Библиографическое описание:

Павлишин Л. Г. Любовь как основа человеческой жизни в философских взглядах В. Винниченко // Молодой ученый. — 2013. — №7. — С. 502-504.

В статье анализируются взгляды В. Винниченко относительно проблемы многогранности любви и ее положительного влияния на внутренний мир человека и его отношение к жизни.

Ключевые слова: любовь, гармоничная жизнь, внутренний мир, человек, моральные ценности, чувство.

Тема любви всегда интересовала человека. Композиторы и художники, философы и поэты считают любовь всемогущей силой, которая способна наполнять смыслом человеческую жизнь, делать нас счастливыми или несчастными, страдать, плакать, смеяться...

Любовь как алмаз, который сияет многими гранями, переливается бесчисленными оттенками, о чем свидетельствуют различные ее виды: любовь родительская, любовь детей, любовь братская, любовь к ближнему, любовь к Родине, любовь к Богу и т. д. Только благодаря любви человек становится человеком. Любовь — не счастливая случайность и не подарок судьбы, а высокое искусство, которое требует от человека самосовершенствования, творчества и внутренней свободы.

Гармоничная жизнь людей не предусматривает восхваление собственной личности, освобождение от ближних. Известный французский философ-гуманист, врач и теолог А. Швейцер считал, что любовь к жизни должна стать своеобразным фильтром против негативных последствий цивилизации, перспективой нравственного совершенствования человечества. По его мнению, воплощение гуманистических идеалов заключается в деятельности человека по совершенствованию его природы. Швейцер проповедовал уважительное отношение к жизни и ко всем живым организмам, ведь их создал Бог. Есть все основания утверждать, что такая его позиция близка к точке зрения Винниченко, который неоднократно выражал подобные мысли о соотношении человека и природы, его любви к ней. Так, например, в романе Винниченко «Лепрозорий» звучит мысль о том, что человек, считая себя царем Вселенной, предстает завоевателем природы и всех живых организмов. Его убеждение в необходимости жить в гармонии с природой будет актуальным во все века.

Тема любви всегда волновала Винниченко. Говоря о своей жизни, мыслитель отмечал: «Я прожил свою жизнь так, что могу умереть без сожаления и стыда. Я взял от нее все, что может взять человек. Я всей душой... люблю ее.».. [1, 461]. Кроме этого, он указывал на то, что существует ряд факторов, которые наносят вред организму человека и сокращают в нем жизнь, а именно: гнев, страх, ревность, ненависть, зависть и т. д., в то время как любовь, симпатия, умение прощать положительно влияют на жизненные силы. В результате такого мнения Винниченко пришел к выводу, что альтруизм и эгоизм взаимосвязаны, а любовь к другим — это высшая форма эгоизма, экономия собственных сил, продление жизни. «Поэтому понять сегодня В. Винниченко — это значит понять причины популярности его выдающихся произведений среди читательской общественности, понять мысли и почувствовать общественный пульс целого поколения, которому суждено пройти через ад сталинских лагерей и испытать ужас моральных деформаций, вплоть до социальной апатии» [2, 233].

Винниченко болезненно реагировал на все явления общественной жизни, обеднение человеческих душ, обесценивание любви. В связи с этим он часто не находил понимание со стороны окружающих его людей, страдал от одиночества, которое особенно остро чувствовал в период эмиграции. В своем «Дневнике» он писал: «Каждый мой шаг, каждое мое движение будет оцениваться предвзято и каждый мой шаг будет натыкаться на ряд заранее приготовленных, умышленно поставленных преград. Они свои, а я чужой, нужен им, но нужен не так, как я хотел бы…» [1, 477].

Об утрате моральных ценностей, преобладании корысти над чувствами, холодного расчета и цинизма над искренней любовью и привязанностью говорится в рассказе В. Винниченко «Рабыни настоящего». Мечта о свободной любви не покидает героя рассказа. Он не видит ничего плохого в таком образе жизни, поскольку слишком далек от настоящих чувств, считая, что любовь — это обмен ценностями. Уже даже от самого слова «обмен» веет расчетом и корыстью, а поэтому его жизнь, очевидно, основывается на принципе «ты — мне, я — тебе». Рассказчик будто в знак оправдания, а может, и нет, говорит, что такое видение интимных отношений навеял ему большой город. Однако, несмотря на такое странное влияние на него, он должен научиться ценить чувства, верность, эмоции и т. д., то есть все те иррациональные факторы, которые делают жизнь насыщенной, полной человеческого тепла и любви. «Такую мечту о свободной любви, о любви — обмене ценностями, навеяло на неизвестного влияние большого города... Что такая новая свободная любовь возможна, видно из того, что неизвестный все-таки встретил Ольгу, которая полностью подходила под его мечту.».. [3, 299–300].

Свободная любовь не только деморализует человека, она делает его прагматиком, который любит до тех пор, пока ему выгодно, легко сходится с кем-то и легко расстается. Разве можно искренне и всем сердцем любить человека, не чувствуя перед ним обязанности, не жертвуя ради него собственными интересами?

Такая позиция заставляет вспомнить точку зрения П. Кулиша о роли сердца, духовности в жизни человека, «хуторянскую философию», согласно которой нужно отбросить все внешнее, искусственный язык ума, городскую культуру, чтобы вернуть себе истинные ценности, которые находятся в глубине сердца, сохранить хуторянский характер жизни как показатель нравственности и целостности человеческой души. Развивая «хуторянскую философию», Кулиш отмечал, что ее источником является Евангелие, она искренняя и сердечная. Хотя такие его идеи не означают, что он отрицал положительные последствия цивилизации, поскольку только не воспринимал попытки идти в ногу с современностью, забывая свои корни, традиции, обычаи, родной язык.

О человеке, для которого чувства не имеют никакой ценности, который стремится жить, руководствуясь прагматическими целями, говорится в произведении Винниченко «Дисгармония». Мартин, говоря, что не будет верным, будет встречаться с другими женщинами, стремился таким образом стать свободным от каких-либо духовных привязанностей, поскольку сильный человек, согласно его логике, не должен быть подвластен другому, даже если это касается любви. Ведь он сам говорил, что любовь, правда, честность есть в головах тех людей, которым это выгодно. Он не хочет сдерживать свои силы, ничем не желает себя связывать, стремится быть вне любой морали, жить так, как хочет. Но, как ни пытался Мартин быть твердым и холодным к окружающим, ему это не совсем удается, поскольку даже такому циничному человеку не чуждо человеческое, ибо он признается, что ощущает холод, пустоту в душе. Следовательно, можно утверждать, что даже такой крайний индивидуалист, как он, почувствовал потребность в другом человеке, хотел тепла, которого ему не хватало.

О человеке-творце, художнике и демоне в одном лице, который не был покорен человеческими чувствами, любовью к сыну, не пожертвовал своей мечтой создать гениальное полотно ради спасения ребенка, говорится в пьесе Винниченко «Черная Пантера и Белый Медведь». Автора интересовали мысли художника, его чувства, эмоции, когда он ставил на воображаемые весы жизнь своего сына и искусство. Корнею проще представить, что сын выздоравливает, чем продать картину, чтобы лечить его. Художник никак не хочет давать себе отчет в том, что ни одно искусство не сможет заменить ему родного человека. Винниченко отразил сложную ситуацию, которая встала перед Корнеем: на чаше весов его больной сын и картина.

Как видно из пьесы, чаша весов, где находилась безумная любовь к искусству, преобладает. Корней не продал картину и поэтому ребенок, не получив нужных лекарств, умирает. Винниченко пытался показать трагедию человека, который не смог сориентироваться в жизни и, руководствуясь ложными ценностями, пренебрег общечеловеческими.

Герои произведений В. Винниченко — люди, находящиеся на грани любви и ненависти, страстных эмоций и отчаянной нетерпимости к злу и несправедливости, сердцем и душой болеют за судьбу мира. Его произведения ярко демонстрируют, что человеческая жизнь невозможна без любви и душевной привязанности к близким людям. Даже его герои-индивидуалисты Мирон Антонович («Ступени жизни»), Яков Михайлюк («Записки Курносого Мефистофеля»), Мирон Купченко («Честность с собой») не смогли жить полноценно без теплых чувств, поэтому, на наш взгляд, сердце как определяющий элемент человечности не позволило им превратиться в людей без внутреннего душевного наполнения. Только сердце, душа могут способствовать формированию истинного человека, не безразличного к судьбе общества, природы, мира, который с любовью относится к другим людям. Именно о таком человеке говорится в правилах конкордизма Винниченко.

Проблема любви была в центре внимания не только В. Винниченко, но и ряда других мыслителей разных эпох. Неофрейдист Эрих Фромм, автор труда «Искусство любить», отмечал, что любовь должна утвердить себя как творческая сила, духовно обогащающая человечество. Фромм считал, что человек, любящий объект своей страсти, должен с любовью относиться и к остальным людям. Тот человек, утверждал он, который любит только своего партнера, а к другим относится неприязненно, вообще не способен любить. Любовь может спасти человечество, изнывающее от бесчувственности, отчуждения и эгоизма. Э. Фромм указывал на четыре компонента любви: 1) забота. Человек, который любит, интересуется жизнью другого, пытается оберегать его от опасностей и трудностей. Например, мать беспокоится о своем ребенке и все, что она для него делает — это не бремя, а радость и удовольствие. Любовь-забота распространяется не только на людей, но и на животных. Человек также может испытывать такую любовь к своей работе. Так, ученый упорно работает над исследованиями, художник пытается создать новый шедевр и т. п.; 2) ответственность. Когда мы любим, мы чувствуем ответственность за другого. Это не просто формальное выполнение долга, а искреннее переживание, ощущение тесной связи с объектом любви; 3) уважение. Оно заключается в способности видеть другого таким, какой он есть, в признании его индивидуальности. Мы иногда смотрим на тех, кого любим, сквозь призму собственных желаний и потребностей, забывая при этом, что другой человек — личность со своим внутренним миром, судьбой, мечтами, назначением; 4) знание. Другой человек — тайна. Только любовь способна познать глубинную сущность другого. Такая точка зрения Э. Фромма сходна с позицией В. Винниченко, который говорил о многогранности любви, касающейся природы, мира, человека.

Проблема любви была в центре внимания выдающегося украинского мыслителя Г. Сковороды. Почти во всех его произведениях присутствует тема «любви и сердца». Он убеждал, что любовь — это союз между Богом и человеком. Это чувство сродни невидимому огню, зажигающему сердце желанием познать слово Божье. В связи с этим любовь становится божественной или даже самим Богом. Сердце и любовь — основа всего сущего. Любовь — начало всего и благодаря ей человек способен познать ангельский язык. Тема любви занимала значительное место в философском творчестве русского философа В. Соловьева. По его мнению, любовь — это дар Божий или факт природы. Исследуя половую любовь, он указал на три ее вида: 1) любовь нисходящая, которая дает больше, чем получает (родительская любовь); 2) любовь восходящая, которая больше получает, чем дает (любовь детей к родителям); 3) любовь, в которой и первое, и второе находятся в равновесии (половая, или супружеская любовь). Особенность понимания любви Соловьевым в том, что он рассматривал эту проблему сквозь призму проблем человеческой индивидуальности и эгоизма. Итак, любовь — драгоценное благо, счастье и радость человеческой жизни, единственная истинная его основа.

Любовь к другому человеку — это утверждение его бытия, поскольку мы хотим, чтобы любимый человек был с нами всегда. Когда мы любим, то признаем своего партнера неповторимой, уникальной и единственной личностью во всей Вселенной. Именно таким человеком, верным и любящим, была для Винниченко его жена Розалия Яковлевна, которая делила с ним все трудности эмигрантской жизни, была советчиком, помощником. Их искренние взаимоотношения наводят на мысль, что влюбленный человек способен ощутить в объекте своей любви его потенциал, лучшие возможности, которые еще не реализованы, увидеть своего избранника (избранницу) таким, каким его задумал Бог. По этому поводу Макс Шелер отмечал, что любовь — не эмпирическое бытие другого человека, а его сущность. Любовь — это бережное проникновение в тайну чужой субъективности, она не ослепляет, а, наоборот, делает человека зрячим, открывает его особенность.

Литература:

1.                             Винниченко В. Щоденник / В. Винниченко; ред., вступ. ст. і приміт. Г. Костюка. — Едмонтон-Нью-Йорк: Видання Канадського ін-ту укр. студій, 1980. — Т. 1. — 500 c.

2.                             Гречанюк С. С. На тлі ХХ ст.: літ.-критич. нарис. — К., 1990. — 311 с.

3.                             Грушевський О. Остання книжка Вол. Винниченка / О. Грушевський // Літературно-науковий вісник. — 1910. — № 2. — С. 294–300.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle