Библиографическое описание:

Исмагилов Д. К., Атаев О. Р. Моделирование специальных упражнений по мини-футболу на основе соревновательной деятельности студентов // Молодой ученый. — 2013. — №7. — С. 444-448.

В статье обосновывается необходимость использования специальных упражнений для совершенствования технико-тактических действий студентов по мини-футболу.

Ключевые слова:студенты, мини-футбол, значимость, эффективность, технико-тактические действия.

Введение. В 2006 и 2010 гг. в г. Ташкенте проводились чемпионаты Азии по мини-футболу, где национальная сборная Республики Узбекистан заняла II место. В республике проводятся чемпионат страны, розыгрыш кубка для команд высшей и первой лиг. В любительской лиге участвуют студенты Ташкентского университета информационных технологий, Ташкентского автодорожного института, во внеучебное время, которые рассматривают игру в мини-футбол как средство сохранения и улучшения здоровья. Следует отметить, что проблема здоровья студенческой молодежи является весьма актуальной. Исследованиями многочисленных авторов доказано, что спортивные игры используются как средство общей физической подготовки. К ним относится: волейбол, баскетбол, настольный теннис, футбол, способствующие развитию подвижности в суставах, улучшению вентиляции легких, обеспечивают ликвидацию застойных явлений в мышцах после статических поз и напряжений, активизирует работу сердечно-сосудистой системы [1,2,3,4].

Важно отметить, что такая спортивная игра пользующаяся особой популярностью у студенческой молодежи как мини-футбол не нашла достойного изучения в методической литературе.

В то же время необходимо учитывать располагающие к игре климатические условия, национальные особенности, материально-техническую обеспеченность учебных заведений к развитию мини-футбола.

Выявилось противоречие между традиционной системой физического воспитания студентов, направленная на выполнение тестов по физической подготовленности и мотивацией их к занятиям физическими упражнениями.

В соответствии с изложенным весьма актуальной является проблема обоснования использования средств мини-футбола в образовательном процессе по физическому воспитанию студенческой молодежи.

Цель исследования: моделирование специальных упражнений для обучения и совершенствования технико-тактических действий студентов по мини-футболу.

Задачи исследования: определить количество выполняемых ТТД студентов в процессе игровой деятельности в мини-футбол; выявить наиболее значимые ТТД; определить эффективность выполнения ТТД.

Методы исследования: педагогические наблюдения за игровой деятельностью на специальном бланке; регистрация ТТД в ходе просмотра видеозаписей матчей любительской лиги; статистическая обработка материала с применением программыWindows Excel.

Организация исследования: Вконстатирующем педагогическом эксперименте участвовали студенты второго курса Ташкентского университета информационн?х технологий участвующих в чемпионате любительской лиги по мини-футболу среди 20 команд г.Ташкента.

Результаты исследования. Полученные результаты педагогического исследования на основе комплексного инструментария, дополняют существующие теоретические концепции в плане моделирования спортивно-ориентированного физического воспитания студентов. Спортивно-оздоровительные занятия мини-футболом не только выходят на уровень теоретических знаний, практических умений и навыков, но и посредством расширения представления о здоровом образе жизни, способствуют формированию готовности студентов к здоровьесберегающей физкультурной деятельности. Доказана необходимость применения средств мини-футбола в годичном образовательном цикле на основе втягивающего, предсоревновательного, восстанавливающего микроциклов и соревновательного макроцикла с учетом индивидуальных особенностей на базе данных характеристик соревновательной деятельности (с использованием видеозаписей, педагогических наблюдений способствующих оптимизации учебного процесса по физическому воспитанию). Участие в соревнованиях любительской лиги повышают мотивацию, формируют устойчивую потребность в систематических занятиях спортом, обеспечивающие улучшение и сохранение здоровья. Определено, что моделирование спортивно-ориентированного физического воспитания на основе мини-футбола является эффективным средством здоровьеформирующей технологии.

Анализ показателей соревновательной деятельности студентов по мини-футболу

По мнению авторов [3] физическое воспитание в вузе направлено на обеспечение максимального профессионально-прикладного эффекта для развития предприимчивости, оригинального мышления, настойчивости, честолюбия, способности идти на риск.

Для улучшения содержания учебно-воспитательного процесса важное значение имеет сближение субъективных желаний и целей студентов с объективно поставленными задачами физического воспитания.

Анализ спортивно-методической литературы показал, чтов процессе физического воспитания студентов используются спортивные игры [1].

В свою очередь отсутствие параметров соревновательной деятельности студентов по мини-футболу вызывает затруднения по использованию специальных упражнений по обучению и совершенствованию технических приемов и тактических действий, что свидетельствует об актуальности поднятого вопроса. Для определения значимости отдельных технико-тактических действий были использованы педагогические наблюдения. Где на специальном бланке фиксировались: передачи мяча, отбор мяча, ввод мяча с аута, угловые удары, удары головой.

В таблице1 приводятся параметры значимости ТТД по мини-футболу в процессе соревновательной деятельности студентов. По значимости на первом месте тактическое действие передача мяча (48 %), втором отбор мяча (17 %), далее обводка соперника (8 %), удары по воротам (8 %), ввод мяча с аута (8 %).

По количеству ТТД студенты больше, чем другие действия выполняют передачи мяча (Х=41,1± 14,5), отбор мяча (Х= 14,3 ± 7,3), ввод мяча с аута (Х= 6,8 ± 3,1) и обводку соперника (Х= 6,8 ± 3,5). В целом за матч в среднем студент в процессе игровой деятельности выполняет (Χ = 85,5 ± 18,4)действия. За матч выполняется 1007 ТТД. Если сравнивать с футболом то получается, что в мини-футболе ТТД на уровне студенческих команд используется значительно больше. Известно, что в командах высшей лиги в Республики Узбекистан за матч выполняют от 600–700 ТТД. Важно отметить высокий коэффициент вариаций в среднем (Χ=21.5 %) Что свидетельствует о разной технической подготовленности студентов. По рангу влияния следующая последовательность: большой ранг влияния имеет отбор мяча — 9, передача мяча — 8.

Регистрация положительных и отрицательных ТТД в процессе игровой деятельности позволило определить эффективность, как каждого тактического действия, так и в целом качество исполнения их в ходе соревнования в рамках любительской лиги.

В таблице 2 приводятся параметры эффективности соревновательной деятельности студентов. Наибольший показатель эффективности у студента Б-в А. (92,6 %), наименьший у студента С-в Ф. (67,4 %). В среднем эффективность составила (Х=76,5 ± 8,4 %). Из 12 игроков у 5 (41,6 %) студентов эффективность вышесредней величины. Во всех параметрах очень высокий процент разброса (V от 43,3 до 85 %). В основном по значимости тактическом действии передача мяча эффективность составила (Х= 33,7 ± 13,7 %) при очень высоком проценте вариации (V= 41 %); в отборе мяча эффективность составила (Х= 6,3±2,8 %). Как видно из приведенных данных в тактических действиях выявлен не высокий процент эффективности, что говорит о необходимости использования специальных упражнений направленных на повышение их качества.

Изложенное позволяет проектировать специальные упражнения обеспечивающие повышение эффективности ТТД:

-          средства должны состоять из игровых действий, где в основу положено тактическое действие, передача мяча то-есть совершенствовать взаимодействия игроков в парах, тройках, четверках, как в начале, так и в продолжении и завершении атакующих действий;

-          средства, способствующие улучшению отбора мяча, обводку соперника, остановку мяча.

Исследование показало, что игра в мини-футбол проходит в жестких условиях противодействия, отсюда должны подбираться специальные упражнения, содержащие игровые ситуации, где в основе лежит использование сопряженного метода.

Выводы. В образовательном процессе по спортивно-ориентированному физическому воспитанию студентов на основе использования средств мини-футбола необходимо применять специальные упражнения содержащие элементы соревновательного характера: направленные на совершенствование индивидуальных, групповых, командных ТТД; отбора мяча, обводку соперника, удары по воротам и введение мяча из аута. Такой подход к содержанию учебного процесса с использованием средств по мини-футболу способствует повышению эффективности спортивно — ориентированного физического воспитания студентов.

При конструировании программы спортивно-ориентированного физического воспитания студентов средствами мини-футбола важно использовать специальные упражнения, развивающие как физические качества, так и направленные на совершенствование технико-тактических действий, на основе использования сопряженного метода. Моделирование спортивно-ориентированного физического воспитания студентов на основе средств мини-футбола представляет собой многоуровневую систему возрастающих по сложности, направленности воздействия физических упражнений в процессе втягивающего, предсоревновательного, восстановительного микроциклов и соревновательного макроциклов, а также разработанную систему рейтинговой оценки физической, технико-тактической, двигательной подготовленности.

Определено, что практические занятия по мини — футболу направленные на совершенствование функции зрительного анализатора обеспечивает быстрое освоение широкого диапазона меняющейся ситуации в процессе непосредственной борьбы со спортивным противником. У студентов занимающихся мини-футболом развивается быстрота и способность к внезапным действиям. Физиологическая нагрузка игровой деятельности носит переменный характер, но в целом оказывается довольно значительной. В тоже время эмоции, вызванные соревновательной деятельностью, требуют специального регулирования, поскольку они значительно усиливают физическую нагрузку на организм. Кроме того она позволяет совершенствовать мышечное чувство, устойчивость и распределение внимания, увеличивает зону периферического зрения, которое необходимы во многих видах трудовой деятельности.


Таблица 1

Значимость технико-тактических действий по мини-футболу в процессе игровой деятельности студентов

№ 

Ф. И. О.

Передачи мяча

Обводка соперника

Удары по воротам

Остановка мяча

Отбор мяча

Ввод мяча из аута

Угловые удары

Удары головой

Всего действий (кол-во)

Кол-во

Знач.

Кол-во

Знач.

Кол-во

Знач.

Кол-во

Знач.

Кол-во

Знач.

Кол-во

Знач.

Кол-во

Знач.

Кол-во

Знач.

1

Х-в Р.

56

58,3

3

3,1

4

4,1

9

9,3

18

18,7

4

4,1

1

1,04

1

1,04

96

2

О-в М.

31

35,2

14

15,9

6

6,8

9

10,3

8

9,1

13

14,7

7

7,9

88

3

А-в У.

34

50,7

6

8,9

8

11,9

2

2,9

12

17,9

4

5,9

1

1,4

67

4

Ю-в А.

32

41,5

4

5,2

7

9,1

3

3,8

21

31,4

9

11,7

1

1,3

77

5

Д-в Г.

73

54,8

10

7,5

3

2,3

14

10,5

29

21,9

4

3

133

6

Б-в А.

59

62,1

10

10,5

7

7,3

9

9,5

4

4,2

3

3,1

3

3,1

95

7

С-в С.

41

53,2

6

7,8

9

11,6

5

6,4

4

5,2

9

11,7

3

3,8

77

8

Р-о Г.

43

59,7

3

4,1

5

6,9

1

1,4

15

20,9

5

6,9

72

9

С-в Ф.

31

37,3

9

10,8

8

9,6

5

6

19

22,8

8

9,6

2

2,4

1

83

10

А-в Д.

23

28,3

9

11,1

10

12,3

14

17,2

17

20,9

7

8,6

1

1,2

81

11

И-в М.

34

47,8

5

7,04

4

5,6

7

9,8

10

14,08

9

12,6

2

2,8

71

12

Т-в С.

36

53,7

3

4,4

1

1,4

7

10,4

14

20,8

4

5,9

2

2,9

67

Χ

Среднеарифм.

41,1

48

6,8

8

6

8

7

7

14,3

17

6,8

8

2,4

2

1,3

2

85,5

σ

Среднеквадрат.

14,5

10,8

3,5

3,8

2,7

3,3

4,2

4,5

7,3

7,9

3,1

4,1

2,1

2,5

0,6

1,2

18,4

V, %

Коэф.вар.

35

22

51,8

46,5

44

42

59

57

51

46

45,4

49

87

89

43,3

49

21

tст

Распр. Стьюд., %

0,8

0,7

4,6

3,9

5,3

4

4,5

4

2,2

1,8

4,6

3,8

12,7

10,7

20,5

12,9

0,4

R

Ранг влияния

5

8

6

6

7

6

6

7

7

9

7

7

4

4

2

3

5

Таблица 2

Эффективность технико-тактических действий по мини-футболу в процессе игровой деятельности студентов

Ф. И. О.

Передачи мяча (кол-во)

Обводка соперника (кол-во)

Удары по воротам (кол-во)

Остановка мяча (кол-во)

Отбор мяча (кол-во)

Ввод мяча из аута (кол-во)

Угловые удары (кол-во)

Удары головой (кол-во)

Всего действий (кол-во)

Эффективность (%)

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

=

1

Х-в Р.

46

10

3

2

2

9

15

3

4

1

1

81

15

96

84,3

2

О-в М.

24

7

8

6

3

3

6

3

7

1

12

1

5

2

65

23

88

73,8

3

А-в У.

27

7

5

1

1

7

2

12

4

1

52

15

67

77,6

4

Ю-в А.

24

8

4

1

6

2

1

15

6

8

1

1

55

22

77

71,4

5

Д-в Г.

61

12

10

3

12

2

24

5

3

1

110

23

133

82,7

6

Б-в А.

52

7

6

4

5

2

8

1

3

1

3

3

88

7

95

92,6

7

С-в С.

31

10

4

2

4

5

5

4

8

1

1

2

57

20

77

74

8

Р-о Г.

38

5

3

2

3

1

14

1

5

63

9

72

87,5

9

С-в Ф.

26

5

7

2

2

6

3

2

16

3

8

1

1

1

56

27

83

67,4

10

А-в Д.

19

4

4

5

4

6

9

5

11

6

7

1

55

26

81

67,9

11

И-в М.

23

11

4

1

2

2

7

8

2

9

2

48

23

71

67,6

12

Т-в С.

22

14

3

1

7

10

4

4

2

48

19

67

71,6

Χ

Среднеарифм.

33,7

7,8

5,1

3,3

2,6

4,1

5,9

1,8

11,6

3,1

6,3

1

1,8

1,7

1,3

64,8

19,1

85,5

76,5

σ

Среднеквадрат.

13,7

2,6

2,2

2

1,3

1,9

3,4

0,8

5,8

2,1

2,8

0

1,5

0,6

0,6

18,8

6,4

18,4

8,4

V, %

Коэф.вар.

41

34

44

59

52

47

57

46

50

67

45

0

85

35

43,3

29

33

21,5

11

tст

Распр. Стьюд., %

0,9

4

6,2

9,3

11,7

7,6

5,3

16,1

2,7

9,9

5,1

25

16,5

17,2

20,5

0,5

1,7

0,4

0,4

R

Ранг влияния

5

6

5

4

5

6

8

4

7

4

7

1

3

3

2

5

8

5

6


Литература:

1.                  Антропов А. И. Физическое воспитание в вузе с учетом спортивных интересов студентов и этнокультурных традиций: Автореф.дис....канд.пед.наук. — Улан-Удэ, 2006.- 23с.

2.                  Айрапетьянц Л. Р. Волейбол. / Учебник для вузов Т. ZARQALAM. 2006. — 239с.

3.                  Дзюба И. П., Шулятьев В. М. Содержание и структура учебно-тренировочного процесса студентов специализации футбол на основе соревновательной деятельности // Теория и практика физической культуры. — 2013. — № 4. — С. 15–19.

4.                  Пидкастный П. Н., Хайдаров Ж. С., Ахметов Н. К. Игра как средство активизации учебного процесса. // Советская педагогика. 1985. — № 3. — С.32

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle