Библиографическое описание:

Маковеев М. А. Развитие регионального туризма. Туризм на Кольском полуострове // Молодой ученый. — 2013. — №7. — С. 207-210.

На современном этапе развития общества туризм представляет собой комплексное и многоаспектное явление. Определение туризма складывается под влиянием различных отраслей знаний и практической деятельности человека (экономики, социологии, права, географии, медицины и др.), рассматривается с разных сторон человеческого бытия.

Сложность рассмотрения туристских ресурсов обусловлена неоднозначным подходом к определению данного понятия. В отечественной теории и практике изучения и организации туристской деятельности длительное время преобладал рекреационно-географический подход, а развитие туризма было объектом изучения рекреационной географии. Данная «наследственность» наложила отпечаток на формирование терминологического аппарата в области туризма, в т. ч. и на определение туристских ресурсов.

Систематизированная научная работа по вопросам размещения рекреационных ресурсов и туристских потоков была начата в 70-е года прошлого столетия, этим вопросам были посвящены работы ведущих советских географов и экономистов.

Первые определения рекреационных ресурсов были сформулированы на основе базисной модели рекреационной системы, разработанной коллективом Института географии Академии наук под руководством В. С. Преображенского. Ресурсы трактовались в природно-географическом аспекте, и их изучение сводилось к оценке природно-ландшафтной среды отдыха.

Причем на начальных этапах исследований этого объекта встречаются работы, в которых в качестве ресурсов рассматриваются только природные компоненты. Однако в реальной действительности в качестве природных рекреационных ресурсов выступают, как правило, не отдельные их виды, а территориальное сочетание природных компонентов и климатических условий, необходимых для организации рекреационной деятельности.

В последствие природно-географические аспекты рекреации были дополнены за счет междисциплинарных исследований, что позволило перейти к природно-социальному пониманию (восприятию) рекреационных ресурсов. К природно-ландшафтной среде отдыха добавились комфортабельность условий, привлекательность культурно-исторических, развлекательно-досуговых и иных объектов рекреационной деятельности.

Рост туристской активности населения, вовлечение в оборот новых природных и других туристских ресурсов обусловили переход в 1980-х годах к системному изучению рекреационно-туристской деятельности с учетом технико-экономических параметров. Географический аспект исследований все больше начал переплетаться с социологическим и экономическим. В данных условиях рекреационные ресурсы рассматриваются с точки зрения благоприятных свойств во времени и пространстве, т. е. учитывается не только их функциональная комфортность (пригодность для организации рекреационной деятельности), но и временная и территориальная комфортности. Временная комфортность отражает продолжительность функциональных комфортных условий, а территориальная — размер территории с благоприятными для рекреации свойствами. Определение рекреационных ресурсов в данном аспекте представлено в монографии Н. С. Мироненко, М.Бочварова (1986): «это территориальные сочетания природных компонентов с функциональной, временной и территориальной комфортностью для рекреационной деятельности».

Рекреационные ресурсы все в большей степени характеризуются не только количественно-качественными показателями территориальных объектов и условий, а такими параметрами как рекреационная емкость и оптимальный уровень рекреационных нагрузок. Данные параметры отражают взаимосвязь между рекреационными ресурсами и потоками отдыхающих (в т. ч. туристов), и используются при рекреационном планировании и районировании, оценке эффективности рекреационных ресурсов. В это же время, когда туризм становится значительной составляющей рекреационной деятельности, в качестве элемента ресурсной рекреационной базы рассматривается еще один компонент — ресурсы жизнеобеспечения.

Северная Европа — это мягкий климат, чистая природа, это рыбалка и охота, спорт и приключения, отдых и бизнес. На севере Европы можно получить заряд адреналина, оставаясь при этом в полной безопасности.

Кольский полуостров — уникальная по своим природным данным территория, аналогов которой нет. Это настоящий рай для туристов, съезжающихся сюда со всех концов света, и Кольский полуостров может удовлетворить вкусы даже самого требовательного клиента. Живописный и разнообразный характер ландшафта, разнообразие типов рыб, птиц и зверей создают неповторимую окружающую атмосферу.

Кольский полуостров является одним из интереснейших объектов международного туризма. В центральной его части сохранена в первозданном виде дикая природа, и именно это делает наш край одним из самых привлекательных регионов для путешествий, поэтому опыт скандинавских стран, расположенных по соседству, и успешно использующих интерес к северной природе, заставляет взглянуть на туристский бизнес как на один из самых перспективных.

Именно поэтому большинство туристических компаний Кольского полуострова продвигают и реализует через агентскую сеть свои собственные туристические продукты — регулярные групповые рыболовные и экологические туры на Кольский полуостров. Лососевая рыбалка является очень частым увлечением людей с заработком выше среднего, эти люди зачастую ищут экстремальные ощущения, дикую безлюдную природу, что бы отдохнуть от городской суеты, и незабываемые впечатления. Что как не рыбалка на реках Мурманской области может дать все эти ощущения.

На самых крупных реках Кольского полуострова более 10 лет осуществляются рыболовные программы для рыболовов — нахлыстовиков. За летний сезон количество туристов составило 1460 человек из 38 стран мира со средним сроком пребывания 7 дней.

Рыболовные туры осуществляют следующие компании:

-          ЗАО «Северные реки» (осуществляет деятельность в Североморском районе, на реках Рында, Харловка, Восточная Лица);

-          ОАО «Мурмансктурист» (осуществляет деятельность на реке Йоканьга и ее притоках Йоканьга — Сухая, Золотая, Семужья и др. в Ловозерском районе);

-          ЗАО «Варзина» (осуществляет прием туристов на реках Варзина, Дроздовка, Пумбовка, в Ловозерском районе);

-          ЗАО «Река Поной» (осуществляет свою деятельность на одной из самых крупных и протяженных рек Кольского полуострова — Поное, которая расположена в Ловозерском районе);

-          ООО «Кольские путешествия» (данная компания с этого года будет принимать туристов в рыболовном лагере, расположенном на реке Кола в Кольском районе);

-          Рыболовецкий колхоз «Всходы коммунизма» (осуществляет прием туристов на реках Терского района: Умба, Варзуга, Стрельна, Чапаша, Чаваньга и др.).

Принцип организации и основные черты деятельности всех этих компаний приблизительно схожий:

-          созданы при частичном или полном участии иностранных инвестиций;

-          компания, формирующая и продающая турпродукт, находится за границей;

-          туристические лагеря расположены на берегах рек и доставка осуществляется вертолетами (реже автотранспортом);

-          клиентами являются иностранные граждане приблизительно на 98 %;

-          стоимость путевки исчисляется в тысячах долларов;

-          обслуживающий персонал на 50–60 % состоит из иностранцев;

-          рыболовный сезон длится 2–3 летних месяца.

Таким образом, всего 7 туристических компаний занимают рынок спортивного рыболовства на 96 %(не исключена вероятность нахождения на рынке новичков).

Данный фактор является единственным, позволяющим оценить долю рынка конкурентов, так как объем доходов и количество приезжающих туристов не является общедоступной информацией. Это обусловлено высокой степенью конкурентной борьбы на рынке спортивного рыболовства Мурманской области.

Услуги, предоставляемые конкурентами также аналогичны между собой, как и остальные принципы деятельности:

-          встреча в аэропорту, транспортировка и размещение туристов в лагерях;

-          обеспечение разрешениями на рыбалку;

-          питание и доставка туристов к места лова;

-          предоставление гида-переводчика по рыбной ловли на одного или двух клиентов;

-          отправка туристов.

Ценовая политика всех конкурентов различна, т. к. каждая компания нацелена на свой сегмент потребителей (географическое положение, социальный статус, уровень доходов). Разница в цене на услуги у конкурентов также связана с уровнем профессионализма обслуживающего персонала. Не все конкурентные компании выдвигают к своим работникам требования, связанные с осуществлением деятельности по своей профессиональной квалификации.

Поэтому можно выделить всего несколько, но самых важных, пунктов, в которых заключается различие в конкурентных позициях компаний, занимающихся спортивным рыболовством:

-          уровень обслуживания туристов;

-          репутация учредительной компании;

-          профессиональная подготовка персонала.

В качестве доказательства конкурентоспособности фирмы был проведен сравнительный анализ количества туристов относительно цены (см. таблицу 1).

Таблица 1

Сравнительный анализ количества туристов относительно цены

Год

Количество туристов

Стоимость в у. е.

2008

35

3000

2009

60

3200

2010

80

3700

2011

102

4100

2012

312

4300

Данная таблица показывает, что цены на спортивное рыболовство возрастают с каждым годом.

Проектирование турпродукта предусматривает два этапа:

1)                                         проектирование каждого тура, включаемого в услугу «туристское путешествие», в соответствии с программой обслуживания туристов;

2)                                         проектирование услуги «туристское путешествие» в целом.

При проектировании услуги по запросам туриста необходимо учитывать возможности предприятия — исполнителя услуги. Краткое описание услуги «туристское путешествие» составляется на основе изучения потребностей и платежеспособности населения, спроса на виды туристских путешествий, а также на основе изучения возможностей рекреационных ресурсов в конкретном районе. Оно конкретизируется в проекте программы обслуживания туристов.

Включение туризма в рыночные отношения потребовало изучения системы организационных, экономических, социальных аспектов хозяйственного механизма управления туристскими ресурсами, проблем государственного и регионального регулирования, а также обусловило необходимость исследования специфических особенностей туристских ресурсов. Один из методологических вопросов состоит в выявлении критериев «перевода» факторов в туристские ресурсы.

Возможность формирования туристского предложения определяется составом, количественными и качественными характеристиками туристских ресурсов; а индивидуальность региона проявляется, в том числе, и разнообразием ресурсов по составу.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle