Библиографическое описание:

Мусурманкулов Ф. У. Махалля — важный субъект самоуправления граждан // Молодой ученый. — 2013. — №7. — С. 351-353.

В формировании демократизма в человеке большая заслуга принадлежит формам общественного самоуправления граждан. Общины на селе, коммунальные, уличные, квартальные, цеховые организации самоуправления исторически важны как очаги, где поддерживался «огонь» личной свободы, гласности, права выбора, участия в коллективном определении общих дел и т. д. По словам известных ученых Дональд С.Карлайла и Л.Левитина: «Именно в местном сообществе заключена сила свободы народов. Местные сообщества играют для установления демократии ту же роль, что и начальные школы для науки. Они открывают народу путь к свободе и учат его пользоваться этой свободой. Без местного самоуправления нация можети избрать парламент, сформировать свободное правительство, однако, истинного духа свободы она так и нен приобретёт» [1, с. 105]

Восточная махалля как специфическая форма такого местного сообщества сохранила, развила лучшие черты прямой, непосредственной демократии. Родившаяся раньше европейских коммун, махалля имеет отличия от них и по своему расположению — на селе, например, она может объединять несколько кишлаков; и по социальному составу — здесь вместе живут богатые и бедные, чиновники и рабочие, учёные и малограмотные, люди самых различных вер, национальностей, занятий. Какая сила гуманности, традиций должна быть заложена в институте махали, чтобы объединить их всех во имя общего дела, блага, жизни сообща! Махалля, в отличие от европейских местных сообществ, более связана с государством: власть рассматривает и утверждает кандидатуры аксакалов, видит в них своих представителей, проводников государственных интересов и т. д. Махалля — это нижний, семейный, жилищно-бытовой этаж демократии, организатор микросферы человеческих отношений, посредник между личностью и государством. Махалля с ее сходом граждан — орган самоуправления граждан по месту жительства. [2, с.43–45]

В статье 1 Закона Республики Узбекистан «Об органах самоуправления граждан» говорится, что: «Самоуправление граждан — гарантируемая Конституцией и законами Республики Узбекистан самостоятельная деятельность граждан по решению вопросов местного значения исходя из своих интересов, исторических особенностей развития, а также национальных и духовных ценностей, местных обычаев и традиций» [3].

В республике создаются все необходимые условия, направленные на эффективную организацию работы институтов гражданского общества, в том числе их яркого представителя — органов самоуправления граждан. Этому, с одной стороны, способствует совершенствование законодательной правовой базы, принятие программных мер, с другой — реализация практических мероприятий с активным участием широкой общественности, сходов граждан и других институтов гражданского общества.

Институт махалли, являясь уникальным и неповторимым по своей природе в мировом масштабе, служит важным элементом взаимосвязи между обществом и государством, совместного своевременного решения насущных вопросов населения. Сегодня в числе основных задач, реализуемых более чем 10 тысячами органов самоуправления граждан Узбекистана, особое место занимают вопросы осуществления ими действенного общественного контроля за деятельностью государственных органов управления. Органы самоуправления являются поистине эффективной системой разрешения вопросов местного значения. Обеспечивая реализацию прав и законных интересов граждан, они стали «мостом» между гражданами и представителями государственных структур в решении насущных вопросов населения, реализации положений тех или иных нормативно-правовых актов.

Что касается правовой основы деятельности института самоуправления граждан, то она заложена в Конституции Республики Узбекистан, законах «Об органах самоуправления граждан», «О выборах председателя (аксакала) схода граждан и его советников», «О профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», «Об ограничении распространения и употребления алкогольной и табачной продукции» и других актах законодательства. [4]

Закон «Об органах самоуправления граждан» подробно определяет правовое положение органов самоуправления граждан, основные принципы их деятельности, полномочия и регламентирует другие вопросы, необходимые для функционирования института махалли. Наряду с другими, настоящий закон содержит в том числе положения, регулирующие отношения, связанные с общественным контролем, реализуемым органами самоуправления граждан. В частности, акцентируется внимание на осуществление общественного контроля и содействие в контроле в сферах использования и охраны земель на соответствующей территории; работы предприятий торговли и бытового обслуживания, соблюдения правил торговли и культуры обслуживания граждан; обеспечения общественного порядка; санитарного и экологического состояния населенных пунктов, источников водоснабжения, жилищ, школ и других образовательных учреждений; соблюдения требований противопожарной безопасности, ветеринарных правил содержания животных; соблюдения правил застройки и содержания дворовых и придомовых территорий и т. д.

Если обратить внимание на норму, предоставляющую сходам граждан право осуществлять общественный контроль за исполнением законов и иных актов законодательства, а также своих решений, можно с уверенностью сделать вывод о том, что махалля вправе реагировать на любые окружающие нас факты и события, имеющие место вопреки букве закона. Тем самым, сходы граждан обеспечивают права и законные интересы граждан, в том числе исходя из исторических особенностей развития, национальных и духовных ценностей, местных обычаев и традиций Узбекистана.

В Узбекистане после обретения независимости поэтапно и последовательно проведены коренные реформы в сфере государственного и общественного строительства, главной целью которых является построение демократического правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой и формирование сильного гражданского общества в стране. Разработанная Президентом Узбекистана Исламом Каримовым Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране — это стратегия дальнейшей модернизации страны на принципиально новом этапе развития государства и общества. Она направлена на вхождение Узбекистана в число современных развитых, демократических государств, обеспечение народу достойных условий жизни и достойного места в мировом сообществе.

Как показали неоднократные круглые столы с участием международных экспертов по вопросам формирования гражданского общества в Узбекистане, опыт Узбекистана в формировании и развитии гражданского общества, института самоуправления граждан — махалли, основанный на поэтапной и последовательной реализации принципа “От сильного государства — к сильному гражданскому обществу”, представляет большой интерес и может быть эффективно использован в странах, продвигающихся по пути демократии. Махалля является одной из важных основ строительства демократии в Узбекистане, обеспечивая своей деятельностью конституционное право граждан непосредственно участвовать в государственном управлении, решении важнейших задач социально-экономического развития страны.

В Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране отмечено, что гражданские институты сегодня становятся важным фактором защиты демократических ценностей, прав, свобод и законных интересов людей, создают условия для реализации гражданами своего потенциала, повышения их общественной, социально-экономической активности и правовой культуры, способствуют поддержанию баланса интересов в обществе. В годы независимости в Узбекистане были приняты системные и последовательные меры по укреплению и развитию правовых основ деятельности органов самоуправления граждан как неотъемлемой части политической, экономической и духовной жизни общества, важнейшего первичного звена общественного самоуправления, обладающего мощным созидательным потенциалом. Сегодня в стране действует около 10 тысяч сходов граждан. Они выполняют свыше 30 функций, которые ранее были прерогативой местных органов власти, в частности, эффективно решают многие вопросы социальной защиты населения, обеспечения защиты интересов граждан.

Это подтвердил в ходе международного круглого стола проректор японского университета “Цукуба” Суджинака Ютака, сказавший: “Мы изучали процессы формирования гражданского общества в 13 странах Востока и Запада. Результаты исследования еще раз доказали, что узбекская махалля — это уникальный национальный демократический институт, который сильно отличается от модели самоуправления в других странах. Ценность махалли заключается в том, что здесь поддерживаются и развиваются исторические традиции народа, в ее работе активно участвуют все граждане, в том числе молодежь и женщины. Она играет важную роль в демократизации общества, обеспечении мира и межнационального согласия, наделена большими полномочиями по управлению своей территорией, обеспечению адресной социальной защиты населения, решению многих социальных, гуманитарных вопросов, связанных с бытом людей. Махалля — это очень крепкая, устойчивая структура. В Узбекистане в ходе формирования гражданского общества государство постепенно сокращает свои функции и передает их махаллям, которые берут на себя эту ответственность. Опыт махалли следовало бы широко распространить”.

В Узбекистане махалля стала подлинной школой демократии и повышения политико-правовой культуры населения. Основные принципы деятельности органов самоуправления граждан в Узбекистане — открытость, гласность, социальная справедливость, гуманизм, самостоятельность в решении вопросов местного значения, общественная взаимопомощь. Они принимают активное участие в выборах в представительные органы власти всех уровней, а также сами формируются на выборной основе. Регулярно, раз в два с половиной года, проводятся выборы председателей сходов граждан и их советников.

С учетом огромного вклада органов самоуправления граждан в развитие общества, реализацию важнейших социально-экономических программ особую актуальность приобретает дальнейшее совершенствование законодательных основ их деятельности, расширение функций махалли и обеспечение ее тесного взаимодействия с органами государственной власти и управления, развитие социального партнерства между ними.

В апреле 2013 года в Узбекистане вступила в силу новую редакция закона «Об органах самоуправления граждан». Законом сходам граждан поселка, кишлака, аула и махалли города даны полномочия по созданию, реорганизации и ликвидации в установленном законодательством порядке на соответствующей территории субъектов предпринимательской деятельности, в том числе парикмахерские, мастерские по ремонту и пошиву обуви, цеха народных промыслов и другие организации бытового обслуживания населения; в установленном порядке выступать поручителем при получении кредитов субъектами предпринимательской деятельности, в том числе семейного предпринимательства, расположенными (проживающими) в пределах соответствующей территории. В полномочия Кенгаша схода граждан включено содействие занятости граждан, проживающих на соответствующей территории, включая организацию надомного труда.

Таким образом, в Узбекистане подобным древнейшим уникальным национальным демократическим институтом самоуправления граждан является махалля — уникальная форма социальной самоорганизации граждан. Благодаря махалле в нашей стране веками формировались и сохранились особые принципы мотивации социального и экономического поведения населения, уважения общественных ценностей, этики взаимоотношений, гарантирующей безусловное выполнение принятых на себя обязательств и ответственности перед обществом. Все это вкупе с высоким уровнем доверия между гражданами, который наблюдается в махаллях, является необходимым условием формирования гражданского общества.

Литература:

1.                          Карлайл Д., Левитин Л. Ислам Каримов — президент нового Узбекистана. — Т., 1996.

2.                          Роль молодежи в формировании гражданского общества (на узб. яз.). Материалы Республиканской научной конференции. — Самарканд, 2008.

3.                          www.lex.uz

4.                          Газета “Uzbekistan Today” http://mfa.uz

5.                          Дубков В. В. «Политология». Т. Мехнат, 2004г. стр. 210–219.

6.                          Азизхонов А. Т., Ефимова А. П. Теория и практика строительства демократического общества в Узбекистане. — Т.:Университет,2005.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle