Библиографическое описание:

Рахимов Р. В. Совершенствование системы экономической безопасности региона на примере Приморского края // Молодой ученый. — 2013. — №7. — С. 241-243.

Обеспечение экономической безопасности региона является приоритетной задачей органов власти. Рассмотрены региональные и федеральные концепции обеспечения экономической безопасности и выявлен потенциал эффективной модернизации региона. Недостатком действующей стратегии развития Приморского края является нечеткая редакция приоритетных направлений развития.

Ключевые слова:экономическая безопасность, стратегия развития, Приморский край, концепции экономической безопасности, потенциал, модернизация региона.

Safeguarding of economic security in region is a foreground task for authority. Shortage of present development strategy in Primorsky region is the priority uncertainty. Author have considered approved regional and federal concepts by safeguarding of economic security and have exposed a not spent potential for more effective regional modernization.

Keywords:economic security, development strategy, Primorsky region, concepts by safeguarding of economic security, potential, regional modernization.

Обеспечение экономической безопасности региона является приоритетной задачей органов власти. В период нестабильности мировой конъюнктуры продолжает существовать возможность для прогрессивного развития субъектов Российской Федерации. Анализ принимаемых мер по стабилизации обстановки, а также мониторинг показателей позволяют охарактеризовать текущее состояние экономики региона. Выявление слабых сторон выбранного стратегического курса позволяет своевременно внести коррективы в концепцию развития. Для повышения конкурентоспособности в каждом регионе принимается ряд необходимых мер по отраслям экономики. Особенному вниманию подвергаются приоритетные кластеры.

В Приморском крае ведущими отраслями экономики являются, торговля, промышленность и сельское хозяйство, рыболовство. Региональный АПК представляет собой особую социально — экономическую систему, имеющую признаки территориального кластера, с одновременно развитым отраслевым типом управления. В период 1999–2009 гг. число случаев абсолютного снижения темпов роста в агропромышленном комплексе (далее — АПК) оказалось больше, чем в сферах коммерции и производства. Вклад сельского хозяйства в социально-экономическое развитие края остаётся высоким (17,6 % от ВРП). Первые годы нового тысячелетия для АПК Приморского края характеризуются ростом объемов производства и стабилизацией экономического состояния. Однако в настоящее время наблюдается обратная тенденция. Министерство сельского хозяйства края в концепции развития АПК указывает основную причину снижения конкурентоспособности, которая заключается в сокращении государственной поддержки [6]. Вместе с тем, достижение большинства целей стратегии запланировано с условием наличия федеральной помощи.

Недостатком действующей стратегии развития Приморского края является неопределённость приоритетов. С одной стороны, имеется потенциал. С другой, не учитывается взаимосвязь элементов экономики. Так, развитие АПК региона способно дать толчок ряду отраслей народного хозяйства: пищевой промышленности, производству минеральных удобрений, машиностроению, образованию, строительству, производству электроэнергии и газа, транспорту и связи. Таким образом, возникают предпосылки решения ряда социальных вопросов. Необходимо отметить, что в крае сохраняется тенденция сокращения рабочих мест на предприятиях. Рост безработицы ограничивает доступ к кредитам. Понижается возможность приобретения жилищной площади для граждан. Повышается социальная напряженность. Увеличивается смертность. Вместе с тем, природно-климатические условия края благоприятствуют выращиванию практически всех видов сельскохозяйственных культур. В распоряжении АПК находится 81 % земельных угодий края и 37 % черноземных почв России. В сельском хозяйстве региона занято 16 % от общего числа рабочих. Сохранена научная база, представленная ведущими ВУЗами края. Следовательно, необходимо активно развивать АПК. Это создаст дополнительные рабочие места, увеличит миграцию жителей из городов в сёла, далее возрастёт доступность жилья, повысится рождаемость и увеличится продолжительность жизни.

Поскольку коммерция и добыча природных ресурсов для частного капитала привлекательнее, чем сфера АПК, а господдержка уменьшается, необходимо рассматривать сложившуюся ситуацию, как угрозу экономической безопасности региона. Существующая региональная угроза продовольственной безопасности представляет также опасность в национальном масштабе. Без принятия экстренных мер пахотные угодья сократятся, добыча зерна уменьшится, а импортное генетически модифицированное питание заменит натуральные отечественные продукты.

Следует подчеркнуть, что имеющиеся угрозы необходимо устранять. Решение данных проблем находится в компетенции Администрации Приморского края.

По нашему мнению, следует дополнить действующий состав Администрации Приморского края специалистами в области экономики, которые найдут пути устранения имеющихся угроз. Также им предстоит осуществлять работу в следующих направлениях:

1.         формировать и обновлять данные по отраслям с целью централизованного взаимодействия хозяйственных субъектов;

2.         создавать рычаги для стимулирования бизнеса, в том числе посредством информационной среды;

3.         выявлять организации, нуждающиеся в санации и давать рекомендации кредитным организациям о предоставления льготных продуктов стратегическим предприятиям;

4.         проводить мониторинг предприятий, на которых создаются рабочие места, внедряются новые технологии, повышается качество и производительность труда, увеличивается заработная плата с целью рассмотрения возможности инвестиционной поддержки этих организаций;

5.         разрешить противоречия в отраслевой специализации экономики края, выбрав приоритетное направление;

6.         осуществлять избирательный подход к иностранным инвестициям.

Последняя рекомендация подразумевает идентификацию иностранного капитала в ракурсе национальных интересов. Так, по данным специалистов Академии геополитических проблем потенциальными инвесторами в регионе с высокой вероятностью могут стать субъекты англо-американских компаний, сетевых организаций, агенты влияния англо-саксонского финансового капитала и европейские международные структуры. Нам представляется, что природа этих коллективных субъектов и их конечные цели противоречат национальным интересам России. Целесообразно взглянуть на проблематику кризисов на Кавказе, в том числе и в Приморском крае, с позиции все усиливающегося влияния иностранных игроков, которым противостоит геополитическая роль России в регионе.

Современное состояние российской экономики вообще и региональной, в частности, когда практически все регионы оказались в кризисной ситуации, требует обеспечения экономической безопасности, которое должно быть включено в число основополагающих принципов формирования и реализации региональной политики. Ведь экономическая безопасность каждого региона в отдельности оказывает влияние на обеспечение государственной безопасности в целом.

Система экономической безопасности Приморского края нуждается в совершенствование. Способствовать этому процессу могут методы государственного регулирования на региональном уровне. Так положительный экономический эффект можно получить благодаря созданию особых экономических зон. С учётом опыта необходимо устранить возможность появления оффшорных зон. Для этого целесообразным будет использовать пример Липецкой области, территория которой практически полностью покрыта экономическими зонами различной специализации.

Президент России Дмитрий Медведев своим указом утвердил Доктрину продовольственной безопасности России, в которой предусмотрена особая роль агропромышленного комплекса и в частности сельского хозяйства. Среди основных задач указывается своевременное прогнозирование, выявление и предотвращение внутренних и внешних угроз продбезопасности, минимизация их негативных последствий за счет постоянной готовности системы обеспечения граждан пищевыми продуктами. Намеченные в документе планы должны быть реализованы в течение ближайших пяти лет. Среди наиболее значимых угроз выделяются макроэкономические риски, обусловленные снижением инвестиционной привлекательности отечественного реального сектора экономики и конкурентоспособности отечественной продукции, а также зависимостью важнейших сфер экономики от внешнеэкономической конъюнктуры.

Мы полагаем, что стратегия развития Приморского края должна быть направлена на АПК, что позволит соблюдать требования экономической безопасности, включающей независимость пищевой промышленности, а также способствовать положительным изменениям в социальных процессах.

По данным Академии геополитических проблем в приморском крае менее чем через 10 лет специалисты предсказывают полное истощение плодородного почвенного слоя, сокращающегося ныне хищнической эксплуатацией с катастрофической скоростью. Таким образом, устранение угроз экономической безопасности возможно только при условии государственной поддержки и особого контроля.

Очередным аргументом в пользу развития АПК Приморского края является слияние регионов России, при котором дотационные субъекты войдут в состав экономически развитых территорий. Приморскому краю необходимо обеспечить собственную экономическую безопасность, которая должна стать основополагающим принципом формирования и реализации региональной политики. Ведь экономическая безопасность каждого региона и всех регионов России в совокупности призвана обеспечить безопасность страны в целом.

Литература:

1.         Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 (http://stavinvest.ru)

2.         О законодательном обеспечении экономической безопасности Российской Федерации: Постановление Совета Федерации ФС РФ от 8 августа 1996 г. № 327-СФ (http://humanities.edu.ru).

3.         Перечень мер по предотвращению угроз экономической безопасности Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, ответственных за их разработку (утв. постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. № 1569) // Российская газета. 1996. 15 января. (http://vcom.ru)

4.         «Дмитрий Медведев утвердил Доктрину продовольственной безопасности России» по данным агентства «Русская линия» от 01.02.2010 — (http://rusk.ru/news_rl/2010/02/01/dmitrij_medvedev_utverdil_doktrinu_prodovolstvennoj_bezopasnosti_rossii)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle