Библиографическое описание:

Кощеев С. В., Боброва О. Ю. Инновационно-ориентированная подготовка персонала для сферы обслуживания // Молодой ученый. — 2013. — №7. — С. 392-394.

Встатье раскрывается сущность инновационно-ориентированной подготовки персонала для сферы обслуживания. Обосновано использования инновационных подходов к подготовке персонала.

Ключевые слова: подготовка персонала; инновационный подход; сфера обслуживания.

Введение. Динамичное развитие сферы услуг на протяжении последних десятилетий вывело ее на лидерские позиции в национальной экономике России, что соответствует современным тенденциям мирового развития. В то же время, данные позиции обязывают к поиску качественно новых возможностей для развития, в первую очередь, трудовых ресурсов, позволяющих осуществить глубокую модернизацию технологий, организационных механизмов, человеческого фактора и институтов сферы услуг, а также обеспечить утверждение в ней инновационного типа воспроизводства [3,с.28].

Обсуждение. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) установлены следующие целевые ориентиры развития системы образования: к 2012 году:

-          формирование сети научно-образовательных центров мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных инновационных проектов;

-          развитие интегрированных инновационных программ, решающих кадровые и исследовательские задачи развития инновационной экономики на основе интеграции образовательной, научной и производственной деятельности;

-          создание программ прикладного бакалавриата (не менее чем по 15 % направлений подготовки), обеспечивающих современную квалификацию специалистов массовых профессий, наиболее востребованных в сфере инновационной экономики;

-          обновление типологии образовательных программ и учреждений, структуры системы образования с учетом результатов конкурсной поддержки инновационных образовательных программ и программ развития образовательных учреждений и соответствующим нормативным закреплением (в том числе обеспечение правовой основы функционирования социокультурных образовательных комплексов, центров квалификаций, федеральных, национальных исследовательских университетов, ресурсных центров);

-          становление системы привлечения работодателей к созданию образовательных стандартов и аккредитации образовательных программ;

-          формирование национальной квалификационной структуры с учетом перспективных требований опережающего развития инновационной экономики и профессиональной мобильности граждан, обновление государственных образовательных стандартов и модернизация программ обучения всех уровней на базе квалификационных требований национальной квалификационной структуры;

-          переход на уровневые программы подготовки специалистов с учетом кредитно-модульных принципов построения образовательных программ, внедрение общеевропейского приложения к диплому о высшем образовании.

Актуальность проблемы кадрового обеспечения подчеркивается необходимостью реформирования системы образования. Вместе с тем очевидно противоречие между необходимостью многоаспектного совершенствования современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров сферы обслуживания и дефицитом обоснованных рекомендаций на этот счет. Таким образом, назрела необходимость соответствующих изменений в отечественной системе подготовки кадров сферы обслуживания [1,с.6].

При подготовке специалистов сферы обслуживания среди важнейших проблем подготовки можно выделить [2,4,7]:

-          сложность организации практического обучения;

-          ограниченный доступ к новым (инновационным) техническим средствам и технологиям;

-          отсутствие учебных пособий, отвечающих современному уровню технологий;

-          отсутствие должных теоретических и практических компетенций у будущих специалистов с точки зрения работодателя;

-          необходимость переподготовки выпускников вузов при устройстве на работу.

Это и многое другое заставляет пересмотреть методику обучения будущих специалистов сферы обслуживания, сделать переход на использование не только традиционных методов и технологий обучения, но и не традиционных.

Выходом является создание инновационных образовательных технологий в вузах и центром переподготовки с учетом запросов передовых компаний и требований быстрой адаптации специалиста к профессиональной среде. Традиционный образовательный процесс в вузе (центром переподготовки) дает обучающимся учебные знания, но привязка этих знаний к конкретной профессиональной деятельности происходит эпизодически, например, во время курсовой, преддипломной или производственной практик [6,с.274]. Ясно, что оснастить обучающегося реальными профессиональными знаниями и качествами в этих условиях довольно сложно.

Инновационное же образование ориентировано на формирование профессиональных знаний и качеств в процессе освоения инновационной динамики, например, в процессе освоения типичных инноваций через электронную хрестоматию, где представлены типичные инновации, демонстрирующие ход развития данной профессиональной сферы деятельности, собраны профессиональные задачи интегрального типа [1,с.3].

Таким образом, понятие профессионализма становится интегральным качеством обучающегося, которое он синтезировал сам в процессе своего обучения. Осознание слушателем себя как профессионала влияет на исход образовательного процесса, поскольку активизирует мотивацию саморазвития, что, в свою очередь, превращает процесс обучения в источник удовлетворения потребностей развивающейся личности.

В итоге обучающийся осуществляет реальный переход из формально-правового (обучающийся как субъект образования) в состояние фактического антропоцентризма (обучающийся — субъект собственной жизнедеятельности).

Инновационное образование выстраивает учебный процесс как движение от социальных и общекультурных знаний и умений своей профессии (от профессии к культуре) к технологическим, дающим ему понимание способов и методов решения профессиональных задач, а от них к методологическим, позволяющим отслеживать динамику изменения качества своей профессиональной деятельности (от технологии к инновационному мышлению) [5,с.168].

Инновационное мышление формируется у обучающегося, если он, во-первых, активно мотивирован в обучении, реализует требования самоменеджмента, индивидуального самоуправления для достижения амбициозных (в хорошем смысле слова) жизненных целей; во-вторых, если учебный процесс отражает полный жизненный цикл профессиональной деятельности с ее новшествами и противоречиями.

Реализация целей инновационно-ориентированной подготовки предполагает решение следующих приоритетных задач.

Первая задача — обеспечение инновационного характера базового образования, в том числе:

-          обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития, в том числе формирование интегрированных научно-образовательных структур;

-          обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений;

-          развитие вариативности образовательных программ, в том числе создание системы прикладного бакалавриата.

Вторая задача — создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, в том числе:

-          создание системы внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций;

-          создание системы поддержки потребителей услуг непрерывного профессионального образования, поддержка корпоративных программ подготовки и переподготовки профессиональных кадров;

-          создание системы поддержки организаций, предоставляющих качественные услуги непрерывного профессионального образования;

-          формирование системы непрерывного образования военнослужащих, включая переподготовку при завершении военной службы.

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что ведущими функциями инновационного обучения можно считать:

-          интенсивное развитие личности обучающегося и педагога;

-          демократизацию их совместной деятельности и общения;

-          гуманизацию учебно-воспитательного процесса;

-          ориентацию на творческое преподавание и активное учение и инициативу обучающегося в формировании себя как будущего профессионала;

-          модернизацию средств, методов, технологий и материальной базы обучения, способствующих формированию инновационного мышления будущего профессионала.

Только так мы сможем подготовить достойные профессиональные кадры и поднять уровень обслуживания населения.

Вывод. В процессе формирования компетенций обучающихся основными задачами должны выделяться не только передача знаний будущим специалистам, но и выработка практических навыков применения этих знаний, обретение таких черт, как предприимчивость, способность идти на риск, инициатива, смелость в принятии решений.

Литература:

1.                 Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента / Л. Н. Алексеева// Учитель. — 2004. № 3. с. 78.

2.                 Кваша В. П. Управление инновационными процессами в образовании. Дис. канд. пед. наук. М.,2004. 345с.

3.                 Минеева С. В. С.В., Игонина Л. Л., Система подготовки кадрового потенциала сферы туристско-рекреационных услуг // Научная мысль Кавказа. 2005. Специальный выпуск № 1. С. 26–31.

4.                 Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность М.: ИЧП «Издательство Магистр», 2007. 456с.

5.                 Тюнников Ю. С. Сценарное моделирование программы дополнительного профессионального образования // Известия Сочинского государственного университета. 2012. № 3 (21). С.166–173.

6.                 Koshcheev S. V. Organization-economic mechanizm of forming innovative systems (health-resort sector case-study) // European researcher. 2011. № 3. Р. 274–275

7.                 Vitol'd A. Yasvin Development of Regional Standard of General Education Social Quality Concept // European Journal of Contemporary Education. 2012. № 1. P. 82–92.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle