Библиографическое описание:

Капустина Д. М. Мода на велосипед и её влияние на развитие женского спортивного костюма в конце XIX — начале XX в. // Молодой ученый. — 2013. — №7. — С. 459-462.

История велосипеда — процесс превращения игрушки в индивидуальное средство передвижения. Интерес общества к нему пульсировал от всеобщего увлечения, граничащего с манией до полного забвения, и наоборот, а велосипед, в свою очередь, столь же неоднократно менял моду и был решающим импульсом к созданию новых форм общественного поведения, повлекших за собой коренные реформы костюма.

На протяжении многих веков существования человечества, основным видом транспорта неизменно оставались повозки и кареты, запряжённые лошадьми.

Возникновение первых конструкций, впоследствии преобразовавшихся в современный велосипед, относится ещё к XV в. Его появление было связано с мечтами о создании транспортного средства, приводимого в движение силой человека. Однако, научные достижения в этой области были не более, чем разрозненными и лишёнными системы опытами, по продуктивности своих достижений сравнимые с поисками алхимиками философского камня.

Первым настоящим прародителем велосипеда можно назвать дрезину — изобретенное в 1815 г. приспособление для езды состояло из двух тележных колес одинакового размера и перекладины с примитивным сиденьем и рулём. Её создателем был менгейский лесничий барона К. Драйза, по имени которого и было названо изобретение. Езда на таком несовершенном механизме была крайне трудоёмкой и неудобной — ездоку приходилось попросту отталкиваться ногами от земли. По своему существу, все виды так называемых «дрезин» были самокатами.

После первой волны увлечения велосипедом как игрушкой, начиная с 20–х гг. XIX в. отмечается спад интереса и практическое исчезновение какого–либо рода упоминаний о нём вплоть до 70–х гг. Второе «рождение» велосипеда было связано с сконструированным энтузиастами в середине 60–х гг. педальным приводом. Изобретение сразу привело к изменению облика всего механизма — переднее колесо, на оси которого были установлены педали, начало неудержимо расти и к 1870–м гг. достигло своего максимального размера. Появились знаменитые велосипеды–пауки (рис.1)

Рис. 1.

Окончательный облик велосипеда в его современном виде сложился в период между 1870–90–ми гг. Вместе с этим были заложены и основные направления применения: исключительно транспортное, досуговое и спортивное.

В 1890–х гг. мир вошёл под «знаком велосипеда». Вчерашние «костотрясы» стали удобной, относительно безопасной и массовой машиной. Отсутствие конкуренции со стороны ещё редких тогда автомобилей, не всегда достаточно удобные для длительных пеших прогулок дороги и, одновременно с этим, признание медиками прекрасного профилактического воздействия на организм и даже лечебных свойств езды, вывели велосипед в первые ряды технических новинок. Тут же стали возникать специальные периодические издания, которые наперебой писали о чудесном избавлении при помощи велосипедных прогулок от множества недугов, включая широко распространённые в то время неврозы, туберкулез и «немощь бледную». «Предписания врачей», постоянно упоминавшиеся в хвалебных статьях, посвящённых новомодному транспорту, ещё более способствовали появлению разнообразных клубов и обществ, объединявших людей под знаком преданности велосипеду.

После своего триумфального возвращения в 1870–х гг, велосипед некоторое время всё ещё был роскошью и катание на нём рассматривалось практически исключительно, как увеселение, нежели, как спорт. Многим казалось, что сам процесс езды на велосипеде безнравственен и не эстетичен. Однако, время шло, общественные взгляды, пускай и медленно, но все же претерпевали изменения. Постепенно велосипед сделался «средством сообщения» и вполне разумно, что женщины наравне с мужчинами прибегли к этому способу передвижения и, соответственно, были вынуждены перейти к более подходящей одежде. Женщина, не прибегающая к помощи велосипеда, не могла понять этого; она насмехалась и издевалась; но неумолимый прогресс был глух к любого рода насмешкам и женский велосипедный костюм пробил себе дорогу. И только когда женщины низших и средних слоев усвоили себе этот новый костюм для велосипедного спорта — тогда к нему пришли и дамы высших слоев.

По меткому выражению Э. Гиль «Женщина въехала в ХХ в. на велосипеде», а к 1910-м гг. никто уже не мог сказать, чем езда на велосипеде менее прилична и менее подходит женщине, чем езда верхом. В 1911 г. в популярном «Руководстве кройки и шитья» в разделе «Как одеваться со вкусом» писали: «Юбки, за исключением юбок для амазонок, делаются короче обыкновенных, так как они не должны мешать свободе движения при ходьбе, катании на коньках или езде на велосипеде» [13, с. 322].

Образ жизни женщины становился все более связан с приобщением к спортивным занятиям: плавание, фехтование, теннис и, конечно, езда на велосипеде. Такие увлечения требовали создания совершенно новых, специальных костюмов, так как прежде не существовало необходимости в удобной и практичной одежде. Если в теннис ещё играли в платьях, то для езды на велосипеде, где конная амазонка была уже не пригодна, предлагался совершенно революционный подход в одежде. Неожиданно, этот вид транспорта и возникшие вместе с его развитием, потребности, стали прямым и весьма действенным орудием женской эмансипации в конце XIX — начале XX в. Почти все историки моды сходятся во мнении, что ничто так не преобразило женский костюм, как велосипед. С 1892 г. модные журналы начинают рекламировать «велосипедные костюмы», а уже рубеж веков становится временем его полноценного развития.

В то время существовало несколько типов женского костюма для велосипедной езды. Более консервативным и приемлемым типом одежды считалась так называемая «велосипедная юбка». Она представляла собой в некотором роде панталоны, закрытые складками (рис. 2).

Рис 2.

Однако своей революционностью и широким резонансом в обществе женский наряд для велосипедной езды обязан был вовсе не юбке, а совершенно новому конструктивному и функциональному элементу костюма — шароварам–блумерсам. Такие шаровары или, как их ещё называли, «велосипедные панталоны» полностью заменяли собою юбку, хотя их владелица куда больше рисковала оказаться в центре всеобщего внимания, причём отнюдь не всегда положительного. Верх панталон собирался у талии в складки и прикреплялся к поясу или кушаку, а низ стягивался резинкой или тесемочкой по ноге.

Образ разделённой на две штанины юбки проник в Европу из передовой Америки — первые путешествия на Запад продемонстрировали необходимость преобразования женского костюма, который был бы приемлем для трудностей путешествий в колясках. Около 1850–х гг. американка Амелия Блумер из Огайо предложила костюм с мешковатыми шароварами до щиколотки и свободной туникой до колен, одетой поверх них (рис. 3).

Рис. 3

Консервативное общество резко критически отозвалось на предложение мисс Блумер — костюм высмеивался в газетах и в песенках, обращённых к немногочисленным либерально настроенным леди, носившим брюки. В 1860–х гг. другая американка, Мэри Джонс, снова предложила шаровары с блузкой «а ля Гарибальди», но костюм вызвал такую же бурную реакцию и Джонс была вынуждена пойти на попятную, посоветовав надевать поверх шаровар кринолин, что, в сущности, свело всю уникальность и функциональную практичность наряда на «нет».

Попытка ввести шаровары в повседневный женский костюм была встречена твердым неприятием. Даже в связи с приобретающим широкое распространение активным образом жизни и модой на спорт, женщины не торопились отказываться от затрудняющих движения длинных юбок. Тем не менее, уже к началу столетия костюм, предназначавшийся исключительно для велосипеда, сформировался вполне в целостном виде и состоял из короткого жакета, надетого поверх рубашки мужского покроя, широких шаровар–блумеров (рис. 4).

Рис. 4

Joupe-culotte (или дамские шаровары) встретили открытую вражду с первого дня своего существования. Такие костюмы для езды на велосипеде первоначально привлекали к себе внимание остроумных карикатуристов и возмущение критиков. Осмеяние этой моды приводило даже к публичным сборищам, а театральная дирекция была вынуждена запрещать модницам, носившим брюки, входить в зрительный зал, т. к. такая дама отвлекала своим видом все внимание зрителей от сцены.

Не только законы, правила, но даже сословные предубеждения и другие мелкие понятия о сословных атрибутах проходят через тысячелетия от одного поколения к другому. Предубеждение против носящих брюки или шаровары женщин, как прежде, так и в начале ХХ в. было достаточно сильно. В нём частично сказывалось представление о том, что шаровары являлись атрибутом господствующего мужского пола. При этом, можно смело утверждать, что такими понятиями руководствовались в своих предубеждениях не только мужчины, но и большинство женщин.

Однако, постепенное, но настойчивое проникновение брюк и шаровар в женский костюм вызывало разные реакции у современников. Современник этого процесса Евгений Исолани в своей книге «Дама в шароварах» пишет: «Сами по себе шаровары являются вполне применимым для женского пола платьем; [...] очень легко доказать это положение тем простым фактом, что уже несколько столетий женщины цивилизованных стран пользуются шароварами, в качестве нижнего белья» [6, с. 162]. А благодаря моде на велосипед возникла целая индустрия, способная удовлетворить и даже предвосхитить желания потребителей.

Таким образом можно заключить, что появление моды на велосипеды способствовало кардинальным изменениям в области не только активного отдыха, но и костюма.

Рубеж веков был временем, когда в сознание людей постепенно проникла и стала закрепляться мысль, что и верхние женские шаровары не должны казаться антиженственными. Следует отметить, что симптомы движения за укоренение и, в конечном счете, признание правомерности положения штанов в женском гардеробе уже ясно читаются к концу первого десятилетия ХХ в. Уже тогда люди понимали, что движение прогресса остановить невозможно и как упорны не были бы попытки «законсервировать» костюм, в конечном счёте новые, подчас, революционные формы постепенно войдут в обиход, станут привычными, а затем сменятся ещё более модернистскими, тем самым продолжая бесконечный цикл развития моды.

Литература:

1.                  Антонов Р. «Велосипед ещё изобретается» // Декоративное искусство СССР. — 1981, № 4 — С. 23–26

2.                  Дамская мода, 1863–1884: [альбом / ред.-сост.: А. Пантелеева; авт. Текста Н.Зубов]. — М.: Белый город, 2012. — 119 с.

3.                  Два века британской моды. Из собрания Музея Виктории и Альберта, Лондон: [каталог выставки, Москва, Музей Московского Кремля, 3 сент.-16 нояб. 2008 г.] — М.: Музей Московского Кремля, 2008. — 216 с.

4.                  Дзеконьска-Козловска А. Женская мода ХХ в. — М., 1977. — 262 с.

5.                  Императорские велосипеды: [книга-альбом] / [авт. Текста Н. В. Вернова]. — СПб: Абрис, 2005. — 32 с.

6.                  Исолани Евгений. Дама в штанах. Очерки по истории эволюции женского платья. Пер. с нем. с предисловием В. Мюрида, под ред. В.Серова. Киев: Южно-Русское Книгоиздательство «Ф. А. Иогансон». 1912–175 с.

7.                  История моды с XVII по XX века [Текст]: коллекция Института музей Киото: [в 2 т.] / [авт. текста Акико Фукай и др.]. — М.: Арт-Родник, 2008 (в пер.). Т. 1: XVIII и XIX века. — 2008. — С. 720

8.                  Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды. — Прага: Артия, 1987. — 608 с.

9.                  Мерцалова М. Н. Костюм разных времён и народов. В 4 т. / М. Н. Мерцалова. Т. 3 и 4. — М.: Академия Моды, 2001. — 576 с.

10.              Мода XVIII-XX вв. [Текст] / Киотский ин-т костюма; [пер. с англ. Е. Е. Сырневой]. — М.: АСТ: Астрель, 2008. — 190 c.

11.              Новое время. 1901. № 1 (январь).

12.              От конки до трамвая: Из истории петербургского транспорта. — СПб.; М., 1993. — с.

13.              Ошин Ю. Э. Руководство кройки и шитья. Для заочного обучения и как настольная книга для каждой семьи. Репринтное издание. Доп. тираж. Том 1. — М.: Лаватера, 2009. — 200 с.

14.              Ошин Ю. Э. Руководство кройки и шитья. Для заочного обучения и как настольная книга для каждой семьи. Репринтное издание. Доп. тираж. Том 2. — М.: Лаватера, 2009. — 200 с.

15.              Романовская М. Б. История костюма и гендерные сюжеты моды [Текст]: [история костюма со времён Французской революции до нащих дней] / М. Б. Романовская. — СПб.: Алетейя, 2010. — 442 с.

16.              Санкт-Петербург около 1903 года. Грани столетий. Альбом. / Автор-сост. Н.С, Воинова. Г. Ю. Ершов. — СПб., 2000. (выпущен к одноименной выставке в Невской куртине Петропавловской крепости ГМИСПб).

17.              Шишмарёва В. В., Штейн К. Ф. Альбом чертежей к курсу кройки. Составлен по французскому покрою В. В. Шишмарёвой 1895, 1904 г.г.; Полное руководство кройки дамских платьев по универсальной методике К. Ф. Штейна, 1896 г. Репринтное издание. — М.: Лаватера, 2011. — 182 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle