении Городской Управы города Екатеринодара[1] прошло заседание местных сообществ. На совещании было решено возвести в память исторического события семипрестольный храм во второй части города. В связи с возникшими разногласиями о выборе места под строительство храма, следствием стало возведение двух храмовых построек. Семипрестольный храм во имя Святой Великомученицы Екатерины, приуроченный к памятной дате, было решено воздвигнуть на Екатерининской площади, тогда как во второй части города, на усадебном месте, пожертвованном горожанкой Е. А. Щербининой, готовились к строительству церкви во имя Святой Троицы.

Под авторским надзором городского архитектора И. К. Мальгерба сооружались оба храма. В сентябре 1899г. технико-строительный комитет при управлении хозяйственной частью Святейшего Синода утвердил все представленные чертежи, необходимые для проведения архитектурно-строительных мероприятий, относящихся к собору во имя Святой Великомученицы Екатерины, чья торжественная закладка состоялась воскресным днем 23 апреля 1900г. Благословил возведение храмового здания Архиепископ Ставропольский и Екатеринодарский Высокопреосвященный Агафодор. Спустя 14 лет после начала строительства, 23 марта 1914 г. состоялось освещение главного престола во имя Святой Великомученицы Екатерины каменного здания храма.

Основой при создании стилистического образа собора во имя Святой Великомученицы Екатерины становится «византийского стиль» позднего периода.

По мнению И. Л. Бусевой-Давыдовой, накопление знаний в области истории архитектуры привело к выделению в конце 50-х гг. XIX в. особого «византийского стиля» храмового зодчества, идейно связанного с концепцией панславизма. Характерная «полосатая кладка», общее композиционное построение, декоративные детали, а иногда и внутреннее решение чаще всего апеллировали к памятникам средневизантийского периода, одним из популярных образцов служила также Святая София Константинопольская. [2,с.534]

«Византийский стиль» пережил несколько этапов преобразований от раннего, к которому, согласно хронологическому порядку, относится Владимирский собор в Киеве, но в результате затянувшегося процесса строительства во многом изжившим связь с первоначально задуманным архитектурно-художественным обликом здания, предложенным петербуржцем И. В. Штормом в 1852г., до эклектизированного периода, наглядно представленного в кафедральном соборе в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, возведенном в 1888–1901гг. архитектором М. И. Ловцовым в Харькове.

По определению исследователя А. Л. Филипповой, зодчим, работавшим в «византийском стиле», на самом деле приходилось соединять постулированное обращение к прошлому с привычными конструктивными и визуальными стереотипами. Иначе храм казался бы обывателям не своим, нерусским, отпугивал бы или настораживал чуждостью своего облика и внутреннего пространства. [3, с.74]

Типичным продуктом развития византийского зодчества на русской почве был, по мнению Тона, кубовидный пятиглавый крестово-купольный храм. [4, с.117]

Объемно-пространственная структура собора во имя Святой Великомученицы Екатерины представляет собой пятиглавую композицию с пристроенной колокольней, двумя приделами, сформированными отдельными объемами самостоятельных помещений на западном фасаде храма, алтарной частью и притвором.

Высота храмового сооружения 52 м. (без учета высоты креста над центральным куполом), общая длина вытянутого вдоль своей продольной оси здания, в плане представленного прямоугольной конфигурацией, составляет 58,4 м., при ширине 48 м.

В решении объемно-планировочной концепции центральной части храмового здания использована распространенная для русского культового зодчества классическая крестово-купольная система в варианте вписанного креста, позаимствованная у Византии.

В традиционной для русской архитектуры конструктивной схеме интерпретация основного объема храма во имя Святой Великомученицы Екатерины типологически представляет собой «восьмерик на четверике». На восьмерик установлен мощный граненый барабан, завершенный шлемовидным куполом. По углам четверика расположены алтарные части боковых и малых приделов, над ними в том же порядке, восьмерик на четверике, установлены малые восьмигранные барабаны, увенчанные шлемовидными куполами. Над пристроенной с западной части основному объему храма колокольней устроен открытый граненый барабан со звонницей, перекрытый шлемовидным куполом.

С северной и южной сторон к собору во имя Святой Великомученицы Екатерины примыкают крыльца, выполненные из кирпича, покрытые слоем отделочного бетона с добавлением мозаичных вкраплений. Со стороны западного фасада, к главному входу в храм, ведет монолитная железобетонная лестница, облицованная плитами красного гранита, ее верхняя ступень организована относительно вместительной площадкой.

Стены собора во имя Святой Великомученицы Екатерины, которые опираются на ленточный фундамент, собранный из блоков пиленого известняка, выложены из лицевого красного керамического кирпича старого образца (270x130x65) под расшивку швов и, декорированы архитектурными деталями, с применением того же кирпича фигурной тески. Невычурный кирпичный декор, использованный для фасадов храма во имя Святой Великомученицы Екатерины, покрывает поверхность лицевой кладки стен, основная часть которых выложена с применением глубоко врезанного горизонтального (французского) руста. Членение стен по горизонтали также подчеркнуто межэтажными и венчающими карнизами сложного профиля с кирпичным раппортом и зубчиками в верхней части гзимсов. Для закомаров и граней барабанов, завершающих верхнюю часть кирпичной кладки стен, применены дублирующие общую стилистику карнизы.

По описанию храма во имя Святой Великомученицы Екатерины, сделанному искусствоведом Е. М. Кишкиновой, все рукава креста перекрыты сомкнутыми сводами, сочетающимися, как в харьковском соборе, с традиционными закомарами на фасадах. Благодаря использованию этого приема И. К. Мальгербу удалось акцентировать рукава креста и усилить связь глав (композиционно более удаленных от центра, что характерно для византийских образцов) с «телом» храма, добившись особой слитности пирамидальной композиции со ступенчатым чередованием ритмически ниспадающих масс. Боковые главы укрупнены, основания их понижены, что вместе с куполами без барабанов способствует впечатлению монументальности. Окна приделов выделены массивными архивольтами, перекликающимися с аркой портала. [5, с.28–29]

Арочные перемычки оконных проемов декорированы по принципу бровок в виде рустики с зубчиками, либо гладкой тяги без использования сухариков. Простенки оконных проемов, сделанные в барабанах храма, декорированы сдвоенными полуколонками с кубоватыми по форме капителями византийского типа. Пучки строенных колонок расположены по углам фасадов храмового здания. Дверные проемы обрамлены фигурными перспективными порталами.

По характеру организации внутреннего пространства собор во имя Святой Великомученицы Екатерины представлен типом трехнефного, четырехстолпного, с хорами храма, в нижнем этаже (подклет) которого расположена церковь с усыпальницами.

В помещениях первого этажа и ярусов храма размещены пять престолов из семи: главный (Свято-Екатерининский), левый придел (Воскресенский), правый придел (Успенский), левый малый придел (Свято-Сергиевский), правый малый придел (Свято-Варваринский), еще два находятся в подклети собора.

В настоящее время, на территории комплекса кафедрального собора во имя Святой Великомученицы Екатерины расположено многофункциональное административное здание, церковная лавка и хозяйственные постройки.

Имя гражданского инженера Ивана Клементьевича Мальгерба (1862–1938), его известность, как талантливого зодчего, в наибольшей мере неразрывно связано со строительством храмовых зданий не только возведенных в городе Екатеринодаре, но и на территории Кубанской области.

Рис. 1. Собор во имя Св. Великомученицы Екатерины в г. Краснодаре (западный фасад)

Согласно одной из исторических справок[2], в станице Пластуновской Краснодарского края, основанной в 1794г. посредством 40 куреней Черноморского казачьего войска, одно время существовала деревянная церковь, заложенная в 1798г. в честь Вознесения Господня.

Рис. 2. Храм в честь Вознесения Господня в ст. Пластуновской (восточный фасад)

Весной 1899 г. на естественном возвышении рельефа, в центре станицы Пластуновской, было закончено строительство каменного здания храма в честь Вознесения Господня, сооружавшегося 10 лет по проекту городского архитектора И. К. Мальгерба.

Средоточие белоснежного массива храма в честь Вознесения Господня, вплоть до настоящего момента, является основной архитектурно-градостроительной доминантой сельского поселения Пластуновского, организуя малоэтажную застройку вокруг своего главного объема, путем образования, на уровне сенсорного восприятия, подобия концентрически расходящихся колец в направлении окраин станицы, прорезанных расходящимися лучами улиц (радиально–кольцевая схема), однако, устроенных в действительности по принципу прямоугольно — диагональной планировочной структуры.

На храм в честь Вознесения Господня открывается обзорный вид, не только из любой точки населенного пункта, но и с расстояния значительно удаленного от самого поселения. Позднее, при постройке собора во имя Святой Великомученицы Екатерины, архитектор И. К. Мальгерб пытался использовать тот же принцип организации пространственной среды, посредством выбора наиболее открытого и центрального места в городе Екатеринодаре под строительство храмового здания, но, в последующем, застраиваемая многоэтажными домами площадь, утратила свое первоначальное значение, и цельное восприятие трех фасадов храма сильно усложнилось.

Во всех архитектурных направлениях второй половины XIX в. превалирует интерес к внешнему облику церкви, который становится главным носителем и национальных, и конфессиональных свойств постройки. Это находит отражение в символических интерпретациях храма [2, с.535]

В плане храм в честь Вознесения Господня представлен конфигурацией совмещенной формы (квадратный крест), аппелирующей по замыслу к Вифлеемской восьмиугольной звезде, образованной непосредственно из наложения двух крестов большего и меньшего размеров друг на друга. Все размерные параметры храмового здания по высоте, длине и ширине составляют 33 м., что согласно сакральному значению в православии соответствует возрасту Иисуса Христа на момент распятия.

Согласно общепринятой христианской символике, пять глав храмового здания в честь Вознесения Господня, трактуется как олицетворение Сына Божьего и четырех евангелистов.

«Показательно, что еще В. П. Стасов, сознательно обратившийся к пятиглавию в 20-х гг. XIX в., не усматривал в нем символического значения и считал, что вначале оно устраивалось для лучшего освещения, а впоследствии «дало характер» (т. е. своеобразие) греко-российским церквам. Однако в сер, XIX в. два выдающихся историка Русской Церкви, митр. Макарий (Булгаков) и архиеп. Филарет (Гумилевский), почти одновременно впервые распространили в своих трудах общепринятую христианскую символику чисел на количество глав храма (одна глава-Христос, три — Св. Троица и т. д.)»- уточняется у И. Л. Бусевой-Давыдовой. [2, c.535]

Протоиерей Сергий (Максимец), настоятель храма в честь Вознесения Господня, способствовал формированию храмового комплекса, построив на прилегающей к церкви территории многофункциональное административное здание и просфорную.

Храм в честь Вознесения Господня, возведенный в «византийском стиле» эклектизированного периода, несмотря на визуальную оценку сложности, архитектурно-художественного декора экстерьера, которая впечатляет оригинальным решением обрамления входов, оконных наличников и самих стен, основой выявляет лаконичность объемно-пространственной композиции, созданной по принципу «восьмерик на четверике». Притворы в здании храма устроены с северной, южной и западной стороны, с восточной — к основному объему примыкает перекрытый конхой полуцилиндр апсиды. Венчает главную массу храма невысокий граненый световой барабан, опоясанный непрерывной лентой полуциркульных окон, вписанных в перспективные арочные ниши, с нависающими над ними надоконными полукруглыми «козырьками» малого выноса, пластично связывающими барабан с полусферой купола. По краям четверика размещены малые главки на барабанах, подобные по стилистике доминирующему завершению храма в честь Вознесения Господня. Металлическая поверхность всех куполов покрыта нитридом титана. Колокольня, играющая важную роль в формировании силуэта храма, в проекте не была предусмотрена, ее заменяет звонница, в составе 8 колоколов, размещенная в северо-западном углу храмового подворья. Предпринятая в современное время попытка подвесить колокола в барабаны двух западных малых главок осталась безуспешной из-за начавших разрушаться балок перекрытия и появившихся трещин в стенах храма.

Западный фасад храма в честь Вознесения Господня отличает главный портал, каменное крыльцо которого, обрамляют пилястры трапециевидной формы, его двускатную кровлю венчает малая главка с крестом, устроенная на цилиндрической шее. Над входом расположены византийские строенные окна и полуколонки с капителями, выполненными в свободной интерпретации, капительная часть которых служит импостами арочных наличников, центральная часть которых выполнена с повышением и имеет килевидное очертание. Верхние арочные окна, помещенные под самым основанием килевидного закомара, отличаются меньшими размерами и иным (упрощенным) декором наличников.

Подобное архитектурное решение, с внесением некоторых изменений, допущенных для порталов, использовано для двух других приделов (южного и северного). И если с южной стороны фасада храмового здания устроено каменное крыльцо без главки, тождественное западному, то северный вход организован только дверным проемом, с ведущей к нему лестницей. С восточной стороны фасада имеется дополнительный (служебный) вход.

Все угловые части фасадов храмового здания в честь Вознесения Господня, для большей художественной выразительности, усилены пилястрами, в квадратных нишах (ширинках) которых заключается барельеф в виде символа греческого креста. Многообломный карниз, отрезает пологие дуги закомар. В основании стен проходит гладкий цоколь (декорированный под пилястрами квадровым рустом), высоту которого ограничивает подоконный карниз сложного профиля, непрерывно опоясывающий храмовое здание по всему периметру. Капитальные стены толщиной 1,2 м. имеют опору на ленточный фундамент толщиной 1,5 м.

Нижние арочные окна фасадов храма в честь Вознесения Господня вписаны в килевидные перспективные арки, пяты которых опираются на тонкие полуколонки с капителями. Арочные оконные проемы, прорезающие верхние части стен храма и круглые окна, устроенные в имитации килевидных закомар, фигурно выложенных кирпичом, обрамлены поясами с зубчиками и ширинками, орнаментальный мотив которых изобилует во всей отделки экстерьера храмового здания. В декоративном убранстве храма также преобладает использование символики греческого креста и разнообразных по очертаниям ниш малого заглубления.

В современное время, с южной стороны храмового здания в честь вознесения Господня, была сделана одноярусная пристройка (бойлерная), незначительно изменившая первоначальный внешний облик культового сооружения.

Широкое применение в храмах «византийского стиля» получила традиционная для русского культового зодчества крестово-купольная система в варианте вписанного креста, сформировавшаяся, как известно, еще в VI в., получившая широкое распространение в средневизантийский период и связанная в своем генезисе не только с эволюцией купольных базилик, но и с развитием крестообразных построек. [5, с. 150–151]

Таким образом, организовано внутреннее пространство храма в честь Вознесения Господня, четыре мощных столпа, соединенных между собой арками, несущими своды поддерживают световой барабан с куполом, переходы к которому заполнены парусами. Все рукава креста перекрыты сомкнутыми сводами, сочетающимися с закомарами внешнего облика храмового здания. Хоры, представленные в плане П-образной конфигурацией, обнимают второй ярус храма с запада, севера и юга, членя своей плоской плитой перекрытий, угловые ячейки и преддверие по горизонтали, способствуя этим эффектному подчеркиванию четкой вертикали высоты центральной (подкупольной) части храмового здания. В 2013 г. в южном крыле здания устроен клирос.

Старинный резной позолоченный трехъярусный (четвертый ярус находится на реставрации) иконостас, предположительно XVII в., привезенный из города Киева, располагается между восточной парой подкупольных столбов.

В 1999 г., в период подготовки к 100-летниму юбилею, храм в честь Вознесения Господня был расписан кубанским иконописцем В. С. Сухоруковым.

На настоящее время в обоих храмах ведутся реставрационные работы.

Литература:

1.         В. М. Мжельский. Черты преемственности и своеобразия в архитектурно-пространственной композиции исторического центра Кинешмы рубежа XVIII — XIX веков / отв. ред. И. А. Бондаренко // Архитектурное наследство № 52. Москва, 2010.

2.         И. Л. Бусева-Давыдова. Русское церковное искусство; Русская церковная живопись X-XX вв.; Русская церковная архитектура X-XX вв.; Русская церковная монументальная резьба и скульптура X-XX вв.; Русское церковное искусство малых форм X-XX вв / под ред. Алексий II // Православная энциклопедия: Русская Православная церковь. Москва, 2000.

3.         Филиппова А. Л. Архитектура Екатеринодара конца XVIII — начала XX века. Краснодар, 2008.

4.         Кириченко Е. И. Русская архитектура 1830–1910-х годов. Москва, 1978.

5.         Кишкинова Е. М. «Византийское возрождение» в архитектуре России. Санкт-Петербург, 2006.



[1] Наименование города Краснодара, использовавшееся до 1920  г.

[2] Историческая справка предоставлена Динским районным историко-краеведческим музеем /сост. Коробова Е. Г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle