Библиографическое описание:

Шарый Г. И. Реформирование земельных отношений в Украине: опыт и перспективы // Молодой ученый. — 2013. — №7. — С. 263-266.

Земля — наиболее ценное богатство, что дала природа человеку. Благодаря труду земля стала главным источником существования человечества. Земельно-ресурсный потенциал Украины весьма значительный, так общая площадь Украины составляет

60,3 млн га, из них 43,0 млн га, занимают сельскохозяйственные земли в которых удельный вес орных земель 78 % или 32,47 млн га. Обеспеченность сельхозугодиями и пашней 1 жителя страны одна из самых высоких в мире, соответственно 0,9 и 0,7 га. Земельные ресурсы Украины оцениваются в 40 трл долл.

Земельный вопрос в Украине во все времена был краеугольным камнем внутренней политики власти. Затягивание с решениями земельных проблем или решение их не в пользу широких слоев населения приводило к восстаниям и революциям и иным потрясениям в жизни общества и государства.

Проблемы реформирования земельных отношений в Украине отражены в работах: И. Быстрякова, Ю. Билыка, Д. Гнатковича, А. Гуторова, А. Даниленка, Б. Данилишина, И. Лукинова, П. Саблука, А. Ульянченка, М. Федорова, и др. [1,2,3,4,5,6], однако много вопросов, этой важной проблемы, теоретического и прикладного характера остаются еще недостаточно исследованными.

Цель статьи — исследовать и уточнить теоретические подходы к реформированию земельных отношений в Украине.

Захват польско-литовскими магнатами украинских земель в Рече Посполитой не только вознесли казачину на качественно высокий уровень, но и привели к национально-освободительной войне украинского народа под руководством Б. Хмельницкого. Отсутствие государственного регулирования арендных отношений, условий эксплуатации крепостных привели к многочисленным восстаниям крестьян на Украине в ХVІІІ-XIX веках.

Царские земельные реформы в 1861 и 1906 годах, проводимые в интересах помещиков и богатых крестьян (кулаков), через непомерные выкупные платежи и поборы привели к обнищанию и пролетаризации большинства крестьян, сформировав социально-экономические предпосылки и фундамент на селе многочисленных переворотов и революций.

Непоследовательная, недальновидная и антинародная политика руководства Украинской народной республики, Директории, администрации Деникина в 1917–1919 годах в решении земельного вопроса в итоге отдала Украину в руки большевиков с их политикой перераспределения земель между беднейшим крестьянством на трудовую норму.

В свою очередь, получали всенародную поддержку земельные преобразования и политика императоров Австрии Марии-Терезы и Иосифа ІІ на западных украинских землях в конце ХVІІІ столетия, политика царской России по отношению к казакам на землях Слобожанщины. Получила поддержку населения политика либерализации земельных отношений среди государственных крестьян и крестьян удельных в начале ХІХ века. В советские времена народ поддерживал экономические реформы на селе Никиты Хрущева, курс на развитие подсобных крестьянских хозяйств Леонида Брежнева, хозрасчет и социальные реформы на селе Горбачева.

Столетний временной разрыв с начала ХХ века имел и имеет множество параллелей между тогдашним и нынешним социально-экономическим состоянием украинского села.

Украинский крестьянин, что тогда, что теперь значительное время прибывая в общинной, а потом в колхозно-совхозной кабале выработал особенный образ жизни и сформировал соответственное общественное мировоззрение.

Правительственные комиссии начала ХХ века называли среди основных причин кризисных явлений на селе следующие: низкую урожайность земли; очень высокую арендную плату; почти полное отсутствие правильно организованного хозяйства, как мелкого крестьянского так и среднего и крупного; наличие большого количества «неудобных» земель; непроизводительное «гуляние» ежегодно до 40 % пахотных земель; большое количество брошенных сельских дворов; отсутствие минеральных удобрений.

Не смотря на то, что около 40 % крестьян продали полученные наделы в первый же год, Столыпинская реформа имея только семь мирных лет времени, списав выкупные платежи, активизировав банковский капитал и кооперативное движение добилась несравненно большего, нежели нынешние реформаторы на Украине.

Землеустройство того времени стало главным рычагом и средством земельной реформы. Впервые проектные решения земельных наделов определялись на основании досконального изучения природных ландшафтов, кадастровой оценки земли. Наделы увязывали с развитием сел и хуторов. Приватизация и персонификация наделов сопровождалась многочисленными способами землеустройства хуторов и отдельных наделов, переселением крестьянских семей и обеспечивалось целенаправленной кредитной, экономической и агрономической политикой государства.

Несмотря на незавершенность и половинчатость Столыпинской реформы, изъятия большого количества рабочей силы и ресурсов для военных нужд, ее средства были главным образом направлены на развитие крестьянских хозяйств. Крестьяне желали иметь в собственности все больше земель. Спрос превышал предложения, обеспечивал подорожание земли, цена которой возросла с 1861 по 1905 годы в 9 раз, и с 1906 по 1915 годы в 3 раза.

Урожайность зерновых с одной десятины (1,07 га) повысилась с 40 (конец ХІХ века) до 63 пудов в 1909–1913 годах. А доходность десятины в 1912 году достигла почти 100 рублей. За 1908–1915 годы ежегодные закупки сельскохозяйственного реманента и техники в украинских губерниях России выросла вдвое.

Противоположная земельная политика проводилась на украинских землях в составе СССР, начиная с 1917 года, когда эволюционный путь развития земельных отношений был прерван сначала повсеместным изъятием земель и их перераспределением среди бедноты на трудовую норму, созданием Комун, СоЗов, ТоЗов, Артелей, а с 1929 года сплошной коллективизацией и массовыми репрессиями единоличников. Последующие десятилетия советское государство потратив множество усилий на обустройство колхозов и совхозов посредством реализации пятилетних планов и «продовольственных программ» сумело решить продовольственную проблему только благодаря очередям, продовольственным пайкам, талонам, карточкам и путем самообеспечения продовольствием населения страны.

Основными причинами проблем села 80-х годов были:

-                   Государственная монополия на землю, консерватизм территориальных организационных форм колхозов и совхозов;

-                   эксплуатация обобществленных средств производства, которые будучи «ничейными» использовались крайне не эффективно с высокими энерго и материалоиздержками;

-                   отчуждение крестьянина от земли и средств производства, формирование психологии и наемного работника, несоответствие оплаты труда конечным результатом и нормам потребления, не экономические «стимулы» к труду;

-                   административно-командное управление сельскохозяйственным производством (планирование хлебозаготовок, специализации, структуры посевов, навязывание технологий, норм оплаты труда, потребления и накопления);

-                   экстенсивный путь развития растениеводства и животноводства, нерациональное использование земель, высокая розпаханность сельхозугодий, «реконструкция» сельских населенных пунктов в поселки городского типа, ликвидация хуторов и мелких сел.

После развала СССР политическая и экономическая элита Украины приняла решение о необходимости проведения земельных преобразований и трансформаций земельных отношений.

На Украине государственная политика, как конкретное направление действий, государственных органов и служб для решения проблем в земельных отношениях организационно оформлена и частично реализована в земельной реформе.

Земельная реформа составляет комплекс правовых, экономических, технических и организационных мер, проведения которых обеспечивает усовершенствование земельных отношений, переход к новому земельному строю.

Земельная реформа выступает составляющей частью государственной экономической политики и охватывает кроме земельных отношений, отношения собственности и многие аспекты функционирования аграрного сектора, его взаимоотношения с государством, иными сферами экономики, финансово-кредитной системой.

В целом анализ экономической политики государства показывает, что экономике Украины характерен не допустимо долговременный переходной период становления рыночной модели. А регуляторная политика основана на перераспределительных функциях с доминированием индустриальной модели, и сведена до борьбы за ограниченные природные ресурсы и энергетические монополии.

Экспорт сырья, отсутствие ценовых паритетов на сельскохозяйственную продукцию, монополизация энергетического рынка, безработица, коррупция, материальное расслоение общества, дают в итоге худшие экономические результаты, по сравнению с плановой экономикой Украины 80-х годов пошлого века.

На земельные отношения экономические проблемы накладываются и общий их результат часто формируются не в плоскости земельных отношений.

Внутренняя политика государства и особенно экономическая, имеет стратегические цели, приоритеты и реализует тактические задачи в русле определенной стратегии. Так и земельная реформа проходит сложный путь решения отдельных взаимосвязанных тактических задач, одновременно выступая не только формой, а и инструментом политики.

В результате принятия Декларации «Про государственный суверенитет Украины» земля как объект государственной собственности перешла с собственности СССР в собственность Украины. Данный документ имеет не только историческое, а и юридическое значение, когда субъектом права государственной собственности на землю была признана Украина.

Концептуальные основы проведенной земельной реформы были заложены Земельным кодексом УССР и Постановлением Верховного Совета «О порядке введения в действие Земельного кодекса УССР», «О земельной реформе» принятыми в декабре 1990 года. Постановление Верховного Совета Украины «О земельной реформе» землю определило объектом земельной реформы, начиная с марта 1991 года. Земельная реформа в Украине может быть разделена на три условных периода, которые не были задекларированы предварительно, а формируются исходя из фактического состояния земельных трансформаций в государстве.

Реформа началась без проведения необходимых подготовительных мероприятий, апробаций и выполнения пилотных проектов, без учета территориальных особенностей отдельных регионов, состояния сельской социальной инфраструктуры, условий и традиций хозяйствования.

Применив единые унифицированные правила и нормы на всю территорию страны, государство начало реформирование с использованием административно-командного ресурса и механизмов администрирования избрав путь разгосударствления земель, с последующей передачей в частною собственность согласно норм безоплатной приватизации и уравнительным паеванием земель сельхозпредприятий, между работающими и пенсионерами из их числа на момент паевания.

Проводимые ранее на землях Украины реформы отличались особенными подходами для отдельных территорий, краев, губерний и их групп, в виде особых уложений, норм и правил. Объединить условия Полесья и Таврической степи, Карпат и Слобожанщины сумели только нынешние реформаторы Украины.

Первый этап земельной реформы сначала имел период формулирования правовых норм и поиск путей и способов реформирования. Закон Украины «О формах собственности на землю» (январе 1992г.) и Земельный кодекс Украины в новой редакции (март 1992 г.), в соответствии с которыми на ряду с государственной формой собственности на землю введено коллективную и частную, сформировали правовые основы разгосударствление земель и их передачи в частную собственность. В 1991–1993 годах проведена инвентаризация земель сельскохозяйственного назначения, выделено и сформировано земли государственного запаса и резервного фонда (соответственно до 15 и 20 процентов общих площадей угодий отдельных колхозов и совхозов). Что и дело в последующем возможность на этом базисе сформировать в Украине фермерские хозяйства, «собственные сельские хозяйства» (ОСГ), выделить до двух гектаров земли работникам социальной сферы, решить проблемы выделения земель пропущенным в списках, проводить расширение сенокосов и пастбищ за счет части запаса.

Разгосударствление земель закончилось в 1996 году, а с ним и первый этап реформы. При этом также была проведена передача земель колхозов у «совместно-частичную собственность» коллективным сельским предприятиям (КСП) с вручением сертификатов на земельный пай.

С 1997 года земельные отношения реформировались в трех направлениях: приватизация земельных участков гражданами, паевание земель сельхозпредприятий, приватизация (выкуп) земель не сельхозназначения.

На втором этапе реформирования земельных отношений, было проведено реструктуризацию КСП и создание арендных предприятий на базе частных хозяйств разных организационных форм. Для обеспечения включения земли в экономический оборот путем аренды земельных паев в соответствии с Указом Президента Украины от

23 апреля 1997 года «Об аренде земли» разработаны схемы деления земель коллективной собственности на земельные доли (паи), временный образец «Договора аренды земельных долей (паев)» и порядок закрепления массивов распаеваных земель по группам собственников земельных сертификатов.

Несмотря на некоторые земельные преобразования, 1993–1998 годы стали периодом недопустимого затягивания реформирования земельных отношений, что приводило реформу в глухой угол. Ликвидация имущественных комплексов сельхозпредприятий и формальное паевание земель КСП на основании сертификатов формировало недоверие крестьян к государственной политике по проведению земельной реформы.

Указ Президента Украины «Про невідкладні заходи щодо прискорення аграрного сектору економіки» от 3 декабря 1999 года ускорил реформирование и предоставил социальные гарантии собственникам паев (долей), особенно пенсионерам установив минимально допустимый уровень арендной платы 1,0, а потом 3 процента нормативной оценки земли передаваемой в аренду. Указ гарантировал права собственников паев (долей) на получение принадлежащих им паев в натуре для самостоятельного хозяйствования, создание на их базе новых сельхозструктур рыночного типа или передачу в аренду другим субъектам, с обязательным заключением договоров аренды и их государственную регистрацию.

Второй этап реформирования был завершен в 2001 году, в ходе которого провели замену сертификатов на государственные акты, ликвидировали КСП создав на их базе частные предприятия и кооперативы. Динамика организационных форм на селе предоставлена графиком.

Третий этап реформирования начинается в 2002 году с принятием нового Земельного кодекса. В целом он отмечается эволюционным путем вовлечения земель в экономический оборот (за счет аренды), формированием кадастра земель, формированием крупных стабильных предприятий, упрощением и расширением фермерских хозяйств, становлением и расширением такого явления как латифундизм, затягиванием земельных преобразований не преодолением моратория на рынок земель сельскохозяйственного назначения.

Завершению земельной реформы и укреплению государственных национальных позиций способствовать принятию и реализации ряда общегосударственных и региональных программ, по зонированию территории страны вплоть до планов физического пространственного развития отдельных территорий с их обязательным землеустройством, административно-территориальная реформа с планами реконструкции системы расселения и поселенческой сети, увеличение площадей населенных пунктов и пригородных зон, общегосударственная переоценка земель, постановки их на учет, изменение принципов и системы земельных, их распределения и использования.

Литература:

1.    Аграрна реформа в Україні / П.І. Гайдуцький, П.І. Саблук, Ю. О. Лупенко та ін.; За ред. П.І. Гайдуцького. — К.: ННЦ ІАЕ, 2005. — 424 с.

2.    Гуторов О.І. Проблеми сталого землекористування у сільському господарстві: теорія, методологія, практика: монографія / О.І. Гуторов. — Харків: «Едена», 2010. — 405 с.

3.    Даниленко А. С. Вдосконалення земельного законодавства та реформування земельних відносин в умовах ринкової економіки / А. С. Даниленко, І.П. Манько // Регіональна економіка. — 2004. — № 3. — С. 147–153.

4.    Данилишин Б. Земельні ресурси як чинник розвитку / Б. Данилишин // Урядовий кур’єр. — 2006. — № 91. — С. 6.

5.    Столыпин П. А. О земельном законопроекте и землеустройстве крестьян / П. А. Столыпин. — М., 1991. — 462 с.

6.    Ульянченко О. В. Ресурсний потенціал аграрного сектора економіки України: управлінський аспект монографія / О. В. Ульянченко. — Суми: Довкілля, 2009. — 383 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle