Библиографическое описание:

Хентонен А. Г. Применение конвенционально-деятельностной технологии в формировании готовности будущего учителя технологии к развитию нравственного сознания школьников // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 743-746.

Социально-экономические преобразования, происходящие в современном российском обществе, значительно изменили его социальнокультурную жизнь, сказались на уровне жизни населения, отразились на ценностных ориентирах подрастающего поколения, девальвация ценностей труда, ответственном и добросовестном отношении к своей будущей профессиональной деятельности. Поскольку учитель технологии больше других ориентированы на раскрытие нравственного смысла трудовой деятельности, в том числе предпринимательской, наше исследование нацелено на выявление педагогической технологии, которая эффективно бы формировала его готовность к развитию нравственного сознания школьников.

Готовность будущего учителя технологии к развитию нравственного сознания у школьников — это сложное личностное образование, включающее осознание личностной и общественной значимости деятельности, положительное отношение к ней и способность на компетентностном уровне целенаправленно обогащать познание школьников нравственными смыслами продуктивного труда с перспективой их реализации в будущей профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики [3, с. 25].

Доминирующей целью образовательной области «Технология» по восходящей (от основного общего до среднего (полного) общего образования) являются: формирование познавательной, трудовой, общественной активности, психологической, практической готовности к трудовой деятельности, в том числе предпринимательской, в сфере современного производства, самостоятельности и способности решать профессиональные задачи, умения ориентироваться в многоаспектной проблемной ситуации и самостоятельно добывать знания по ее разрешению; формирование представлений о предпринимательстве как современном средстве жизнедеятельности молодого человека, ориентированного на материальный успех за счет непрерывного обновления знаний и умений; развитие способности к предпринимательской деятельности на реальных примерах из практики бизнеса; стимулирование осознания учащимися того, что трудовая деятельность связано не только с извлечением прибыли, но и с созиданием, изобретением, организацией, конкурентным взаимодействием с партнерами. При этом одновременно должна происходить ориентация на интенсивное становление таких качеств, как гражданская ответственность, инициативность, самостоятельность, толерантность, готовность к деловому сотрудничеству, самостоятельной деятельности на рынке труда.

Анализ научной литературы по вопросу о сущности современного труда, предпринимательской деятельности и опыта обучения их основам в общеобразовательной школе показал, что труд рассматривается учеными в традиционном его понимании, а предпринимательство — как профессия, призвание, свойство души или врожденная склонность, особый образ мыслей, стиль поведения, элемент культуры (В. Я. Горфинкель, Г. Б. Поляк, В. А. Швандар). Исследованиями А. А. Галагана, Е. А. Журавлевой, Ю. М. Осипова установлены необходимые для сохранения нравственности деятеля как предпринимателя черты: убежденность в полезности своего дела не только для себя, но и для других, для общества, государства; вера в человека труда; отношение к бизнесу как к искусству и в то же время как нравственно обусловленной деятельности; признание необходимости конкуренции, принципов сотрудничества, справедливости, уважения к другой личности, любой собственности, профессионализма и компетентности; признание ценностью образования, науки и техники, информатики, культуры; отказ от безнравственных способов достижения прибыли. Данные черты служат предпосылкой развития нравственного сознания у школьников в условиях рыночной экономики и определяют общую направленность воспитания в этом аспекте: формирование культуры и профессиональной этики предпринимательской деятельности, отражающихся в деловых качествах, в процессе создания товаров и услуг, гармонично удовлетворяющих материальные и духовные потребности общества.

Реализация этих предпосылок в образовательном процессе на основе учебных предметов технологической направленности предполагает, что усвоение школьниками культуры труда и предпринимательской деятельности означает овладение теоретическими знаниями, умениями и навыками, развитие социальных потребностей и мотивацию положительных эмоций, ориентацию на этические нормы в межличностных отношениях с участниками совместной деятельности, включение школьников в предтрудовую деятельность, в процессе которой реализуются учебные модели рыночных отношений, одновременно закрепляются формы общественного поведения, формируется потребность действовать в соответствии с нравственными образцами.

На основе анализа литературы нами была разработана педагогическая технология — конвенционально-деятельностная технология, которая предполагает накопление учащимися опыта включения нравственного знания в контекст деловых способов взаимодействия. Она формирует умение обучать школьников нравственному поведению в проблемных ситуациях трудовой деятельности. Соответственно наиболее эффективно формируют готовность будущих учителей технологии к развитию нравственного сознания у школьников.

Методологической основой конвенционально-деятельностной технологии служили принцип нравственной целесообразности действий и поступков и деятельная сущность понятия конвенции как соглашения, устанавливающие взаимные права субъектов общей деятельности и нравственные запреты.

Психологической основой технологии выступал социально-ролевой механизм взаимодействия субъектов. Первоначально студенты принимали для себя роль организаторов предпринимательской деятельности, затем его рядовых участников, экспертов, юристов и др. На практических занятиях студентов обучали моделированию различных видов продуктивной деятельности. Эти обучающие ситуации были ориентированы на будущее обучение предпринимательству школьников. Тем самым создавалось реальное и проектировалось будущее новое социально-психологическое «человеческое пространство», где взаимодействовали субъекты, играющие соответствующие коммуникативные, социальные, культурные, межличностные, деловые роли [1, с. 34].

Методической основой служили метод упражнения.

Профиль продуктивной или предпринимательской деятельности студенты выбирали самостоятельно. Дальнейшие действия осуществлялись по трем алгоритмам: нравственно устанавливающий, организационно-деятельностный и нравственно-исполнительный. Реально они представляли собой определенные модели пошагового исполнения своей роли. Последовательность действий по первому алгоритму выстраивали следующим образом:

Безымянный.jpg

Рис. 1. Нравственно устанавливающий алгоритм

Последовательность действий по второму алгоритму — организационно-деятельностному — следующая:

Безымянный.jpg

Рис. 2. Организационно-деятельностный алгоритм

Последовательность действий по третьему алгоритму — нравственно-исполнительному — следующая:

Безымянный.jpg

Рис. 3. Нравственно-исполнительный алгоритм

Предложенные индивидуальные и коллективные формы работы с учащимися по развитию у них нравственного сознания на основе ценностных ориентаций, поиска нравственного смысла труда, организации различных обучающих видов предпринимательской деятельности методически обогащают педагогическую практику студентов как часть образовательного процесса вуза и опыт учителей общеобразовательной школы.

Таким образом, конвенционально-деятельностная технология формирует опыт организации обучающих видов трудовой деятельности, в том числе предпринимательской, школьников с позиции ее нравственных основ. Базовым условием является информационная и технологическая поддержка у студентов устойчивого интереса к новому компетентностному аспекту их будущей профессиональной деятельности.

Развитие нравственного сознания школьников основана на интегративной системе критериев нравственной устойчивости, определяемых нравственными качествами, такими как стабильная ориентация на общественные эталоны и нормы поведения; способность различать характер и мотивы нравственных и безнравственных поступков; нетерпимость к безнравственным действиям и поступкам; собственная нравственная позиция в общении с деловыми людьми; умение бороться со злом во всех его проявлениях [2]. Вместе с тем обращение к нравственному сознанию школьника в аспекте осознания им себя, своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей в развитии, определения своего места в жизни, осознанного принятия нравственных обязательств, самоконтроля и регулирования своей деятельности, самооценки как будущего деятеля активно стимулируется именно в образовательном процессе.

Литература:

1.    Макаров М. Л. Основы теории дискурса. — М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. — 280 с.

2. Кочетов А. И. Воспитательная система: общеобразовательная школа России. — Краснодар: Институт им. Россинского, 2000. — 455 с.

3.    Хентонен А. Г. Понятие и сущность формирования готовности учителя технологии и предпринимательства к развитию нравственного сознания у школьников // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. — 2010. –№ 11. — С. 25–31.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle