Библиографическое описание:

Попов В. А., Липнягов Н. П. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков в системе средних общеобразовательных учреждений // Молодой ученый. — 2013. — №7. — С. 410-412.

Проблема отклоняющегося поведения школьников — одна из актуальных социально-педагогических проблем. Актуальность данной проблемы заключается в том, что сегодня девиантное поведение несовершеннолетних рассматривается как свидетельство недостатков в воспитательной сфере, сложной социально-экономической ситуации в стране, а совокупность фактов антиобщественного поведения и правонарушений подростков на определенной территории — как серьезный показатель недостатков проводимой профилактической и воспитательной работы (Т. В. Базайкина, [2]; Е. Ю. Ляпина, [6];И. И. Хажилина, [7] и другие). Исследование М. И. Рожкова, проведенный в 2004 году, им опрос 610 учителей общеобразовательных учреждений показал, что наибольшую выраженность имеют такие формы отклоняющегося поведения среди подростков: табакокурение — 65 %; грубость, сквернословие — 50 %; срывы уроков, пропуски уроков — 25 %; употребление алкоголя — 13 %; уходы из дома — 12 %; наркомания — 10 %; токсикомания — 10 %. [8, с.120].

Девиантное поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. [1, с.8].

Один из наиболее полных и интересных вариантов систематизации видов отклоняющегося поведения личности принадлежит Ц. П. Короленко и Т. А. Донских. Авторы делят все поведенческие девиации на две большие группы: нестандартное и деструктивное поведение. Нестандартное поведение может иметь форму нового мышления, идей, действий, выходящих за рамки социальных стереотипов поведения.

Типология деструктивного поведения выстраивается в соответствии с его целями. В одном случае это внешнедеструктивное поведение, во втором случае — внутридеструктивное поведение.

Внешнедеструктивное поведение, в свою очередь, делится на аддиктивное и антисоциальное. В группе внутридеструктивного поведения Ц. П. Короленко и Т. А. Донских выделяют: суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое и аутическое поведение [4, с.34].

В психологической литературе можно встретить и другие подходы к классификации видов отклоняющегося поведения личности. Так Е. В. Змановская выделяет три основные группы отклоняющегося поведения: антисоциальное; асоциальное; аутодеструктивное поведение

Антисоциальное (делинквентное) — это поведение, противоречащее правовым нормам.

Асоциальное — это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений

Аутодеструктивное — это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Его основные формы: пищевая и химическая зависимость, суицидальное, фанатическое, аутическое, виктимное поведение, деятельность с выраженным риском для жизни. [3, с.102].

На основе вышеуказанного нами была проведена первичная диагностика:«Программа социально-педагогической профилактики девиантного поведения». Которая опиралась на концептуальные положения и методические разработки, изложенные в трудах М. Г. Дмитриева, Г. И. Макартычевой, Н. В. Перешеиной, А. Г. Петрынина, Е. Ю. Ляпиной, П. А. Шептенко и других. Организация опытно-экспериментальной работы по социально-педагогической профилактике девиантного поведения подростков проходила в течение года на базе МОУ СОШ № 16 г. Владимира с учащимися 8-х (А, Б, В) классов.

Цель программы: социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков.

Задачи:

-          осуществить социально-педагогическую диагностику по выявлению склонности к девиантному поведению и его причин у учащихся 8 (А, Б, В) классов;

-          осуществить информационно-просветительскую работу с учащимися и их родителями;

-          осуществить социально-профилактическую работу с учащимися, склонными к девиантному поведению.

Программа предполагает следующие направления работы:

-          социально-педагогическая диагностика;

-          информационно-просветительская работа;

-          социально-профилактическая работа.

Программа осуществляется с помощью форм и методов работы:

Формы работы: совет профилактики школы; родительские собрания; лекции; диагностика; индивидуальные и групповые консультации.

Методы работы: анкетирование; тестирование; наблюдение; опрос; беседа; рефлексия; убеждение; метод дилемм (обсуждение ситуаций); дискуссия.

Социально-педагогическая диагностика проводилась с помощью следующих методик: «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению»(разработана Вологодским центром гуманитарных исследований и консультирования «Развитие» в 1992 году) «Методика выявления причин отклонений в поведении и развитии подростков», автор — Н. В. Перешеина, М. Н. Заостровцева [5].

Результаты психолого-педагогической диагностики среди учащихся 8-х классов школы (71 человек) на начальном этапе экспериментальной работы показали следующее.

По первой методике была выявлена выраженность следующих черт:

1.      Установка на социальную желательность — (8 %);

2.      Склонность к нарушению норм и правил — (17 %);

3.      Склонность к аддиктивному поведению — (14 %);

4.      Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению — (1,4 %);

5.      Склонность к агрессии и насилию — (7 %);

6.      Волевой контроль эмоциональных реакций — (49 %);

7.      Склонность к делинквентному поведению — (10 %).

По второй методике, проведенной среди подростков с выявленной склонностью к отклоняющемуся поведению (20 человек), классными руководителями были отмечены следующие причины отклоняющегося поведения:

1.      Влияние семьи — (30 %);

2.      Влияние среды — (30 %);

3.      Пробелы в воспитательной работе школы — (15 %);

4.      Пробелы в работе общественности — (25 %).

Таким образом, мы видим, что у большинства учащихся нет выраженных черт девиантности, основными причинами отклоняющегося поведения, по мнению классных руководителей, среди учащихся являются влияние семьи и влияние среды. Влияние семьи нередко отмечено склонностью к алкоголизму, отсутствию дружбы между родителями и ребенком, безнаказанность ребенка, вседозволенность. После анализа результатов диагностики нами была проведена социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков, рассчитанная на один учебный год. Работа проводилась комплексно по трем направлениям: родители, педагоги, учащиеся с учетом индивидуальных результатов диагностики.

1.                  Информационно-просветительская работа с родителями имела целью профилактику, предупреждение возможных нарушений в семейных отношениях и семейном воспитании. С этой целью родителей знакомили с теми формами семейных отношений и семейного воспитания, которые могут приводить к негативным отклонениям в поведении детей и подростков. Формами такой работы были лекции, семинары, беседы, тематические родительские собрания с привлечением специалистов (психологов, медиков, юристов и др.).

Информационно-просветительская работа с педагогами включала лекции и семинары об особенностях работы с подростками девиантного поведения.

Информационно-просветительская работа с учащимися. Именно в школе такая форма работы, по нашему мнению, может оказаться наиболее действенной и эффективной. Вся работа педагогов должна быть построена на профилактике и предупреждении вредных привычек и негативных отклонений в поведении.

2.                  Социально-профилактическая работа включает комплекс активных воспитательно-педагогических мероприятий.

При разработке социально-профилактических мероприятий мы учитывали:

-        особенности проявления той или иной вредной привычки у ребенка, социально-культурные условия, при которых она сформировалась;

-        уровень общей осведомленности ребенка о последствиях проступка или девиации;

-        степень выраженности аномально-личностных проявлений.

Сделав социально-педагогическую профилактику с учащимися 8-х классов, была проведена повторная диагностика.

Результаты психолого-педагогической диагностики на заключительном этапе экспериментальной работы показали следующее.

По методике диагностики склонности к отклоняющемуся поведению была выявлена выраженность следующих черт:

1.      Установка на социальную желательность — (8 %);

2.      Склонность к нарушению норм и правил — (8 %);

3.      Склонность к аддиктивному поведению — (8 %);

4.      Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению — не выявлено.

5.      Склонность к агрессии и насилию — (4 %);

6.      Волевой контроль эмоциональных реакций — (56 %);

7.      Склонность к делинквентному поведению –(6 %).

Сравнение результатов повторной диагностики с результатами диагностики на начальном этапе, показало, что количество детей с выраженной склонностью к нарушению правил и норм за год снизилось с 17 % до 8 %; к аддиктивному поведению с 14 % до 8 %; к делинквентному поведению с 10 % до 6 %; к агрессии и насилию с 7 % до 4 %.

По второй методике, проведенной среди подростков с выявленной склонностью к отклоняющемуся поведению (11 человек), классными руководителями были отмечены следующие причины отклоняющегося поведения:

1.      Влияние семьи — (25 %);

2.      Влияние среды — (40 %);

3.      Пробелы в воспитательной работе школы — 5 %;

4.      Пробелы в работе общественности –(30 %).

Таким образом, основными причинами отклоняющегося поведения, по мнению классных руководителей, среди учащихся являются влияние среды и пробелы в работе общественности.

Сравнение результатов повторной диагностики причин отклоняющегося поведения среди подростков, склонных к девиации, показало, что основными причинами отклоняющегося поведения являются влияние среды, а так же проблемы в работе общественности, которые следует улучшать.

Таким образом, анализ результатов диагностик на начальном и заключительном этапе опытно-экспериментальной работы, позволил сделать нам вывод о том, что программа социально-педагогической профилактики девиантного поведения подростков, основанная на комплексном подходе, учете индивидуальных результатов диагностики, использовании активных форм работы с подростками, является эффективной.

Литература:

1.                  Азарова, Л. А. Девиантное поведение и его профилактика. Учебно-методический комплекс/Л. А. Азарова. — Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. — 164с.

2.                  Базайкина, Т. В. Организация системной профилактики девиантного поведения подростков/Т. В. Базайкина, Л. И. Кундозерова, С. М. Милинис// Современные наукоемкие технологии, 2004. — № 5 — С. 44–45

3.                  Змановская, Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. В. Змановская. — М.: Изд. центр «Академия», 2003. — 288 с.

4.                  Короленко, Ц. П. Семь путей к катастрофе/Ц. П. Короленко, Т. А. Донских. — Новосибирск: Наука, 1990. — 224с.

5.                  Перешеина, Н. В. Девиантный школьник. Профилактика и коррекция отклонений / Н. В. Перешеина, М. Н. Заостровцева. — М.: Сфера, 2006. — 192 с.

6.                  Профилактика социально опасного поведения школьников: система работы образовательных учреждений/ авт. — сост. Е.Ю. Ляпина. — Волгоград: Учитель, 2007. — 231 с.

7.                  Хажилина, И. И. Профилактика наркомании: модели, тренинги, сценарии / И. И. Хажилина. — М.: 2002. — 228 с.

8.                  Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением: учеб.-мет. пособие//под ред. М. И. Рожкова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 240 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle