Библиографическое описание:

Фещенко Т. С. К вопросу о понятии «методическая система» // Молодой ученый. — 2013. — №7. — С. 432-435.

В статье анализируются различные походы к трактовке понятия «методическая система» в контексте развития современного образования и постдипломной подготовки учителя.

Ключевые слова:методическая система, проектирование методической системы, современное образование, эффективное обучение

Характерной особенностью развития образования в настоящее время можно назвать системный подход ко всем сферам этой области человеческой деятельности. Так, например, новые общеобразовательные стандарты ориентируют учителя на системно-деятельностный подход в обучении. Это означает, что результаты обучения (личностные, познавательные и метапредметные) должны достигаться в комплексе, в неразрывной и взаимообусловленной связи на основе формирования универсальных учебных действий. Каждый учитель стремится создать и реализовать на практике свою методическую систему, главная цель которой обеспечить развитие участников образовательного процесса. В связи с этим, следует отметить, что целесообразно выстроить методическую систему подготовки учителя в постдипломный период его образования (как формального, так и информального). Такая система должна учитывать социальный контекст развития общества и сферы образования с одной стороны, а с другой — обеспечивать формирование ценностного отношения учителя к непрерывному образованию и постоянному пополнению дефицита знаний, возникающего в быстро меняющемся мире.

Проводя исследование, связанное с построением методической системы подготовки учителя физики — выпускника технического вуза в рамках его постдипломного образования, мы проанализировали понятие «методическая система» с целью построения ее адекватной модели.

Понятие «методическая система» (МС) рассматривалось многими исследователями, которые предлагали свое видение этой категории педагогической науки. Так, например, С. В. Казакова [1] подчеркивает, что данное понятие трактуется в науке по-разному: как концепция (М. В. Рыжаков), образовательная модель взаимосвязанных компонентов (В. М. Жучков), совокупность взаимосвязанных компонентов (С. И. Архангельский, Н. В. Кузьмина, А. М. Пышкало), сложное динамическое образование (Г. Г. Хамов), система обучения какому-либо предмету (Н. Н. Лобанова) и т. д.

Интересным с нашей точки зрения является исследование Н. А. Черниковой [2], в работе которой анализируются определения, предложенные А. М. Пышкало, Г. И. Саранцевым, А. В. Могилевым, С. И. Архангельским, А. М. Новиковым и др.

Различные подходы к определению понятия «МС», систематизированные нами [1], приведены в табл. 1.

Таблица 1

Основные подходы к определению понятия МС

Автор

Варианты определений (фрагменты)

Дидактический подход

1.

 Л. В. Занков [3]

Это система, в которой направляющую и регулирующую роль в организации образовательной системы выполняют дидактические принципы. Но уровень действенности дидактических принципов достаточно абстрактен, он отвлечен от реальной повседневной деятельности учителя. Только благодаря методике обучения цель системы и ее

дидактические принципы реализуются в каждодневной деятельности учителя и учении школьников. Типические свойства МС связаны с дидактическими принципами и их реализацией. Важнейшие принципы: многогранность, процессуальность, системность, функциональный подход, коллизии (столкновение старого понимания вещей с новым научным взглядом на их сущность, практического опыта с его теоретическим осмыслением, которое зачастую противоречит прежним представлениям), вариантность

Модельный подход

2.

В. М. Жучков [4]

Это информационная модель, в которой представлены и описаны все взаимосвязанные элементы и сформулированы требования к организации процесса обучения.

Функциональный подход

3.

А. М. Пышкало [5], Н. В. Кузьмина [6], А. И. Архангельский [7] и др.

Структура, компонентами которой являются цели обучения, содержание обучения, методы обучения, формы и средства обучения. Все составляющие методической системы обучения выступают в столь тесной взаимосвязи, что всякое изменение одного из них влечет за собой изменение других составляющих и всей системы в целом

Подход, ориентированный на результат

4.

В. Г. Крысько [8]

Это совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных методов, форм и средств обучения, планирования и организации, контроля, анализа, корректирования учебного процесса, направленных на повышения эффективности обучения

Деятельностный подход

5.

В. И. Загвязинский [9]

«… любые образовательные концепции и системы требуют для своей реализации определённой системы действий. Если эта система достаточно вариативна и гибка, её чаще называют методической…», в противном случае такая система приобретает форму педагогической технологии.

Личностно-ориентированный подход

6.

Г. И. Саранцев [10]

В центре внимания — ученик, его саморазвитие, поэтому ныне к исходным положениям, определяющим специфику методической системы обучения структуру личности, закономерности ее развития» Т. е. к элементам функциональной модели МС добавляются результаты обучения и индивидуальность учащегося

Функционально-деятельностный подход

7.

А. М. Новиков [11]

 Основан на глубоком анализе звена процесса обучения в МС и определении основных требований к характеристикам этого процесса:

— представление в единстве как содержательных, так и деятельностных характеристик обучения;

−отражение одновременно деятельности преподавателя и учащихся в их динамическом взаимодействии;

− представление основного функционального взаимодействия преподавателя и учащихся как управления со стороны преподавателя непосредственно или опосредованно деятельностью учащихся

Концептуальный подход

8.

М. В. Рыжаков [12–15]

Модель МС обучения объединяет целевой, содержательный и процессуальный компоненты с учетом интеграции фундаментальных, профессионально направленных и информационных знаний и умений в различных областях профессиональной деятельности. В основе концепции — рассмотрение информационной безопасности, как нового теоретического знания, обеспечивающим разрешение противоречий, возникших на современном этапе развития образования.

Методическая система обучения может быть доведена до уровня методик и методических рекомендаций и реализована при построении учебного процесса

9

Г. Г. Хамов [16]

Сложное динамическое образование

Социальный подход

10

А. В. Могилев [17]

М.С. должна учитывать социальный контекст развития образования, в частности его информатизации, с соответствующей коррекцией и кардинальным переосмыслением целей, содержания, форм и методов обучения на современном уровне

Предметный подход

11.

 Е. Н. Лобанова [18]

Система обучения какому-либо предмету

Итак, из таблицы следует, что трактовка понятия МС, многообразна. Проектируя методическую систему, мы полагали, что это должна быть открытая, динамично развивающаяся система, откликающаяся на все изменения в образовании и адекватно отражающая эти изменения при подготовке учителя к работе в новых условиях. Такая система должна стать действенным инструментом формирования компетенций учителя современной школы, что в свою очередь будет способствовать достижению новых образовательных результатов школьниками при обучении физике (личностных, предметных и метапредметных).

Безусловно, модель МС должна отражать все элементы реальной методической системы. В этом смысле мы солидарны с походом № 3, представленным в таблице. Однако наиболее близкими нашему пониманию МС являются дидактический, функционально-деятельностный, и личностно-ориентированный подходы.

В качестве рабочего определения МС мы использовали такую трактовку: методическая система подготовки учителя (МСПУ) в период постдипломного образования выпускника технического вуза — это сложная, открытая динамическая система, включающая цели, содержание, методы и средства, организационные формы, ориентированная на личность учителя, обеспечивающая взаимодействие преподавателя и обучающихся на основе деятельностного подхода и учитывающая социальный контекст развития общества и образования.

Мы полагаем, что обучение только тогда эффективно, когда оно строится как методическая система.

К наиболее характерным чертам методической системы обучения можно отнести:

-          научно обоснованное планирование процесса обучения;

-          единство и взаимопроникновение теоретической и практической подготовки;

-          высокий уровень трудностей и быстрый темп изучения учебного материала;

-          максимальную активность и достаточную самостоятельность обучения;

-          сочетание индивидуальной и коллективной работы;

-          насыщенность учебного процесса техническими средствами обучения;

-          деятельностный подход.

В завершении отметим, методическая система только тогда функционирует, когда она определяется целями, задачами и содержанием обучения, если она включает планирование, контроль, анализ и корректировку учебного процесса. Все это, безусловно должно учитываться при построении любой МС.

Литература:

1.                  Казакова С. В. Реализация системного подхода к формированию аудиальной культуры учащихся начальной школы [текст]/ С. В. Казакова.//Педагогическое образование в России.-2012- № 1- С.1–7

2.                  Черникова Н. А. Система форм организации обучения в контексте методической системы обучения математике [текст] / Н. А. Черникова Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета» Выпуск 2006 ? www.omsk.edu. URL: http://www.omsk.edu/volume/2006/methodics/ [дата обращения ноябрь 2012]

3.                  Занков Л. В. Избранные педагогические труды. — 3-е изд., дополн. [текст] / Л. В. Занков — М.: Дом педагогики-1999- 608 с [С.47–52]

4.                  Жучков В. М. Теоретические основы концепции модернизации предметной области «Технология» для педагогических вузов: монография [текст]/ В. М. Жучков — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена -2001. — 246 с.

5.                  Пышкало А. М. Методическая система обучения геометрии в начальной школе: Авторский доклад по монографии «Методика обучения элементам геометрии в начальных классах», представленной на соискание … д-ра пед. наук. М.: Академия пед. наук СССР, 1975. 60 с.

6.                  Кузьмина Н. В. Понятие «педагогической системы» и критерии е? оценки // Методы системного педагогического исследования / под ред. Н. В. Кузьминой. М.: Народное образование, 2002. С. 11.

7.                  Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. 367 с.

8.                  Крысько В. Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии [текст]/. В. Г. Крысько — М.: Владос-Пресс-2001. — 368 с. [C. 322]

9.                  Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация [текст]/ В. И. Загвязинский. — М.: Академия-2001. — 192 с. [С. 95]

10.              Саранцев Г. И. Методология и методика обучения математике [текст]/ Г. И. Саранцев.-Саранск-2001–144 с. [С. 10]

11.              Новиков А. М. Профессиональное образование в России. Перспективы развития [текст]/ А. М. Новиков-М.: ИЦП НПО РАО-1997- 254 с.

12.              Рыжаков М. В. Теоретические основы разработки государственного стандарта общего среднего образования [Текст]/ дис. … д-ра пед. наук/ М. В. Рыжаков-13.00.01. М., 1999–371 с.

13.              Рыжаков М. В. Кузнецов А.А О разработке концептуальных основ федерального компонента государственных стандартов общего образования второго поколения / М. В. Рыжаков, А. А. Кузнецов [текст]// Стандарты и мониторинг в образовании. — 2005. — N2. — С. 7–12.

14.              О разработке концептуальных основ федерального компонента государственных стандартов общего образования второго поколения [Текст]: русский язык как государственный язык Российской Федерации (пример стандарта) / М. В. Рыжаков, А. А. Кузнецов // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2005. — N3. — С. 3–7. — Окончание. Начало в № 2–2005 г.

15.              Общая методология,концептуальные основы, функции и структура государственных образовательных стандартов второго поколения: Сб. научных трудов / Л. Н. Боголюбов, А. А. Журин, Т. В. Иванова, М. В. Рыжаков, И. А. Сасова; Под ред. М. В. Рыжакова. — М.: ГНУ ИСМО РАО, 2005. — 128 с. [Электронный ресурс] http://window.edu.ru/resource/619/67619/files/Сборник %20по %20стандартам %20второго %20.pdf

16.              Хамов Г. Г. Методическая система обучения алгебре и теории чисел в педагогическом вузе с точки зрения профессионально-педагогического подхода [текст]/ Г. Г. Хамов –СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена-1993. — 141 с.

17.              Могилев А. В. Развитие методической системы подготовки по информатике в педагогическом вузе в условиях информатизации образования [текст]/ Автореф. дис. … д-ра пед. наук/А. В. Могилев Воронеж: ВГПУ-1999. 39 с. [С. 3]

18.              Лобанова, Е. Н. Педагогические основы методической системы Н. Ф. Бунакова [текст]/: автореф. дис. на соиск. Учен. Степ. Канд. пед. наук: (13.00.01) /Е.Н Лобанова- Моск. Гос. Пед. ун-т. М.-2002. — 22 с.

19.              URL: Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13–00–02/dissertaciya-metodicheskaya-sistema-formirovaniya-ekologicheskoy-kultury-uchaschihsya-obscheobrazovatelnoy-shkoly#ixzz2FaetLtK0



[1] Название подходов Т.С. Фещенко (авторское)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle