Библиографическое описание:

Жоголь Т. В. Функционирование системы подготовки банковских служащих среднего звена в Республике Беларусь // Молодой ученый. — 2013. — №7. — С. 172-174.

В период трансформационных воздействий на все без исключения части системы профессионального образования, учреждения среднего специального образования также прошли период адаптации к новым рыночным условиям, пластично перестраиваясь сообразно своим финансовым возможностям в соответствии с требованиями учреждений высшего образования с одной стороны и одновременно спросом абитуриентов на образовательные услуги средней квалификации — с другой.

Одной из особенностей среднего специального образования (ССО) является его роль промежуточного этапа на пути непрерывного образования — между общим средним образованием (или профессионально-техническим) и высшим — для существенного объёма обучающихся. Ещё больший объём через этот этап «перешагивает», направляясь прямиком из общеобразовательной школы в вуз. Однако сильная степень интегрированности с высшей школой характеризует ССО как существенный элемент профессионального образования. Его наличие позволяет индивиду практически в любой момент времени приступить к повышению своего образовательного уровня в вузе, уже обладая практическими навыками по избранной профессии и местом работы.

Учреждениям среднего специального образования, осуществляющим подготовку кадров для банков, также присуще некоторое разнообразие форм собственности, большая численность учреждений образования в купе с их филиалами и некоторые другие, общие с высшей школой черты. Характеристиками, особенно аналогизирующими ССО с высшей школой и, тем не менее, определяющими собственный дальнейший путь развития, по нашему мнению, являются:

-                   рассредоточенность учреждений ССО по территории республики (банковской специальностью среднего уровня квалификации можно овладеть практически в любом регионе Беларуси, в настоящее время лишь за исключением Брестской области);

-                   возможность интеграции в едином образовательном процессе с учреждениями образования более высокого порядка;

-                   существующий до сих пор разрыв информационного характера, не позволяющий полностью согласовать количественные и качественные требования банковских структур с процессом образования;

-                   более тесная, чем у высшей школы, связь с организациями — будущими работодателями, что в части банковской системы выражается в большей степени трудоустройства в сравнении с выпусками вузов;

-                   стремление к переориентации на потребности абитуриентов, а не рынка труда, что, по сути, является признанием преобладания спроса над предложением образовательных услуг [1–3];

-                   в продолжение предыдущего утверждения: предоставление абитуриентам возможности получить интересующую специальность экономического профиля, как наиболее пользующуюся спросом — но на платной основе;

-                   полное отсутствие маркетинговых исследований рынка труда в части среднего профессионального образования (равно как и в отдельно взятой банковской системе) и его мониторинга как института, что не позволяет с достаточной степенью точности определить направления развития данного сектора образовательных услуг.

Крайне мало исследований затрагивают область профессионального образования уровнем ниже высшей школы. В известных нам работах упор был сделан на теоретико-методологический характер и связанный с ним управленческий аспект среднего профессионального образования в российских условиях регионализации. Путихин Ю. Е. (1998) [4], проанализировав особенности функционирования системы профессионального образования, разработал методологическое обеспечение установления равновесия между рыночным спросом и предложением выпускников средних профессиональных учреждений образования экономического профиля и управления процессом оказания услуг в данном секторе образования, а также механизм работы системы непрерывного обучения экономических кадров. Данная работа в основном посвящена оценке различных вариантов финансирования средних профессиональных образовательных услуг, поиску путей управления ими с учётом принципов и характеристик системы как категории.

В работе Анисимова П. Ф. (1998) [5] также обоснована система маркетинга и мониторинга региональных систем среднего профессионального образования, проанализированы процессы регионализации среднего профессионального образования и подходы к управлению ими, финансово-экономическое обеспечение региональных систем среднего профессионального образования. Интерес для нас представляет характеристика автором программно-целевого метода как действенного способа управления процессами регионализации деятельности среднего профессионального образования, позволяющего соединить интересы отдельных активно действующих агентов системы образования, особенно самих образовательных учреждений, обладающих академической и хозяйственно-финансовой автономиями, для реализации общерегиональных целей развития.

Однако, в этих работах вопрос обеспеченности кадрами сектора экономки, соответствующего профилю учреждения образования, так и не был решён.

Банковская деятельность в современном нам виде является для экономики достаточно новой, к тому же быстро меняющейся. Видимо по этой причине у банков ещё не нашлось достаточно времени для сколь-нибудь конкретизированного формирования так называемого околобанковского пространства, к которому мы относим учреждения образования. Часть системы профессионального образования, которая занимается подготовкой банковских кадров, в свою очередь, еще недостаточно хорошо прониклась состоянием банковской системы, чтобы с теоретической точки зрения определить возможные тенденции и предлагать в соответствии с ними кадровые усовершенствования. Для того, чтобы узнать, кто нужен банкам сегодня и понадобится завтра необходима чётко сформулированная маркетинговая стратегия системы профессионального образования. Изначально именно банки должны определиться с портретом должностного лица по определённому кругу обязанностей.

Неясность целевых ориентиров деятельности белорусских учреждений образования, на которые возложены функции банковских школ, их слабая включенность в осуществление кадровой политики Национального и коммерческих банков, неопределенность их потребностей в специалистах среднего звена еще больше обостряют необходимость активно развивать ранее накопленные конкурентные преимущества, особенно на фоне волнообразно изменяющихся показателей востребованности / выпуска специалистов экономического профиля (таблица 1):

Таблица 1

Показатели приёма, выпуска и численности учащихся в учреждениях среднего специального образования экономики и права (гос. ссузы, тыс. чел.)

1990

1995

2000

2003

2004

2005

2006

2007

Принято

5,6

5,8

7,9

6,6

6,5

6,0

5,5

5,7

Численность учащихся

13,8

14,7

19,6

18,6

18,7

17,6

16,5

15,8

Выпуск специалистов

5,9

5,2

6,7

5,2

5,7

6,5

5,8

5,1

Примечание 1 — Источник [6].

Примечание 2 — В статистической отчётности с 2008г. отраслевая специализация экономики и права вошла в состав укрупнённого профиля образования «Коммуникации. Право. Экономика. Управление. Экономика и организация производства» [6].

Без становления банковских школ в качестве экономически самостоятельных, инновационных образовательных учреждений, поддерживающих высокие качественные стандарты банковского образования в условиях динамичного и конкурентного рынка образовательных услуг невозможна результативная интеграция процесса практической подготовки банковского специалиста с реальной банковской деятельностью. Именно организационные структуры-реципиенты вновь созданной рабочей силы должны быть первичными в отношении определения основных направленностей её подготовки. В российском банковском секторе, например, в последние годы по-прежнему  прогнозируется рост спроса на банковских сотрудников, занятых в сфере розничного бизнеса, сотрудников для филиалов, дополнительных и кредитно-кассовых офисов, операционных касс, — предвидится рост спроса на банковских служащих [7], то есть работников именно среднего уровня квалификации.

В белорусских условиях, несмотря на обильное производство вузами кадров с банковскими специальностями и волны «паломничества» за дипломами о высшем образовании со стороны банковских служащих, несомненно, должна сохраниться диверсификация образования в разрезе уровней, поскольку порой неэффективное использование выпускников высшей школы (например, на рабочем месте кассира, что наблюдается в банках далеко не редко), а также несоответствие практических навыков молодого выпускника вуза и служащего от скамьи колледжа (где практическая подготовка априори гораздо сильнее) заставляет искать методы оптимизации образовательной структуры персонала. Подходы могут быть самые разные: аттестация выпускника, получившего диплом, на рабочем месте; взвешенный расчёт необходимой доли персонала с высшим образованием и его целесообразное размещение (минуя должности, которые требуют лишь навыков исполнения, а не анализа); поиск или создание иных резервов роста сотрудников, не связанных с объёмными временными и финансовыми затратами, как в случае с обучением в вузе, которое носит большей частью теоретический уклон, и имеет неясный характер применения на практике и эффективного приложения в дальнейшем.

Литература:

1. Жоголь, Т. В. Роль социального аспекта в системе подготовки банковских специалистов / Т. В. Жоголь // Развитие банковского сектора экономики и совершенствование подготовки банковских специалистов: Материалы Международной научно-методической конференции, Пинск, 13–15 окт. 2004г. / Пинский гос. высш. банк. колл. НБ РБ. — Пинск, 2004. — С. 106–107.

2. Жоголь, Т. В. Кадры. Какими они себя видят / Т. В. Жоголь // Экономика и управление. — 2006. — № 2. — С. 70–73.

3. Жоголь, Т. В. Проблемы и перспективы подготовки банковских кадров в Республике Беларусь / Т. В. Жоголь // Труды Минского института управления. — 2006. — № 2 (4). — С.130–135.

4. Путихин, Ю. Е. Управление системой средней профессиональной подготовки экономических кадров: Дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / Ю. Е. Путихин. — С.-Петербург, 1998. — 183 с.

5. Анисимов, П. Ф. Формирование региональных систем среднего профессионального образования (организационно-управленческий аспект): Дис … канд. экон. наук: 08.00.05 / П. Ф. Анисимов. — Москва, 1998. — 196 с.

6. Статистический ежегодник Республики Беларусь. 2009 — Национальный статистический комитет Республики Беларусь. — Минск, 2009. — 560 с.

7. Бум на рынке банковских кадров // Московская финансово-промышленная академия (МФПА) [Электронный ресурс]. — 2009. — Режим доступа: http://www.mifp.ru/cei/research/6_research.pdf — Дата доступа: 22.07.2009.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle