Библиографическое описание:

Кочкаров А. А., Разуваева И. Ю. Анализ интегральной подготовленности студентов // Молодой ученый. — 2013. — №7. — С. 448-451.

Показано, что интегральная подготовленность студентов нуждается в коррекции и одним из средств являются практические занятия спортивно-ориентированного физического воспитания.

Ключевые слова: физическое развитие, интегральная подготовленность, физическое состояние.

По мнению исследователей [1,3] в настоящее время перед каждым высшим образовательным учреждением ставится задача вести подготовку высококвалифицированных специалистов на высоком уровне с применением современных методов организации оздоровительного процесса, обеспечивающих использование или получение знаний и умений в практической работе. Однако полноценное использование профессиональных знаний и умений возникает при хорошем состоянии здоровья, высокой работоспособности молодых специалистов, которые могут быть приобретены ими в процессе регулярных занятий физической культурой и спортом. Поэтому реализация принципа вариативности и многообразия форм физического воспитания требует отказа от излишней унификации и стандартизации содержания процесса воспитания, создание альтернативных программ, учитывающих климатические условия, национальные, культурно-исторические традиции, материально-техническую обеспеченность конкретных учебных заведений с учетом психологических особенностей и интересов занимающихся.

Наблюдается несоответствие между значением мотивационного фактора в деле улучшения физического совершенствования, и содержанием образовательного процесса по физическому воспитанию студенческой молодежи, на что обращено внимание специалистов. Вместе с тем в последние годы многие ученые [6] относят эту проблему к числу главных в процессе физического совершенствования студентов.

 
Систематический контроль за динамикой изменений интегральной подготовленности студентов необходим для определения оптимальных нагрузок, выбора наиболее рациональных упражнений и своевременного внесения действенных коррективов в планы практических занятий. О правильности организации и конструировании занятий в известной степени позволяют судить спортивные результаты. Однако в случае их ухудшения иногда бывает сложно установить истинные причины неудач. Значительную помощь, как педагогу, так и студенту в этом случае могут оказать тесты. Определено, что надежными тестами являются: длина тела, масса тела, индекс массы тела, ОГК, окружность бицепса, окружность шеи, эффективность и количество передач мяча, эффективность и количество ТТД, УФС, артериальное давление.

Исследование проводилось в Ташкентском институте текстильной и легкой промышленности среди студентов I и II курсов.

Единого стандартного подхода к исследованию физического развития студентов не существует. Это касается как круга определяемых признаков физического развития, так и критериев оценки его уровня и особенностей. Так первичное обследование, целью которого является допуск к практическим и спортивным занятиям в группах спортивного совершенствования, обычно ограничиваются весьма кратким перечнем признаков физического развития: тотальные размеры, кистевая и становая сила, ЖЕЛ. Но для более глубокого всестороннего исследования физического развития студентов были использованы показатели: длина и масса тела, окружность грудной клетки в фазах вдоха, выдоха, покоя, окружности бицепса и живота для определения жировой и активной массы тела, сила правой и левой кистей, становая сила (табл.).

Отдельные показатели физического развития требуют особого вниманию с позиции их интерпретации и оценки.

В среднем масса тела составила 73±11,3 кг, отсюда и высокая вариативность V=15,5 %. Основная группа студентов имеет массу тела до 80 кг — 40 %, до 70 кг — 35 %, до 60 кг — 15 %, до 90 кг — 5 % и свыше 91–5 %.

Очень высокий процент разброса наблюдается в значении индекс масса тела, характеризующий телосложение студента. В среднем выявлен показатель 23,8±3,5 кг/м², что является нормой (18,6–25 кг/м²) и определено студентов с такой оценкой 77,5 %, до 18,5 кг/м² — 5 % (низкий показатель), высокий показатель у 15 % (избыточный вес) и 2,5 % — слишком высокий (ожирение).

Рекомендуется проводить регулярный контроль содержания жировой ткани в организме, который поможет определить эффективность любой диеты, оздоровительной программы, избежать отклонений, связанных с нарушением обмена веществ, развитием гипертонии, замещением мышечной ткани жировой. Специалисты японской фирмы «Танита» рекламирующая весы анализаторы жировой ткани, считают, что благоприятный диапазон процентного содержания жировой ткани в организме мужчин до 30 лет должен соответствовать величине 14–20 % [3].

В среднем у студентов выявлен показатель жировой массы тела 10±4,0 % при сильном разбросе V=40,3 %. С показателями жировой массы 14–20 % выявлено всего — 7,5 %, до 10 % — составило — 60 %, и от 10,1–13,9 % — 33,5 %. Наблюдается недостаток жировой массы, характеризующий уменьшенный запас энергии, что приводит к утомлению, ухудшению работоспособности.

Специалисты английского национального форума, по ожирению проведя исследования в 27 странах, определили, что существует связь между объемом талии, прогнозом в отношении развития гипертонии, ишемической болезни сердца и сахарного диабета. У мужчин она должна быть меньше — 94 см [3]. У юношей объем талии в среднем составил 75±6,6 см практически ни у одного студента не выявлено значение выше 94 см.

В показателях активной массы тела в среднем 47±4,5 кг, а коэффициент вариации обозначен V=21 %. До 47 кг АМТ у 47,5 % студентов, с 47,1–49,4 кг — 25 % и свыше 51 кг — 27,5 %.

У студентов наблюдается высокий разброс в артериальном систолическом и диастолическом давлении (V=30 %; 16 %). В среднем артериальное систолическое (118±7,8 мм.рт.ст.) и диастолическое давление (71±6,2 мм.рт.ст.) несколько повышено.

Оценивая уровень физического состояния (УФС) следует, что он очень низкий (низкий менее — 0,375 и ниже среднего 0,376–0,525 по Е. Д. Пироговой (1988).

У студентов он в среднем составил 0,370±0,01. Выявлено с низким уровнем — 52 %, с уровнем ниже среднего — 48 %.

Анализируя данные двигательной подготовленности студентов (прыжки в длину с места, подтягивание, бег 100м, кросс 1 000м), также выявлен высокий разброс в данных кросса 1 000м (V=13,3 %.). Наибольшая разница определена в прыжках в длину с места в среднем 2±0,1 м при V=5 %, ниже 240 см показано — 35 %, а выше 240 см — 65 %.

В свою очередь по данным R они соответственно имеют высокую значимость, в прыжках в длину — 26, в беге на 100м — 18.

В данных силовых возможностей очень низкие показатели: в среднем сила правой кисти 25±4,2 кг, V=17,0 %, сила левой кисти 24±4,1 кг, V=17 % и тяговая сила 130±23,8 кг, V=18,4 %. В показателях силы правой кисти до 25 кг показали 47,5 % студентов, до 30 кг — 40 % и свыше 30 кг — 17,5 %.

В данных тяговой силы следующие значения: до 130 кг — 60 % и свыше 130кг — 40 %, а в среднем оно составило — 130±29,8 кг при вариации 18,4 %.

Следует отметить, что приведенные значения силовых возможностей значительно ниже студентов Киевского национального университета строительства и архитектуры. Показатели кистевой динамометрии в среднем у юношей по группе составляют правая рука 46,7±2,28 кг и левая рука 44,1±1,97 кг [7].

Значимость данных показателей очень высокая R=20,20,21. Необходимо отметить, что данные характеризующие функцию внешнего дыхания также неудовлетворительны. Разница между фазой вдоха и выдоха составила 5 см. Известно, что показатель экскурсии грудной клетки от 9 и более — хорошо, до 8 (7–8) удовлетворительно, ниже 7 см — неудовлетворительно. Ранг показателя внешнего дыхания составил R=21,20. При проектировании программы физического совершенствования студентов необходимо включать упражнения направленные на развитие выносливости, являющиеся основой улучшения работы системы внешнего дыхания.

ЖЕЛ в среднем составила 4±1,1 л при разбросе 29,9 %, до 4 л показали — 70 %, до 4,5 л — 15 % и свыше 4,6 л — 15 %. Ниже среднего значения в функции внешнего дыхания у студентов, что составило 70 %.

Наиболее высокий ранг влияния имеют следующие данные: артериальное давление систолическое R=30; прыжок в длину R=26; окружность шеи R=25; длина тела R=33; окружность бицепса R=22; масса тела R=20; тяговая сила R=20.

Сопоставим некоторые данные физического развития студентов обучающихся в МГУ им. Ломоносова, приведенные исследователями Ю. Б. Зуевским, А. Т. Рубцовым, Т. А. Кузьменко, Н. В. Матвеевым, Е. Б. Зайдис (2009). В среднем масса тела составила 67,5±2,2 кг, длина тела 180,9±6,9 см, динамометрия кистевая 43,4±1,1 кг, ОЖ 89,5±4,1 см, ЖЕЛ 3170±116 мл.

Сравнивая с данными физического развития студентов ТИТЛП, следует вывод о значительном отставании за исключением массы тела (табл.).

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что необходимо традиционную систему физического воспитания студентов пересмотреть и научно-обосновать содержание физического совершенствования на основе спортивно организованного образовательного процесса по физическому воспитанию.

Таблица

Данные физического развития, функциональной и двигательной подготовленности студентов (n=40).

Показатели

X

s

V %

t %

R

m

1.

Возраст, лет

19

0,9

4,7

1,7

16

0,9

2.

Длина тела, см

177

8,5

4,8

0,2

23

7,8

3.

Масса тела, кг

73

11,3

15,5

0,4

20

11,4

4.

Окружность грудной клетки, см

78

6,9

8,8

0,4

18

5,1

в фазе вдоха, см

97

9,9

10,1

0,3

21

3,5

в фазе выдоха, см

92

9,7

10,6

0,3

20

9,8

5.

Окружность шеи, см

37

3,8

10,4

0,9

25

2,9

6.

Окружность бицепса, см

32

4,1

12,8

1,0

22

3,6

7.

Окружность живота, см

75

6,6

0,9

0,4

19

6,1

8.

Сила правой кисти, кг

25

4,2

17,0

1,3

21

3,0

9.

Сила левой кисти, кг

24

4,1

17,0

1,3

20

4,1

10.

ЖЕЛ, л

4

1,1

29,9

8,5

19

1,1

11.

Тяговая сила, кг

130

23,8

18,4

0,2

20

24,1

12.

ИМТ, кг/м²

23,8

2,5

14,9

1,4

18

3,0

13.

ЖМТ, %

10

4,0

40,3

3,2

17

4,0

14.

АМТ, кг

47

4,5

9,7

0,7

21

4,6

15.

Артериальное давление: систолическое, мм.рт.ст.

118

7,8

6,6

0,3

30

7,7

диастолическое, мм.рт.ст.

71

6,2

8,7

0,4

16

6,3

16.

УФС

0,370

0,1

7,7

38,7

22

0,1

17.

Прыжок в длину,см

200

0,1

5,0

12,5

26

0,1

18.

Подтягивание, количество

14

2,5

2,3

18,3

12

9,2

19.

Бег 100 м, сек

14,0

0,5

3,7

2,3

18

0,4

20.

Кросс 1000 м, мин, сек

4.00,0

0,5

13,3

8,4

14

0,5

Литература:

1.                  Гаппаров З. Г. Индивидуализация технических приемов в единоборствах в зависимости от типов мышления //Фан-спорта. — Т., 2004. — № 1. — С. 50–51.

2.                  Зуевский Ю. Б., Рубцов А. Т., Кузьменко Т. А., Матвеев Н. В., Зайдис Е. Б. Динамика уровня физического развития у студентов под влиянием физических упражнений //Мат. межд. научно-метод. конф. посвященной 45-летию кафедры физического воспитания Владимирского государственного университета 20–22 октября г. Суздаль. — Владимир, 2009. — С. 92–93.

3.                  Кошбахтиев И. А. Средства информатизации образовательного и учебно-тренировочного процесса по физическому воспитанию студентов спортсменов //Фан-спортга. — 2005. — № 1. — С. 13–17.

4.                  Кошбахтиев И. А., Нуримов Р. Н., Эрдонов О. Л., Бабичева И. В. Применение современных информационных технологий в образовательном процессе по физическому совершенствованию студентов //Вестник. — Т.: ТУИТ, 2007. — № 2. — С. 92–94.

5.                  Пирогова Е. А. Совершенствование физического состояния человека. — К.: Здоровье, 1989. — 167 с.

6.                  Набиев Т. Э., Изаак В. И., Карташев В. П. Оценка эффективности соревновательных действий гандболистов //Вестник. — Т.: ТашГУ, 2004. — 264 с.

7.                  Харитонюк Н. Уровень гибкости и силы у студентов // Мат. V открытой научно-практ. конф. студентов факультета «Спортивной медицины и физической реабилитации». 18–19 апреля. Киев. Украина. 2002. Олимпийская литература. — С. 197–200.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle