Библиографическое описание:

Данилова К. А. Определения стимулов и барьеров для научно-исследовательской и инновационной деятельности молодых ученых Белгородской области // Молодой ученый. — 2013. — №7. — С. 354-357.

В условиях стремительного роста науки и техники, глобализации экономики перед Россией остро встала проблема воспроизводства и усиления её научного потенциала. Основным участником этого процесса должна стать и, по сути, уже становится российская молодежь. Именно она является наиболее активной составляющей гражданского общества: молодые лучше приспособлены к внедрению инновационных проектов и технологий в различных сферах, они являются сосредоточением принципиально новых знаний и идей, они мобильны и полны сил для строительства своей жизни.

Последние годы интерес к научной сфере растет, но не достаточно быстрыми темпами. В России занятие наукой по уровню престижности стоит на 8 месте, в странах ЕС ей отводиться 2-е. Такие показатели связаны не только с низким уровнем финансирования, но и с вялой кадровой политикой и низкой мотивацией карьерного роста.

Молодые ученые представляют собой кадровый и интеллектуальный резерв не только отечественной науки, но и всего общества. Являясь специалистами высокого уровня в своих областях, они способны не только исполнять определенные функции, но и генерировать новые идеи, предлагать нестандартные пути решения проблем.

С целью определения стимулов и барьеров для научно-исследовательской и инновационной деятельности молодых ученых был проведен опрос среди аспирантов, научных работников, преподавателей, кандидатов и докторов наук в возрасте до 35 лет, занятых научными исследованиями и разработками в высших ученых заведениях Белгородской области.

В исследовании приняли участие 53 молодых ученых из нескольких вузов Белгородской области, из них с ученой степенью (кандидаты наук до 35 лет) — 68 %, доктора наук — 2 %, без ученой степени (магистранты, аспиранты, соискатели) — 29 %. Распределение по полу было следующим: 30 % — мужчин, 70 % — женщин. Распределение по возрасту: 20–25 лет — 27 %, 26–30 лет — 37 %, 31–35 лет — 36 %.

С целью объективности сбора данных анкетирование проводилось анонимно и исключительно на добровольных началах.

На вопрос «Что Вам помогает в научной работе?» были получены следующие результаты (рис. 1):

Рис. 1.

Опрошенным было предложено выбрать несколько вариантов ответа (при необходимости), среди них 77 % считают, что в проведении научной и научно-исследовательской работе им помогает сотрудничество с научным руководителем, 60 % полагаются на собственные силы и образование, 37 % опрошенных приобретают свои научные знания в ходе поездок на научные конференции и прочие мероприятия, 33 % — помогает общение с коллегами и 27 % респондентов помогает участие в конкурсах/проектах.

На вопрос «Сколько раз за последние 5 лет Вы принимали участие в выездных конференциях по обмену опытом в педагогической и научной деятельности» были получены следующие результаты (таблица 1).

Таблица 1

До 5

До 10

Свыше 15

Свыше 25

региональных

17 %

23 %

10 %

0

межрегиональных и всероссийских

37 %

17 %

10 %

0

международных (на территории РФ)

43 %

23 %

23 %

0

международных (за рубежом)

37 %

3 %

10 %

0

Оценивая препятствия, которые могут ограничивать участие молодых ученых в конференциях, большинство опрошенных (80 %) отметили недостаток финансирования данного направления деятельности, 33 % опрошенных считают трудным получение гранта на участие в конференции, что так же можно отнести к финансовому барьеру, и лишь 3 % респондентов ответили, что испытывают недостаток в информировании о предстоящих конференциях. В графе, где было предложено написать свой вариант ответа 3 % из числа опрошенных указали на отсутствие свободного времени (рис. 2).

Рис. 2.

В ходе опроса, респондентам было предложено назвать наиболее острые проблемы, которые, на их взгляд, тормозят развитие науки в России. Наиболее распространенными ответами оказались такие как:

-          отсутствие льгот для молодых учёных, аспирантов;

-          низкая заработная плата научных и педагогических работников в ВУЗах и научных учреждениях;

-          отсутствие стимулирования научных исследований;

-          недостаточная взаимосвязь между научными работниками и практическими специалистами;

-          крайняя бюрократизированность всех процессов, сопровождающих научную деятельность;

-          отсутствие необходимого оборудования;

-          частичное финансирование и поддержка перспективных научно-исследовательских проектов;

-          достаточно низкий уровень внедрения перспективных НИР, административные барьеры.

Очевидно, что самая основная проблема, по мнению опрошенных, затрудняющая привлечение и закрепление молодых ученых в научно-исследовательском секторе это низкий уровень заработной платы и недостаточный уровень финансирования научных исследований и разработок.

На вопрос — «Какие условия нужны молодым ученым для дополнительных заработков?» были отмечены такие варианты ответов как: 1) ежегодные конкурсы для молодых ученых, финансируемые из окружного бюджета (47 %), 2) поощрение дополнительного образования, повышения квалификации молодых ученых (47 %), 3) обеспечение необходимым научным оборудованием (33 %), 4) долгосрочное сотрудничество между научными центрами в России и за рубежом (27 %), 5) привлечение старших коллег к выполнению исследований по грантам и хоздоговорам (23 %) (рис. 3)

Рис. 3.

Полученные результаты исследования показали, что большая часть опрошенных (63 %) положительно относится к проектному фандрайзингу (предоставление средств для реализации конкретного проекта?), 6 % — отрицательно и 4 % — никогда об этом не слышали.

На вопрос «Нужны ли в вузах специальные подразделения (штатные единицы), занимающиеся привлечением денежных средств на НИР из иных (отличных от бюджета) источников?» 73 % из числа респондентов дали положительный ответ, 10 % — отрицательный и 17 % воздержались от ответа.

В ходе опроса участникам анкетирования был предложен путь решения проблемы привлечения и удержания в научно-исследовательском секторе научной молодежи, посредством создания в Белгородской области некоммерческой организации, деятельность которой будет направлена на поддержку молодых ученых области. Мнения разделились следующим образом: 50 % из числа анкетируемых считают что в этом есть необходимость, 30 % дали отрицательный ответ и 20 % воздержались от ответа.

В завершении опроса участниками анкетирования были высказаны предложения по созданию благоприятных условий для продуктивной научно-исследовательской деятельности молодых ученых. Наиболее интересными, на мой взгляд, явились такие ответы как: «связать науку с практикой: например, организовать в крупных компания научные центры, с которыми можно будет сотрудничать и решать конкретные практические задачи», «увеличить денежные выплаты за защиту диссертаций», «снижать учебную нагрузку молодым учёным, которые ведут исследования», «создавать научные конкурентоспособные лаборатории».

Исходя из проведенного мною опроса, можно сделать вывод, что существующих мер поддержки молодых ученых, в том числе и на территории Белгородской области, явно недостаточно. Выход из сложившейся ситуации один — создавать достойные условия для труда научных сотрудников.

В современных условиях слабого финансирования науки в целом, для молодых ученых, занятых научно-исследовательской деятельностью, неотъемлемой частью поддержки их исследований и разработок является грантовая система. Поэтому имеет смысл рассмотреть пути повышения эффективности конкурсного финансирования научных исследований в целом, предлагая, применение новых форм и механизмов решения финансовых проблем молодых ученых для привлечения и закрепления молодежи в научно–образовательной сфере. В мировой практике одной из наиболее развитых форм ресурсного обеспечения и стимулирования исследовательской и инновационной работы сегодня является фандрайзинг — привлечение средств, выделяемых разнообразными фондами на конкурсной основе. Привлечение технологий фандрайзинга в сферу науки и образования позволят поддержать молодых ученых, дать дополнительную возможность для профессионального роста за счет освоения новых технологий и методов, стимулировать академическую мобильность и развивать практику коллективного использование научно–исследовательской инфраструктуры в современных и хорошо оборудованных лабораториях.

Литература:

1.         Бадылевич Л. В. Фандрайзинг как средство вовлечения студентов в единое научно-образовательное пространство. М:, 2003. Вып.10, С. 24–25.

2.         Мутко B. JI. Молодежь стратегический ресурс государства // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 2009. № 11. С. 16.

3.         Кузнецова А. С. Грант как необходимая мера государственной поддержки молодых ученых // Научное обозрение.- М, — 2009.- № 3. — С. 71–73

4.         Ковцева, И. П. Фандрейзинг высшего учебного заведения как инструмент развития экономического потенциала России Экономика и предпринимательство // Экономика и предпринимательство. — М, — 2011. — № 3, — С.45–50

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle